Благословенно воинство Небесного Царя

Роль личности

Благословенно воинство Небесного Царя

Помощь святых в Великой Отечественной войне

Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева.

Да пошлет тебе помощь из Святилища и с Сиона да подкрепит тебя.

Да воспомянет все жертвоприношения твои и всесожжение твое да соделает тучным.

Да даст тебе Господь по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит.

Мы возрадуемся о спасении твоем и во имя Бога нашего поднимем знамя. Да исполнит Господь все прошения твои.

(Пс.19:2-6).

 

Битва за Москву

Суровые ветры поздней осени 1941 года несли с собой не только холод, но и смертельную угрозу сердцу Святой Руси — Москве. Враг, казалось, был неудержим, его железные дивизии сжимали кольцо окружения вокруг первопрестольной. Были захвачены Ржев, Волоколамск, Клин, Солнечногорск, Истра, Руза, Можайск, Боровск, Малоярославец, Таруса, Калуга, Ефремов, Елец.

17 октября 1941 г. под ударами Вермахта пал Калинин – древняя Тверь. Примечательно, что это день Обретения мощей святителя Варсонофия, возглавлявшего Тверскую епархию в 1567-1570 гг., но удалившегося на покой на восток, в Казань, где и пребывал до своей блаженной кончины. Также и многим тысячам тверичей пришлось покинуть родной город и уехать в тыловые города востока России.

 

Бои за Тверь (Калинин). 1941 год.

 

Еще больше месяца продолжалось наступление противника. 30 ноября враг, а именно части 2-й танковой дивизии группы армий «Центр», занял поселок Красная Поляна, что у нынешнего аэропорта Шереметьево. До Кремля — 33 километра по прямой. Изрядно потрепанный к этому времени враг выравнивал фланги, подтягивал резервы. Нацисты рассматривали Москву в бинокли и готовились к последнему броску.

 

Немецкое кладбище у Путевого дворца в Твери (Калинине), 1941 г.

 

Наступило 5 декабря. В те полные тревог и смятения короткие морозные дни, мало кто помнил, что это день памяти святого благоверного князя Михаила Тверского. Гордость Твери – величественный Спасо-Преображенский собор – был уже разрушен, рака с мощами страстотерпца вскрыта безбожниками. Но не колокольный звон всех церквей города, как когда-то, а канонада артиллерии и гул самолетов 29-й и 31-й армий Калининского фронта напомнила жителям оккупированной Твери о празднике. Именно в день мученической кончины Михаила Ярославича Красная армия перешла в контрнаступление по всей линии соприкосновения, которая проходила буквально у границ областного центра, на другом берегу Волги.

 

Освобождение Твери (Калинина)

 

Святой Михаил – один из самых почитаемых святых на тверской земле, чья жизнь стала примером стойкости в вере, любви к родной земле и самопожертвования за народ. Жертва Тверского князя, совершенная в далёком XIV веке, когда русскую землю также топтал сапог оккупанта, глубоко укоренились в народной памяти. И вот, спустя столетия, в самый критический момент новой смертельной схватки, именно Тверская земля сыграла ключевую роль в спасении Москвы. В ходе контрнаступления Красной армии тевтонские орды были отброшены от столицы на 150-300 км. на запад. Угроза потери Москвы была снята.

 

Святой князь Михаил Тверской (фрагмент). Художник Алексей Андреев.

Источник

 

В ходе ожесточённых боёв зимы 1941-1942 гг. Тверь стала единственным крупным городом, освобождённым от врага. В этом видится промыслительная связь времён. Словно сам святой Михаил, небесный покровитель Тверской земли, вдохновлял своих потомков, помогая им обрести силу и мужество в борьбе с неприятелем. Никогда благоверный князь не оставлял родной город в тяжелые времена. Так в годы Смуты польские и литовские интервенты, осаждая Тверь, видели, как из города выезжал удивительный воевода на белом коне, грозя им обнажённым мечом. Это зрелище приводило неприятелей в ужас, и они обращались в бегство. Когда пленные поляки заметили в соборе икону святого Михаила, они поклялись, что на ней изображен тот самый всадник. А после крестного хода с мощами страстотерпца вокруг Твери 30 сентября 1655 года в городе прекратилась эпидемия моровой язвы.

