Китай. Время перемен

 

Более трехсот лет назад Православие пришло в Поднебесную. Русские священники не только несли сюда Слово божие, но и стали негласными дипломатами.

 

В плену у китайцев

Русская Православная Церковь стояла у истоков очень непростых отношений двух великих государств. И ныне она переживает в этой стране трудные времена.

Впрочем, легкой жизни для православных здесь никогда не было. Пользуясь временным ослаблением Московского царства в конце XVII века цинский Китай попытался захватить Приамурье. Основные события развернулись вокруг небольшой пограничной крепости-острога Албазин (ныне Албазино Амурской области). Триста тысяч бойцов из элитных цинских войск долго осаждали крепость, где упорно держали оборону не более пятисот русских казаков. Деревянную крепость не раз сжигали, а затем отстраивали вновь. Большие потери вынудили китайцев отказаться от захвата до лучших времен. Сложные переговоры сторон завершились тем, что русские в качестве жеста миролюбия согласились уничтожить Албазин сами. Тем же соглашением было оговорено, что пятьдесят русских казаков, попавших в китайский плен при одной из неудачных вылазок, отбудут в Пекин с семьями на постоянное проживание. С казаками, ставшими первой православной паствой в Китае, отбыл священник Михаил Леонтьев. Император Канси определил русским для проживания участок земли на окраине города в урочище Дунчжимэнь близ Восточных ворот. Русская Духовная Миссия в Китае просуществовала в разной степени значимости до 1954 года.

 

Духовники или дипломаты?

Российская Духовная Миссия в Китае постепенно расширялась, община существенно приросла за счет потомства от браков детей пленных казаков с китайцами. Скоро потребовалось несколько православных священнослужителей во главе с архимандритом. Дело в том, что установить полноценные дипотношения с цинским Китаем России не удавалось вплоть до начала XIX века. Бюрократизм местных чиновников приводил к тому, что послы набиравшей силу Российской империи не считали для себя возможным не только принимать участие в унизительных церемониях при пекинском дворе, но и просто пересекать границу с Китаем, высокомерно именовавшим себя тогда Поднебесной империей и Серединным государством. Небольшая группа православных священников в Пекине де-факто исполняла посольские функции при императорском дворе, включая и разного рода секретные задачи. Это были незаурядные и одаренные многими талантами пастыри. Они находили время для глубокого изучения китайского языка, истории, культуры, традиций и философии старейшей цивилизации, существующей на планете более пяти тысяч лет. Они открывали неведомую для русских великую страну. Труды архимандрита Иакинфа (Бичурина), русско-китайский словарь Палладия (Кафарова), переводы сложнейших философских трактатов, исполненные Алексием (Виноградовым), остаются эталонами для современных китаистов.

 

На чужбине

В начале XX века началось активное проникновение России в Китай. Строительство Китайско-Восточной железной дороги, призванной наладить транспортное сообщение с военно-морской базой Порт-Артуром, сопровождалось возведением православных храмов.

Трудные времена пережила миссия в период с 1917 по 1949 год, когда из России в Китай пришли сотни тысяч православных беженцев, включая вытесненные из Сибири остатки белогвардейских формирований адмирала Колчака, атамана Семенова, барона Унгерна и других вождей Белого движения. С помощью русских священников они нашли на чужбине пищу и кров. В 1949 году с приходом к власти китайской коммунистической партии положение русской эмиграции и Православия стало невыносимым, а потому начался их массовых исход из Китая через британский Гонконг, главным образом в Австралию и США. Усилиями новой власти, действовавшей явно с одобрения Москвы, к концу 1949 года в Китае остались менее 10 000 православных и 106 добротно отстроенных храмов и церквей. При этом Православная Миссия в Пекине продолжала существовать.

 

Лихие перемены

В 1954 году, согласно советско-китайской договоренности, Российская Духовная Миссия в Пекине была упразднена. На тот момент в ее ведении находилось более ста храмов и молельных домов. Все имущество миссии передавалось китайской стороне и посольству СССР в КНР. Главный храм Всех Святых Мучеников, находившийся на территории Духовной Миссии в районе Дунчжимэнь, отошедшей советскому посольству, был частично разрушен, а затем перестроен для использования в иных целях. Храмы и церкви вне территории посольства ветшали и постепенно сносились. Казалось, что Православие уходит из Китая навсегда.

Однако даже в условиях воинствующего тогда богоборчества усилия Московского Патриархата при содействии правительства СССР, осознавшего, что ликвидация Духовной Миссии при наличии храмов и верующих создала некий вакуум Православия и как следствие – отсутствие влияния, принесли ощутимый результат.

 

Православие и хунвэйбины

В апреле 1956 года Госсовет КНР дал разрешение на назначение китайского православного священника архимандрита Василия (Шуана) епископом Пекинским, временно исполняющим обязанности главы Китайской Православной Церкви. В ноябре того же года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о даровании Православной Церкви Китая статуса Автономии и хиротонии во епископа архимандрита Василия (Шуана), который был рукоположен в сан в мае 1957 года в Москве. Епископ Василий исполнял свои обязанности вплоть до смерти в 1962 году. Через три года, с кончиной в 1965 году епископа Шанхайского Симеона (Ду), Китайская Автономная Православная Церковь лишилась иерархов. В ходе последовавшей затем так называемой культурной революции красногвардейцы-хунвэйбины разгромили последние из сохранившихся в ее составе восемь монастырей и два скита. Монахов и насельников избили и разогнали. Православная жизнь прекратилась полностью, какой-либо перспективы ее возобновления тогда не просматривалось.

 

И один в поле воин

Трудное возрождение стало возможным только после нормализации советско-китайских отношений в середине 80-х годов прошлого века. В Свято-Покровском храме города Харбина с 1986 и до своей кончины в 2000 году служил единственный православный священник-китаец, добившийся получения государственной лицензии – протоиерей Григорий Чжу. Его приход насчитывал 120 человек, из которых лишь семеро – русские.

Стоит отметить, что иностранцам в КНР запрещено ведение религиозно-миссионерской деятельности. Практикуемая властями КНР система негласных запретов в отношении христиан является одной из причин того, что в местной Православной Церкви до сих пор нет священнослужителей чином выше иерея, а большинство из них вынуждены искать возможность службы вне страны – им отказывают в государственной регистрации.

 

Надежда на возрождение

Регулярное богослужение на территории КНР ведется лишь в Успенском соборе, находящемся в пределах посольства России в Пекине, который был восстановлен и освящен в октябре 2009 года. Большая часть православных храмов, церквей и часовен по-прежнему используется властями КНР не по назначению. При этом в разных регионах страны проживают более 10 000 православных, включая китайцев-хань и потомков русских.

Китайская Автономная Православная Церковь, не имея Предстоятеля, была лишена возможности самоуправления, а потому существовала лишь де-юре. В этой связи Священный Синод Русской Православной Церкви постановил возложить каноническое правление КАПЦ на Предстоятеля РПЦ – Патриарха Московского и всея Руси. Это дает надежду на возрождение Православия в Китае.

 

Михаил Урусов,

фото Алексея Юдина

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Китай, #Харбин, #Николаевский собор, #Покровский храм

05 Sep 2013