Восстановление почитания свв. Кирилла и Мефодия в XIX веке

История с географией

Восстановление почитания свв. Кирилла и Мефодия в XIX веке

 

Свв. Кирилл и Мефодий. Современная икона

На каждом всенощном бдении мы слышим имена «святых Мефодия и Кирилла, учителей словенских». Трижды в год мы встречаем равноапостольных братьев в месяцеслове: 14 (27) февраля, 6 (19) апреля и 11 (24) мая. В последнем случае молитва солунским угодникам звучит во всероссийском масштабе, выплескиваясь за церковные стены — День славянской письменности и культуры, приуроченный к памяти святых, является государственным праздником. Во многих епархиях есть храмы, посвященные свв. Кириллу и Мефодию; практически в каждом храме России есть их икона, площади городов украшают памятники, в книжных магазинах нет недостатка в житийной и исторической литературе.

Может сложиться впечатление, что так было всегда. Ведь значение миссии солунских братьев трудно переоценить, и благодарные потомки должны были через века пронести глубокое почитание к своим просветителям. На деле же имена учителей словенских оказались почти забыты не только в России, но и в других славянских странах. В результате никоновских реформ, частью которых стала «книжная справа» по греческим образцам, и массового книгопечатания Кирилл и Мефодий «исчезли» для Русской Церкви почти на два столетия.

Свв. Кирилл и Мефодий. Фрагмент росписи Владимирского собора г. Киев, худ. М.В. Нестеров

Да, краткие жития прп. Константина-Кирилла и брата его, свт. Мефодия, епископа Моравского, среди тысяч других житий можно найти и в Великих Четьих-Минеях свт. Макария XVI в. и в сборнике свт. Димитрия Ростовского XVII в., и во всевозможных прологах, но не более того. В богослужебной практике память равноапостольных братьев никак не отражалась вплоть до середины XIX века.

Возвращение почитания первоучителей в православном мире началось именно с России. Оно было связано с общим подъемом славянского движения, вызванного в первую очередь героической борьбой сербов и болгар за освобождение от турецкого владычества, а также ростом национального самосознания славян австрийских, особо остро проявившегося в череде революций 1848-1849 гг. Россия, сама разбуженная «грозой 12-го года», всегда поддерживала стремления к независимости угнетенных православных Балкан, а будучи преданной всеми западными «партнерами» во время Крымской войны, еще пристальнее обратила взор на славян, вспомнив о языковом, культурном и религиозном единстве с кровными братьями.

Трудно было найти лучший символ панславизма, чем свв. Кирилл и Мефодий. Миссионеры трудились на ниве Христовой ещё до 1054 года и почитались как православными, так и католиками, что давало возможность для диалога не только с сербами и болгарами, но и с чехами и хорватами.

Михаил Петрович Погодин

Начало возвращению памяти было положено историком М.П. Погодиным. В 1835 г., в том самом году, когда сразу в четырех университетах страны открылись кафедры по истории и литературе славянских наречий, он привез из Праги частицу мощей св. Кирилла (палец, или, как он сам говорил, «перст, впервые начертавший Славянские письмена»), а через 20 лет передал её в дар университетскому храму вмчц. Татианы. В 1843 г. в издаваемом Михаилом Петровичем журнале «Москвитянин» профессор (в будущем – ректор) Московской духовной академии, иерей А.В. Горский опубликовал статью «О свв. Кирилле и Мефодии». До этой публикации русские ученые пользовались исключительно латинскими (т.н. Зальцбургским меморандумом) и греческими (житием св. Климента) источниками. Отец Александр впервые ввел в научный оборот неизвестные до того русской науке славянские источники. Более чем через полвека член-корреспондент Академии наук Г.А. Воскресенский напишет: «Это исследование Горского легло в основу большей части позднейших исследований о первоучителях славянских, а открытые им пространные славянские жития отодвинули на второй план прежние источники и сами заняли первенствующее место в Кирилло-Мефодиевской литературе»[1].

Протиерей Александр Васильевич Горский

В 1846 г. увидел свет труд архимандрита (в будущем – митрополита Московского и Коломенского) Макария (Булгакова) «История христианства в России до равноапостольного князя Владимира», в котором особое внимание уделялось кирилло-мефодиевской миссии. В 1856 г. всё тот же о. Александр Горский в «Прибавлениях к творениям свв. отцов» издаст работу «О древних канонах святым Кириллу и Мефодию», создавшую базу для составления службы святым братьям.

