Самый русский в Праге

 

Девяносто лет назад на Ольшанском кладбище был освящен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, который стал усыпальницей для многих наших известных соотечественников.

После храма Святой Троицы в Белграде, освященного годом ранее, Успенская церковь на пражском кладбище стала вторым православным храмом, построенным за границей после революции. Это может показаться невероятным, но всего через пять лет после эвакуации остатков Белой армии из Крыма силами русских эмигрантов, многие из которых тогда едва сводили концы с концами, в центре Европы был возведен один из важнейших памятников русской культуры XX века.

 

Деталь фасада Успенской церкви Деталь фасада Успенской церкви

 

Новая родина

После октябрьского переворота значительная часть Белой армии спешно эвакуировалась из Крыма в Прагу. Благодаря лояльности властей город стал одним из крупнейших центров русской эмиграции.

В 1921 году правительство Чехословакии объявило о программе помощи беженцам. Так называемая Русская акция предполагала всестороннюю поддержку наших соотечественников – от материальной помощи частным лицам до финансирования образовательных учреждений. В результате многие русские эмигранты сумели обустроиться на новом месте. Прага стала для них вторым домом. Вскоре многочисленная русская община столкнулась с проблемой – где хоронить умерших? Небольшой участок Ольшанского кладбища, выделенный еще в 1906 году для захоронения по православному обряду, был почти полностью использован в Первую мировую войну.

 

Кладбище при храме Кладбище при храме
Могила протоиерея Михаила Васнецова, сына художника Виктора Васнецова Могила протоиерея Михаила Васнецова, сына художника Виктора Васнецова.

 

В 1923 году настоятелю русского эмигрантского прихода епископу Сергию (Королеву) удалось договориться о выделении нового большого участка. Почти одновременно возникла идея построить на Ольшанском кладбище православную часовню. Специально для этих целей было учреждено Успенское братство. Председателем новой организации избрали Надежду Николаевну Крамарж – русскую по происхождению супругу первого премьер-министра Чехословакии Карела Крамаржа.

 

Вклад четы Крамарж

Поначалу речь шла о возведении скромной кладбищенской часовни для отпевания усопших. Правительство Югославии пожертвовало для этих целей 30 тысяч чехословацких крон, но выдвинуло условие, что часовня одновременно станет памятником сербским воинам, умершим в австрийском плену в годы Первой мировой войны. Этих средств хватало в обрез.

Помощь супругов Крамаржей оказалась очень кстати, позволив многократно увеличить смету строительства. Всего удалось собрать более полумиллиона крон, причем большая часть этих средств была пожертвована непосредственно четой Крамарж, а другая – получена при их деятельном участии.

 

Памятная открытка с автографом епископа Сергия (Королева) Памятная открытка с автографом епископа Сергия (Королева)

 

Первый камень в основание будущего храма был положен в сентябре 1924 года. Проект Успенской церкви в лучших традициях псковского и новгородского зодчества бесплатно разработал профессор архитектуры Владимир Брандт при участии молодого архитектора Николая Пашковского. Руководство строительными работами взяли на себя инженеры Александр Миркович, Сергей Величкин и Петр Находкин.

Сотни эмигрантов безвозмездно трудились на стройке. В результате храм возвели всего за год. 22 ноября 1925 года прибывший из Парижа митрополит Евлогий (Георгиевский), управляющий русскими православными приходами Московской Патриархии в Западной Европе, совершил чин освящения новой святыни. Епископ Сергий (Королев) стал первым настоятелем Успенского храма.

 

Иконостас Успенской церкви с иконами Кирилла Каткова Иконостас Успенской церкви с иконами Кирилла Каткова
Прихожане храма перед чудотворной иконой "Умягчение злых сердец" Перед чудотворной иконой "Умягчение злых сердец"

 

Необычная иконография

Иконы для иконостаса и клиросных преград Успенской церкви написал студент пражского Карлова университета, молодой художник Кирилл Катков. На тот момент ему едва исполнилось двадцать лет. Впоследствии он перебрался в Америку и стал одним из самых известных иконописцев русского зарубежья, расписывая православные храмы от Уругвая до Канады. Иконостас Успенской церкви стал его первой большой работой.

Но стены и своды храма долгое время оставались нерасписанными. В 1926 году Успенское братство обратилось к выдающемуся русскому художнику Ивану Билибину с просьбой разработать эскизы фресок. Автор замечательных книжных иллюстраций к русским сказкам и былинам, живший тогда в эмиграции в Париже, с готовностью откликнулся. Однако эта работа затянулась на несколько лет – художника то и дело отвлекали другие заказы. Когда же эскизы были готовы, то многих удивили своей неканоничностью.

 

Храм был расписан по эскизам замечательного русского художника Ивана Билибина Храм был расписан по эскизам замечательного русского художника
Ивана Билибина

 

Билибин творчески переосмыслил традиционную иконографию и дополнил фрески неожиданными деталями. Например, в сцене Страшного суда, в том месте, где обычно принято изображать грешников, выходящих из могил, появился морской царь верхом на сказочной рыбе и царица подземного царства.

