Аристократы духа

Путешествия со смыслом

Аристократы духа

Знаковые места в городе Костроме, связанные с великими людьми России

Философ Николай Бердяев называл аристократами духа «людей высшей духовной жизни», «святых, пророков и гениев». Среди костромских аристократов духа есть не только уроженцы местных приделов, но и те, кому Промыслом Божиим было суждено трудиться на Костромской земле.

 

ИПАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

 

 

Серафим (Соболев; 1881-1950), святитель. Он был канонизирован в 2016 году. После Гражданской войны владыка оказался в эмиграции и возглавил русские приходы в Болгарии. Архиепископ Серафим являлся убеждённым монархистом, но оставался горячим патриотом России даже в период немецкой оккупации Балканских стран. В 1946 году Сталин дал ему советское гражданство, признав его патриотическую позицию.

 

Святитель Серафим (Соболев; 1881-1950) в сане иеромонаха

 

С Костромой имя этого великого человека связывает работа инспектором Костромской духовной семинарии и служение в костромском Ипатьевском монастыре (ул. Просвещения, 1). Молодой иеромонах Серафим являлся наставником будущего Маршала СССР Александра Михайловича Василевского в 1911/1912 учебном году. Несомненно, что батюшка смог воспитать горячего патриота, который стал, пожалуй, лучшим полководцем Второй Мировой войны. Искренность отца Серафима нашла живой отклик в сердцах костромских семинаристов, которые помещали его фотографию на свои выпускные виньетки даже в то время, когда он уже покинул Кострому. Есть фотография святителя Серафима и на виньетке выпускного класса будущего маршала (1915 год).

 

КОСТРОМСКОЙ КРЕМЛЬ

 

 

Маршал СССР Александр Михайлович Василевский (1895-1977). Молодые годы Василевского прошли в Костромской губернии. Здесь он кончил духовное училище и Костромскую духовную семинарию. До поступления на службу в Красную армию он носил церковную фамилию своих предков – Васильевский. Александр Михайлович с большой любовью вспоминал Кострому, которую смог посетить уже после Великой Отечественной войны в 1957 году. Маршал путешествовал на теплоходе по Волге вместе с семьёй, для которой утроил большую экскурсию по городу своей юности. В том числе показал свою семинарию, которая сохранилась как корпус государственного университета (ул. 1 Мая, 14). К этому зданию мы ещё вернёмся в конце статьи, когда вспомним выпускников последнего периода существования семинарии до 1918 года.

 

Александр Михайлович Василевский (1895-1977)

 

В своих мемуарах «Дело всей жизни» (1975) Василевский даёт прекрасное описание Костромы, в котором, возможно, имеется одна нестыковка. Полководец пишет, что из беседки Островского открывался «потрясающий по красоте вид». Но, думается, что по-настоящему «потрясающим по красоте видом» для семинариста Василевского являлась панорама Волги, города и его окрестностей, которая открывалась взору только с колокольни Костромского кремля. На момент написания мемуаров полководец не мог упомянуть колокольню, разрушенную в 1934 году. Но сегодня этим видом могут насладиться все гости города. Здание Богоявленского собора Костромского кремля с колокольней были восстановлены в 2023 году (ул.Чайковского, 10).

В этом прекрасном храме в конце 1914 года состоялось посвящение семинариста Василевского в церковную степень чтеца, которая является первой ступенью на пути к священству. Таким образом, на фронт Александр Михайлович ушёл уже не мирянином, а клириком Русской Православной Церкви. В память об этом событии в воинском храме Костромского кремля установлена мемориальная табличка. Знаменательно, что посвящение Василевского состоялось в День Ангела – в праздник святого благоверного великого князя Александра Невского.

