Отечество монахов – Небеса

 

«У лика Спасителя, как бы над Вифлеемом, впервые воссияла звезда спасения России». Так писал первый историк Черноостровского монастыря архимандрит Леонид Кавелин. 200 лет назад у стен этой обители произошло сражение, решившее судьбу не только России, но и всей Европы.

 

«Этот старик выгнал нас из-под Малоярославца»

Ожесточенная битва длилась восемнадцать часов подряд, охваченный огнем город восемь раз переходил из рук в руки, уцелело только 20 домов. В этом сражении погибли по разным оценкам от 6000 до 8000 русских воинов. После Малоярославецкой битвы Наполеон принял решение об отступлении назад по разоренной и разграбленной Гжатской дороге, где впоследствии и погибла большая часть его армии.

Устное предание сохранило рассказы очевидцев о чудесах, происходивших во время битвы. В акафисте Калужской иконе Матери Божией упоминается о явлении этого образа на небе во время сражения, которое повлияло на его исход. Богородица, по рассказам участников битвы, показав Наполеону своей рукой на север, обрекла его многотысячную армию на гибель зимой 1812 года. Рассказывают также о том, что во время сражения русским воинам помогал старик на коне с огненным мечом в руках. При отступлении в одной из церквей французы, увидев образ Святителя Николая, стали в панике кричать: «Этот старик выгнал нас из-под Малоярославца».

От военных действий монастырь, как и весь город, сильно пострадал, все его здания были сожжены и разграблены. Получив это известие, настоятель отец Макарий, вывезший вместе с братией при приближении французов церковную ризницу, немедленно пешком вышел из Калуги в лаптях и рясе. Перед его взором предстало ужасающее зрелище: еще дымились сгоревшие строения, монастырь и его окрестности были усеяны мертвыми телами и трупами лошадей. Но среди этого разгрома отца Макария ждало настоящее чудо: на главных вратах, испещренных ядрами и картечью, совершенно невредимым остался Нерукотворный Образ Спасителя.

В память о судьбоносном сражении был воздвигнут великолепный Никольский собор. В наше время в обители возобновлен ежегодный крестный ход к братской могиле защитников Отечества 1812 года. Он совершается 25 октября, в праздник Калужской иконы Божией Матери, в память заступничества Богородицы в войне 1812 года.

 

Восставший из руин

К сожалению, разорение Свято-Никольского монастыря в результате сражения с французами было не последним и не самым страшным в его истории. Еще более безжалостному разгрому он подвергся в богоборческие десятилетия ХХ века. К тому моменту, когда обитель в 1991 году был возвращена Русской Православной Церкви, она находилась в полном запустении: оскверненные и полуразрушенные храмы, разоренные монастырские строения с вывороченными окнами, выломанными дверями, разобранными полами и перекрытиями, сорванными крышами. В октябре 1992 года поселившимся в возобновленном монастыре сестрам досталась только одна пригодная для жилья комната. Но и та прослужила им недолго: рухнувший потолок в прямом смысле лишил насельниц крыши над головой.

Любуясь спустя двадцать лет величественным монастырским ансамблем, восстановленными храмами и заново возведенными строениями, прогуливаясь по ухоженным дорожкам, обрамленным благоухающими цветниками, просто диву даешься – как тихим и скромным сестрам удалось создать все это великолепие.

Оказывается, все под силу духовным дочерям благословенной Оптиной пустыни.

 

Наследницы великих традиций

Тесные узы, связывающие Свято-Никольский монастырь с великим духовным светильником русского Православия, сложились еще в XIX веке, когда трудами настоятелей – выходцев из Свято-Введенской Оптиной пустыни отца Макария (Фомина) и преподобного старца Антония (Путилова) монастырь был благоустроен внешне и внутренне, и в нем установились традиции строгой монашеской жизни. Устроенная ими по оптинскому образцу жизнь обители продолжалась до ее закрытия атеистическими властями в 1918 году. Дивным образом это оптинское устроение возродилось в Свято-Никольском монастыре после его возвращения Русской Православной Церкви. Настоятельницей монастыря была назначена игумения Николая (Ильина), которая прошла школу послушания и духовного становления в Оптиной Пустыни и приняла постриг в Казанской Амвросиевской женской пустыни в Шамордине. Возрождение обители началось с обустройства духовной жизни. Возобновились богослужения, установлен строгий монашеский устав, введено откровение помыслов, занятия по изучению Священного Писания, творений святых отцов, Богослужебного устава. Огромное значение для духовного становления сестер имели прочно установившиеся связи с Оптиной пустынью, монастырями Кипра, Греции и Святой Горы Афон. Результатом такой неусыпной и многолетней заботы о духовной зрелости насельниц обители стало назначение ее 11 сестер настоятельницами женских монастырей по всей России. Именно это выделяет Свято-Никольский монастырь из числа других обителей и показывает его особую роль в возрождении Православия на Русской земле.

