По другому адресу

Митрополичьи палаты Митрополичьи палаты

 

Древние чудотворные иконы, хранившиеся в храмах Ярославля, когда-то собирали многочисленные крестные ходы, к ним спешили на поклонение паломники. Теперь эти святыни – музейные экспонаты.

 

Где надо побывать

Если вы пойдете по Волжской набережной к Стрелке, то следом за великолепными особняками по правую руку и Арсенальной башней по левую увидите белокаменное здание конца ХVII века. Это Митрополичьи палаты, чьи стены помнят и святителя Димитрия Ростовского, увещевавшего ярославцев покориться петровскому указу о брадобритии, и Екатерину Великую, принимавшую здесь местных дворян и писавшую комедии на основе услышанных от них анекдотов.

С 1977 года в Митрополичьих палатах располагается отдел древнерусского искусства Ярославского художественного музея, побывать в котором, как и в аналогичном музее на территории Спасо-Преображенского монастыря, непременно нужно каждому, кто приезжает в город Ярослава Мудрого.

 

Древние чудотворные иконы, хранившиеся в храмах Ярославля, когда-то собирали многочисленные крестные ходы, к ним спешили на поклонение паломники. Теперь эти святыни – музейные экспонаты Древние чудотворные иконы, хранившиеся в храмах Ярославля, когда-то собирали многочисленные крестные ходы, к ним спешили на поклонение паломники. Теперь эти святыни – музейные экспонаты.

 

Поднявшись по высоким деревянным ступеням на второй этаж, вы попадаете в зал, со стен которого на вас смотрят самые древние иконы музейной экспозиции – их привезли сюда из закрытых в советское время храмов. Это и Одигитрия конца ХIII – начала ХIV веков из ярославской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и Илья Пророк из Ильинско-Тихоновской церкви (XV век), и того же века Святитель Николай из сельской церквушки.

 

Начальник Тишины

А вот и самая драгоценная жемчужина – небольшой образ Спаса Вседержителя, едва ли не самая ранняя на Руси икона этого византийского типа. Она была написана в XIII веке, вероятно, по заказу князя Константина Всеволодовича, который в 1215 году «заложи церковь Успение Богородицы на Ярославли», ставшую кафедральным собором.

Эта икона – моленный образ святых ярославских князей Василия и Константина, внуков Константина Всеволодовича. Она не пострадала в страшном пожаре 1501 года, как не пострадали и княжеские гробы с оказавшимися нетленными телами. Долгое время икона висела на восточном столбе храма – возле раки с мощами святых князей.

…Текучие, плавные линии, неяркий, но изысканный колорит, умиротворяющая и очищающая «умным светом» гармония, которая позже засияет в иконописи Андрея Рублева. Это совсем иная реальность, которая открывается лишь в милующем сердце, открытом для Божией Благодати. Такое сердце было у князя Константина, который, уходя из жизни, увещевал своих наследников: «Будьте в любви между собою, и Бог мира будет с вами».

 

"Спас Вседержитель" из Успенского собора. XIII век. Ярославский художественный музей "Спас Вседержитель" из Успенского собора. XIII век. Ярославский художественный музей.

 

И вот мы воочию видим «Начальника Тишины», как именуется в одной из обращенных к Богородице молитв Иисус Христос. Столь уникальных памятников домонгольской иконописи искусствоведы насчитывают не более двадцати. Нельзя не обратить внимания, насколько этот лик Спасителя отличен от более поздних, зачастую живописно-декоративных изображений, представленных в последних залах. Стоя перед ним, как можно не молиться, не славить Господа, не благодарить Его за саму возможность видеть эти Божественные черты?

 

Утешение Ярославля

Переходим в другой зал, и нас встречает еще одна святыня Успенского собора – Ярославская икона Божией Матери. Многие ли знают о ней? Написанная в XIII веке, чуть позже, чем Владимирская икона, она также прославилась чудесами. Перед списками с этой иконы молились и в Москве, и в Новгороде. И хотя она занесена в святцы (ее празднование приурочено ко дню обретения мощей святых благоверных князей Василия и Константина – 8/21 июня), в честь нее не написано ни службы, ни акафиста. Этот удивительный памятник иконописи домонгольского периода так и остается святыней «под спудом».

В дореволюционных российских справочниках по чудотворным и особо чтимым иконам Царицы Небесной ей отведено лишь несколько строк. Между тем, как пишет автор книги «Храмы и святыни Ярославля» Тамара Рутман, «в первое столетие после образования самостоятельного княжества, до чудесного обретения образа Толгской Богоматери, икона Ярославской Богоматери почиталась как главная покровительница города и служила единственным утешением Ярославля, страдавшего под игом свирепых завоевателей».

