Воскресение в Сокольниках

 

Алтарь, обращенный на юг, в сторону Святой Земли, – не единственная особенность этого храма. Необычна его архитектура, оригинально внутреннее убранство. Но удивительнее всего история создания церкви и собранных в ней святынь.

 

Первый настоятель

В конце ХIХ века Сокольники представляли собой рабочую окраину, которая быстро разрасталась благодаря многочисленным переселенцам из окрестных сел. Это было время промышленного бума – вокруг строились фабрики, прокладывались трамвайные пути, возводились жилые кварталы.

Все шире раздвигались границы города, но храмов при этом больше не становилось. На всю округу была только одна небольшая церковь Всех Скорбящих Радость при больнице братьев Бахрушиных. Именно здесь после окончания Московской духовной семинарии начинал свое служение молодой священник Иоанн Кедров, который очень скоро стал одним из самых уважаемых батюшек в Москве.

 В 1918 году отца Иоанна арестовали. Чекистам удалось это сделать лишь с третьего раза. Когда они пытались приблизиться к священнику, прихожане брали их в плотное кольцо. Защитить своего пастыря вышли сотни верующих. В чем же обвиняли батюшку? В 1918 году революционный
праздник Первое мая пришелся на среду Страстной недели, которую нередко называют Иудиной пасхой. В своей яркой, взволнованной проповеди отец Иоанн призвал посвятить этот день усиленной молитве, избегая шумных сборищ, неуместного веселья и праздничного застолья. Пастырское слово, растиражированное в листовках, мгновенно облетело всю Москву.
…У властей было много причин преследовать отца Иоанна. Они боялись его популярности в народе, его твердости в отстаивании веры. Батюшку неоднократно вызывали на Лубянку. Там он и умер в ноябре 1932 года при невыясненных обстоятельствах. Москвичи похоронили любимого батюшку на Пятницком кладбище, поставив на его могиле тот самый крест, который в 1909 году был установлен на закладке Воскресенского храма.

Его знали как пламенного проповедника и защитника бедных. Его любили за сострадательное служение ближнему и твердость веры. Дела милосердия и благотворительности сводили отца Иоанна со многими известными людьми того времени. Эти знакомства впоследствии очень помогли батюшке при осуществлении его грандиозного замысла.

 

По велению Самой Богородицы

Маленькая церковь уже давно не вмещала всех желающих присутствовать на богослужении. Но строить новую отец Иоанн все не решался. Как? На какие деньги? И однажды во сне он увидел Божию Матерь, которая в ответ на его думы повелела бесстрашно браться за дело. Царица Небесная желала, чтобы храм был большим и вместительным, чтобы его колокольный звон, славя Господа, раздавался далеко окрест и пробуждал людей к подлинной – духовной – жизни.

Смущенный этим сновидением батюшка поначалу отнес его к разряду случайных. Но вскоре оно повторилось. На этот раз лик Богородицы был строгим и властным. Она требовала от отца Иоанна исполнить предначертанное.

С тех пор ничто не могло остановить храмостроителя. По благословению отца Иоанна на улицы города с железными кружками вышли все его духовные чада. Деньги на храм собирали буквально по копейкам – народ в рабочей окраине жил небогатый.

 

Дошел до императора

Отец Иоанн уже знал, что будет строить храм во имя Воскресения Христова. В честь этого праздника была освящена любимая с детства церковь в Павловском Посаде, где служил его отец.

Батюшка лично начертил план храма с алтарем, ориентированным на юг. Так он хотел подчеркнуть особую связь будущей московской святыни с храмом Гроба Господня, где свершилось самое главное событие в истории человечества – Воскресение Спасителя.

Но в Синоде новаторство отца Иоанна не одобрили. Получив отказ на свое прошение, батюшка решил искать поддержку у самого императора. И был вознагражден за смелость – Николай II дал свое высочайшее разрешение на строительство.

Интересно, что работу над проектом доверили молодому, никому не известному архитектору П. Толстых. Тот решил возводить храм в модном тогда стиле «русский модерн», отличавшийся своей выразительностью и экспрессией. И это тоже было очень смело – «модернистских» храмов на Руси еще не строили, если не считать небольшой церквушки в Абрамцеве, где и родился этот элегантный стиль.

 

Мешочек злата

Летом 1909 года, в день святых Петра и Павла, был заложен первый камень. Однако дело продвигалось медленно. Отец Иоанн часто не знал, как будет расплачиваться со строителями за проделанную работу.

В один из таких дней на стройку пришел купец, который назвался Александром. Он сказал, что имел мысль пожертвовать деньги на благое дело, но не знал, на какое именно. И вот во сне явились ему святые апостолы Петр и Павел и повелели идти в Сокольничью слободу, где строится храм.

Когда купец передал деньги отцу Иоанну, оказалось, что их ровно столько, чтобы расплатиться с рабочими. Позже один из приделов храма в знак благодарности святым был освящен в честь Петра и Павла. 