 

СОБОРНЫЕ ДОМА

 

 

Несколько слов нужно сказать о Соборных домах Костромского кремля (ул. Чайковского, 6, 8). Они были построены в 1795–1796 гг. на склоне кремлевского холма, вблизи Богоявленского (зимнего) и Успенского (летнего) кафедральных соборов. В соборный дом (ул. Чайковского, дом 6) в 1847 г. Была переведена Костромская духовная семинария (до 1868 г.). В числе известных выпускников семинарии периода её пребывания в соборном доме были: известный учёный, протоиерей Михаил Иванович Горчаков и Евгений Евсигнеевич Голубинский (1834-1912) – крупнейший церковный историк, профессор Московской духовной академии, академик Петербургской Академии Наук.

 

Евгений Евсигнеевич Голубинский (1834-1912)

 

Особый интерес представляет история фамилии Евгения Евсигнеевича. В своих воспоминаниях он писал: «Когда мне исполнилось семь лет, отец начал помышлять о том, чтобы отвести меня в училище. Первым вопросом для него при этом было, какую дать мне фамилию. В то время фамилии у духовенства еще не были обязательно наследственными. Отец носил такую фамилию, а сыну мог дать, какую хотел, другую, а если имел несколько сыновей, то каждому свою особую (костромской архиерей Платон прозывался Фивейским, а братья его – один Казанским, другой Боголюбским, третий Невским). Дедушка, отцов отец, прозывался Беляевым, а отцу, в честь какого-то своего хорошего знакомого, представлявшего из себя маленькую знаменитость, дал фамилию Пескова. Но отцу фамилия Песков не нравилась (подозреваю потому, что, учившись в училище и семинарии очень не бойко, он слыхал от учителей комплимент, что у тебя-де, брат, голова набита песком), и он хотел дать мне новую фамилию, и именно – фамилию какого-нибудь знаменитого в духовном мире человека. Бывало, зимним вечером ляжем с отцом на печь сумерничать, и он начнет перебирать…, заканчивая свое перечисление вопросом ко мне: «Какая фамилия тебе более нравится?» После долгого раздумывания отец остановился наконец на фамилии «Голубинский». Кроме того, что Федор Александрович Голубинский, наш костромич, был самый знаменитый человек из всех, перечисленных выше, выбор отца, как думаю, условливался еще и тем, что брат Федора Александровича, Евгений Александрович, был не только товарищем отцу по семинарии, но и был его приятелем… Когда мы учились в последнем классе училища, из семинарии пришло предписание отобрать у всех произвольно данные фамилии и дать им отцовские фамилии. Мы весьма сокрушались, и некоторые плакали. Один из товарищей прозывался Сперанским, а отцу его была фамилия Овсов, и он очень плакал, не желая превращаться из Сперанского в Овсова. Но остается для меня совершенно неизвестным, почему мне фамилия не была переменена; в то время, как моего брата младшего Александра превратили из Голубинского в Пескова, меня оставили с громкой фамилией».

В Соборных домах также учился упомянутый протоиерей Михаил Иванович Горчаков (1838-1910) выпускник Костромской духовной семинарии 1857 года. Он стал не только священнослужителем, но и известным учёным. Отец Михаил имел учёные степени доктора богословия и доктора государственного права. Он известен как заслуженный профессор церковного права Императорского Санкт-Петербургского университета и член-корреспондент Петербургской академии наук. Был трижды удостоен Уваровской премии. Кстати, один, 1861-1862 учебный год преподавал в Костромской семинарии латинский язык, гражданскую и русскую историю, богослужебные книги.

 

Протоиерей Михаил Иванович Горчаков (1838-1910)

 

В биографии отца Михаила есть такой интересный факт. 2 ноября 1891 года он принимал экзамен по церковному праву у Владимира Ульянова (Ленина) и поставил ему оценку — «весьма удовлетворительно». Как известно Ленин начинал учиться в Казанском университете, но из-за участия в студенческих волнениях был отчислен и выслан из Казани. Только в 1890 году власти смягчились и разрешили ему готовиться экстерном к экзаменам на юриста. В ноябре 1891 года Владимир Ульянов сдал экстерном экзамены за курс юридического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. Сегодня памятник «студенту Ульянову» стоит напротив комплекса Костромского кремля, где когда-то учился его учитель…

