Живая темпера

 

В Палех возвращается иконопись, которая возникла здесь много веков назад, но в советское время была под запретом. Создаются иконописные мастерские, возрождающие традиции мастеров. Среди них «Палехский иконостас».

Мастерскую создали супруги Наталья и Анатолий Влезько. В начале 90-х годов, окончив Палехское художественное училище дипломированными мастерами лаковой миниатюры, они мечтали о своей мастерской, перебиваясь первое время единичными заказами. И так случилось, что в 1996 году в соседнее с Палехом Иваново приехал режиссер Никита Михалков. У Натальи и Анатолия оказались общие с режиссером знакомые, через которых они узнали, что Михалков восстанавливает храм. Стены и купол уже готовы, нужен новый иконостас. «Возьми ребят из Палеха, они такие перспективные», – отрекомендовали мэтру Анатолия и Наталью. И Никита Сергеевич заказал им сразу три иконостаса – для центрального и двух боковых приделов.

Наталья Влезько, ныне главный художник «Палехского иконостаса», вспоминает, что первый заказ дался им нелегко, но трудности не испугали. Получив деньги за выполненную работу, ребята вложили их в производство. Постепенно стали приходить новые заказы, и вскоре их скромная мастерская превратилась в целое производство со своими цехами. Чтобы побывать во всех, надо садиться в машину и ехать.

 

Иконопись факультативно

Конечно, в истории создания «Палехского иконостаса» присутствует не только случай. Дед Анатолия Влезько (директора этой мастерской) был иконописцем, и внука повлекло к иконе. Палешане рассказывают, что все больше палехских художников перестают писать лаковые миниатюры и обращаются к иконописи. Сейчас на икону спрос больше, чем на шкатулку. Однако, как рассказывает директор Палехского художественного училища Михаил Белоусов, иконопись до сих пор преподается факультативно и всем студентам выдается диплом художника-мастера лаковой миниатюры.

 

Сегодня в «Палехском иконостасе» трудятся почти 200 человек (что для пятитысячного села немало) Сегодня в «Палехском иконостасе» трудятся почти 200 человек (что для пятитысячного села немало).

 

Интересно, что в советское время студенты, чтобы по-настоящему овладеть мастерством миниатюриста, по заданию преподавателей копировали иконы, лики святых.

 

8 процентов влажности

Сегодня в «Палехском иконостасе» трудятся почти 200 человек (что для пятитысячного села немало), и почти все – выпускники местного художественного училища. Мастерская берется за создание иконостаса «под ключ» и благоукрашение всего храма, включающее настенные росписи, искусством этим традиционно славились палешане. Здесь налажен законченный производственный цикл – от заготовки древесины до сборки готового иконостаса и установки его на месте.

Наталья Влезько проводит небольшую экскурсию по цехам. Начинаем с деревообрабатывающего и распилочного. Иконы и иконостасы в этой мастерской делают из липы.

 

Здесь налажен законченный производственный цикл – от заготовки древесины до сборки готового иконостаса и установки его на месте Здесь налажен законченный производственный цикл – от заготовки древесины до сборки готового иконостаса и установки его на месте.

 

«Это мягкий и доступный материал, – поясняет Наталья. – Но хотя липы в среднерусских лесах много, не из всякого места можно ее взять. Мы везем липу из Дивеевского района. Там она суше, чем наша. В Ивановской области много болот, влажность большая, от чего даже у только что срубленного дерева сердцевина ствола серая. А такое дерево для иконы не годится, необходима максимальная белизна. Серость будет проступать даже через краски».

После того как стволы липы распилены вдоль на длинные доски толщиной не больше 4 сантиметров, их отправляют в специальную камеру, где высушивают до 8 процентов влажности. Наталья уточняет, что древесину для мебели, к примеру, высушивают до 12 процентов.

 

Иконы и иконостасы в этой мастерской делают из липы Иконы и иконостасы в этой мастерской делают из липы.

 

Затем мы попадаем в цех, где эти высушенные доски собирают и склеивают под прессом, получается красивое древесное полотно, которое распиливают на иконные доски. Чтобы начать писать на такой доске икону, надо сначала поклеить льняную паволоку (сеточку, которая будет хранить икону от пересыхания и растрескивания) и загрунтовать ее меловым грунтом, называемым левкасом. Необходимо 15– 20 слоев такой грунтовки. Каждый нанесенный слой сохнет сутки, затем кладется следующий. Одна доска под икону грунтуется две-три недели. Затем шлифуется, сначала машинкой, потом вручную. И вот белоснежная, кажется, дышащая доска готова для росписи.

 

Дивеевская липа идеально подходит для иконостаса Дивеевская липа идеально подходит для иконостаса

 

Раз – и готовый иконостас

Зал иконописцев – центральное место в мастерской, в штате трудятся сорок мастеров. Главная их специализация – доличник (тот, кто пишет пейзаж, одежду, фигуру) и личник (кто пишет лики).

Наталья Влезько замечает, что личник – мастер более высокой квалификации. На вопрос, какой лик написать сложнее, Наталья отвечает: «Молодой. Лик с морщинами легче живописать, чем выводить гладкую молодую кожу с мягкими цветовыми переходами. Поэтому Младенца Иисуса, Богородицу, Ангелов писать непросто».

 

Личник – мастер более высокой квалификации Личник – мастер более высокой квалификации.

 

Пишут в мастерской яичной темперой, как делали палехские мастера испокон веков. Готовят ее сами. С помощью темперы достигается тонкость линий в рисунке и его прозрачность, краски буквально светятся.

Параллельно в мастерской идет изготовление иконостаса с множеством деталей и украшений. Сначала делают макет из картона, а затем утвержденный проект переносят на дерево. Собирают готовый иконостас в храме. Сотрудники мастерской делают это быстро, буквально за два дня.

 

В убранстве храма используется только чистое золото В убранстве храма используется только чистое золото

 

Елена Алексеева, фото Александра Нидеса

 

Поделиться в социальных сетях:



22 Dec 2014