В 1861 г. Погодин занял кресло председателя Московского славянского комитета и дело «второго прославления» Кирилла и Мефодия пошло быстрее. Весной 1862 г. он обнародовал воззвание «К славянам», в котором предлагал возродить празднование свв. Кириллу и Мефодию в России, а также славянскую литургию на Западе.

7 июня 1861 г. епископ Смоленский Антоний (Амфитеатров) обратился в Свт. Синод с ходатайством о возобновлении почитания славянских просветителей и одобрении составленной им службы святым братьям. «Память славянских апостолов Мефодия и Кирилла, – писал владыка Антоний обер-прокурору Д.А. Толстому, – коим славянские народы обязаны просвещением, верой Христовой и переводом на родной их язык Священного Писания и богослужебных книг, положена в Церкви Православной 11 мая, но, к сожалению, память сия вовсе не чтится подобающим образом, потому что в месячной Минее нашей нет вовсе службы сим приснопамятным мужам, и в Месяцеслове нет даже ни тропаря, ни кондака. Древность была благодарнее к просветителям славян, и память их чтилась особыми службами... На греческом языке отыскана служба, но не им одним, а совместно с другими пятью преемниками их. В Болгарии и Сербии, куда относился я, тоже не оказалось службы просветителям славян по той, вероятно, причине, что у них употребляются с давних времен Минеи нашей печати. Вследствие сего, озаботившись составлением вновь службы апостолам славянским, я долгом считаю препроводить рукопись, содержащую сию службу, к Вашему сиятельству, прося Вас представить оную Св. Синоду и ходатайствовать, дабы оная, если призвана будет удовлетворительной для своей цели, напечатана была в Синодальной типографии и разослана по церквам, а вслед за тем, при новом издании месячных Миней, внесена была и туда под 11 числом мая, дабы могла быть отправляема в означенное число неопустительно как у нас, так и у других славянских народов, пользующихся нашими богослужебными книгами. Так как в следующем, 1862, году, будет праздноваться у нас тысячелетие России, а славянские народы собираются праздновать тысячелетие просвещения своего через святых Кирилла и Мефодия светом Евангелия и изобретения ими славянских письмен, то издание представляемой службы славянским апостолам могло бы быть, по мнению моему, особенно прилично сему знаменательному времени»[2].

епископ Антоний (Амфитеатров)

Рассмотрение обращения преосвященного Антония затормозилось в канцелярии Синода, видимо, сначала из-за смены обер-прокурора (Толстого сменил А.П. Ахматов), затем по причине спора вокруг наименования братьев «равноапостольными». В итоге лишь в марте 1863 г. было дано официальное распоряжение на издание Службы тиражом 35000 экземпляров и рассылку по всем епархиям.

1862 год открыл череду важных юбилеев. В тот год Россия праздновала своё 1000-летие, в честь чего в Великом Новгороде был поставлен памятник работы М.О. Микешина со 129 фигурами выдающихся деятелей отечественной истории. Примечательно, что там нашлось место и для свв. Кирилла и Мефодия. Для студентов, занимавшихся славянской филологией, была учреждена императорская стипендия имени Кирилла и Мефодия в размере 240 руб. в год. Их могли получать по четыре студента в Московском, Санкт-Петербургском, Казанском, Харьковском и Киевском университетах. Тогда же, в день памяти святым, 11 (24) мая, в Свято-Татианинском храме Московского Университета состоялась первая Служба свв. Кириллу и Мефодию. Так как составленная еп. Антонием служба еще не была утверждена Свт. Синодом, использовался древний текст XIII в., найденный уже упомянутым А.В. Горским. И.С. Аксаков назвал этот праздник «залогом будущего духовного воссоединения всех славян, и звеном, связующим разрозненных братьев»[3].

Свв. Кирилл и Мефодий. Фргамент памятника «Тысячелетие России», Великий Новгород. Скульпторы М.О. Микешин, И.Н. Шредер, архитектор В.А. Гартман

В 1863 г. весь славянский мир отмечал 1000-летие Моравской миссии и создания славянской азбуки. Свт. Синод постановил во всех храмах Империи служить Службу свв. Кириллу и Мефодию, для чего, как уже было сказано, её текст был издан большим тиражом и разослан не только по России, но и отправлен в Сербию. Митрополит Московский свт. Филарет (Дроздов) составил песнь канона в честь святых.

В Типикон память солунских братьев под 11 мая была внесена в 1877 г., в Минею Служба внесена только в 1890 г. Видимо к этому периоду, с 1863 по 1877 г., относится обнаруженная нами характерная пометка на полях Типикона 1782 года из Троице-Сергиевой Лавры (см. иллюстрацию).

