Благая весть для жителей Корейского полуострова

 

В июле 2012 года исполняется 115 лет с того момента, как Священный Синод учредил Русскую Духовную Миссию в Стране утренней свежести.

 

Миссия выполнима

В задачи Духовной Миссии входило попечение о русских православных христианах, живущих на Корейском полуострове, и проповедь Православия среди местного населения.

В январе 1897 года в Сеуле проживали около 200 русских и 30 православных корейцев. С учреждением Миссии становление Православия в Стране утренней свежести, как традиционно именуют Корею, а также перевод богослужебных текстов на корейский язык и переложение их на славянские напевы – все делалось исключительно стараниями русских миссионеров.

К сожалению, политическая ситуация, сложившаяся в Корее в начале XX века, не способствовала успешному развитию Православия. Так, с момента японской оккупации деятельность собора святого Николая Мирликийского (Чон-дон), воздвигнутого в Сеуле в 1903 году, претерпела немало трудностей, и во время русско-японской войны церковь была закрыта.

После Октябрьской революции, в нелегкие для нашей страны годы, Русская Духовная Миссия в Корее продолжала окормлять православных выходцев из России и заботиться о своих корейских прихожанах. Правда, финансирование Миссии правительство не оказывало былых почестей проживавшим в стране русским эмигрантам. Все это привело к тому, что в 30-е годы деятельность Миссии начала угасать.

В 1949 году власти Южной Кореи выслали из страны главу Русской Духовной Миссии архимандрита Поликарпа (Приймака), паства которого состояла из жителей семнадцати городов, включая Пхеньян, Хопучин, Кайсю, Ресин. Вскоре на Корейском полуострове началась война между Севером и Югом. По политическим причинам работа Русской Духовной Миссии в Корее была приостановлена, а ее имущество конфисковано.

В 1953 году Корейская война закончилась. В составе войск миротворческих сил ООН в Южной Корее находился греческий капеллан архимандрит Андрей (Халкилопулос), который занялся реорганизацией православного прихода Сеула численностью около 5000 человек. В 1955 году сохранившиеся общины, не имевшие в те годы возможности контактировать с Русской Православной Церковью, были переданы Константинопольскому Патриархату. С тех пор все православные храмы Южной Кореи находятся в юрисдикции Константинополя.

В 2006 году в столице Северной Кореи было совершено освящение первого православного храма в честь Живоначальной Троицы, построенного в 2004 году, – его совершили председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне – Святейший Патриарх Московский и всея Руси), архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, епископ Абаканский и Кызылский Ионафан, епископ Егорьевский Марк. За четыре года до этого знаменательного события генеральный секретарь Трудовой партии КНДР Ким Чен Ир, находясь с визитом в России, выразил желание построить в Пхеньяне православный храм. В 2003 году был образован Православный комитет КНДР. Тогда же в Пхеньяне был совершен чин закладки храма в честь Живоначальной Троицы, а Московская Духовная Семинария приняла на обучение четырех северокорейских студентов, два из которых впоследствии стали священниками и уехали на родину.

 

Север – Юг

Обо всем этом не понаслышке знает священник Дионисий Казанцев, чьи миссионерские труды начались еще до того, как он принял священный сан. В 2003 году, будучи студентом 3-го курса Московской Духовной Семинарии, он получил благословение священноначалия на поездку в Северную Корею, где прожил два года. Отец Дионисий был свидетелем и непосредственным участником строительства храма Живоначальной Троицы в Пхеньяне. При Российском посольстве в столице КНДР к тому времени уже функционировала православная община, шли богослужения, была организована детская школа.

Отец Дионисий нес миссионерское послушание и в Южной Корее – это было в 2005 году. В течение шести месяцев он помогал священнослужителю Русской Православной Церкви отцу Феофану, который с 2000 года занимался духовным окормлением русской общины в Сеуле. Вместе с отцом Феофаном отец Дионисий совершал миссионерские поездки по всей стране.

Кроме того, отец Дионисий окончил Государственный университет им. Ким Ир Сена в Пхеньяне. Таким образом, священник досконально изучил культуру, традиции и обычаи народов этой древней азиатской страны, разделенной после окончания Второй мировой войны на два государства: Корейскую Народно-Демократическую Республику и Республику Корея, которые неформально называют Северной Кореей и Южной Кореей.

– Корейская система письменности, в отличие от китайской или японской, – не иероглифическая, а алфавитная, – делится знаниями отец Дионисий. – Современный корейский алфавит состоит из 40 букв. Корневым языком является китайский: до конца XIX века официальной письменностью корейского языка была китайская иероглифика. Корейцы до сих пор используют некоторые китайские иероглифы для объяснения корейских слов. Например, в Корее очень распространена фамилия Ким, но это не значит, что все однофамильцы – родственники: у каждого для его фамилии есть свой набор китайских значков. А некоторые простые корейские имена имеют до 40 типов значения, как имя Вансуэй: белая лилия, белая лилия с вкраплениями, белая лилия с желтыми хвостиками и т. д. – всего 26 наименований! Если корейцы чего-то не понимают в устной речи, они либо пишут, либо говорят о со ответствующем иероглифе. В Северной Корее используют классический корейский язык; в южнокорейском варианте языка в последнее время появляется все больше американизмов.

