Путь длиной в Евангелие

 

Он прошел с проповедью о Христе Египет, Ливию, остров Кипр. В Риме написал Евангелие, в Александрии почил. Однако его святые мощи хранятся в Венеции.

 

Избранного рода

Апостол от семидесяти Марк происходил из колена Левиина и был племянником апостола Варнавы. Жил евангелист со своей матерью Марией в Иерусалиме, в доме, который находился недалеко от Гефсиманского сада. После Вознесения Иисуса Христа дом этот стал местом молитвенных собраний первых христиан и пристанищем для некоторых из них.

Святой Марк – ближайший сподвижник апостолов Петра, Павла и Варнавы, с которыми он прошел немало дорог, благовествуя о пришедшем Мессии. В Египте вместе с апостолом Петром – своим духовным отцом, Марк основал много церковных общин. Когда в Риме пленили апостола Павла, Марк отправился туда и написал Евангелие для уверовавших язычников. После этого он отбыл в Александрию, где основал христианское училище, выходцами из которого стали знаменитые отцы и учители Церкви, такие как Климент Александрийский, святитель Григорий Чудотворец и другие. Затем апостол пошел в Африку, посетил Ливию и Нектополь. И вновь вернулся в Александрию.

Здесь его ждали нелегкие испытания – во время богослужения на святого напали язычники. Избив его, они поволокли апостола по улицам города, чтобы бросить в темницу. Находясь в узах, евангелист Марк удостоился лицезреть Самого Господа, Который укрепил его в страданиях. На другой день толпа вновь погнала апостола на судилище, но по дороге он скончался. Язычники хотели сжечь тело, но вдруг грянул гром, все вокруг померкло и земля затряслась. Неверные разбежались от страха, а христиане взяли тело апостола и погребли его.

В IX веке власть в Египте оказалась в руках арабов-магометан, которые теснили Христианскую Церковь. Тогда мощи святого апостола перенесли в Венецию.

 

У берегов Египта

На площади святого Марка всегда людно – паломники и туристы, прибывающие со всех концов мира в Венецию, первым делом отправляются сюда, в собор святого Марка, где они могут преклонить колени перед ракой с мощами евангелиста.

Строительство базилики тесным образом связано с историей перенесения святых мощей апостола из Александрии в Венецию. Как всегда, отличились купцы. Нарушив запрет императора Византии Льва Армянина о посещении областей, захваченных мусульманами, венецианские купцы Буоно и Рустико в 828 году все-таки высадились у берегов Египта. Возможно, их застала буря и они вынуждены были искать убежища, а может быть, все гораздо прозаичнее: торговцы просто решили выгодно продать товар. Как бы там ни было, но первым делом венецианцы отправились поклониться святым мощам апостола Марка, которые пребывали в Александрии.

От хранителей святыни купцы узнали, что халиф Египта пожелал возвести себе дворец и приказал брать мрамор для строительства из христианских церквей. Александрийские служители боялись, что мощи святого апостола будут осквернены и уничтожены. Тогда купцы предложили перевезти святыню в Венецию вместе с хранителями. Александрийцы засомневались, угодно ли будет такое Богу. Но во время разговора произошло событие, заставившее их согласиться, – прямо в храме был жестоко избит один христианин за то, что повредил мраморную глыбу, предназначавшуюся для дворца халифа.

 

Явился сам

Венецианцы взяли мощи, но вывезти их незаметно из страны было непросто. Тогда предприимчивые купцы положили святыню в большую корзину, накрыв ее сверху свиными тушами, к которым мусульмане не могли прикоснуться даже при таможенном досмотре. Во время плавания, среди ночи, одному монаху явился сам святой Марк и сказал, чтобы моряки сняли паруса. Корабельщики паруса убрали, а утром обнаружили, что проплывали так близко от одного острова, что могли разбиться о его скалы, не последуй они совету апостола.

Купцы не рискнули возвращаться в Венецию сразу и остановились в истрийском городе Умаге, отправив письмо главе Венецианской республики дожу Анжело Партечипацио. Дож обрадовался неожиданному повороту событий и выразил купцам свою радость по поводу обретения мощей. Святыню торжественно сопроводили в Венецию и положили в домашней церкви дожей, которую назвали в честь апостола. С этого времени евангелист Марк стал покровителем Венеции, а его символ, крылатый лев, появился на гербе города.

 

Загадка мощей

Со временем преемник дожа Анжело, его сын Джустиниано, задумал возвести в честь апостола Марка величественный храм. В 829 году началось его строительство. Мощи святого поместили в бронзовую раку и вмуровали в одну из внутренних колонн церкви, да так, чтобы она не была заметна под мраморными плитами. О месте нахождения мощей знали только дож и настоятель храма.

Последующие правители продолжали благоукрашать базилику вплоть до Пьетро IV Кандиано, которого в конце Х века убили восставшие соотечественники. Собор Святого Марка сильно пострадал тогда от пожара, перекинувшегося от дворца дожей. Новый правитель Пьетро I Орсеоло сразу же приступил к реставрации храма, украсив его лучше прежнего. Мощи, как выяснилось, не пострадали и, взятые из тайника, возвратились на прежнее место. Однако вскоре дож Орсеоло ушел в монастырь, не оставив о святыне никаких сведений.