 

Отрада и утешение

Сегодня Малоярославецкий Никольский монастырь можно смело назвать одним из самых процветающих монастырей России. Большую известность принес обители созданный при ней в 1993 году первый в России православный приют «Отрада» для девочек, оказавшихся без попечения родителей, попавших в экстремальную ситуацию, в том числе в той или иной мере приобщившихся к наркотикам и алкоголю. Их судьбы во многом похожи друг на друга – грязь, голод, побои, болезни, страх. Сестры монастыря приняли этих девочек в свою семью, ежедневно, ежечасно, ежеминутно они отдают детям все свои силы, а главное, всю свою христианскую любовь, добросердечие и теплоту. Сегодня в «Отраде» воспитываются 60 девочек в возрасте от 2 до 17 лет. Для них построен прекрасный современный корпус с благоустроенными спальнями, классными комнатами, своей часовней, компьютерным и музыкальным классами. Здесь нашлось место и для живого уголка, спортивного и концертного залов и, конечно, обширной библиотеки.

Учатся воспитанницы в открытой при монастыре гимназии, по окончании которой получают аттестат государственного образца. Десятки выпускниц гимназии уже стали студентками многих столичных вузов.

В 2011 году заботами известной общественной деятельницы Е. Зелинской при приюте открылся филиал Российского государственного социального университета. Семь первых студенток уже успешно перешли на второй курс по специальности «Православная журналистика», а на первый курс поступили еще семь выпускниц гимназии.

Кроме общеобразовательной программы воспитанницы «Отрады» занимаются хореографией, живописью, лепкой, рукоделием, вокалом, осваивают греческий и церковнославянский языки, основы древнерусского знаменного распева и византийского пения. В приюте сложился прекрасный хор, который уже хорошо известен не только в России: девочки с большим успехом выступали на международных фестивалях в Греции и Италии, Австрии и Германии.

 

«Дом монаха – храм, дело монаха – правило»

Поэтому и Устав монастыря в первую очередь способствует исполнению основного монашеского долга – молитвы. Богослужения в храме – это драгоценное время, когда молитвы каждой из сестер сливаются в единую соборную молитву, а византийские распевы, исполняемые сестрами на два клироса, захватывают дух, отрывают его от всех земных попечений и возносят к Небу. В праздничные дни к хору сестер присоединяется еще хор ангелов – детский клирос, и это всегда особенная, по-детски чистая и радостная молитва!

В храме Корсунской Божией Матери в особенной молельной келье круглосуточно читается неусыпаемая Псалтирь за всех живых и умерших благодетелей монастыря, за сестер и их родных, за всех, кто обращается в монастырь с просьбой молитв о себе и своих близких.

Каждый день в полдень монахини и инокини расходятся по своим кельям для исполнения келейного Правила. Это – время сугубого подвига, время тайной беседы с Богом, время покаянного плача. Вечером все сестры и дети приюта собираются на «канавку». Эта замечательная традиция возникла в монастыре после поездки в Дивеево и Саров в 2001 году, как будто сам преподобный батюшка Серафим, так тепло встретивший их в своей обители, передал это благословение. И теперь в любое время года и в самую бурную непогоду сестры с молитвой «Богородице, Дево, радуйся», со святыми иконами Божией Матери и Св. Николая обходят весь монастырь, ограждая его от нападений видимых и невидимых врагов. После «канавки» в храме Всех святых, в нижнем этаже огромного Никольского собора начинается чин прощения. При свете лампад и свечей сестры совершают особые покаянные молитвы, поклоняются Святому Кресту и с земным поклоном просят друг у друга прощения – как обычно совершается в других обителях в Прощеное воскресенье.

Для тех сестер, которые с благословения матушки игумении хотели бы усугубить свои молитвенные подвиги, за полчаса до полуночи начинается ночная служба. Ее совершают сами сестры в храме Всех святых при свете лампад, раскачивая паникадило по афонскому обычаю. Заканчивается ночная служба около 3 часов ночи. Афонское предание гласит, что в это время Сама Пречистая Богородица обходит землю и благословляет своих детей. Главное богослужение, на котором обязательно бывают все сестры, – Божественная литургия, самое большое сокровище, благодарение Богу за Святое таинство Причастия – залог будущего Царства Небесного. Не реже чем раз в неделю все сестры причащаются святых Христовых Таин.

