Научиться Христову смирению

 

Преподобный Силуан Афонский не желал ни славы, ни известности. Всю жизнь он стремился соединиться с Богом и научиться истинному смирению.

 

«Где Он, Бог-то?»

Семен Антонов (так звали в миру прп. Силуана) появился на свет в 1866 году в селе Шовское Лебедянского района Липецкой области. Его родители, простые крестьяне, были людьми богобоязненными. Мальчику повезло с отцом. Сам преподобный Силуан говорил о нем так: «Он был совсем неграмотный, и даже “Отче наш” читал с ошибкой, говорил “днесть” вместо “днесь”, но был кроткий и мудрый человек. Вот такого старца я хотел бы иметь».

Когда Семену исполнилось четыре года, отец его пригласил домой одного книгоношу. Жадно тянувшийся к знанию и считавший себя темным, он надеялся услышать от этого, без сомнения, умного человека что-то интересное. Во время беседы, к которой внимательно прислушивался маленький сын, гость горячо доказывал, что Бога нет и что Христос не Бог. Особое впечатление на мальчика произвели слова чужака: «Где Он, Бог-то?» Тогда Семен подумал: «Когда вырасту, пойду по всей земле искать Бога». Книгоноша ушел, и мальчуган сказал отцу: «Ты меня учишь молиться, а он говорит, что Бога нет». Отец вздохнул: «Я думал, что он умный человек, а он оказался дурак. Не слушай его». Однако сомнения в душе малыша остались и разрешились лишь тогда, когда Семен вырос. А было это так.

Вместе со старшим братом он работал столяром на стройке. Кухарка, готовившая им еду, однажды побывала на могиле блаженного Иоанна Сезеновского. Вернувшись из паломничества, она рассказывала всем о жизни этого затворника и о чудесах, происходящих на его могиле. При разговоре присутствовали старики, которые подтвердили, что чудеса на могиле происходят и что Иоанн – святой человек. Это слышал и Семен. Тогда пришла в его голову мысль: «Если он святой, то значит, Бог с нами, и незачем мне ходить по всей земле искать Его». С этого момента в сердце юноши стало теплее, в нем поселилась любовь к Богу.

 

Уроки

И он начал молиться. Да так усердно, с плачем. Семен чувствовал – в нем что-то меняется, ему вдруг захотелось монашеской жизни. Он стал просить отца отпустить его в Киево-Печерскую лавру. Но отец твердо заявил, что сначала надо пройти военную службу.

Три месяца Семен продолжал молиться и думать о Боге. Но постепенно это стало проходить. Со временем, как другие деревенские парни, он начал пить водку, гулять с девицами. Был он молод и красив, имел веселый нрав, за который его любили. А уж девушки заглядывались! И вот понравилась ему одна, и случилось с ними «обычное». На следующее утро отец кротко спросил: «Сынок, где ты был вчера, болело сердце мое». Слова эти запали в душу Семена.

Еще один случай святой вспоминал с особой любовью к своему родимому батюшке. Во время жатвы сыну выпало готовить обед для большой дружной семьи – кроме родителей, у него были четыре брата и две сестры. День был постный, пятница, но Семен, забыв об этом, наварил свинины, и все съели ее. И только через полгода отец напомнил сыну об этом. На вопрос: «Почему же ты не сказал мне тогда?» – он ответил: «Не хотел тебя смутить, сынок».

Как-то раз во время праздника Семен шел по улице, играя на гармони. Повстречались ему два брата, один – известный скандалист, который набросился на него и стал отнимать инструмент. Семен хотел было уступить, да девчата кругом – засмеют, и ударил обидчика в грудь. Надо сказать, рука у Семена была, что гиря. Ударом кулака он перебивал толстую доску. Обидчик отлетел далеко, изо рта его пошли пена и кровь. Думали – убил. Но, к счастью, он остался жив, правда, два месяца приходил в себя.

Так бы и погибла, наверное, душа Семена, если бы не Сама Богородица. Однажды во сне ему почудилось, что через рот к нему вползает змея. От ужасного омерзения он проснулся. И услышал: «Ты проглотил змею во сне, и тебе противно; так Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь». И хотя Семен никого не видел, он был убежден, что слова эти произнесла Сама Божия Матерь. До самой смерти он благодарил Ее за это вразумление.

 

А на Афоне сейчас молятся

После посещения Богородицы в душе молодого человека проснулось острое чувство греха, он начал слезно каяться перед Богом. И уже твердо решил – после военной службы пойдет в монастырь.