В другой раз помощь пришла тоже как нельзя кстати. И назвать случившееся, кроме как чудом, отец Иоанн, конечно, не мог. Однажды, уже под вечер, к нему подошел бедно одетый старичок и попросил о ночлеге. Батюшка решил устроить его в церковной пристройке. Однако, оставшись один, стал переживать: что за человека он приютил у себя в храме? Чтобы отогнать тревожные мысли, встал на молитву.

Рано утром он решил заглянуть в пристройку, но там уже никого не было, а на столе рядом с иконой святителя Николая лежал мешочек с золотом. Отец Иоанн вспомнил, что странник назвался Николаем.

В память об этом событии и по сей день в центре храма на аналое лежит лежит икона Николая Угодника, которого особо почитают прихожане.

 

Пасхальная служба посреди зимы

Когда церковь, наконец, была построена, она заставила говорить о себе всю Москву. В газетах писали: «Благодаря выдающейся энергии… отца Иоанна Кедрова, несмотря на массу затруднений, дело доведено до конца, и Москва украсилась большим и красивым приходским храмом у Сокольников, где, несмотря на массу народонаселения, не имеется поблизости приходских церквей… Храм огромен и может вместить до трех с половиной тысяч богомольцев». Отец Иоанн был счастлив – все получилось именно так, как желала Богородица.

Воскресенскую церковь освящали 22 декабря 1913 года. И хотя шел рождественский пост, накануне этого светлого дня всенощная служба совершалась по Пасхальному чину. В ответ на возглас настоятеля «Христос Воскресе!» прихожане радостно отвечали «Воистину Воскресе!» И это было очень торжественно и необычно. Когда еще услышишь такое посреди зимы?

Примечательно, что чин освящения храма совершил митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский), а чин закладки первого камня – митрополит Московский Владимир (Богоявленский). Оба они в годы советской власти пострадали за веру и были причислены к лику святых.

 

Ангел со свитком

Отец Иоанн Кедров был лично знаком с Виктором Васнецовым, любил его творчество и хотел украсить храм росписью в васнецовском стиле. Но его планам помешала Первая мировая, следом за которой грянула революция. За год иконописцы успели немногое, и белые стены храма, уходящие далеко ввысь, остались большей частью нерасписанными. Но, как считает нынешний настоятель Воскресенской церкви протоиерей Александр Дасаев, тем выразительнее уже созданные фрески.

От образа «Благодатное небо», написанного учениками Васнецова в правом приделе храма, невозможно оторвать глаз. Кажется, что Божия Матерь, изображенная в полный рост с Богомладенцем на руках, Сама идет тебе навстречу…

Эта фреска, как и Царские врата, хорошо видна даже тем, кто смиренно стоит на службе в самых последних рядах прихожан. Пол храма, подобно амфитеатру, имеет небольшой уклон, а потому нет нужды протискиваться вперед, чтобы лучше рассмотреть происходящее у алтаря. Удивительно, но даже об этом подумал отец Иоанн. 

Можно предположить, что по его желанию появился и летящий в облаках Ангел со свитком в руке. Эта роспись на плафоне при входе в церковь заставляет вспомнить православное предание о том, что у каждого храма есть свой Ангел Хранитель. Он радуется всем приходящим и вписывает их имена в свою хартию.

Считается, что Божий посланец «никогда никуда не уходит». Даже в том случае, если храм исчезает с лица земли, Ангел все равно остается. Вот почему в народе издавна говорят: «Свято место пусто не бывает».

 

«Иверское сердце»

«А вон за тою дверцею,

куда народ валит,

Иверское сердце

червонное горит»

Так Марина Цветаева писала о великой московской святыне – Иверской иконе, у которой днем и ночью горела красная лампада.

…В 1669 году москвичи торжественно встречали образ Богородицы, который был списан с чудотворной иконы «Вратарница», обретенной афонскими монахами в море. Помещенная на Неглиненских воротах (позже они стали называться Воскресенскими), икона стала охранять город подобно тому, как первообраз хранит афонский монастырь. Несколько лет спустя, чтобы укрыть святыню от дождя и снега, над воротами устроили деревянный навес, затем пристроили стены – так появилась знаменитая Иверская часовня.

Въезжая в первопрестольную, все русские цари первым делом шли поклониться Иверской. Никто в Москве не начинал крупных дел, не помолившись перед иконой. Купцы просили хорошей торговли, студенты – удачи на экзаменах. Известно, что императрица Александра Федоровна, желая родить наследника, горячо молилась в Иверской часовне.

И вот теперь эта удивительная святыня с частичкой пелены Гроба Господня здесь – только протяни руку. Прихожане уверены, что именно она (а не список с иконы) была принесена в храм Воскресения в 1929 году, когда большевики разрушили часовню. Собственно говоря, икону везли тогда на подводе совсем в другой храм – на Преображенскую площадь. Но напротив Воскресенской церкви лошади вдруг встали, отказываясь идти дальше. Это был знак: Богородица Сама выбрала дом для Своей иконы.

 

Афонские святыни

От Воскресенских ворот в Воскресенский храм… Теперь кажется, что по-другому и быть не могло. Но в 1994 году, когда на Красной площади стали возрождать Иверскую часовню, прихожане не на шутку встревожились: а вдруг у них отберут бесценную святыню? Этого, к счастью, не случилось. Патриарх Алексий II рассудил так: в новой часовне будет новый афонский список.

