Звенигородский чудотворец

 

Еще при жизни преподобного Савву Сторожевского называли «дивным духовным светильником, озарившим целую страну».

 

Казался простецом

Неизвестно, где и когда родился преподобный, кем были его родители и как они нарекли будущего подвижника при крещении. Исследователи XIX века не исключали, что происходил святой Савва из богатого и знатного, возможно, боярского рода и при поступлении в обитель Сергия Радонежского «он намеренно скрыл свое высокое происхождение, так как предание приписывает ему оставление имущества и заменение мягких одежд власяными рубами».

Предположительно, будущий преподобный родился около 1327 года. В Троицкой обители он оказался в числе первых насельников – ему тогда не было и восемнадцати. Вскоре он принял иноческий постриг с именем Саввы – в честь преподобного Саввы Освященного.

На богослужение молодой инок приходил в церковь раньше всех и выходил из нее последним. Непрестанно упражнялся в церковном пении и чтении. Время, свободное от молитвы и церковных служб, занимал рукоделием, боясь праздности – матери пороков. Он любил безмолвие и избегал бесед с другими монахами, поэтому «казался всем простецом, ничего не знавшим, а на деле превосходил мудростью своей многих, мнящих себя разумными». Он искал не показной человеческой мудрости, а высшей – духовной, в которой и преуспел.

 

Духовник Троицкой братии

Сергий Радонежский лучше других видел успехи монаха Саввы в духовной жизни и питал такую любовь и уважение к ученику своему, что назначил его духовником всей братии. В это же время он стал духовником супруги великого князя Московского Димитрия Донского Евдокии, а позже и второго сына великокняжеской четы – Юрия, будущего князя Звенигородского.

В 1380 году преподобный Сергий по просьбе Дмитрия Донского в сорока верстах к северо-западу от Троицкой обители основал Дубенский Успенский Швыкин монастырь на острову в благодарность Матери Божией за помощь в победе над Мамаем. И поставил игуменом этой обители святого Савву, «видя совершенство жизни его, и честность нрава, и тихость поведения».

Около двенадцати лет игуменствовал преподобный в Успенском монастыре, одновременно оставаясь духовником братии Троицкой обители и семьи великого князя.

 

Первое чудо

Перед своей кончиной в 1392 году Сергий Радонежский назначил своим преемником преподобного Никона. Но тот, желая пребывать в совершенном безмолвии, затворился в особой келье. Тогда братия после долгих молитв избрала своим настоятелем игумена Савву. Его житие повествует, что «начальственная власть, принятая им, не возгордила его, а еще более смирила». Ко времени игуменства в Троицкой обители относится первое чудо, совершенное им по молитвам, – изведение источника за стенами обители к северу, выше Конюшенного двора. Этот колодец существует до сих пор и называется его именем – Саввин.

Через шесть лет преподобный Савва, ища безмолвия, оставил управление обителью, но остался подвизаться в монастыре, как и прежде, братским духовником.

 

Райское место

В 1398 году по просьбе своего духовного чада – Звенигородского князя Юрия, преподобный Савва прибыл в Звенигород «посетить его дом и преподать благословение всем домашним», надеясь вскоре вернуться в Троицкую обитель. Но христолюбивый князь стал неотступно просить, чтобы он «устроил монастырь в отчине его, близ Звенигорода, и игуменствовал в нем. Видя доброе произволение князя, преподобный Савва не отказался исполнить его просьбу».

Для возведения обители была выбрана пустынная гора Сторожи, показавшаяся преподобному раем – «яко же небесный рай благовонными насажден цветы». Поставив здесь икону Пресвятой Богородицы, которую Савва всегда носил с собой, он со слезами воззвал к Заступнице: «Владычице мира, Пресвятая Богородице! На Тебя возлагаю надежду спасения моего… И ныне, Владычице, призри на место сие и сохрани его безопасным от врагов».

 

Дар предсказания

Вскоре игумен Савва построил здесь деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а недалеко от нее – небольшую келью. Слух о его святой жизни привлек сюда многих молитвенников, искавших безмолвного жития.