В армии он много думал об Афоне и даже несколько раз посылал туда деньги. Как-то на праздник вместе с тремя гвардейцами оказался он в городе. Зашли в трактир, заказали ужин, водки. Все громко беседовали, и только Семен молчал. Его спросили, о чем он думает. Он ответил: «Сидим мы сейчас в трактире, едим, пьем водку, слушаем музыку и веселимся, а на Афоне теперь творят бдение и всю ночь будут молиться; так вот – кто же из нас на Страшном Суде даст лучший ответ, они или мы?»

После армейской службы Семен отправился к святому праведному Иоанну Кронштадтскому за благословением, но не застал его. Тогда он оставил ему письмо, где было лишь несколько слов: «Батюшка, хочу пойти в монахи; помолитесь, чтобы мир меня не задержал». Потом отправился домой, но пробыл там всего неделю. Попрощавшись с родными и взяв подарки для монастыря, уехал на Афон.

 

Явление Христа

На Святую Гору Семен прибыл, когда ему было 26 лет. Его приняли в Русский Пантелеимонов монастырь. Здесь через четыре года он был пострижен в монахи с именем Силуан.

Первым делом он исповедал все грехи своей жизни, ни в чем себя не оправдывая. Довольно быстро освоил Иисусову молитву. И все шло вроде бы хорошо. Но однажды явились ему бесы и стали его искушать, сначала сладкими речами, говоря, какой он подвижник, как свято живет, то заявляя, что он не спасется. По неопытности Силуан начал беседовать с ними. Демонические внушения угнетали его душу, и он напряженно молился ночи напролет. При этом не ложился в постель, а либо стоял, либо сидел на табурете. Засыпал минут на 15–20 и опять молился. Так проходил месяц за месяцем, но бесы не отступали. И Силуан, отчаявшись, подумал: «Бога умолить невозможно».

В тот же вечер в храме святого пророка Илии он увидел Самого Иисуса Христа. По некоторым описаниям, Христос вышел из иконы, перед которой молился монах. Благодать Святого Духа наполнила все его существо. Силуан пришел в изнеможение, он не мог больше выносить этого, и тогда Господь скрылся. Архимандрит Софроний (Сахаров), духовный сын преподобного Силуана, записал со слов самого старца: «…невозможно описать то состояние, в котором находился он в тот час. Его осиял великий Божественный свет, он был изъят как бы из мира и духом возведен на небо, где слышал неизреченные глаголы, в тот момент он получил как бы новое рождение свыше. Кроткий взор всепрощающего, безмерно любящего, радостного Христа привлек к себе всего человека».

 

«Гордые всегда так страдают…»

Первое время после явления Христа Силуан чувствовал себя очень хорошо, мир словно обновился, все вокруг было милым и прекрасным, тело стало легким, сил прибавилось. Но вскоре благодать стала отходить. И он начал жадно искать ответ на вопросы – почему это происходит, как удержать благодать. Он обращался к духовнику, читал творения святых отцов, провел немало времени у старца Анатолия из Святого Русика, который советовал ему: «Во время молитвы ум храни чистым от всякого воображения и помысла и заключай его в слова молитвы». Во время беседы отец Анатолий, сам того не желая, заронил в душу монаха семена тщеславия, сказав Силуану: «Если ты теперь такой, то что же ты будешь под старость?»

Пятнадцать лет Силуан провел после этого в аскетических трудах – воздерживался в пище и питии, спал урывками, подолгу молился. И несмотря на все труды, благодать часто оставляла его, а по ночам являлись бесы. В одну из таких ночей Силуан с болью в сердце обратился к Богу: «Господи, ты видишь, что я хочу молиться тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен делать я, чтобы они не мешали мне?» И Господь ответил: «Гордые всегда так страдают от бесов». «Что должен я делать, чтобы смирилась моя душа?» «Держи ум твой во аде и не отчаивайся», – был ответ. С того момента Силуану очень ясно открылось, что Бог есть Смирение и что желающий соединиться с Богом должен стяжать смирение. Весь подвиг монаха должен быть направлен на это.

 

Такой же, как и все

В 1911 году отец Силуан был пострижен в схиму. На первый взгляд он ничем не отличался от других монахов Пантелеимонова монастыря. И уж, конечно, никто не считал его на Афоне святым и даже старцем. Монах, как все другие. И лишь немногим была открыта его глубина.

Как-то в Пантелеимонов монастырь приехал католический священник-иезуит Давид Бальфур. Он рассказал, что у входа в обитель увидел человека, который поинтересовался, что нужно паломнику. Услышав, что тот что хочет ознакомиться с монастырской библиотекой, монах проводил странника в библиотеку и предложил после этого зайти к нему – побеседовать. Давид решил, что заходить не будет, однако все-таки пришел. Старец Силуан усадил его и, устроившись напротив, стал рассказывать всю жизнь Давида начиная с 12-летнего возраста. Причем не только то, что с ним происходило, но и то, о чем он думал. На следующий день они повстречались вновь. В результате Давид принял Православие.

