Спасенные сокровища

 

Когда в столице большевики сносили Вознесенскую обитель, сотрудникам Музеев Московского Кремля ценой невероятных усилий удалось спасти часть монастырских святынь.

Вознесенский монастырь, находившийся у Спасской башни Кремля, был одной из самых старинных и почитаемых обителей Москвы. С начала XV века более трех столетий он являлся местом захоронения великих княгинь и цариц. Среди них Софья Витовтовна – жена великого князя Василия I, Софья Палеолог – жена великого князя Ивана III, Анастасия Романовна – первая жена царя Ивана Грозного, Ирина Годунова – жена царя Федора Иоанновича, Наталья Кирилловна – мать императора Петра I и другие русские государыни.

В стенах Вознесенского монастыря были собраны чтимые православные святыни и уникальные произведения высочайшей исторической и художественной ценности. Расположенный на территории Кремля, монастырь не раз становился свидетелем важнейших событий в истории России. Он переживал пожары, нашествия и разорения, но каждый раз отстраивался вновь. Однако в 1918 году, после переезда советского правительства в Кремль, Вознесенский монастырь был закрыт, а в 1929 году варварски разрушен. Сотрудникам Музеев Московского Кремля с угрозой для собственной жизни удалось тогда спасти от уничтожения часть монастырских святынь, а также древние захоронения великих княгинь и цариц. Были сохранены и впоследствии отреставрированы чтимые иконы, произведения лицевого шитья, ювелирного искусства, памятники письменности. Ныне спасенные ценности Вознесенского монастыря можно увидеть, посетив постоянную экспозицию в южной пристройке Архангельского собора. Она восстанавливает историческую память об одной из самых знаменитых обителей России.

 

Икона "Вознесение Господне"  из  праздничного ряда иконостаса Вознесенского собора, мастера Оружейной палаты, около 1679 г. Икона "Вознесение Господне" из праздничного ряда иконостаса Вознесенского собора, мастера Оружейной палаты, около 1679 г.

 

Княгиня, инокиня, преподобная

Основание Вознесенского монастыря связано с именем великой княгини Евдокии Дмитриевны, жены Дмитрия Донского. Брак дочери великого князя Суздальского и Нижегородского Дмитрия Константиновича и великого князя Московского Дмитрия Ивановича стал образцом супружеского благочестия. Двадцать два года прожили Евдокия и Дмитрий в счастливом супружестве, которому, по словам летописца, «вся земля радовалась»; в великокняжеской семье родились двенадцать детей. В своем завещании Дмитрий Донской повелел детям во всем слушаться великую княгиню. И после его смерти она по мере сил способствовала сохранению политического спокойствия в государстве.

Евдокия Дмитриевна прославилась праведной жизнью и благотворительностью. Во время нашествия на Русь войск Тамерлана в 1385 году она способствовала переносу в Москву Владимирской иконы Божией Матери. В 1393 году в память о Куликовской битве она заложила в Кремле каменную церковь в честь Рождества Богородицы. А в 1407 году, приняв монашеский постриг с именем Евфросиния, удалилась в Вознесенский монастырь, где повелела построить каменный собор в честь Вознесения Господня. Спустя несколько недель она скончалась и была погребена в строящемся соборе.

 

На экспозиции представлены спасенные иконы, не вошедшие в иконостас храма Двеннадцати апостолов, и запрестольный крест-реликварий 2. СПАСЕННЫЙ ИКОНОСТАС На экспозиции представлены спасенные иконы, не вошедшие в иконостас храма Двеннадцати апостолов, и запрестольный крест-реликварий.

 

Храмы и святыни

Его возведение продолжила невестка преподобной Евфросинии, великая княгиня Софья Витовтовна, супруга великого князя Василия I. Незадолго до кончины она приняла схиму с именем Синклитикия и была похоронена тоже в Вознесенском храме. Покровительство над монастырем взяла на себя великая княгиня Мария Ярославна, супруга великого князя Василия II Темного. При ней каменный собор был, наконец, достроен. В монастыре Мария приняла постриг с именем Марфа.

Обитель не раз страдала от опустошительных пожаров, в одном только XVI веке главный собор перестраивался дважды: в начале века – при великом князе Василии III и его первой супруге Соломонии Сабуровой и в конце столетия – при царе Федоре Иоанновиче и царице Ирине Годуновой.