 

Памятник святому Михаилу в Твери. Скульптор А.Н. Ковальчук/

Photo by Ветер Тверских Крыш / CC BY-SA 4.0

 

Нельзя не отметить, что Битва за Москву завершилась 7 января 1942 года, в светлый праздник Рождества Христова. Это событие невольно вызывает в памяти ещё одну славную страницу нашей истории – Отечественную войну 1812 года. Ведь именно в день Рождества, когда последний солдат наполеоновской армии покинул пределы нашей родины, император Александр I издал Манифест «О принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского». Именно поэтому в Москве был построен Храм Христа Спасителя, чей главный престол освящен в честь Рождества Христова.

Пройдет еще больше двух лет, как последний солдат новых завоевателей уберется восвояси. По молитвам благоверного князя Михаила Тверского и всех святых, в земле Российской просиявших, Господь дарует нам победу!

 

Сталинградская битва

Вдохновлённое победой под Москвой, советское командование решило развить успех и в мае 1942 года перешло в наступление под Харьковом. Однако операция провалилась, создав угрозу прорыва немецких войск к Воронежу, Волге и на Кавказ.

 

Немецкие части переправляются через Дон. Лето 1942 г.

 

Уже 23 августа 16-я танковая дивизия Вермахта, преодолев за день более 50 километров, прорвалась к Волге у северной окраины Сталинграда (ныне – Волгоград). Тогда же немцы предприняли первый массированный авианалет. В тот день на город была сброшена килотонна фугасных и зажигательных бомб. В течение первой недели бомбардировок было уничтожено 90% жилого фонда, погибли десятки тысяч жителей.

Начались ожесточенные бои в руинах Сталинграда. В середине сентября части вермахта ворвались в центр города и в нескольких местах вышли к Волге. Река полностью простреливалась немецкими войсками. 14 октября 6-я армия начала мощное наступление на оставшиеся русские плацдармы у Волги. Её поддерживали более тысячи самолётов Люфтваффе.

 

 

Бои в Сталинграде. 1943 г.

 

К этому времени уже вовсю шла разработка стратегической наступательной операции Красной армии. Ее реализация начнется 19 ноября 1942 г. и завершится полным разгромом противника 2 февраля 1943 г. Промыслительно операция была названа библейским словом «Уран», что по-гречески означает «Небо».

 

«И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» (Быт.19:24).

«И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Мф.11:23)

 

Дата начала операции «Уран», 19 ноября 1942 года, считается переломной в ходе Сталинградской битвы. На этот день приходится память преподобного Варлаама Хутынского. Казалось бы, что общего у новгородского монаха-отшельника из XII века с великими битвами века XX-го?

Во-первых, в тот день была не просто память преподобного, но 750 лет со дня его блаженной кончины. А во-вторых, один раз святой Варлаам уже спас родину от сильного и опасного агрессора.

Случилось это в XVI веке. Летом 1521 г. полчища казанцев и крымцев, усиленные ногайцами и литовцами, одновременно вторглись в русские пределы с востока и юга. 1 августа хан Мехмед Гирей расположил ставку в 60 верстах от Москвы. В городе началась паника.

 

Икона «Днесь светло красуется славнейший град Москва». 1904 г.

Фото Георгия Сапожникова (фрагмент). Источник.