Жизнь преподобного Саввы сияла добродетелями, так что Господь наделил его даром предвидения. В 1399 году, перед тем как отправиться в поход против волжских булгар, князь Юрий Звенигородский пришел в Сторожевскую обитель испросить благословения у своего духовного отца.

Преподобный помолился, крестом осенил князя и пророчески произнес : «Иди, благоверный княже, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих ты одолеешь и, благодатию Божиею, здравым возвратишься в свое отечество».

Точно так же когда-то предрек Дмитрию Донскому победу на Куликовом поле духовный наставник святого Саввы – преподобный Сергий Радонежский.

 

В честь победы над булгарами

Приняв от святого старца благословение, князь Юрий пошел на булгар. Он покорил много городов, не обижая при этом мирных жителей, и с великой победой возвратился домой, как пророчествовал преподобный.

По возвращении из похода князь первым делом поспешил в Сторожевскую обитель, чтобы поблагодарить Бога и своего духовника: «Великого молитвенника обрел я в тебе и крепкого помощника в бранях; ибо ясно вижу, что лишь твоими молитвами я победил врагов своих».

Игумен смиренно отвечал князю: «Благий и милосердый Бог, видя твое благочестивое княжение и смирение сердца твоего, даровал тебе такую победу над неверными».

Юрий Звенигородский поспешил доказать свою благодарность преподобному Савве – вскоре обитель была обнесена деревянной оградой, заново отстроены кельи для братии. Но лучшим памятником этой победы стал существующий и поныне величествен- ный каменный храм во имя Рождества Богородицы. Он был построен в 1404–1405 годах на месте прежне- го деревянного храма и расписан учениками преподобного Андрея Рублева.

 

Дом Пречистой на Сторожах

Саввинская обитель, известная более как Дом Пречистой на Сторожах, с годами расцветала, украшалась, и добрая слава о ней разносилась далеко окрест. Иноки стекались сюда, ища духовного руководства. Князья, бояре и простые люди приходили за мудрыми наставлениями, прося молитвенной помощи братии в различных житейских нуждах.

Избегая земной славы, преподобный Савва ушел в лес на версту от монастыря и в глубоком овраге ископал себе тесную пещеру. Здесь он пребывал в совершенном уединении, безмолвии и покаянной молитве.

Чувствуя приближение кончины, игумен призвал к себе всю братию и завещал «блюсти чистоту телесную и душевную, иметь братолюбие, украшаться смирением и подвизаться в посте и молитве». Тогда же назначил себе преемника – одного из учеников своих, носящего, как и он, имя Савва.

Преподобный мирно отошел ко Господу 16 декабря 1407 года и был погребен в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

 

Первая икона

Сразу после кончины игумена Саввы в Сторожевской обители и Троицком монастыре (будущей Троице- Сергиевой Лавре) его стали поминать как чудотворца. В середине XV века монастырские летописи отмечают первое явление преподобного тогдашнему настоятелю Саввинской обители Дионисию. Во сне он увидел благолепного старца, который назвался «Саввой, начальником места сего», и повелел написать икону со своим ликом.

Дионисий был иконописцем и, написав образ игумена Саввы, по благословению священноначалия поставил его в церкви. С тех пор, говорится в житии преподобного Саввы, от его гроба стали проистекать многие чудеса и исцеления. В начале XVI века здесь уже служили молебны, а в монастырских грамотах его величали чудотворцем. Так, в описании одного из чудес говорится, что некий слепой «утер очи свои покровом, иже есть на гробе святаго, и исцелел».

 

Государево богомолье

В 1547 году на первом Макариевском Соборе Савва Сторожевский был причислен к лику святых. Тогда же было составлено житие преподобного и служба ему. В ней угодник Божий величается «забралом Москве, утверждением Царствию, всем грешным прибежищем».

С этого времени Сторожевский монастырь приобретает еще большую известность. На богомолье сюда стали приезжать российские государи. Известно, что в обители бывал царь Иван Васильевич Грозный вместе с супругой Анастасией и сыном Федором.

