Монастырь в графстве Эссекс

 

Немало духоносных старцев было явлено миру в ХХ веке, но лишь один из них оказался связан с Великобританией. Божиим Промыслом известный духовник, замечательный богослов и духовный писатель схиархимандрит Софроний (Сахаров) основал в графстве Эссекс православный Иоанно-Предтеченский монастырь. 

Архимандрит Софроний (Сергей Семенович Сахаров) родился в 1896 году в Москве в церковной просвещенной семье. В своей духовной автобиографии отец Софроний пишет, что молитва сопровождала его до 17–18 лет, затем он увлекся живописью, и многие видели в нем талантливого художника. Не отвергая христианства, он интересовался мистической литературой. Глубоким потрясением для юноши стала Первая мировая война. «Вести о тысячах убиваемых на фронтах неповинных людей поставили меня вплотную перед зрелищем трагической действительности», — писал позднее отец Софроний. В 1921 году Сергей Сахаров эмигрировал из России и поселился в Париже. В этот период он участвует в крупных художественных выставках, но душа его все сильнее стремится к Богу. На Пасху 1924-го он пережил благодатное посещение — видение Нетварного Света. Он оставляет живопись и поступает в Свято-Сергиевский богословский институт.

 

Из Парижа — на Афон

Первое время студент-богослов старательно узнавал имена и даты, постигал историю Церкви, но вскоре почувствовал, что учеба становится препятствием в молитве. Сергей уезжает в Югославию, а оттуда — на Афон, где через некоторое время в Русском Пантелеимоновом монастыре принимает монашеский постриг с именем Софроний. Весной 1930 года произошло одно из наиболее важных событий в жизни отца Софрония — встреча со старцем Силуаном Афонским. Преподобный Силуан стал духовником молодого монаха и через него отцу Софронию открылись ответы на многие, как он их сам называл, «отчаянные» духовные вопросы, которые долго волновали его. 

Восемь лет провел отец Софроний «у ног» преподобного Силуана, но в середине 1940-х годов вынужден был покинуть Афон и переехать в Париж. Здесь он составил жизнеописание любимого старца, прокомментировал его богодухновенные записи и собрал их в свою первую и самую известную книгу — «Старец Силуан». Спустя полвека отец Софроний напишет в своем «Завещании»: «По воле Господа на меня выпал долг свидетельствовать о нашем духовном отце Силуане. То, чему я научился у его ног при жизни его, я не хочу сохранить только для себя, но горю желанием сообщить всем вам в той полноте, в которой благоволил Господь открыть мне Своего избранника».

 

Многонациональная обитель

Во Франции, в местечке Сен-Женевьев-де-Буа в 1950-е годы вокруг отца Софрония сформировалась небольшая монашеская община, однако найти место для основания монастыря во Франции им не удалось. Пути Господни неисповедимы, и в 1958 году старец Софроний и шесть его духовных чад переехали в Англию. В глубокой английской провинции, какой тогда было графство Эссекс, они основали небольшую монашескую обитель во имя св. Иоанна Предтечи. Первые годы монастырь находился под омофором епископа Сурожского Антония.

С Божией помощью отцу Софронию удалось приобрести старый приходской дом на окраине деревеньки Tolleshunt Knights. Здесь поначалу находились и кельи братии, и небольшой домовый храм во имя св. Иоанна Предтечи.

Отличительной чертой монастыря является его «двойной» характер — община состоит как из монахов, так и монахинь. Практика в современном православии редкая, но встречающаяся в церковной истории

В 1965 году монастырь перешел в юрисдикцию Вселенского Патриарха и, поскольку основал его афонский монах, получил статус ставропигиального. Братия монастыря вспоминает, что Патриарх Афинагор сказал отцу Софронию: «У вас в монастыре живут люди из разных стран, и, конечно, вам будет тяжело принадлежать какому-то кон-кретному Патриархату. Давайте, мы вам дадим статус ставропигии, который поможет создать именно такой многонациональный монастырь». Отличительной чертой обители является также ее «двойной» характер — здесь объединены мужская и женская общины. Они размещаются на разных территориях, но окормляются одним духовным наставником и присутствуют на богослужениях в общем монастырском храме.

 

По традициям афонских скитов

Главной задачей монашеской жизни отец Софроний считал внутреннее делание. Обращаясь к братии монастыря, он говорил: «Имейте в уме своем и в сердце своем влечение ко Христу, Который восходит на Голгофу, чтобы разрушить клятву падшего Адама. Не дайте никому украсть у вас это сознание! Оно дано нам Духом Святым».