С 1814 года в Соборных домах располагалось Костромское духовное училище. Его, например, окончил архиепископ Никодим (Крóтков; 1868-1939), ныне канонизированный в лике священномученников. Родился в с.Погрешино Нерехтского уезда, сын священника. Начальное духовное образование получил в Костромском духовном училище (1883), обучаясь в нём в одно время с будущим митрополитом Петром (Полянским). Далее окончил Костромскую духовную семинарию (1889) и Киевскую духовную академию (1900). В разные годы был учителем церковно-приходской школы, священником, ректором Псковской духовной семинарии. Став вдовцом, он принимает монашество. С 1907 – епископ. В 1932 году становится архиепископом Костромским и Галичским. В те годы кафедральным собором епархии был храм свт. Иоанна Златоуста г. Костромы. Арестован в Костроме в ночь с 3 на 4 декабря 1936 г. Умер в ярославской тюрьме «Коровники» 21 августа 1938 г. Место погребения неизвестно.

 

Священномученик Никодим (Крóтков; 1868-1939)

 

Упомянутый выше митрополит, священномученик Петр (Полянский; 1862-1937) более десяти лет являлся первым лицом Русской Православной Церкви после кончины Патриарха Тихона. Он получил начальное духовное образование Костромском духовном училище в 1879 году.

 

Священномученик Петр (Полянский; 1862-1937)

 

Святитель Петр (Полянский) принял священный сан уже немолодым человеком, в возрасте 58 лет. В 1920 году Патриарх Тихон предложил ему принять сан и стать патриаршими помощником в делах церковного управления. Как вспоминал об этой странице своей жизни сам святитель Петр: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то буду предателем Церкви, но, когда соглашусь, я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор». Вскоре он был возведён в сан архиепископа (1923 год), а затем стал митрополитом Крутицким (1924 год) и вошел в состав Временного Патриаршего Синода. В начале 1925 года Святейший назначил его кандидатом в Местоблюстители Патриаршего престола. После кончины Патриарха обязанности Патриаршего Местоблюстителя перешли к митрополиту Петру, чей статус был утвержден Архиерейским Собором 1925 года. Святителя расстреляли в тюрьме в 1937 году, «так как он не принял к исполнению требование НКВД отказаться от сана Местоблюстителя Патриаршего престола».

 

ЦЕРКОВЬ ИОАННА БОГОСЛОВА, СЕМИНАРСКИЙ НЕКРОПОЛЬ

 

 

Вообще Костромскую духовную семинарию окончило множество известных людей России. По некоторым подсчётам, по количеству известных выпускников Костромская семинария занимает первое место после столичных духовных школ Москвы и Санкт-Петербурга. В память об этом в 2020 году при костромской церкви в честь апостола Иоанна Богослова (ул. Евгения Осетрова, 4) был открыт Семинарский некрополь. Работы по определению захоронений и восстановлению памятников преподавателей и выпускников Костромской духовной школы давно велись Иоанно-Богословским приходом. Теперь каждое место идентифицировано и обозначено пояснительным стендом с кратким жизнеописанием.

По уточненным данным, на кладбище храма апостола Иоанна Богослова похоронен целый ряд преподавателей и выпускников Костромской духовной семинарии, среди которых: основатель русской религиозной философской школы, профессор Московской духовной академии, протоиерей Феодор Голубинский (†1854); костромской меценат, тайный советник Иларий Ефимович Беляев (†1903), который являлся основателем Александровского Братства, занимавшегося благотворительностью и просвещением; преподаватели семинарии нового времени: известный интернет-миссионер священник Григорий Чекменёв (†2010); священник Виталий Бабушкин (†2020), несколько лет бывший членом представительства Русской Православной Церкви в США, а также Заслуженный работник высшей школы, профессор, доктор педагогических наук Николай Федорович Басов (†2021), автор 400 статей и 15 учебников, среди которых первый учебник в Русской Православной Церкви по социальному служению.

Немого расскажем только о двух великих выпускниках Костромской семинарии, чьи захоронения находятся в Семинарском некрополе.