 

Спасенный иконостас Вознесенского монастыря. ныне находится в храме Двеннадцати апостолов патриаршего дворца в Кремле Спасенный иконостас Вознесенского монастыря. ныне находится в храме Двеннадцати апостолов патриаршего дворца в Кремле

 

Помимо главного собора в монастыре были и другие храмы. К моменту разрушения обители в 1929 году в ней находился также храм Михаила Малеина, возведенный при первом царе династии Романовых Михаиле Федоровиче и посвященный его небесному покровителю – святому Михаилу Малеину. Другая церковь носила имя святой великомученицы Екатерины. В начале XIX столетия вместо обветшавшей Екатерининской церкви был воздвигнут новый храм в неоготическом стиле по проекту архитектора К.И. Росси, фасад которого выходил на площадь у Спасских ворот.

Важнейшей святыней Вознесенского монастыря были мощи его основательницы, преподобной Евфросинии, хранившиеся в соборе под спудом. Над ее гробницей в XIX веке устроили драгоценную раку, у мощей совершались молебны. В число главных московских святынь входили также монастырские чудотворные иконы Божией Матери: «Одигитрия» (ныне в Государственной Третьяковской галерее) и «Казанская» (ныне в Оружейной палате Московского Кремля). Образ «Одигитрия», по преданию принадлежавший основательнице обители, в конце XV века пострадал от пожара и был написан вновь на сохранившейся доске великим иконописцем Дионисием. Казанская икона принадлежала княжне-инокине Иоанне Барятинской и была семейной святыней княжеского рода. В XVIII столетии в честь этого образа в монастыре была построена церковь, позже переделанная в Казанский придел Екатерининского храма.

 

Царское благочестие

Вознесенский монастырь пользовался особым покровительством великокняжеской, царской, а затем и императорской семей. Русские государи приходили сюда поклониться гробницам своих предков, в дни поминовений великих княгинь и цариц здесь совершались торжественные богослужения. Царские особы нередко делали богатые вклады в обитель. Золотой потир, дар царя Алексея Михайловича, блюдо, переданное по завещанию монастырю царицей Наталией Кирилловной, тарели, пожертвованные императрицей Анной Иоанновной, шитую пелену «Богоматерь Федоровская», вклад матери первого царя династии Романовых Михаила Федоровича – инокини Марфы, много лет проживавшей в обители, – все это можно увидеть ныне в витринах экспозиции в южной пристройке Архангельского собора.

 

Икона шитая "Святая Евфросиния, великая княгиня Московская". Россия, 1907 г. Икона шитая "Святая Евфросиния, великая княгиня Московская". Россия, 1907 г.

 

Среди инокинь кремлевской обители было немало представительниц богатых и знатных семейств, которые тоже делали значительные вклады в монастырь. Серебряная водосвятная чаша пожалована монастырю в XVII веке княгиней-инокиней Феодосией Сицкой (урожденной Бахтеяровой). Драгоценная подвесная пелена к чтимой иконе «Богоматерь Одигитрия» – вклад княгини Домники Михайловны Мстиславской, жены знаменитого боярина, крупного государственного деятеля Ф.И. Мстиславского. Образ Божией Матери шит по бордовому бархату шелковыми, серебряными и золотыми нитями и жемчугом.

Во время нашествия Наполеона в 1812 году монастырь был разграблен, как и другие соборы Кремля. Однако постепенно обитель восстановили, и к началу XX века она представляла собой одно из самых посещаемых мест первопрестольной, привлекая внимание как богомольцев, так и любителей отечественных древностей.

 

Постом и молитвой

Вознесенский монастырь был важным духовным центром Москвы. В XVII веке число монашествующих превышало сто шестьдесят человек, а в начале XX столетия здесь было более двухсот монахинь и послушниц. Высшей ступени – великой схимы, требующей выполнения самых строгих правил, удостаивались лишь немногие. В экспозиции можно видеть облачение схимниц Вознесенского монастыря рубежа XIX–XX веков. Черный цвет облачения напоминал об отречении от мира. Голова схимницы покрывалась куколем с остроконечным верхом – «шлемом беззлобия», на монашеские одежды возлагался аналав с изображением креста, обозначая тот крест, который монахиня берет на себя, следуя за Спасителем. Пояс служил знаком умерщвления плоти и готовности к служению. До наших дней дошла ценнейшая реликвия – кожаный пояс преподобной Евфросинии начала XV века с тиснеными изображениями двунадесятых праздников. Он находится в экспозиции. Здесь же можно увидеть рукописную книгу со службой этой святой.