 

Но помощь пришла свыше. Согласно Степенной книге царского родословия, слепая инокиня кремлевского Вознесенского монастыря, как и тысячи других москвичей, молилась в это время о спасении столицы. В какой-то момент монахиня была будто восхищена из своей кельи и увидела следующее явление: через Фроловские (Спасские) ворота Кремля под звон колоколов выходит многочисленный крестный ход, в котором она заметила московских святителей Петра, Алексия, Иону, а также Леонтия Ростовского. Они несли образа, кресты, хоругви и главную святыню столицы – Владимирскую икону Божией Матери. Со стороны Ильинки навстречу им выступили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. На недоумение старцев московские угодники признались, что покидают город по воле Божией «понеже людие страх Божий презреша, и о заповедех Божиих не радиша, и сего ради попусти Бог варварску языку приити до зде, яко да отселе накажутся и к Богу покаянием возвратятся».

Преподобные призвали святителей не бросать Москву и помолиться Божией Матери о спасении города. Когда молебен был завершен, процессия вернулась в Кремль. Подобное видение наблюдали и другие жители Москвы. В тот же день орда без видимой причины отступила, а в память о том чуде над Спасскими воротами был написан образ Спасителя с припадающими к его ногам преподобными Сергием и Варлаамом.

 

Спас Смоленский. Икона над проездными воротами Спасской башни Московского Кремля

Photo by Sergius, ingrem2009 / CC BY-SA 3.0

 

Спустя четыре столетия новгородский чудотворец снова умолил Божию Матерь дать русским людям шанс на спасение. По его молитвам «небесная» операция привела к окружению многотысячной и многоязыкой группировки вражеских сил, сорвала все дальнейшие планы гитлеровцев.

 

В освобожденном Сталинграде. 1943 г.

 

Завершение Сталинградской битвы, ознаменовавшееся капитуляцией последних окруженных отрядов немцев, датируется 2 февраля 1943 г. Это канун празднования Ватопедской иконы Божией матери «Отрада и Утешение», которая также связана с чудесной помощью в минуту смертельной опасности.

3 февраля 807 года игумен афонского монастыря Ватопед молился Богородице перед ее святым образом. Вдруг Царица небесная ожила, повернулась к игумену и предупредила его о разбойниках, намеревавшихся ночью напасть на обитель. Богородица сказала: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастырские и разгоните разбойников». После этого Младенец-Иисус простер Свою руку, и закрывая уста Матери, сказал: «Нет, Мать Моя, не говори им этого, пусть они будут наказаны». Но Богоматерь, стараясь удержать руку Сына, дважды повторила свое предупреждение. Игумен собрал братию. Они принесли покаяние за свои грехи, поспешили на монастырские стены и вовремя отразили нападение разбойников.

 

Ватопедская икона Божией матери «Отрада и Утешение»

Источник

 

В день воспоминания этого чуда в 1943 г. русские люди также благодарили Пречистую Деву за помощь в разгроме разбойничьей шайки мирового масштаба в волго-донских степях.

Война еще была далека от завершения, но фашистам был нанесен смертельный удар. Стратегическая инициатива перешла в руки русских. Красная армия приступила к освобождению родной земли, и в начале лета линия фронта подошла к Курску…

 

Прорыв блокады Ленинграда

В церковном календаре, пожалуй, нет другого праздника, настолько связанного с водой, как Богоявление (Крещение Господне). Это единственный день в году, когда происходит Великое освящение воды, причем делается это дважды (в сочельник и в сам праздник Крещения), с особой торжественностью и, как правило, на водоемах. Крещенская вода — не просто элемент обряда, а образ обновления всего Божия творения. Через погружение в воды Иордана Богочеловек Иисус освятил водную стихию, превратив её в вместилище и источник благодати.

На карте России сложно найти город, который был бы так тесно связан с водой, как Санкт-Петербург. Основанный Петром Великим на заболоченных островах и низменных берегах Невы, город стал символом победы человеческой воли над природной стихией. Санкт-Петербург часто сравнивают с Венецией и Амстердамом. Он также построен на воде, а его судьба неразрывно связана с мореплаванием – Петербург стал колыбелью российского флота, а его верфи и морская крепость Кронштадт на протяжении веков защищали интересы страны на Балтике. Вода здесь — не просто часть ландшафта, а важнейший элемент городской инфраструктуры – реки и каналы и сегодня остаются важными транспортными артериями, а разводные мосты и набережные стали визитной карточкой города.