Протоиерей Феодор Александрович Голубинский (1797-1854). Отец Феодор является одним из основателей отечественной религиозной философской школы. Он родился в Костроме 22 декабря 1797 года и, окончив в 1813 году курс семинарии с блестящим успехом, определён преподавателем по греческому языку, а в следующем году поступил в студенты Московской духовной академии. По её окончании в 1818 году он занимал в ней кафедру философии до 1854 года. В 1828 году Федор Александрович принял сан священства. Отец Феодор нёс разные церковные послушания: преподавание, научная работа, много потрудился по духовной цензуре и по изданию Творений Святых Отцов в качестве члена редакционного комитета.

 

Протоиерей Феодор Александрович Голубинский (1797-1854)

 

В августе 1854 года протоиерей Феодор Голубинский отправляется в своё последнее путешествие на родину, в Кострому. Почти всё свободное время о. Феодор проводил за молитвой вечной памяти по своим усопшим родителям. В ночь с 21 на 22 августа 1854 года у него неожиданно заболел. Утром, в воскресение 22 августа Феодор Александрович исповедовался, причастился Святых Христовых Таин, принял Таинство Елеосвящения и скончался в два часа дня на 57-м году жизни. Похоронен отец Феодор рядом с родителями на кладбище при храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова г.Костромы, где до 1836 года служил его отец.

На могиле протоиерея Феодора Александровича Голубинского присутствуют надписи, которые по своей сути подвели итог жизни почившего священника и ученого. С одной стороны мы видим слова Христа: «Смиряяй себе вознесется» (Лк 18, 14).  С другой стороны – эпитафия, которую составил воспитанник, ученик и друг Ф.А. Голубинского, исследователь истории Русской Церкви граф Михаил Владимирович Толстой: «Словом учил любомудрию, примером жизни – смирению». Эпитафия изображает перед нами образ почившего, который своей жизнью явил пример исполнения этой Божественной заповеди.

Иларий Ефимович Беляев (1852-1903) родился недалеко от Костромского Ипатьевского монастыря, в Богословской слободе. Его отец Ефим Васильевич служил помощником секретаря в Костромской духовной консистории. На моление семья Беляевых ходила в свою родную церковь св. ап. Иоанна Богослова.

 

Иларий Ефимович Беляев (1852-1903)

 

По окончании Костромской духовной семинарии в 1852 году Иларий поступает на службу в Костромскую духовную консисторию. После четырех лет работы Иларий Ефимович по собственному прошению переводится на службу в Канцелярию Св. Синода. 17 июля 1860 года состоялся приказ об определении его на службу в Собственную Его Императорского Величества Канцелярию. Это высшее учреждение, состоявшее в непосредственном ведении Императора и возникшее в XVIII веке.

Главным делом всей жизни, для Илария Ефимовича было создание и организация последующей деятельности при храме апостола Иоанна Богослова в г. Костроме Александровского Православного Братства (1879) – крупнейшей религиозно-благотворительной организацией Костромской губернии, занимавшейся благотворительной и просветительной деятельности в местах, связанных с первыми Романовыми. С первых дней существования Братство стало заниматься благотворительностью и духовно-просветительской деятельностью. Раздавались пособия престарелым, неспособным к труду, бедным прихожанам. Среди верующих распространялись книги и брошюры религиозно-нравственного содержания. Были открыты приходское училище, рукодельная мастерская для девочек и столярно-токарная для мальчиков, лечебница. Работа Братства также заключалась и в сохранении, поддержании благолепия храма и церковных строений. Члены Братства следили за чистотой и порядком на приходском кладбище, ухаживали за памятниками и могилами упокоившихся здесь людей. Деревья, посаженные руками прихожан, до сих пор растут на церковном кладбище, напоминая нам о тех временах и людях.