 

Ярославская икона Божией Матери из Успенского собора. XVI век. Ярославский художественный музей Ярославская икона Божией Матери из Успенского собора. XVI век. Ярославский художественный музей.

 

Примечательно, что, как и Владимирская икона, Ярославский образ относится к иконографическому типу Умиление. Богомладенец, прикрываемый краем материнского мафория, ласкается к Матери, прижимаясь щекой к Ее щеке и касаясь рукой Ее подбородка.

На всех ранних иконах этого типа Богомладенец одет в белую рубашечку с редким цветочным орнаментом. На списке из Успенского собора (он самый ранний из всех сохранившихся в Ярославле) Христос облачен в длинный хитон цвета охры.

 

Спасшая от чумы

До октябрьского переворота в Успенском соборе хранилась еще одна чудотворная богородичная икона – Смоленская. Особо почитаемая в Ярославле, она находилась в иконостасе слева от Царских врат. Именно она спасла город от моровой язвы, унесшей в 1653–1654 годах тысячи жизней по всей Руси.

«Сказание об обретении чудотворного образа» повествует о том, как во время всеобщей беды некому благочестивому мужу «прозванием Баженов» явилась во сне «жена некая» с повелением идти «во святую соборную церковь и возвестити той церкви протопопу и всему причту освященному, почто Мя остависте в забвении? Поставлен бо есть мой образ в пустом храме, во всяком небрежении стоящий; глаголи убо им, да изнесши его оттуда, поставили бы во святой соборной церкви».

 

Чтобы отслужить в музее молебен перед чудотворными образами, требуется специальное разрешение

Соборный протопоп Аггей, выслушав Баженова, направился с клиром на поиски и в одной из деревянных церквушек среди множества ветхих икон обнаружил святой образ Богородицы.

После крестного хода с этой иконой и образом Спасителя вокруг города «язва оная смертоносная преста».

Позже в память о чудесном спасении Ярославля митрополит Ростовский Иона учредил «повселетно [ежегодно] ходити вкруг всего града со святыми иконами, и сию чудотворную носити икону Богородичную», что и совершалось до прихода большевиков. В годы советской власти после закрытия Успенского собора всенародная святыня бесследно исчезла.

…Обойдя все залы, вернитесь в самый первый – к изначальной Руси, к ее удивительным иконам, написанным по византийским образцам, с которых на нас смотрят светлые и строгие лики. Нет, невозможно воспринимать их исключительно как «произведения искусства». Икона создается для молитвы, а не для эстетического удовольствия. Но, может быть, такова воля свыше, чтобы не только верующие люди, но и любой человек, пришедший сюда для знакомства с древнерусским искусством, мог встретить здесь нечто большее, чем ожидал?

 

В залах музея В залах музея

 

«Святый Никола, прости нас…»

Образ Николая Чудотворца – еще одна икона, перед которым молились благоверные князья Константин и Василий в Успенском соборе. Лик этого святого знаком каждому – и верующему, и неверующему. Икона древнего греческого письма была непременной участницей всех крестных ходов, после чего, вставленная в раму с тридцатью шестью сюжетами (клеймами), занимала обычное свое место у второго южного столба.

Случаи многочисленных исцелений по молитвам перед этой иконой записывались священниками с 1515 по 1563 год. Эти свидетельства хранились в Российской государственной библиотеке (в дореволюционное время – в библиотеке Московского публичного Румянцевского музея).

Каждая запись предварялась одними и теми же словами: «простил святый Никола».

 

Случаи многочисленных исцелений по молитвам перед этой иконой записывались священниками с 1515 по 1563 год Случаи многочисленных исцелений по молитвам перед этой иконой записывались священниками с 1515 по 1563 год.

 

«Прощено» было 144 просителя. «Во всех этих записях о чудесах, – резюмирует А. Титов, опубликовавший в 1904 году бесценные свидетельства отдельной брошюрой, – видна сильная вера исцелившихся, которые свои немощи считали наказанием Божиим за грехи и в исцелениях видели прощение этих грехов. В Божием гневе, постигающем человека, вера учила видеть не столько кару, сколько воззвание к жизни новой».

К сожалению, оригинал иконы не сохранился. В Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике, расположенном в Спасском монастыре, хранится список чудотворного образа XVI века, перенесенный сюда из Успенского собора.

 

Полезная информация:

 

Митрополичьи палаты

Адрес: г. Ярославль, Волжская набережная, д. 1

Музей открыт ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника и последнего вторника каждого месяца.

Телефон: (4852) 30-86-65

Историко-архитектурный музей-заповедник

Адрес: г. Ярославль, Богоявленская пл., д. 25

Телефон: (4852) 30-38-69

Часы работы: ежедневно с 10.00 до 17.45

 

Константин Кравцов, фото Олега Серебрянского

Поделиться в социальных сетях:



23 Aug 2016