 

Санкт-Петербург. Васильевский остров.

Photo by A.Savin / Free Art License

 

Неудивительно, что до революции праздник Богоявления отмечался в Северной столице с поистине грандиозным размахом: от Зимнего дворца до «иордани» на Неве строили длинный помост, устилая его красным сукном. Даже в сильный мороз император (или императрица) с семьёй, дипломатами и 40-тысячным войском шел к месту водосвятия пешком. После литургии в дворцовой церкви процессия спускалась к Неве по Иорданской лестнице под пение «Коль славен наш Господь в Сионе». Погружение креста сопровождалось 101 пушечным залпом, а митрополит кропил знамёна гвардии. Завершался день парадом, который называли «царём всех парадов».

 

Водосвятие на Неве. 1913 г. Фотограф К.К. Булла.

 

Один из крупнейших соборов Северной столицы посвящен Богоявлению. Это Николо-Богоявленский морской собор на Екатерининском канале (канале им. Грибоедова).

 

Николо-Богоявленский Морской собор Санкт-Петербурга

Photo by Wolfgang Moroder / CC BY-SA 3.0

 

Вода, веками приносившая Петербургу как благосостояние, так и разрушения, в годы Блокады стала его настоящим спасением. Когда кольцо вражеских войск сомкнулось вокруг Ленинграда, единственная нить, связывавшая город с «большой землёй», прошла по глади Ладожского озера. «Дорога жизни» — этот путь по воде (зимой — по льду) — работала в нечеловеческих условиях: под постоянными бомбёжками, в штормы и метели. Каждый рейс барж и грузовиков с хлебом был подвигом, а сама Ладога, столь живописная в мирное время, превратилась в поле битвы.

 

Дорога жизни через Ладогу. 1941-1942 гг.

 

Приходится ли удивляться, что два важнейших события Великой Отечественной в судьбе Ленинграда произошли в крещенские дни?

Кольцо блокады Ленинграда было прорвано в Крещенский сочельник, 18 января 1943 года. Не прошло и пяти дней как началось строительство временной железной дороги по отвоеванному перешейку. Вскоре по ней пошло бесперебойное снабжение города-героя. Самые страшные голодные времена остались позади.

 

 

На следующий год, 27 января 1944 года, в день Отдания Богоявления, блокада была окончательно снята, а враг отброшен далеко от границ многострадального города Святого Петра.

 

«И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк.1:10-11).

 

К началу войны в бывшей столице Российской Империи оставалось всего восемь действующих православных храмов. Одним из них был Николо-Богоявленский собор. В июне 1941 года он становится кафедральным. Всю блокаду, вплоть до вызова Сталиным в Москву в сентябре 1943 г., здесь проживал и служил митрополит Алексий (Симанский). Ни на один день в Морском соборе не прекращалась молитва о здравии живых и об упокоении усопших, о властех и воинстве, об освобождении плененных и о укреплении страждущих. И, конечно же, о победе. Которую Господь даровал Петербургу дважды. И оба раза в дни святого Богоявления, когда «всяка тварь просвещается… всячeская веселятся, Небесная вкупе и земная» (стихиры Великой вечерни Богоявления).

 

Крестный ход в блокадном Ленинграде.

Источник

 

Читайте о служении митрополита Алексия и жизни верующих в блокадном Ленинграде в статье Владимира Дервенева «Чудесное спасение города жизни»

 

Курская битва

Разгром под Сталинградом в феврале 1943 г. заставил Гитлера срочно готовить реванш. Уже 15 апреля он издал приказ о подготовке операции «Цитадель». Цель — срезать Курский выступ, уничтожив находящиеся в нем советские войска. Немцы стянули под Курск элитные танковые части, укомплектованные новейшими машинами: «Тиграми» и «Пантерами».