22 февраля 1903 года после тяжелой и продолжительной болезни, на 73 году жизни в Санкт-Петербурге Иларий Ефимович Беляев скончался. Ко гробу почившего пришли много высокопоставленных лиц. Еще при жизни Иларий Ефимович изъявил желание быть похороненным в родовой могиле в Костроме на  кладбище при храме ап. Иоанна Богослова. Гроб с его телом был перевезен в Кострому по железной дороге. 28 февраля 1903 года, после Литургии и литии по усопшему гроб был вынесен из храма членами братского совета и опущен в родовую могилу, близ алтаря Богословского храма.

В самом храме находится надгробие костромского викария, епископа Вениамина (Платонова; 1819-1905). Родился в семье священника, окончил Курскую духовную семинарию (1841), Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия (1845). Почётный член Казанской духовной академии (1898).

 

Епископ Вениамин (Платонов; 1819-1905)

 

С 9 апреля 1883 года – епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии. Жил в костромском Ипатьевском монастыре. Также являлся настоятелем Игрицкого монастыря, расположенного недалеко от Костромы. Особым служением в жизни владыки стала его масштабная просветительская деятельность в рамках работы в Императорском Православном Палестинском обществе. Он был председателем Костромского отдела и почётным членом Общества. До революции в Костромской епархии была учреждена стипендия имени епископа Вениамина для бедных учеников Костромской духовной семинарии и других духовных учебных заведений. Епископ Вениамин похоронен по собственному завещанию в Никольском приделе Иоанно-Богословской церкви, что в Ипатьевской слободе Костромы.

Многие преподаватели и выпускники Костромской духовной семинарии канонизированы в лике святых. Всего 16 персон. Икона Собора покровителей Костромской духовной школы находится в холле Центра подготовки церковных специалистов Костромской епархии (ул. Симановского, 26/37, Трапезный корпус). Среди святых, связанных с Костромской семинарией, особо звучит имя Апостола Алтая.

 

БОГОЯВЛЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

 

 

Макарий (Глухарёв; 1892-1847), преподобный. Святой имеет титул «Апостола Алтая», так как много потрудился для просвещения восточных окраин нашего Отечества. Преподобный Макарий имеет всероссийскую известность также благодаря своим переводам Священного Писания. Он с перевёл с древнееврейского языка на русский все книги Ветхого Завета. Учёный короткое время являлся ректором Костромской духовной семинарии и одновременно настоятелем Богоявленского монастыря в Костроме (1821-1824), так как на тот момент в нём располагалась духовная школа.

 

Преподобный Макарий (Глухарёв; 1892-1847)

 

Его трудами в обители была построена Смоленская церковь в честь одноимённой иконы Божией Матери. Уникальность храма заключается в том, что это перестроенная угловая монастырская башня, на которой находилась чудотворная фреска с иконой Пресвятой Богородицы. Этот удивительный храм в византийском стиле сохранился до нашего времени (ул. Симановского, 26/37, Смоленская церковь). Сюда можно прийти и поклониться иконе Богоматери, которая в советской время была скрыта под слоем штукатурки. Этот образ включён в официальный перечень чудотворных икон Русской Православной Церкви; праздник – 10 августа.

В 2024 году святой «вернулся» в Кострому ровно через 200 лет со дня своего отъезда. Икона с частицей его святых мощей была торжественно передана в Сретенский храм при Костромской духовной семинарии (ныне – церковь Центра подготовки церковных специалистов Костромской епархии; ул. Симановского, 26/37, Трапезный корпус, второй этаж).

Здесь на территории Богоявленско-Анастасиина монастыря (ул.Симановского, 26/3, Собор) учился в семинарии будущий ректор Московской духовной академии с 1853 по 1858 гг. – епископ Евгений (Сахаров-Платонов; 1814-1888).

 

Епископ Евгений (Сахаров-Платонов; 1814-1888)

 

Будущий владыка после окончания семинарии был направлен в Московскую духовную академию, которую в 1838 году окончил первым по списку и оставлен в ней бакалавром библейской герменевтики и библейской археологии. Во время обучения в академии в 1837 году получил платоновскую стипендию и вторую фамилию в память митрополита Платона, учредившего эту стипендию для студентов академии — первым после 13-летнего перерыва. В конце обучения, 29 августа 1838 года был пострижен в монашество и 4 сентября рукоположён во иеромонаха. Известно, что по окончании академии вместе с некоторыми другими выпускниками ходил к Серафиму Саровскому, который поклонился будущему епископу в ноги, провидя его благочестивое служение.