 

Статус «государева богомолья» сохранялся за обителью до 1917 года

 

С воцарением династии Романовых монастырь становится одним из любимых мест царского богомолья. Здесь часто бывают царь Михаил Федорович и его отец патриарх Филарет, которые делают богатые вклады в монастырскую ризницу.

Во второй половине XVII века, при втором Романове – царе Алексее Михайловиче, Саввино-Сторожевский монастырь становится первой и единственной в России Лаврой (Киево-Печерский монастырь получил этот статус в 1688 году, а Троице-Сергиев – в 1744 году). Это любимое место царского богомолья. Благодаря богатым вкладам князей и лично государя Саввин монастырь становится в это время самой богатой обителью в России.

Царь Алексей Михайлович обычно ходил на богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь пешком. Такой пеший поход длился три дня. Это паломничество было приурочено ко дню памяти преподобного Саввы 16 декабря, а с 1652 года – еще и ко дню обретения мощей 1 февраля. Как правило, на богомолье государя сопровождала многочисленная свита, иногда достигавшая 500 человек.

 

Чудесное спасение

Однажды во время охоты, которой царь Алексей Михайлович был большой любитель, на него напал медведь. Монастырское предание рассказывает, что когда государь охотился в звенигородских лесах, а свита рассеялась, внезапно из чащи выбежал медведь и бросился на него. Алексей Михайлович уже приготовился к неизбежной смерти, как вдруг около него явился старец, и при виде его зверь убежал. На вопрос государя старец ответил, что его зовут Саввой и он один из иноков Сторожевского монастыря.

Алексей Михайлович вернулся в обитель и велел разыскать Савву, но оказалось, что там нет монаха с таким именем. Только когда царь увидел в храме образ преподобного, то узнал своего спасителя и велел отслужить у его гроба молебен.

 

Традиция почитания

При царе Алексее Михайловиче преподобный Савва Сторожевский был одним из самых известных и почитаемых российских святых. Об этом говорит издание большим тиражом его жития, а также множество его икон в Кремлевском дворце (в государевой Образной палате при Московском дворце их было 194).

Традицию хождения на богомолье в Саввин монастырь и особое почитание святого царь Алексей Михайлович передал своим потомкам – преподобный Савва Сторожевский стал небесным покровителем дома Романовых. В обители часто бывали царские дети. Во время первого стрелецкого бунта здесь нашла убежище царевна Софья с братьями Иваном и Петром.

В разные годы обитель посещали императрица Елизавета Петровна, Екатерина II, государыня Мария Федоровна – мать императора Александра I и его супруга Елизавета Алексеевна, император Николай I с дочерью Марией и ее мужем – герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, сыном принца Евгения Богарнэ. С именами этих знатных особ связана примечательная и поучительная история.

Французы в обители

В 1812 году, когда Москва была уже занята французами, пасынок Наполеона принц Евгений Богарнэ двинулся с двадцатитысячным отрядом к Звенигороду. Захватив Сторожевскую обитель, он устроился на ночлег в монастырской келье, а его солдаты принялись грабить обитель.

Во сне принцу явился благообразный старец в черном одеянии и сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь, особенно уносить что-либо из церкви; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым».

Наутро, войдя в соборный храм, потрясенный принц увидел икону преподобного Саввы и узнал в нем старца, являвшегося ему ночью. Поклонившись святым мощам, Евгений Богарнэ вышел из храма, запечатал его своей печатью и приставил к дверям стражу из тридцати человек. В течение полутора месяцев охраняли французы монастырь от своих же солдат.

Он сделал все, как велел святой старец, и по его предсказанию целым и невредимым вернулся во Францию, в то время как судьба других наполеоновских военачальников оказалась трагической.

Все случившееся в стенах Савво-Сторожевского монастыря Евгений Богарнэ подробно описал в своей записной книжке, которую вывез затем во Францию.