Как ни парадоксально, но расписывать Успенскую церковь начали только летом 1941 года, когда Чехословакия уже была оккупирована гитлеровцами, а немецкие войска рвались к Москве. Работы возглавила художница Татьяна Косинская, впоследствии монахиня Серафима. Ей помогали живописцы Ростислав Корякин и Андрей Рязанов при участии Михаила Ромберга и Ильи Шапова. Гигантскую фреску Страшного суда, занимающую всю западную стену храма, написал Константин Пясковский.

 

Фрагмент росписи "Страшный суд" Фрагмент росписи "Страшный суд"
Фрагмент росписи "Страшный суд" Ангелы трубят Фрагмент росписи "Страшный суд". Ангелы трубят.
Фрагмент росписи "Вход  Господень в Иерусалим" Фрагмент росписи "Вход Господень в Иерусалим"

 

Усыпальница

Успенская церковь изначально проектировалась как место погребения. Под храмом была сооружена подземная крипта, где нашли свой последний приют самые именитые представители русской эмиграции в Чехословакии.

Первым здесь был погребен академик Никодим Кондаков. Выдающийся исследователь византийского и древнерусского искусства скончался в феврале 1925 года, когда храм еще только строился, поэтому первоначально его похоронили в обычной могиле неподалеку. Позднее останки ученого перенесли в крипту.

В декабре 1936 года в этой крипте была похоронена Надежда Николаевна Крамарж. Вскоре рядом с ней упокоился и ее супруг, выдающийся чехословацкий политик и первый премьер-министр страны Карел Крамарж.

 

Крипта Успенского храма Крипта Успенского храма

 

Здесь же находится могила инженера Николая Ипатьева, владельца печально известного Ипатьевского дома в Екатеринбурге, в подвале которого в июле 1918 года была расстреляна царская семья. Рядом погребен белый генерал Владимир Шокоров, командовавший в гражданскую войну чехословацкими частями в Сибири.

Еще во время строительства храма под полом крипты были захоронены останки 130 русских военнопленных, а в боковых нишах справа и слева от входа – останки 30 сербских военнопленных, умерших в годы Первой мировой войны в австрийском плену.

На прилегающих к Успенской церкви участках Ольшанского кладбища похоронены известный писатель Аркадий Аверченко, поэт Даниил Ратгауз, вдова главнокомандующего русской армией генерала Брусилова Надежда Брусилова, сын знаменитого русского художника Виктора Васнецова священник Михаил Васнецов, мать писателя Владимира Набокова Елена Набокова и сотни других не столь именитых русских эмигрантов.

У самых стен храма покоится митрополит Дорофей (Филип), на протяжении 35 лет возглавлявший Чехословацкую Православную Церковь.

 

Фрагмент росписи "Положение во Гроб" Фрагмент росписи "Положение во Гроб"
Фреска Успение Пресвятой Богородицы Фреска "Успение Пресвятой Богородицы"

 

От первого лица:

Митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий, настоятель Успенского храма на Ольшанах в 2007-2012 годах: "Наши соотечественники, ставшие изгнанниками, строили этот храм-памятник на последние скудные средства. Он был им необходим для духовного утешения и сохранения православной веры на чужбине. Успенский храм овеян молитвами и духовным плачем об оставленной Родине, о потерянных близких.

Митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий Митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий

Давно известно, что оказавшись за пределами родной страны, в отрыве от своих национальных корней, человек начинает испытывать ностальгию, и в его душе острее и ярче проявляется заложенное от природы религиозное чувство. Вот уже девяносто лет русскоговорящая община в Чехии объединяется вокруг храма Успения на Ольшанах в Праге и его священников, которым приходится трудиться в полную меру своих душевных и телесных сил, окормляя приход и представляя Православие в иноверном окружении. И эти усилия не проходят даром: у нашего духовенства складываются конструктивные отношения с представителями других церквей, юрисдикций и национальностей. Делается общее дело свидетельства Божией истины и духовного развития людей, то есть спасительного служения Церкви Христовой. Хочется выразить огромную благодарность всем, кто потрудился в создании этого святого уголка в чешской столице".

 

Полезная информация:

 

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Chrám Zesnutí Přesvaté Bohorodice na Olšanských hřbitovech) расположен на Ольшанском кладбище Праги

Как добраться:

На метро до станции Želivského или трамваями № 10, 11, 16 или 26 до остановки Mezi hřbitovy. Если вы приедете на машине, то можете бесплатно запарковать автомобиль вдоль кладбищенской ограды по улице U Nákladového nádraží.

Расписание богослужений регулярно публикуется на сайте: www.pravoslavie.cz

 

Владимир Поморцев, фото автора

Поделиться в социальных сетях:



08 Jun 2016