Богослужение в Иоанно-Предтеченском монастыре совершается на разных языках, так как среди его насельников традиционно есть монахи разных национальностей.

В этом монастыре старец Софроний прожил около сорока лет, здесь же находится его могила.
И здесь продолжает свой молитвенный подвиг братия основанной им обители

С этим же связаны и особенности монастырского устава, который отец Софроний составил, взяв за основу традиции афонских скитов. Главная особенность этого устава — замена вечерни и утрени в будние дни особым молитвенным правилом, основа которого — Иисусова молитва. Он считал такой порядок одной из важнейших форм воплощения идеи многонационального Православия, когда общая молитва понятна и доступна всем, вне зависимости от того, какой язык монах считает родным — Иисусова молитва понятна на разных языках. Литургия служится четыре раза в неделю.

 

Лучший дизайн в графстве

В 1980-е годы монастырь получил разрешение местных властей построить новый храм во имя преподобного Силуана Афонского. Однако английские законы достаточно строго регулируют ведение строительных работ и архитектурный облик новых зданий. Поэтому возвести традиционный православный храм с куполами и колокольней власти не позволили. Пришлось пойти на компромисс и выбрать архитектурный проект, более всего напоминающий склад — прямоугольное здание с двускатной крышей, на которой удалось устроить крохотную звонницу. Много усилий и молитв потребовалось и для того, чтобы это здание стало главным монастырским храмом. Когда роспись была закончена, местные власти пришли посмотреть… и отметили храм особой наградой «За лучший дизайн 1989 года в графстве Эссекс».

Когда роспись была закончена, местные власти пришли посмотреть… и отметили храм особой наградой «За лучший дизайн 1989 года в графстве Эссекс»

В последние годы схиархимандрит Софроний жил в маленьком домике на краю монастыря. Здесь были написаны многие известные его книги, здесь же он вел со своими духовными чадами еженедельные беседы, которые недавно были изданы в двухтомнике «Духовные беседы», а затем и на диске.

 

На пути святых отцов

Первая и самая известная книга отца Софрония «Старец Силуан», написанная в 1943 году, многократно переиздавалась на десятках языках мира. После прославления прп. Силуана в лике святых в 1988 году она стала выходить под названием «Преподобный Силуан Афонский». 

О трагизме современной жизни и его преодолении на путях стяжания Святого Духа, об опасности интеллектуального усвоения богооткровенных истин и опытном познании Бога писал в своих книгах схиархимандрит Софроний. В последние годы жизни он подготовил сборник статей о молитве и духовничестве, который вышел в свет под названием «О молитве» (1991). В первой части книги он рассуждает о православной аскетике, а во второй дает практическое руководство к деланию Иисусовой молитвы.

Особое место в духовном творчестве старца занимает переписка. «Отец Софроний очень любил писать письма. Это было его хобби, увлечение», — рассказывает иеромонах Николай (Сахаров), редактор и издатель его книг. Стоит вспомнить, что в нашей Церкви эта форма общения стала частью Священного Писания. Сегодня изданы три книги писем отца Софрония: «Письма в Россию» — переписка с сестрами; переписка с Давидом Бальфуром и переписка с протоиереем Георгием Флоровским. В одном из писем отцу Георгию он написал: «Я посылаю вам свои богословские взгляды, чтобы знать, что стою на пути истины. На пути святых отцов. Чтобы не отступить от возлюбленного мною Православия ни в чем». 

Последнее письменное произведение — «Завещание» отец Софроний составил и прочитал своим монахам в 1991 году. Он писал: «Монашеское общежитие является самым благоприятным условием для расширения нашего сознания до тех пределов, которые поставлены перед нами как конечная цель, как реализация образа и подобия Богу в «человеке-человечестве». Подвиг сей, будучи безмерно великим, конечно, не может быть легким. Это есть тот «узкий путь», полный глубоких страданий, о котором говорит Христос».

Местные власти жестко потребовали построить на территории монастыря крипту для захоронения насельников. Узнав, что работы будут закончены 12 июля, отец Софроний сказал, что к этому времени и он «будет готов». Он отошел ко Господу 11 июля 1993 года и был похоронен 14 июля в крипте при большом стечении народа — его духовных чад и монашествующих со всего мира.

Старейшая монахиня монастыря мать Елизавета скончалась через десять дней в согласии со словами своего духовного отца о том, что Господь призовет ее вскоре после него. Впоследствии над этой криптой был построен храм.

Сергей Чапнин

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Великобритания, #Графство Эссекс, #Иоанно-Предтеченский монастырь

14 Dec 1902