Еще одним человеком, который осознавал высоту духовной жизни старца Силуана, был его ученик Софроний (Сахаров). После смерти преподобного в 1938 году остались его записки. Спустя 14 лет архимандрит Софроний их опубликовал. Этот труд многих привел к православной вере и монашеству. Вот как отзывается о нем схиархимандрит Илий (Ноздрин): «Когда я прочитал книгу старца Силуана, мне просто открылось светлое пространство, где я нашел то, что мне надо – ответы на некоторые мои вопросы. Вообще книга давала четкое представление о содержании нашей веры… Верующие, которые обращаются к этой книге, ищут правды, Истины – и находят».

 

Почти детективная история

Записки старца Силуана сыграли значительную роль в его прославлении. После смерти началась невероятная история тайного почитания его мощей, хотя он еще не был канонизирован. По воспоминаниям схиархимандрита Серафима (Томина), череп старца лежал с другими черепами в усыпальнице, и никто не обращал на него внимания. Тем временем книга о старце быстро распространилась за рубежом, и на Афон стали приезжать паломники, прочитавшие ее. Они спрашивали у монахов: «Где глава старца Силуана?» Те очень удивлялись – как так, про главу великомученика Пантелеимона и его мощи не спрашивают, а про обычного монаха задают вопросы.

Когда игумен Иустин узнал о таком почитании старца Силуана среди паломников, он приказал утопить голову (дабы не было предпочтения). Два монаха, которым поручили деликатное дело, взяли голову и… спрятали у себя в келье. После смерти игумена Иустина глава опять вышла наружу. Когда новый игумен отец Илиан узнал о ней, он приказал немедленно глубоко закопать ее в землю и забыть то место. Посланные монахи опять ослушались и голову спрятали. После смерти отца Илиана новый игумен отец Гавриил (Легач), обнаружив, что глава еще не уничтожена, начал преследовать тех, кто ее укрывал. И тогда главу спрятали в Покровском соборе. Только когда игуменом стал отец Авель (Македонов), который сам укрывал мощи, он смог открыто показывать главу паломникам.

Причину такого странного поведения святогорских игуменов схиархимандрит Серафим (Томин) объясняет так: «По смерти подвижника в России идет народное прославление, получают исцеление от мощей, от могилы его. На Афоне этого нет. Там никто не ищет славы, и свою святость как бы укрывают юродством и… суровостью. Поэтому прославление старца Силуана, поклонение ему было невероятным для Афона событием… На Афоне своеобразный устав. Там святого так прочистят, что он забудет, что он святой».

И тем не менее старец Силуан в 1987 году был канонизирован Константинопольским Патриархатом. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II имя преподобного Силуана Афонского было внесено в месяцеслов Московского Патриархата в 1992 году.

А исцеления от его мощей происходят начиная с 1970-х годов. Честная глава преподобного Силуана по-прежнему покоится в Пантелеимоновом монастыре. В этом году ее впервые привезут в Россию, на родину преподобного, в село Шовское Лебедянского района Липецкой области. Здесь проходят торжества, посвященные 150-летию со дня рождения святого. К юбилею в селе установят памятник прп. Силуану Афонскому, достроят часовню, восстановят дом, в котором он провел детство, и отремонтируют храм Рождества Христова, где крестился мальчик Семен Антонов – будущий святой Силуан.

 

Спас от смерти

Современником старца Силуана был иеромонах Давид (Чубарь). Однажды он купил рыбу у одного человека, который выливал в море яд, а потом собирал погибшую рыбу. Отец Давид ею и отравился. Он уже лежал при смерти, как к нему подошел человек и спросил: «Ты что, болеешь?» И провел по телу рукой, прикосновение которой иеромонах почувствовал наяву. Болезнь тут же прошла, отец Давид поднялся. Стал искать старца Силуана, но его уже не было. И, как утверждает иеромонах Давид, келья по-прежнему была заперта на крючок изнутри.

 

Первое исцеление от мощей

Однажды в Пантелеимонов монастырь приехал грек с больным 14-летним сыном, у которого тряслись и дергались руки, голова и ноги. Схиархимандрит Серафим (Томин) приложил честную главу преподобного Силуана Афонского к голове, а потом к рукам мальчика, которые после этого постепенно исцелились, а ноги все тряслись. Через месяц грек еще раз привез сына в монастырь, и отец Серафим приложил святыню к ногам мальчика. После этого подросток совершенно выздоровел. Об этом благодарные родители написали в письме, присланном в обитель.

 

День памяти преподобного Силуана Афонского – 24 сентября

 

Галина Дигтяренко

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Греция, #Афон, #Святые, #Преподобный Силуан Афонский

11 Sep 2018