Последующие двадцать лет он много потрудился на ниве духовного образования. В разные годы он был ректором Вифанской духовной семинарии (1847), Московской духовной семинарии (1849), Московской духовной академии (1853). Владыка отличался добрыми качествами ума и сердца, за которые его любили и уважали. В академии хранились живые предания о глубоком его уме, рассудительности, крайней осторожности, о величавой доброте и милосердии к нищим, о дивном его смирении, о строго-аскетическом образе жизни.

С 1858 по 1874 гг. был правящим архиереем Симбирской епархии. В последнее время жизни, находясь на покое (1874-1888 гг.) преосвященный наложил на себя обет молчания. Бывший в Симбирске при владыке Евгении пожар был остановлен силою его молитвы. Скончался 26 июня 1888 года.

С Богоявленским монастырём связано имя и первого биографа Достоевского, литературного критика Николая Николаевича Страхова (1828-1896), который окончил здесь Костромскую семинарию. В своих мемуарах Страхов отмечал, что в его время семинария насчитывала пять сотен воспитанников.

 

Николай Николаевич Страхов (1828-1896)

 

Из выдающихся выпускников того времени следует назвать епископа Порфирия (Успенского; 1804-1885). Это основатель, организатор и первый начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1845 году древнем монастыре Святой Екатерины на Синае он смог ознакомиться с более полным вариантом древнейшего рукописного текста Библии, который получил название «Синайского кодекса». За год до этого фрагменты книги обнаружил другой русский исследователь, но монахи доверили посмотреть всю рукопись только духовному лицу, которым являлся архимандрит Порфирий, будущий епископ. В результате работы русских учёных Синайский кодекс удалось выкупить. К сожалению, после революции большевики продали его в Англию.

 

Епископ Порфирий (Успенский; 1804-1885)

 

В 1824 году окончил Костромскую семинарию. Учителя отмечали в нём незаурядные способности и неуёмную жажду знаний. Один из семинарских наставников, Фёдор Павлович Москвин, впоследствии митрополит Киевский, привил своему ученику любовь к греческому языку, Священному Писанию и древней христианской истории. Будучи священником, 15 ноября 1840 года был назначен настоятелем посольской церкви в Вене. Это был счастливый жребий: оказавшись за границей, отец Порфирий получил возможность путешествовать по миру, работать в библиотеках, изучать древности. Это позволило ему стать одним из первооткрывателей христианской истории для нового времени и принесло славу российской науке. Все свои путешествия он подробно описал в восьмитомном дневнике, названном «Книга бытия моего». 14 февраля 1865 года он был хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии и назначен настоятелем Киево-Михайловского монастыря. Ясный ум и работоспособность сохранялись у него до последних дней. Скончался он 2 мая (19 апреля по ст. стилю) 1885 года. 81-летний епископ отошёл ко Господу спокойно, сидя в кресле лицом на восток, держа в руках кипарисовый крест, привезённый из путешествий.

Пожалуй, самым известным семинаристом того периода является протоиерей Александр Горский (1812-1875), которому в 2025 году исполнилось 150 лет со дня кончины. Отец Александр Горский является крупнейшим учёным-историком своего времени. Из Костромской семинарии он был переведён в Москву ещё до окончания курса. Примечательно, что ему суждено было стать первым русским целибатом, т.е. неженатым священником без монашеских обетов. Случай производства в священную степень безбрачного человека – небывалый в тогдашней церковной практике. До Горского был известен только один случай такой хиротонии в 1845 году свт. Иннокентием на Аляске, о котором мало кто знал.