5 июля 1943 г. Вермахт перешел в наступление. Неделю Красная армия держала оборону, а 12 июля наступил перелом – под деревней Прохоровкой разыгралось встречное сражение – крупнейшая танковая битва в истории, после которой русские силы погнали врага на запад.

 

Сражение под Прохоровкой. Июль 1943 г.

 

12 июля это великий православный праздник – день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В народном календаре он считается «верхушкой лета», серединой года. Также Курская битва и математически, и по своему значению разделила войну на до и после.

Простой рыбак Петр оставил все, что имел, и последовал за Господом Иисусом. Он был очевидцем всех Его чудес и слушателем всех проповедей. Он ходил по воде, трепетал на Фаворе и с оружием в руках защищал Учителя в Гефсиманском саду. Ему были обещаны ключи от Царства Небесного. Но, несмотря на все это, он трижды отрекся от Христа, предпочтя земную жизнь и собственное благополучие.

 

Отречение Петра. Худ. Карл Генрих Блох. 1883 г. Музей Фредериксборг Хиллерод, Дания

 

Русский народ, просвещённый Христовой верой в X веке, породивший неисчислимое множество святых, создавший величайшую христианскую культуру, побеждавший врагов именем Господним, с крестом в руке распространившийся на шестую часть света, – через тысячу лет в значительной части своей отрекся от Христа, охладел в вере, соблазнился на сладкую ложь проходимцев, скатился в братоубийственную войну, допустил расправу над помазанником и поругание святынь.

 

 

Ученый фарисей Савл был ревнителем отеческой веры и гонителем Церкви. Он участвовал в казни первомученика Стефана и испросил мандат на арест христиан и конвоирование их в Иерусалим.

 

«Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее» (Гал.1:13).

 

Жестоко гнали и опустошали Русскую Церковь безбожники-коммунисты. Уже в 1918 году имущество Церкви были национализированы, а духовенство лишено прав. Началось кощунственное вскрытие мощей. Воспользовавшись голодом, власти изъяли церковные ценности, а сопротивление этому грабежу стало поводом для репрессий. Большевики инспирировали обновленческий раскол и арестовали патриарха Тихона. Тысячи священников, монахов и мирян были расстреляны, сосланы на Соловки и в Сибирь. В 1929 году началась «безбожная пятилетка» — кампания по полному искоренению религии в СССР: закрывались и сносились храмы (к 1941 г. уцелело менее 10%), упразднялись все монастыри, запрещалось духовное образование. В ходе «Большого террора» 1937–1938 гг. были физически уничтожены десятки тысяч священнослужителей. К концу 1930-х годов Русская Церковь оказалась фактически разгромлена: епископат почти полностью истреблён, богослужения сохранялись лишь в немногих уцелевших храмах, а сама вера была загнана в подполье.

 

 

Антирелигиозный плакат Союза воинственных безбожников

 

Но как апостол Петр на берегу Галилейского моря ринулся к воскресшему Христу, покаялся и получил прощение, так и русский народ в годы войны наполнил оставшиеся храмы, а после победы пошел в монастыри и семинарии.

Ослепленный Божественным светом на пути в Дамаск Савл стал новым человеком – великим апостолом язычников Павлом. Тот, кто прежде «дышал угрозами и убийством» на учеников Христовых (Деян. 9:1), после чудесного обращения всю свою пламенную ревность обратил на проповедь Евангелия.