Типикон 1782 года. Библиотека Троице-Сергиевой Лавры

В 1867 г. в Санкт-Петербурге и Москве прошел II Всеславянский съезд, на который прибыло более 80 иностранных делегатов. 11 мая в Исаакиевском соборе состоялось торжественное богослужение с молебном свв. Кириллу и Мефодию. Равноапостольные братья были также изображены на главном символе съезда – бело-золотой хоругви. «На ней были изображены первоучители славянские Кирилл и Мефодий. Над ними – Спаситель, благословляющий их на апостольский подвиг»[4]. «[Участник съезда, знаменитый историк] С.М. Соловьев, указывая на хоругвь, призвал собравшихся на банкете в Сокольниках: «Встанем дружно под знамя славянского единства, выраженное в этом священном знамени Кирилла и Мефодия»... Это был поистине несравненный момент, зрелище, возвышающее душу. Это море человеческих голов, покрывавших склон от павильона к Сокольничьей роще, мгновенно смолкло перед священным символом славянского единства. Все обнажили головы пред хоругвью, несомою одним из православных священников»[5].

Через два года наступил черед нового юбилея – 1000-летия блаженной кончины св. Кирилла. Торжества 14 февраля прошли во многих городах России. В столице, в Исаакиевском соборе, Божественную литургию сослужили три митрополита: Петербургский, Московский и Киевский. На торжественном заседании столичного отдела Славянского комитета было объявлено об учреждении Кирилло-Мефодиевской премии «за лучшие сочинения по вопросам до славянства относящимся, написанные учениками высших учебных заведений. Цель этой премии – поощрить... учащееся юношество к познанию славянской истории»[6] В Москве директор Румянцевского музея В.А. Дашков публично пообещал устроить при музее храм во имя свв. Кирилла и Мефодия с приделом св. Владимира. Тогда же Свт. Синод утвердил иконописный канон святых братьев. Сделано это было по заявлению Григория Ширяева – знаменитого путешественника, писателя, общественного деятеля и предпринимателя, потерявшего зрение в 9 лет, что не помешало ему объездить не только Европейскую Россию, но и Соловки, и Афон, и Святую Землю.

Свв. Кирилл и Мефодий. Гравюра Л. Серякова по рис. Ф. Бронникова. Иллюстрация брошюры А.С. Князева «Проповеднические подвиги апостолов славян святых Кирилла и Мефодия». Изд-во слепца Григория Ширяева. СПб, 1866

В последующие годы произошли такие знаковые события как учреждение Кирилло-Мефодиевского Славянского Общества в Одессе, которое сыграет ключевую роль в помощи балканским славянам во время Восточного кризиса и Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг.; учреждение первого в России Кирилло-Мефодиевского братства в Нижнем Новгороде, главной целью которого объявлялось «содействие религиозно-нравственному воспитанию бедных учеников губернской гимназии»[7]; освящение первого в России храма во имя свв. Кирилла и Мефодия в Санкт-Петербурге. Примечательно, что в то же время в сербском Призрене на средства выдающегося мецената Симы Игуманова при поддержке русского консула И.С. Ястребова открылась духовная семинария имении святых братьев, которая впоследствии даст Сербии трех патриархов.

Свв. Кирилл и Мефодий. Икона работы А.А. Васильева по эскизу Ф.Г. Солнцева. XIX век