В 1860 году он был рукоположен московским митрополитом, святителем Филаретом (Дроздовым) и посвятил всю жизнь церковной науке. Рукоположение А.Горского вызвало большой резонанс, но высокий авторитет этого состоявшего церковного учёного и поддержка свт. Филарета погасили волну критики и сделали возможным новый путь для желающих священства. Отец Александр являлся ректором Московской академии с 1862 по 1875 год. Митрополит Филарет дал ему право ношения митры, чтоб не смущать архимандритов, находящихся в подчинении у белого священника.

Выпускник 1821 года Казанский архиепископ Афанасий (Соколов; 1801-1868), ректор Санкт-Петербургской духовной академии (1838-1841). Много внимания уделял миссионерству: обращению язычников, мусульман, присоединению старообрядцев. Проповеди говорил без всяких записей, с чувством душевной теплоты и сердечности, часто со слезами. Личная жизнь его была истинно иноческая. Роскоши он никакой не допускал. Занимался переводами с древних языков.

 

Архиепископ Афанасий (Соколов; 1801-1868)

 

СЕМИНАРСКИЙ ГОРОДОК

 

 

С 1868 года Костромская семинария обрела «постоянную прописку». Епархии удалось купить у купцов Стригалевых несколько зданий, стоявших на берегу Волги, на улице Верхней Набережной (в 1925 году переименована в улицу 1-го Мая). Впервые за последние полвека семинария разместилась, никого не стесняя, в своих собственных домах. Постепенно на Верхней Набережной возник целый семинарский городок (комплекс семинарских зданий, включавший в себя храм, а также учебные, жилые и хозяйственные корпуса). Здесь духовная школа размещалась до закрытия в 1918 году. Среди выпускников того времени также есть известные имена.

Выпускник Костромской семинарии 1907 года, священномученик архиепископ Августин (Беляев; 1886-1937) сначала не торопился принимать сан. Женился, стал отцом двух дочерей, преподавал, был старостой в храме. Но после кончины жены от чахотки стал священником. Через три года — епископом.

 

Архиепископ Августин (Беляев; 1886-1937)

 

Если он шел домой пешком, то его сопровождала толпа ребятишек, которые не хотели идти домой, пока не проводят владыку. Дети любили святителя, но всегда в его присутствии вели себя чинно, благочестиво. Летом все дети шли с цветами, которые владыка раздавал им из своего букета. Иногда детей звали к нему во двор или в дом и угощали тем, что было принесено епископу посетителями. Искренняя любовь детей к епископу пробуждала взрослых приходить к владыке за утешением. Власти не могли терпеть харизматичного святителя. Он подвергался арестам, ссылкам и был расстрелян в 1937 году. На иконах он изображается с двумя дочерями, с которыми его постоянно разлучало жертвенное служение Церкви.

Вспомним выпускника 1910 года протоиерея Петра Лебедева (1889-1937). Простой сельский священник, который стоял за веру до самого конца. В 1921 году возведён в сан протоиерея и назначен настоятелем Ильинского храма села Родники (бывш. Костромской губернии) и благочинным уезда. Трудами отца Петра была создана приходская библиотека, он собирал детей для занятий по Закону Божию, на его проповеди собирались жители даже из окрестных деревень. Отец Петр не боялся запугивания безбожников, призывал духовенство постоять за православные храмы, отважно участвовал в дискуссиях с безбожниками. Благодаря ему прихожане не приняли обновленчество и продолжали украшать свой храм.

 

Протоиерей Петр Лебедев (1889-1937)

 

В 1932 году был арестован. Его жену и пятерых детей выгнали из дома. Находясь в заключении, два с половиной года работал в совхозе под Иваново, постоянно подвергаясь насмешкам, издевательствам и оскорблениям. В 1935 году священник был освобожден и вернулся к служению в село Родники. Когда местные власти решили закрыть храм, отец Петр не побоялся организовать сбор подписей в его защиту. В ночь на 8 октября 1937 года был арестован вместе со вторым священником храма о. Николаем Розочовым и отправлен в тюрьму в Иваново. Священникам было предложено отречься от сана. Они решительно отказались, о. Петр произнес: «Кто служит Богу Единому, Живому и Истинному, тот никогда не согласится предать свою паству и жить со злодеями». За эти слова он был жестоко избит и беспомощный брошен в камеру. Утром 27 октября 1937 года был расстрелян во дворе Ивановской тюрьмы.