Корейцы – очень патриотичный народ. Во время кризиса 70-х годов прошлого века, когда правительство Республики Корея призвало граждан оказать содействие в целях стабилизации экономики, многие приносили в пункты приема свое золото и другие ценности, отказываясь от излишеств. Южнокореец, обычный гражданин или большой начальник, имеющий возможность купить японский автомобиль, как настоящий патриот приобретет машину корейского производства. Отец Дионисий многому научился у корейцев: спокойствию, размеренному отношению к жизни, особому умению почитать старших. Оказывается, в корейском языке существует своеобразная система вежливости – в зависимости от возраста и социального положения собеседника, а также того, о ком идет речь, используются различные окончания глаголов.

С другой стороны, отцу Дионисию было сложно принять такие черты характера корейцев, как замкнутость, закрытость: «Поговорить с ними по душам, к сожалению, практически невозможно».

 

От буддизма и шаманов – к Православию

«Будда, Конфуций, шаман, обожание гор – все это смешалось и составило религию простого человека в Корее», – писал русский писатель и публицист Н.Г. Гарин-Михайловский, посетивший Корею в 1898 году. И по сей день буддизм, конфуцианство и шаманизм являются основными мировоззрениями жителей Корейского полуострова.

По словам отца Дионисия, корейцев нельзя назвать глубоко религиозной нацией. В настоящее время большое влияние на них оказывает Запад и, в частности, США. В обществе по-прежнему царят конфуцианские идеи уважения и почтительного отношения к старшим, но, с другой стороны, христианские течения набирают обороты. Открываются различные церкви: протестантские, свидетелей Иеговы и т. д.

– Большинство корейцев склонны к шаманизму – языческому поклонению духам, – поясняет отец Дионисий. – Они пишут какие-то записочки, поднимают на гору камни, чтобы складывать из них дольмены (древние мегалитические сооружения), просто дико кричат, изгоняя из себя злых духов.

Основные религии в современном обществе – буддизм и христианство. Есть несколько десятков буддийских монастырей, буддийские государственные праздники, традиционные буддийские обряды. Можно сказать, что христианство в Корее находится на тех же позициях, что и буддизм, – оно активно распространяется. Что касается Православия, сейчас в Южной Корее около 18 общин и такое же количество приходов. Слава Богу, они находят спонсоров, которые жертвуют средства на строительство православных храмов, да и сами члены общин собирают немалые средства для поддержания храмов в порядке. В городе Капьенг, в 60 км от Сеула, есть даже небольшой монастырь Преображения Господня. Настоятельница монастыря, инокиня Агафия – первая монахиня-кореянка.

В Республике Корея в настоящее время работают около 12 священников-корейцев (все они обучались в Греции, а затем были рукоположены митрополитом Константинопольского Патриархата Сотирием (Трамбасом). Некоторым из них приходится служить в нескольких храмах. А в КНДР, в Пхеньяне, в храме Живоначальной Троицы Московского патриархата при небольшой православной общине численностью в 100 человек сегодня трудятся два священника-корейца, которые прошли обучение в московских духовных школах.

– Прихожане храмов в Южной Корее – это русскоязычное население и корейцы, – продолжает свой рассказ отец Дионисий. – Это сотрудники посольств, различных компаний, в том числе заводов Samsung и Hyundai, приехавшие из России, а также местные жители, которые проявляют интерес к Православию. Православные южнокорейцы так или иначе связаны с русским бизнесом, с русской культурой, кто-то имеет православные корни от смешанных браков.

Православный приход в Корее является местом встреч. После службы россияне собираются вместе, пьют чай, беседуют, решают какие-то вопросы, по праздникам устраивают концерты, спектакли, вечера. Сам дух Православия остается тот же, что и в России. В некоторых отдаленно находящихся общинах есть небольшие храмы, которые зачастую представляют собой маленькую комнатку – туда ходят несколько семей, а священник приезжает один раз в месяц.

Часто корейцы, как и японцы, снимают обувь перед входом в храм и молятся в носках. Но вот что интересно: в разных странах грани между национальностями стираются, и каждый прихожанин видится нашим собратом. Неважно, что он говорит на другом языке, – вы разговариваете душами. Чувствуется, что православный кореец является носителем той веры, которую мы сами однажды ему принесли.

 

Надежда Глод, Ирина Лазарева,

фото иерея Дионисия Казанцева

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Республика Корея, #Пхеньян, #Селу, #Храм Живоначальной Троицы, #Храм Святителя Николая

19 Jul 2013