Венецианцы всей душой желали найти мощи. Был объявлен всеобщий пост, по всему городу совершались молитвы, обращенные к апостолу Марку. И, наконец, 25 июня 1094 года произошло чудо. После торжественного крестного хода, во время богослужения в базилике святого Марка от одной из пилястр отпала часть мраморной плиты, и все увидели бронзовую раку. Святыню выставили для всеобщего поклонения, но вскоре вновь спрятали. Известно было лишь, что мощи находятся в крипте собора.

В XV веке крипту заперли и открыли лишь после падения республики, в 1813 году. Святыню извлекли из тайника и после реставрации раки мощи положили под престолом главного алтаря, где они хранятся ныне.

 

Подобно Вифлеемской звезде

Каждый, кому посчастливилось побывать в соборе святого Марка, скажет вам, что, когда смотришь на его своды и купола с золотыми мозаичными полотнами, захватывает дух. Библейские сюжеты, сцены из жития Богородицы, Иоанна Крестителя, апостола Марка повествуют о главных событиях духовной истории человечества. Восхищенный увиденным, английский писатель Джон Рескин писал: «Ни один город не имел столь прославленной Библии. Храм-книга, сверкающий издалека подобно Вифлеемской звезде».

Более двухсот лет, начиная с 1071 года, создавались эти мозаики. Ныне общая площадь мозаичного покрытия собора составляет 4000 кв. метров. Ранние работы созданы безымянными мастерами. Позднее в обновлении панно принимали участие такие мастера, как Тициан, Якопо Беллини, Тинторетто.

Для изготовления мозаик использовали разноцветное стекло с острова Мурано. Его выкладывали на фоне золотой фольги, благодаря чему стены и купола храма излучают неповторимое сияние.

 

Главные святыни

После разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году собор святого Марка стал обладателем многих древних реликвий, которые можно увидеть там и сейчас. Среди них квадрига на западном фасаде, «золотой алтарь» византийской работы и образ Божией Матери «Мадонна Никопея».

Квадрига первоначально украшала константинопольский ипподром. После того как ее вывезли крестоносцы, она была установлена на лоджии собора святого Марка, поражая мастерством исполнения – кони были словно живые. Недаром именно они стали одним из символов Венеции. После прихода Наполеона ква дригу увезли в Париж и установили сначала над входом во дворец Тюильри, а затем на Триумфальной арке площади Каррузель. Только спустя почти двадцать лет, в 1815 году, кони вернулись в Венецию. В 1970-е собор начали реставрировать и квадригу заменили копией, а оригинал поместили в музее базилики.

«Золотой алтарь», по-итальянски Пала д’Оро, установлен у главного алтаря собора рядом с ракой апостола Марка. Его размеры впечатляют – 3,34 на 2,51 метра. Это уникальное произведение византийских мастеров X–XII веков состоит из 250 миниатюр, которые выполнены в технике перегородчатой эмали и изображают сцены из Священного Писания. Дож Андреа Дандоло заказал раму из позолоченного серебра, украшенную двумя тысячами драгоценных и полудрагоценных камней. В эту раму были установлены эмалевые миниатюры, а сам алтарь помещен в мраморную дароносицу. До середины XX века алтарь открывали лишь в торжественные моменты богослужения.

Икона Божией Матери «Никопея» (Победоносная) получила свое название в Византии, императорские войска молились у этого образа о заступничестве в битвах. «Никопея» считалась хранительницей императорского дома. В 1204 году чтимый список этого образа был вывезен в Венецию и стал здесь весьма почитаемым. До начала XVII века он хранился в ризнице собора и выставлялся на всеобщее обозрение по большим церковным праздникам.

Стоит обратить внимание и на другие реликвии базилики святого Марка: это главы апостолов Иакова Младшего и Тита, а также мощи мученика Исидора.

 

Евангелие от Марка

По свидетельству св. Папия, епископа Иерапольского, а также св. Иустина Философа и св. Иринея Лионского, апостол Марк написал свое Евангелие со слов апостола Петра. В Евангелии от Марка очень мало говорится об отношении учения Господа Иисуса Христа к Ветхому Завету и приводится лишь несколько ссылок на ветхозаветные священные книги. Главное внимание св. Марк обращает на чудеса Христовы, подчеркивая Царское величие и всемогущество Господа. Иисус в его Евангелии не сын Давидов, а Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь вселенной. Поэтому и эмблемой Марка является лев – царственное животное, символ мощи и силы.

Евангелие от Марка – самое короткое из синоптических Евангелий. В нем всего 16 глав. Время написания церковный историк Евсевий относит к 43 году по Рождеству Христову.

 

Галина Дигтяренко

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Италия, #Венеция, #Собор святого Марка, #Святые, #Апостол Марк

16 Apr 2018