 

Интронизация патриарха Сергия 12 сентября 1943 года

 

Курская битва завершилась 23 августа 1943 г. Ровно через неделю местоблюститель Патриаршего престола, митрополит Сергий (Страгородский) был вызван в Москву из Ульяновска, где он находился в эвакуации. Еще через неделю состоялась эпохальная встреча трех иерархов со Сталиным, ознаменовавшая прекращение гонений на Православную Церковь. Вскоре последовали конкретные шаги по восстановлению церковной жизни: уже в сентябре 1943 года был созван Архиерейский Собор, избравший митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Власти разрешили открыть Богословский институт и пастырские курсы в Москве, возобновить издание «Журнала Московской Патриархии», а также вернуть Церкви часть храмов и Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Многие священнослужители были освобождены из лагерей, а Патриархия получила официальную резиденцию в Чистом переулке. Эти меры, пусть и недостаточные, позволили Церкви выйти из подполья и начать восстановление своей структуры после двух десятилетий жесточайших гонений.

 

Освобождение Киева

Курская битва стала поистине переломным моментом в Великой Отечественной войне. После разгрома немецких войск под Курском, Орлом и Белгородом Красная Армия перешла в масштабное наступление на украинском направлении.

 

Части Воронежского фронта под командованием Н.Ф. Ватутина и Степного фронта под командованием И.С. Конева в ожесточённых боях прорвали оборону противника и 23 августа 1943 г. освободили многострадальный Харьков, три раза переходивший из рук в руки в ходе войны.

В ходе Черниговско-Полтавской операции в августе–сентябре 1943 г. войска Центрального и Воронежского фронтов под командованием К.К. Рокоссовского и Н.Ф. Ватутина разгромили группу немецких армий «Юг» и освободили Чернигов, Полтаву, Сумы. Гитлеровцы отступили за Днепр, надеясь удержать «Восточный вал», который фюрер считал «непреодолимой преградой». Но советские войска, не дожидаясь наведения переправ, с ходу начали форсирование реки. К концу сентября было создано 23 плацдарма на правом берегу, включая Букринский и Лютежский в непосредственной близости от Киева.

Войска 1-го Украинского фронта освободили столицу Украины 6 ноября 1943 г., и уже через неделю фронт отодвинулся на 150 км. западнее Киева, создав условия для дальнейшего наступления в 1944 г.

В результате Корсунь-Шевченковской (январь–февраль 1944), Проскуровско-Черновицкой (март-апрель 1944) и Львовско-Сандомирской (июль 1944) операций Красная армия очистила территорию Украины от врага и перешагнула государственную границу СССР.

 

Ключевой операцией в освобождении Малороссии стала Битва за Днепр. Она длилась с конца августа до середины ноября. И на эти 50 дней приходится памяти множества киево-печерских святых. Преподобные отцы, в Ближних и Дальних пещерах почивающие, из глубины земли непрестанно молились о победе русского воинства и скорейшем освобождении древнего Киева от нацистской нечисти.

 

Переправа войск в ходе Киевской наступательной операции. Ноябрь 1943 г.

 

На самое начало Днепровского сражения, 24 августа, приходится день преподобномучеников Феодора и Василия Печерских, преподобного Феодора, князя Острожского, а также преподобного Иоанна Святогорского.

Феодор Данилович Острожский был потомком святого князя Владимира. Он прославился строительством храмов и защитой православия на Волыни. В 1410 г. святой Феодор участвовал в знаменитой битве под Грюнвальдом, где был разгромлен Тевтонский орден. Своими победами над поляками в 1432 г. князь Феодор вынудил короля Ягайло законодательно гарантировать свободу вероисповедания православных Волыни. В 1438 г. он сражался с татарами. Но уже через три года, отказавшись от богатых владений, от воинской славы и власти, князь принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре. В обители преподобных Антония и Феодосия он провёл остаток жизни в молитвах и служении Богу. Бывший магнат и воевода Феодор, а ныне смиренный монах Феодосий, был погребён в Дальних пещерах. Сохранились свидетельства XVII века о том, что преподобный «открыто почивал в Феодосиевой пещере в целом теле».

 

Мощи и икона прп. Феодора, князя Острожского в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры

Источник

 

Истовый патриот русской земли и Православия, отдавший молодость ратному делу, подобно преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе, удалился от мирской славы в пещерную келью, откуда через пять столетий благословил своих потомков приступить к освобождению «матери городов русских» от потомков тех же псов-рыцарей, которых он громил при Грюнвальде.