Одним из известных выпускников Костромской духовной школы является тайный советник, профессор СПбДА Николай Васильевич Покровский (1848-1917). Родом из Костромской губернии (1848), выпускник КоДС (1870). Затем окончил СПбДА, где был оставлен преподавать. Стал доктором и профессором. Директор Императорского Археологического института. Скончался  21 марта 1917 года. Вот отзыв коллег: «Он один из первых в русской науке при изучении византийско-русского и древнехристианского искусства обратил внимание на отношение искусства к учению Церкви и текстам литургии и внёс в науку богатые материалы православно-восточного происхождения, восполнив таким образом односторонние исследования западных протестантских и католических учёных».

 

Профессор Николай Васильевич Покровский (1848-1917)

 

Экзарх Грузии архиепископ Никон (Софийский; 1861-1908) также окончил Костромскую духовную семинарию (1882). Владыка происходил из вдовствующего духовенства и принял монашество в виду необходимости продолжать церковное служение. Однако. Со временем свыкся со своим новым образом жизни и достиг больших успехов на ниве духовного просвещения.

 

Архиепископ Никон (Софийский; 1861-1908)

 

Являлся горячим патриотом России. Он был назначен в Тифлис в ситуации, когда местное духовенство требовало восстановления автокефалии. Изначально ему был объявлен бойкот, который долго не продержался. Так как все увидели большие труды святителя по восстановлению национальных святынь и по переводам богослужения на местные языки. Ещё немного и духовный мир мог быть достигнут. Но в 1908 году владыка был убит предположительно грузинскими националистами на пороге епархиального управления.

За год до гибели он сказал: «Может статься, что и убьют меня, но смерти я не страшусь. Умирать ведь надо и в тихих епархиях, и в мирное время. Так лучше умереть в борьбе за правое дело, за истину святую, на посту воина среди яростных врагов. Это смерть почётная!»

Следует отметить, что выпускники Костромской семинарии стали известными учёными в советское время: основоположник советской нейрофизиологии Л.И. Смирнов, учёный-ихтиолог И.Ф. Правдин, учёные-химики С.Н. Реформаторский и Н.А. Фигуровский.

Всех аристократов духа, связанных своей учёбой или служением с Костромой, объединяет высокая культура диалога, системный подход к своей сфере деятельности, целеустремлённость и активная патриотическая позиция. Все эти стороны отмечались биографами «костромских аристократов». Думается, что Кострома как Колыбель Дома Романовых, исток 300-летнего периода Российской государственности накладывала отпечаток жертвенного служения Отчизне, большой собранности и высокой личной требовательности к жизненному пути.

 

иерей Георгий Андрианов,

кандидат богословия, директор Церковного научно-исследовательского центра Костромской митрополии

Михаил Иванович Жигалов,

магистр богословия

 

Информация для паломников:

Эти и другие места вы можете посетить в рамках паломнических и туристических маршрутов Паломнической службы Костромской епархии «Стезя».

Подробности на сайте https://kremlkostroma.ru/stezya/.

 

Поделиться ссылкой в:


    Ещё в разделе

    Преименитая Лавра Святая

    Преименитая Лавра Святая

    Ипатьевский монастырь в истории Костромы и России

    Икона царей и матерей

    Икона царей и матерей

    Феодоровский образ Божией Матери – главная святыня Костромы

    Возбранный воевода воинов духовных

    Возбранный воевода воинов духовных

    Братия обители преподобного Сергия – защитники Родины в Великой Отечественной войне

    Паломничество благовестное

    Паломничество благовестное

    Исторические свидетельства православных паломников о колоколах и колокольном звоне

    Добрая отрасль доброго корня

    Добрая отрасль доброго корня

    Ученики преподобного Сергия Радонежского в Костромской земле