История с продолжением

Но на этом история не закончилась. Она имела не менее удивительное продолжение в наше время. Весной 1995 года в Звенигородский музей (тогда об открытии монастыря еще не было речи) приехала монахиня одного из православных французских монастырей – матушка Елисавета, в миру Елена Лейхтенбергская. Она рассказала, что в роду герцогов Лейхтенбергских (потомков сына принца Евгения Богарнэ – Максимилиана) существует семейное предание о том, что преподобный Савва не только предсказал Евгению Богарнэ возвращение невредимым из России, но добавил еще одну фразу, о которой не было сказано ни в одном печатном издании. Он сказал: «Твои потомки вернутся в Россию».

Исполнение пророчества

В 1830-х годах на праздник, посвященный годовщине Бородинской битвы, в Россию приехал сын Евгения Богарнэ – Максимилиан, герцог Лейхтенбергский. От него у нас и узнали историю, произошедшую с его отцом в Саввино-Сторожевском монастыре.

Преподобный Савва Сторожевский — один из немногих русских святых, почитаемых во Франции

Герцог Максимилиан вместе с императорской семьей посетил Сторожевскую обитель и поклонился мощам преподобного Саввы, как и обещал своему умирающему отцу. Тогда же произошла судьбоносная встреча герцога и любимой дочери Николая I – великой княжны Марии Николаевны. Молодые люди полюбили друг друга, и Максимилиан попросил у императора руки его дочери. Получив согласие на брак, герцог принял Православие, и после свадьбы молодожены поселились в Санкт- Петербурге – в Мариинском дворце. Потомки Максимилиана жили здесь вплоть до лета 1917 года. Когда оставаться в стране стало уже небезопасно, они уехали за границу.

По словам матушки Елисаветы, практически все из рода герцогов Лейхтейнбергских – люди православные и носят русские имена. А преподобного Савву почитают своим небесным покровителем.

Судьба святых мощей

Октябрьский переворот 1917 года оставил свой страшный след и в истории Сторожевской обители. Честные мощи преподобного Саввы стали первыми святыми мощами, оскверненными безбожной властью: их вскрывали дважды – в мае 1918 года и в марте 1919 года.

Останки преподобного Саввы были вывезены в Москву и находились на Лубянке. Известно, что их «демонстрировали» на выставке Наркомздрава в Храме Христа Спасителя, откуда они исчезли незадолго до его взрыва. Многие годы их судьба была неизвестна, и только в начале 1980-х выяснилось, что главу преподобного и часть святых мощей удалось спасти благочестивой семье Успенских, в которой они тайно хранились более пятидесяти лет.

В 1985 году святые мощи преподобного Саввы были переданы в возвращенный Церкви Данилов монастырь. А через тринадцать лет, в день празднования 600-летия Саввино-Сторожевского монастыря честные мощи святого были возвращены на свое историческое место – под своды древнего Богородице-Рождественского собора. Этот день – 23 августа 1998 года – вошел в церковный календарь как праздник Второго обретения и перенесения мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского и всея России чудотворца.

Тропарь преподобному Савве Сторожевскому

От юности Божественною распаляемь ревностию, возлюбил еси чистое житие, презрев мира сего красная и суетная, последовал еси твоему Богомудрому учителю, преблаженному Сергию, в труде и бдении, в посте и под- визе: на Сторожи явлься безмолвия ради и стражи духовныя недремленным на Божественней стражи предстоянием стяжал еси ум, зряй к Богу, и демонския козни и обстояния прозираяй, озарение Пресвятаго Духа в себе восприемь, яко звезда пресветлая еси верным. Темже и премудр и светозарен предстоятель и пастырь стаду твоему явился еси, светом твоим просвещай и всех, приходящих к тебе верою, отче наш Савво, и моли Христа Бога, да спасет души наша.

Инга Брандт, фото Олега Серебрянского

 

Посетить Саввино-Сторожевский монастырь

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Россия, #Звенигород, #Саввино-Сторожевского монастырь, #Святые, #Преподобный Савва Сторожевский

13 Dec 2017