К следующему 1000-летнему юбилею, а именно юбилею кончины св. Мефодия, политическая обстановка в Европе претерпела серьезные изменения. Франция была разгромлена Пруссией, и главный покровитель католиков и гарант светской власти понтифика, император Наполеон III, оказался в плену, вследствие чего парижские коммунары сразу развернули антицерковную деятельность, а Рим наконец был взят королевскими войсками, и Папская область скукожилась до территории Ватикана; канцлер Бисмарк в ответ на решения Первого Ватиканского собора начал антикатолическую политику кульуркампфа; Турция потерпела сокрушительное поражение от России, и на Балканах появились новые православные государства: Болгария, Румыния, Сербия, Черногория. Таким образом, в 1870-е гг. католический мир был потрясен, и папе в поисках новой опоры пришлось обратить свои взоры на славян (к слову, тогда же Ватикан активизировал дипломатические контакты с Россией). Ключом к славянскому сердцу были выбраны всё те же свв. Кирилл и Мефодий, которых папа Лев XIII в 1880 г. перевел из местночтимых святых Моравии и Богемии в общечтимые. В своей энциклике «Grande munus» понтифик не упустил возможности объявить, что «оба они тогда приняли присягу по католическому обычаю и поклялись, что всегда останутся в вере святого Петра и Пап. После этого они были соделаны епископами и посвящены самим [папой] Адрианом, а многие из их учеников были возведены в различные степени священного сана» и что его «глубоко трогает великолепная связь меж славянским народом и Римской Церковью, связь, имевшая столь благородное начало. Хотя эти два апостола веры христианской отправились на проповедь к народам чужих стран из Константинополя, инвеституру своей миссии и неоднократное ее торжественное одобрение они получили от Апостольского Престола, центра католического единства. Воистину, здесь, во граде Риме, давали они отчет в своей миссии и отпор своим обвинителям. Здесь, у гробниц Петра и Павла, поклялись они хранить католическую веру. Здесь приняли они епископское посвящение и власть установить священную иерархию, соблюдая в ней различие каждого сана. Наконец, здесь искали они и здесь обрели разрешение использовать в святых обрядах славянский язык»[8]. Центром проведения торжеств был логично выбран чешский Велеград — некогда столица Великой Моравии, где жил, проповедовал и скончался св. Мефодий.

От Православной церкви ждали, как сейчас принято говорить, симметричного ответа. И он последовал. Как и в 1869 г., юбилей с размахом отмечался сразу в нескольких городах Российской Империи. За подготовку торжеств отвечал обер-прокурор Свт. Синода К.П. Победоносцев. В письме Александру III с предложениями по организации празднества он не скрывал конкуренции с Ватиканом: «Вот уже несколько лет продолжается со стороны римской курии агитация по поводу Кирилла и Мефодия, направленная против православных славян и России. Главным ее деятелем служит епископ дьяковорский Штрамайер, задумавший объединить всех славян австрийских под знаменем католичества и внесть ту же пропаганду в среду православных. К 6-му апреля он, при содействии Рима, давно готовит громадную демонстрацию в Велеграде. Эти приготовления заставили и нас озаботиться о торжественном, по возможности, праздновании этого дня в России. Дело успело огласиться повсюду, встречено с большим сочувствием, и теперь во всех городах и во многих селах готовятся празднества на 6 апреля с торжественным богослужением и крестными ходами. Думаю, что это торжество не останется без важных последствий и утвердит в народном сознании (что в особенности важно на окраинах) чувство национальности и понятие о просвещении, связанном с церковью. Действительно, нельзя не признать, что семя всей нашей исторической культуры заложено в азбуке, изобретенной Кириллом и Мефодием, и в книгах, ими переложенных на славянский язык и доныне составляющих драгоценное достояние духа народного в России. Итак, это торжество можно назвать всероссийским…»[9].

Константин Петрович Победоносцев

Помимо обычных масштабных литургий, молебнов и крестных ходов, торжественных и весьма представительных заседаний Славянских обществ, благотворительных акций, мефодиевский юбилей 1885 г. вошел в историю тем, что в Исаакиевском соборе был рукоположен во епископа черногорский архимандрит Митрофан (Бан), в будущем выдающийся деятель и последний предстоятель автономной Черногорской митрополии (в 1920 г. в Королевстве сербов, хорватов и словенцев было учреждено Патриаршество, и Черногорская митрополия вошла в состав единой СПЦ в качестве одной из епархий). Самое главное – именно тогда Свт. Синод поднял память свв. Кирилла и Мефодия 11 мая до «среднего праздника с бдением», а поминание «иже во святых отцев наших Кирилла и Мефодия, учителей словенских» включил в молитву, совершаемую по завершении литии на великой вечерне, и в молитву после чтения Евангелия на утрене («Спаси, Боже, люди Твоя...») непосредственно после имени свт. Николая. 14 февраля и 6 апреля, в дни успения свв. Кирилла и Мефодия, предписывалось отправлять полиелей. Отныне солунских братьев стали поминать во время проскомидии при изъятии 8-й частицы из девятичинной просфоры.

Тогда же Свт. Синод одобрил текст Акафиста святым первоучителям. Автором Акафиста был студент 4-го курса Санкт-Петербургской духовной академии Алексей Храповицкий. Через месяц он примет монашеский постриг с именем Антоний, через 12 лет станет епископом, а через 35 лет – первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей.

В Москве крестный ход прошел от Храма Христа Спасителя в Кремль, затем под звон колоколов проследовал от Успенского собора через Спасские ворота на Красную площадь, где была установлена икона святых. П.И. Чайковский к юбилею написал музыку к гимну «Обнимись со мной, славянский брат».