Другие древние московские часовни, в которых хранились привезенные с Афона святыни, возрождать, как известно, не стали, поэтому и не возникает вопроса, где еще может находиться спасенный от поругания старинный ковчег с мощами святых и чудотворный образ целителя Пантелеимона. В 20-е годы прошлого века они были перенесены в храм из разрушенной часовни, стоявшей на Лубянке. Остаются здесь и по сей день. К ним можно приложиться в центральном приделе храма, возблагодарив Бога за саму возможность такого поклонения.

 

Множество святынь из разрушенных храмов нашли «приют» в Воскресенской церкви

 

В безбожное время Воскресенская церковь приняла под свои своды и другие святыни из уничтоженных храмов, часовен, монастырей. Среди них образ Божией Матери «Скоропослушница», писанный на Афоне, чудотворная Боголюбская икона с Варварских ворот Китай-города, Страстная икона Богоматери из Страстного монастыря, чудотворный образ Божией Матери «Целительница» из Алексеевского монастыря.

Помолившись у этих святынь, не пройдите мимо Грузинской иконы Божией Матери, которая лежит на аналое слева от царских врат. Перед этим древним образом приносила свои молитвы Богородице императрица Анна Иоанновна и получала просимое. По ее повелению для иконы была изготовлена драгоценная риза, богато украшенная жемчугом и бирюзой.

 

Избрание патриарха

Советские власти не посмели закрыть Воскресенский храм, однако в 30-е годы его облюбовали обновленцы, которые заявили о полной поддержке нового режима и реформировании Церкви по «большевистским стандартам». Патриарх Тихон, с которым отец Иоанн духовно был очень близок, предал обновленцев анафеме и запретил с ними всякое общение. Воскресенский храм в эти годы почти совсем опустел.

К счастью, это продлилось недолго. «Реформаторы», активно сотрудничавшие с советской властью, вскоре от нее же и пострадали. Почти вся верхушка обновленческого движения была уничтожена в застенках НКВД.

В феврале 1945 года в Воскресенском храме прошел Поместный собор, на который приехали многие зарубежные архиереи. Размах события и повышенное внимание к нему руководства страны свидетельствовали о потеплении в отношениях между Церковью и государством. На Соборе был избран новый патриарх. Им стал местоблюститель патриаршего престола, не покинувший Ленинград в блокаду, митрополит Ленинградский Алексий (Симанский).

 

Храм как история жизни

В семейном альбоме Натальи Олеговны Савиной добрая половина фотографий так или иначе связана с Воскресенской церковью. И неудивительно. Первый раз порог храма она переступила, когда ей было всего шестнадцать.

Она хорошо помнит, как у нее возникло непреодолимое желание креститься. Но тогда, в 80-е, во всех церквах требовали документы. У несовершеннолетних – паспорта родителей. Это было исключено. Ее отец, работник дипломатического корпуса, был категорически против «странного» увлечения дочери.

Но добрые люди подсказали, что в Сокольниках крестят и без документов. Приняв Святое Крещение, Наташа уже не смогла расстаться с Воскресенским храмом. Не рассталась даже тогда, когда конфликт с родителями зашел слишком далеко и отец в сердцах бросил: «Ты мне больше не дочь!»

Несмотря на то что Наталья жила на другом конце Москвы, она старалась как можно чаще бывать в храме. Здесь она венчалась, здесь крестила свою дочь, которая, повзрослев, также захотела венчаться в этой церкви. Но радостнее всего для Натальи Олеговны то, что теперь и ее родители пришли к Богу.

…Много лет работая в воскресной школе, она учит детей любить Божий Дом, а значит и свою Родину. При этом никаких громких слов не требуется. Достаточно просто рассказать историю Воскресенского храма.

 

Еще 5 интересных фактов Вскоре после освящения церковь стали называть Кедровской - по фамилии ее настоятеля. В стенах Воскресенского храма бывала святая старица матрона. Из ее жития известно, что некоторое время она жила недалеко от церкви в рабочих бараках, где было так холодно, что примерзали волосы к подушке. В Воскресенском храме есть хор слепых. Церковное пение незрячих - многолетняя храмовая традиция, заложенная еще отцом Иоанном. Резной иконостас церкви, выполненный в древнехристианских традициях, уникален. Самое удивительное в нем - склонившиеся над Царскими вратами олени. Воскресная школа храма - одна из самых больших в Москве. В ней обучается более ста детей в возрасте от трех до шестнадцати лет.

 

Полезная информация

Адрес: Сокольническая площадь, д. 6

Проезд: м. «Сокольники»

Тел.: 8 (499) 268-54-10 (дежурный священник)

E-mail: 2685410@mail.ru

По субботам при храме работает школа «Трезвение»

Людмила Дианова, фото Олега Серебрянского

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Россия, #Святые, #Сокольники, #Храм Воскресения Христова, #Святые, #Блаженная старица Матрона

14 Dec 1902