Победный дух Пересвета и Осляби сопровождал бойцов русской армии. Первые плацдармы на правом берегу Днепра были созданы 21 сентября – в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и победы в Куликовской битве. Форсирование Днепра продолжалось во дни празднования Воздвижения Креста Господня. А ведь история Киева началась с того момента, как святой апостол Андрей Первозванный установил крест на месте будущего города. Нацисты сбросили Христов крест, заменив его пародией – свастикой. Храм святого апостола Андрея на Андреевском спуске был осквернен «служением» представителей автокефального раскола под руководством коллаборациониста Поликарпа (Сикорского), проводившего там «лжеархиерейские хиротонии».

 

Апостол Андрей Первозванный водружает крест на Киевских холмах.

Миниатюра Радзивилловской летописи, XV в.

 

И вот, по молитвам апостола Андрея происходило символическое возвращение Креста Господня на киевские холмы.

3 ноября, в день почивающего в Дальних пещерах преподобного Илариона, с Лютежского плацдарма был нанесен главный удар по Киеву. Через три дня «наш Киев дряхлый, златоглавый, Сей пращур русских городов» сбросил ярмо оккупации, длившейся долгие 778 дней. Город обрел свободу в день памяти преподобных Арефы, Сисоя, и Феофила, затворников Печерских.

Кроме того, это еще и день иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». И воистину радость переполнила сердца людей, услышавших сводку Информбюро: «Сегодня наши войска штурмом овладели столицей Украинской Советской Социалистической Республики – городом Киев. Советские войска смелым маневром полуокружили город и стремительным броском ворвались на его северную и западную окраины. Всю ночь продолжались ожесточенные уличные бои. К утру наши войска завершили разгром немецкого гарнизона, оборонявшего Киев, и штурмом овладели городом. Крупное сражение закончилось полной победой советского оружия. Все роды наших войск, участвовавшие в этом бою, еще раз показали беспредельное мужество и героизм. Противнику нанесен чрезвычайно тяжелый урон в людях и технике…»

 

Колонна пленных немцев в освобожденном Киеве. 1944 г.

 

Завершение Киевской наступательной операции пришлось на 13 ноября – день преподобных Спиридона и Никодима, просфорников Печерских. Если начало сражения было ознаменовано незримым присутствием полководца Феодора Острожского, то окончание битвы получило благословение мирных тружеников Спиридона и Никодима, питавших братию Лавры хлебом в XII веке, и принявших молитвенное попечение о голодных киевлянах в веке XX-м. Отогнав врага, возблагодарив Бога и его святых угодников о победе, народ приступил к налаживанию мирной жизни.

 

Освобождение Белоруссии

Киево-Печерский монастырь был важнейшим духовным центром всей Древней Руси. Из числа лаврской братии вышли многие русские архипастыри, в том числе и святитель Мина, епископ Полоцкий, на чей день выпало освобождение как Полоцка, так и Минска, который большую часть истории входил в Полоцкую епархию.

 

 

Эти древние города Белой Руси, за годы оккупации превращенные в ключевые опорные пункты немецкой обороны, советские войска освободили 3 июля 1944 года в ходе наступательной операции «Багратион». Силы 1-го Белорусского фронта под командованием К.К. Рокоссовского и 1-го Прибалтийского фронта под командованием И.Х. Баграмяна после тяжёлых боёв по молитвам святителя Мины окружили и разгромили в этом районе крупные вражеские группировки.

 

Жители Полоцка встречают воинов-освободителей у Свято-Николаевского собора. Июль 1944 г.

 

Вместе со святителем о победе русского оружия молились и святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб, чьи мощи в мае 1115 г. Мина вместе с Киевским митрополитом, епископами, князьями и боярами торжественно переносил в Вышгород. У престола Божия предстояла и воспитанница святого Мины, покровительница белорусского Православия, преподобная Евфросиния Полоцкая.