В том же году был одобрен устав Московского Кирилло-Мефодиевского братства. В феврале 1886 г. в Богоявленском монастыре состоялось его официальное открытие. Благодаря деятельности братства число церковно-приходских школ в Московской губернии уже к началу XX века вырастет в пять раз[10].

В последующие годы в России освящалось много храмов, посвященных равноапостольным братьям. В основном кирилло-мефодиевские церкви устраивались при учебных заведениях, по той причине, что святые братья с самого начала считались покровителями народного просвещения. Начало было положено Земледельческой школой в Москве в 1887 г. В 1901 г. Свт. Синод предписал ежегодно совершать 11 (24) мая праздничное богослужение во всех учебных заведениях духовного ведомства с освобождением учащихся от занятий.

На торжественном собрании Славянского благотворительного общества по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888 г. православный чех Карел Живный сказал: «Что же касается народного и культурного единства славянского народа, то оно необходимо, возможно и законно, а стремление к этому единству — народному и культурному панславизму — честно, ибо оно идет историческим путем, предначертанными такими деятелями, которые причислены к лику святых, как князь Владимир, и оба исполина славянской истории, первоучители Кирилл и Мефодий. Русский народ может гордиться тем, что в царствование Государя Императора Александра Александровича состоялись торжества 900-летия памяти Св. Владимира и 1000-летия памяти святых Кирилла и Мефодия»[11].

Свв. Кирилл и Мефодий передают славянам азбуку

Храм и памятник свв. Кирилла и Мефодия в г. Фессалоники, Греция

Игорь Рыжов, магистр истории,
ст. специалист паломнической службы
Паломнического Центра Московского Патриархата.

 

Иллюстрации:

http://www.pravenc.ru

http://наука-религия.рф

https://www.liveinternet.ru

http://feofan.rounb.ru

http://kleinburd.ru

http://kyiv-pravosl.info

https://dzadziki.com

 

[1] Воскресенский Г. А. О заслугах прот. А. В. Горского для славяно-русской историко-филологической науки // Богословский вестник. 1900. № 11, С. 443.

[2] Цит. по: Попов А.В. Православные русские акафисты. С. 304-305.

[3] Цит. по: Лебедева Е. Славянский славный день // Русский обозреватель. Сетевой журнал [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/38313.html Дата обращения: 20.05.2024

[4] Славянский обед в зале Петербургского дворянского собрания // Русский Инвалид. 1867. 12 мая. № 130. Цит. по: Лебедева Е. Указ. соч.

[5] Всероссийская этнографическая выставка и Славянский съезд в мае 1867 года. М., 2017. С. 423-424, 446.

[6] Внутренняя и внешняя политика//Всемирная иллюстрация. 1869. №8. С. 114. Цит. по: Поповкин А.А. Великий день Кирилловой кончины // Русский обозреватель. Сетевой журнал [Электронный ресурс]. URL: http://ruskline.ru/analitika/2019/03/02/velikij_den_kirillovoj_konchiny_fi_tyutchev Дата обращения: 20.05.2024.

[7] Цит. по: Образование в Нижегородской области: история и современность : материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 210-летию светского образования в Нижегородской области. С. 36.

[8] Цит. по: http://www.unavoce.ru/library/grande_munus.html [Электронный ресурс] Дата обращения: 18.05.2019

[9] Победоносцев К.П. Письма к Александру III. С. 46-47.

[10] Колоухин С.О. Роль Кирилло-Мефодиевского братства в развитии начального образования в Московской губернии (1884—1974 гг.) http://www.mepar.ru/library/vedomosti/72/1516/ [Электронный ресурс] Дата обращения: 20.05.2024.

[11] Девятисотлетняя годовщина Крещения Руси // Исторический вестник. 1888. Т. 33. С. 431-432.

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

“ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ, ВОСПЛЕЩИ РУКАМИ, НЕВО РЕКО, РАСПРОСТРАНИ СВОЯ СТРУИ”

“ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ, ВОСПЛЕЩИ РУКАМИ, НЕВО РЕКО, РАСПРОСТРАНИ СВОЯ СТРУИ”

Перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург

ОБРАЗ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ

ОБРАЗ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ

Фигура святого Александра Невского в годы Великой Отечественной войны

Амурская Похвала и мира Заступница

Амурская Похвала и мира Заступница

Память Албазинской иконы Божией Матери

“Дело было под Полтавой…”

“Дело было под Полтавой…”

К 315-летию решающей победы в Великой Северной войне