 

Послушания с молитвой

Труд в монастыре посвящен Богу и любви к ближним, поэтому он начинается молитвой и оканчивается непрестанной молитвой. Работы, или как их называют в монастыре – послушания, бывают самые разнообразные. С ранней весны и до поздней осени кипит работа на монастырских огородах. Сестры выращивают здесь почти все овощи, необходимые для монастырской кухни. Земля, освященная молитвою и трудовыми каплями пота, щедро награждает сестер своими плодами. Так же радостно и дружно, с молитвой на устах трудятся сестры в коровнике. В обители десять коров, и их вкусного молока вполне хватает на всю большую монастырскую семью – и на сестер, и на детей приюта.

В швейной мастерской умелые руки монахинь изготавливают подрясники, апостольники, клобуки, рясы, а также церковные облачения и одежды священников. В обители возрождается древнее лицевое шитье – вышитые шелком, золотом и бисером иконы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих, наполненные духовной радостью, молитвой и любовью инокинь, дарят сестры благодетелям и гостям монастыря. Даже на святой Афонской горе и на древнем Кипре благочестивые паломники могут встретить эти дары любви смиренных русских инокинь. В иконописной мастерской сестры пишут иконы для храма и учатся фресковой живописи. Они уже расписали в византийском стиле стены Корсунского храма и холла в Троицком корпусе, где обычно собираются вместе все сестры и встречают гостей.

 

СВЯТЫНИ ОБИТЕЛИ

В Никольском монастыре бережно хранятся следующие святыни:

• резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня

• частица мощей Святителя Николая в ковчеге, привезенная в 2001 году в дар из г. Бари

• стопочка от мощей преподобного Антония (Путилова), старца Оптинского, который, как известно, особенно страдал от болезни ног

• частица мощей преподобномученика Космы Протатского, первого игумена горы Афон

• частицы мощей вмч. Пантелеимона, свт. Митрофана Воронежского, свт. Филарета Московского, прп. Анны Кашинской и др.

• иконы с частицами мощей Киево-Печерских святых, преподобных старцев Оптинских, Преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, преподобного Феодосия Тотемского, святителя Иоанна Тобольского, преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, Вифлеемских младенцев, Петра и Февронии Муромских.

Особо почитается написанная специально для Никольского монастыря на Святой Горе Афон икона Божией Матери «Всецарица», копия с чудотворной иконы, которая прославилась в монастыре Ватопед бесчисленными исцелениями от онкологических заболеваний.

 

Стихи сестер обители

 Здесь во плоти Христос не ходил,

Он и землю не видывал нашу,

Только разве за нас Он не пил,

Нерожденных, Голгофскую чашу?

 

За язычников, диких варяг,

И славян, именуемых россы,

С нами Бог в Православии! Зря

Воевали за Гроб крестоносцы.

 

Племя иноков – цвет христиан,

Испещренный славянскою вязью.

Носим мы на себе параман,

Носим Господа нашего язвы.

 

Мы – монахи последних времен,

Мы – великой России потомки,

И пока дух в нас не сокрушен,

Есть надежда спастись на обломках.

***

Они живут между землей и небом,

Как если б не для них земля творилась,

Всем сердцем возлюбившие Христа,

Молитесь, иноки, за всех людей молитесь.

 

Их лица озаряет дивный свет,

В них простота без всякия прикрасы.

Монахи – ангелы, сошедшие с небес

В одеждах послушанья, в черных рясах.

 

Молитва их до Бога достает,

Они – маяк средь бурь мятежной жизни.

Монахи – странники, всех за собой ведут

Ко Господу в небесную Отчизну.

 

Они живут между землей и небом,

Как если б не для них земля творилась,

Всем сердцем возлюбившие Христа,

Молитесь, иноки, за всех людей молитесь.

 

В блокнот паломнику:

Адрес: Калужская область, г. Малоярославец, ул. Кутузова, 2.

Телефон: (48431) 2-14-69.

Как добраться из Москвы: На электричке с Киевского вокзала, время в пути около 2 часов.

На автобусе до Малоярославца от ст. м. «Юго-Западная» или «Теплый Стан».

На собственном автомобиле по Киевскому шоссе, после Обнинска поворот направо на Малоярославец.

Елена Прокофьева,

фото Анны Зелинской

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Россия, #Малоярославец, #Свято-Никольский Черноостровской женский монастырь

06 Oct 2015