Пожалуй, больше всего скорби принесла война на белорусскую землю, ведь именно там немцы развернули один из самых жестоких режимов террора: почти каждый четвёртый житель был уничтожен, тысячи деревень сожжены вместе с жителями, а сама страна превратилась в арену тотального разорения и партизанской войны. Это была не просто оккупация — это было целенаправленное истребление народа, который в эти страшные годы спасался только верой.

 

Оккупанты сжигают деревню Хатынь. Белоруссия, 22 марта 1943 г.

 

Операция «Багратион» продолжалась.

 

Интересно, что второй по численности город после Минска, освобожденный в этом сражении – Вильнюс – был очищен от Вермахта 12 июля, на праздник Петра и Павла, то есть на именины князя Багратиона. Петру Ивановичу было бы приятно это знать, ведь он сам на заре карьеры освобождал эти места от польских инсургентов ровно за 150 лет до этого.

 

25 июля кольцо окружения вокруг частей германских дивизий на западе Белоруссии было замкнуто. Город, принявший на себя первый удар агрессора в июне 1941 года, героический Брест, был освобожден 28 июля 1944 г. Тем самым со всей территории исторической Руси враг был изгнан. И случилось это на день памяти крестителя и объединителя Руси, равноапостольного великого князя Владимира, который ровно в этих же местах в X веке громил родственных пруссам ятвягов.

День святого Владимира традиционно отмечается и как День Крещения Руси. 956 лет назад русский народ сделал выбор в пользу Православия. И все 956 лет ему приходилось с оружием в руках, с напряжением всех сил защищать этот выбор. Не случайно даже коммунистические вожди в поисках вдохновляющих на подвиг примеров обратились к образам святых русских князей, отстоявших в первую очередь Православную веру, на которую во все века покушались и с Запада, и с Востока. И не случайно именно в этих боях в Белоруссии, поставивших жирную точку в очередной попытке поработить русский православный народ, пошли в бой танки, собранные и поставленные в войска на средства Церкви.

 

Митрополит Николай (Ярушевич) передает армии танки, произведенные на средства, собранные Русской Православной Церкви

 

В благодарственном письме командования 516-го отдельного огнеметного танкового полка на имя митрополита Николая (Ярушевича) были такие слова: «Вы говорили: “Гоните ненавистного врага из нашей Великой Руси. Пусть славное имя Дмитрия Донского ведет нас на битву, братья-воины”. Выполняя этот наказ, рядовые, сержанты и офицеры нашей части, на врученных Вами танках, полные любви к своей Матери-Родине, к своему народу, успешно громят заклятого врага, изгоняя его из нашей земли… Имя великого русского полководца Дмитрия Донского, как немеркнущую славу оружия, мы пронесли на броне наших танков вперед на Запад, к полной и окончательной победе».

 

И.А. Рыжов,

Магистр истории,

Старший специалист паломнической службы

Паломнического Центра Московского Патриархата,

Ответственный секретарь журнала «Православный паломник»

 

Первая иллюстрация: художник Андрей Ромасюков. Источник.

Поделиться ссылкой в:


    Ещё в разделе

    Молитвенник на озере

    Молитвенник на озере

    Святитель Николай Сербский в годы его служения в Македонии

    Наш он — русский!

    Наш он — русский!

    Почитание святителя Николая Мирликийского в России

    «ЛЮБЯЩИЕ ДОБРОДЕТЕЛЬ»

    «ЛЮБЯЩИЕ ДОБРОДЕТЕЛЬ»

    Три святых Филарета в истории Московской духовной академии

    «Вера дает силы воинам, и Бог помогает верующим»

    «Вера дает силы воинам, и Бог помогает верующим»

    Архимандрит Наум (Байбородин) о помощи Пресвятой Богородицы в Великой Отечественной войне