В июле 1907 года в обители прошли торжества в честь 500-летия со дня преставления преподобной Евфросинии. Богослужения совершались почти без перерыва в течение трех дней, их сменяли крестные ходы. В торжествах участвовали будущий священномученик Владимир (Богоявленский), настоятели монастырей, множество верующих. На празднике присутствовала великая княгиня Елизавета Федоровна, благоволившая к Вознесенской обители.

Немало даров получил монастырь в честь юбилея – иконы, лампады, подсвечники, хоругви, богослужебные книги. Некоторые из них можно видеть сегодня в новой экспозиции. Среди них Евангелие – дар от Крестовоздвиженской Иерусалимской обители в Подольском уезде. В среднике Евангелия с лицевой стороны изображение Спасителя, шитое шелками по белому муару, с оборотной стороны – шитая шелком икона Иерусалимской Божией Матери. Еще один шитый образ, святой Евфросинии Московской, – дар Казанского Головинского монастыря.

 

Облачение схимницы  Вознесенского монастыря XIX-XX веков Облачение схимницы Вознесенского монастыря XIX-XX веков

 

На второй день праздника состоялся крестный ход из Вознесенского монастыря – некрополя великих княгинь и цариц, в Архангельский собор – усыпальницу великих князей и царей. Среди кремлевских хоругвей несли икону «Вознесение», вышитую шелками в монастырской рукодельной мастерской. Икона была возложена на гробницу Дмитрия Донского. «Казалось, что сама Преподобная, снова, как и 500 лет тому назад, совершала свой благодатный обход древле-стольной Москвы», – записал очевидец торжеств.

В празднике принимали участие около 500 хоругвеносцев, для которых были выпущены специальные памятные жетоны. Один из них, с изображением Вознесенского собора, можно видеть в сегодняшней экспозиции. В дни этих торжеств невозможно было представить, что спустя всего десятилетие монастырь будет закрыт, а еще через десять лет полностью разрушен.

 

Выселение из Кремля

В марте 1918 года советское правительство переехало в Москву и разместилось в старинном Кремле, который стал резиденцией и символом новой власти. Богослужения в соборах прекратились, а ворота Кремля на несколько десятилетий закрыли для посетителей. Осенью 1918-го всех монашествующих окончательно выселили из Кремля. В храмах и кельях Вознесенской обители устроили квартиры, столовую и гимнастический зал.

Декреты Советской власти лишили церковные организации права собственности, их имущество объявили народным достоянием. В то же время новые законы возлагали на государство ответственность за судьбу памятников истории и культуры и предусматривали их регистрацию. После того как монахини покинули Вознесенский монастырь, в середине ноября 1918 года в нем приступила к работе Комиссия по приему церковного имущества. В ее состав вошли представители Госконтроля, эксперты музея, а также представители монастыря – казначея, ризничая и ее помощницы. Комиссия тщательно следила за тем, чтобы все вещи были подробно описаны, упакованы и переданы в музей.

 

Так спасали захоронения великих княгинь и цариц Так спасали захоронения великих княгинь и цариц

 

Однако далеко не всем сокровищам суждено было найти убежище в музейных стенах. Новая власть остро нуждалась в деньгах – Гражданская война, разруха и экономические трудност и требовали все новых и новых средств. Их планировалось пополнить за счет ценнейших произведений искусства, которые стали рассматриваться не только как историко-художественные памятники, но и как предметы, представляющие исключительно материальную ценность.

 

Самоотверженная борьба

В эти непростые годы забота о спасении и сохранении монастырских сокровищ легла на плечи сотрудников Оружейной палаты Кремля – одного из самых старых музеев России, созданного в 1806 году указом императора Александра I на основе старинной царской сокровищницы. Штат сотрудников состоял из небольшого числа выдающихся специалистов, которым предстояло вступить в нелегкую борьбу за спасение ценнейших исторических и художественных сокровищ от изъятия в Помгол и Гохран, а затем от антикварных распродаж. Гохран, созданный в 1920 году, должен был обеспечить золотой запас советского государства. Его задачей стало «обезличивание» произведений искусства, что означало их фактическое уничтожение. При демонтаже из них вынимались драгоценные камни, благородные металлы переплавлялись в слитки. В 1922 году по музею прокатилась волна изъятия ценностей в Помгол, которая нанесла огромный ущерб сокровищам кремлевских церквей и монастырей.

 

Водосвятная чаша. Москва, 1662 г. Вклад старицы Феодосии Сицкой Водосвятная чаша. Москва, 1662 г. Вклад старицы Феодосии Сицкой.

 

Музейные работники М.С. Сергеев, Д.Д. Иванов, Н.Н. Померанцев, В.К. Клейн и другие талантливые специалисты всеми силами боролись за сохранение этих ценностей, в числе которых были и сокровища из храмов и ризницы Вознесенского монастыря. Им удалось отстоять немало святынь, нередко спасая их прямо из цеха переплавки. Противостояние притязаниям властей было нелегким испытанием и представляло реальную опасность. Благодаря самоотверженной работе этих людей многие исторические сокровища были спасены.

В 1922 году в музее был создан отдел памятников Кремля, который возглавил выдающийся искусствовед и реставратор Николай Николаевич Померанцев. Включение в состав музея церквей и монастырей Кремля, их реставрация и музеефикация должны были сохранить эти историко-художественные комплексы. В 1925 году в храме Михаила Малеина была организована уникальная выставка древнерусской деревянной скульптуры. Однако в 1929 году стало известно о решении правительственной комиссии снести Вознесенский, а также находившийся рядом с ним Чудов монастыри и Малый Николаевский дворец для строительства на их месте Военной школы имени ВЦИК. Несмотря на попытки спасти эти уникальные памятники, предпринятые специалистами музея, архитекторами и представителями научной общественности, монастыри и дворец были уничтожены.

Однако благодаря деятельности специальной комиссии, созданной в музее, в состав которой вошли заведующий отделом памятников Кремля Н.Н. Померанцев, архитектор Оружейной палаты Д.П. Сухов, заместитель директора Оружейной палаты В.К. Клейн, представитель Исторического музея А.В. Орешников и другие специалисты, часть монастырского наследия удалось спасти. Были сохранены захоронения великих княгинь и цариц, их перенесли в подземную палату под южной пристройкой Архангельского собора. Историк архитектуры П.Н. Максимов выполнил обмеры Вознесенского собора, из которого удалось вынести и спасти грандиозный шестиярусный иконостас. Его перенесли в храм Двенадцати апостолов Патриаршего дворца, где он хранится и поныне. Однако размеры Вознесенского собора превышали размеры церкви Патриаршего дворца, поэтому часть икон поместили в запасники музея. Сейчас восемь икон из страстного и праздничного рядов иконостаса Вознесенского собора, созданные мастерами Оружейной палаты около 1679 года (как установила исследователь икон В.А. Меняйло), представлены в экспозиции в южной пристройке Архангельского собора.

 

Архангельский собор  Московского Кремля. Вид на южную пристройку собора Архангельский собор Московского Кремля. Вид на южную пристройку собора.

 

Здесь же можно увидеть икону великомученицы Екатерины из одноименной разрушенной церкви. Это старинный образ конца XVII века в драгоценном чеканном окладе, на котором святая изображена в полный рост с крестом и свитком в руках. Еще одна спасенная святыня – образ святителя Николая Можайского начала XVII века в окружении двадцати житийных клейм в серебряном окладе.

Удалось спасти и запрестольный крест-реликварий, служивший памятью о восстановлении обители после Отечественной войны 1812 года. Он был создан тщанием игумении монастыря Трифены в 1816 году «после нашествия галлов помощию христолюбивых дателей из монастырского серебра». В состав креста были включены старинные мощевики. После закрытия монастыря крест поступил в Оружейную палату в полуразрушенном состоянии. Благодаря работе реставраторов музея Н.М. Маресева и А.Н. Гусева этот ценнейший памятник был восстановлен и обрел новую жизнь.

Самоотверженная борьба сотрудников Музеев Московского Кремля в 1920-е годы, бережное хранение монастырского наследия на протяжении десятилетий в музее, кропотливая реставрация, изучение и создание новой экспозиции восстанавливают память и почитание Вознесенского монастыря, история которого неразрывно связана с историей Москвы и России.

 

Полезная информация:

Экспозиция «Вознесенский монастырь в Московском Кремле» расположена в южной пристройке Архангельского собора. Вход по билету на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади Кремля.

Архитектурный ансамбль открыт с 10.00 до 17.00

В период c 15 мая по 30 сентября с 9.30 до 18.00

Выходной день – четверг.

Подробности на сайте http://www.kreml.ru

 

Татьяна Атамуратова, кандидат исторических наук, научный сотрудник Музеев Московского Кремля

В статье использованы фотографии с сайта: http://photoshare.ru

 

Поделиться в социальных сетях:



08 Jun 2016