Создатель культурного кода славян

 

В этом году Православная Церковь отмечает 1100 лет со дня кончины святого Климента Охридского – самого известного ученика просветителей славян, равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

 

«Младшая сестра» глаголицы

Именно он, по мнению большинства современных ученых, является создателем кириллицы. Этим алфавитом, с незначительными изменениями, славянские народы пользуются до сих пор.

На основании кропотливой работы с рукописями, изучения их лингвистических особенностей и территории распространения исследователи пришли к выводу, что кириллица появилась позже глаголицы, в которой использовались довольно сложные символы.

Известно, что за основу нового алфавита Климент Охридский взял греческое письмо, но ему пришлось немало потрудиться над тем, чтобы приспособить греческое письмо под славянскую фонетическую систему. Кроме того, при переводе богослужебных книг необходимо было перенести из греческого языка в славянский совершенно новые понятия, чтобы донести до верующих Евангелие, открыть красоту и смысл православной службы. И с этой задачей ученик Кирилла и Мефодия блестяще справился.

 

По мнению большинства современных ученых именно Климент Орхидский является создателем кириллицы По мнению большинства современных ученых, именно Климент Охридский является создателем кириллицы.

 

Из европейских мизов

Согласно житию Климента Охридского, написанному Димитрием Хоматианом, святитель происходил из европейских мизов, как в те времена называли болгар. Точная дата рождения неизвестна – предположительно около 840 года. Есть предположения, что он был сыном благородных родителей.

 

Кириллица легла в основу ста восьми мировых языков

Это давало ему право обучения в пажеском корпусе, где сыновья аристократов изучали иностранные языки, военное дело, получали навыки администрирования. Можно предположить, что Климент получил лучшее по тем временам образование, которое позволило ему заняться просветительской деятельностью.

Еще в молодости он присоединился к кругу славянских книжников, во главе которых стояли Константин Философ и его брат Мефодий. Благодаря своему острому уму и огромной работоспособности Климент вскоре становится одним из самых ярких представителей этого круга.

 

Монастырь святых Климента и  Пантелеймона в Охриде, место погребения святителя Климента Монастырь святых Климента и Пантелеймона в Охриде, место погребения святителя Климента.

 

Язык как фактор объединения

В 865 году болгарский владетель Борис I объявил христианство единственной разрешенной религией в Болгарском царстве. В это время Болгария включала в себя кроме нынешней ее территории земли Сербии, Македонии, Румынии, части Венгрии, Албании, Украины, Греции, Турции. Они были населены болгарами, фракийцами, славянами, аварами, греками, сербами, влахами. Объединить эти народы мог бы общий язык, на котором велись бы церковные богослужения.

 

Дни памяти равноапостольного Климента Охридского: в Болгарской Православной Церкви - 25 ноября, в Русской Православной Церкви - 9 августа, 8 декабря.

Эта задача была поставлена перед братьями Кириллом и Мефодием, византийскими миссионерами, двумя годами ранее приглашенными в славянские земли и ведшими свою просветительскую деятельность в Великой Моравии. Они создают новую азбуку – глаголицу, переводят богослужебные книги и проповедуют в долине реки Брегальница (на территории нынешней Восточной Македонии), где обращают в христианство 54 000 славян.

Все это время Климент – спутник жизни и ближайший помощник братьев. С Мефодием он работает в Великоморавии вплоть до его смерти в 885 году (Кирилл умер на несколько лет раньше).

Вскоре после этого великоморавский князь Святополк под давлением немецких епископов заключает Климента и еще двести учеников Мефодия под стражу. Но Борис I добивается освобождения Климента и принимает его в Болгарии с великим почетом.

 

Школа в Охриде

Болгарского владетеля не устраивает, что богослужения в стране ведутся по-прежнему на греческом языке. Он хочет создать свой, славяноязычный клир, который постепенно бы принял управление Болгарской Церковью и впоследствии отстаивал ее независимость. Для этого требовался крупный духовно-просветительский центр. Такой центр был образован в Охриде, во главе которого Борис I поставил Климента.

В очень короткие сроки, всего за шесть лет, при мощной поддержке со стороны государства Климент подготовил 3500 священников. По своему значению Охридская школа стала равной знаменитой Магнаурской в Константинополе.

В 893 году, после восхождения на престол сына Бориса I – Симеона, Климент был возведен в сан епископа Дремвицы (Велицы). Богослужения в этой епархии теперь совершались не на греческом, а на славянском, который получает официальный статус церковного языка. Позже богослужение на нем распространяется и среди других славянских народов.

 

На торжественной церемонии передачи частицы мощей святого Климента Охридского Богословскому факультету Софийского университета На торжественной церемонии передачи частицы мощей святого Климента Охридского Богословскому факультету Софийского университета
Ковчег с частицей мощей святого Климента Ковчег с частицей мощей святого Климента

 

У истоков церковной поэзии

Климент Охридский был не только прекрасным педагогом, замечательным переводчиком, но и талантливым литератором – автором хвалебных церковных песнопений. Именно он заложил основы славянской церковной поэзии.

Переняв лучшее из византийской церковной риторики, Климент Охридский создал свыше двадцати гимнографических текстов, а также несколько поучительных и похвальных слов для просвещения новообращенных христиан. В своих произведениях он в доступной форме разъясняет принципы христианской морали и этики, основные догматы и таинства Церкви. Его стиль точен, образен и эмоционален.

Святитель Климент первым создал оригинальное панегирическое произведение о своих великих учителях – святых братьях Кирилле и Мефодии, которое разошлось по миру в многочисленных списках. Благодаря Клименту Охридскому историческая память о святых просветителях сохранилась во всем славянском мире.

Произведения святителя являются общеславянским литературным наследием. После принятия христианства на Руси и в Сербии книжники в этих странах переписали десятки болгарских рукописных книг. Исследователи отмечают, что самое большое число похвальных слов Климента Охридского сохранено в русских списках.

 

Софийский университет Софийский университет

 

Последние годы жизни

Святитель прожил долгую и благочестивую жизнь. Он умер 27 июля 916 года в глубокой старости. Климента погребли в основанном им Охридском Пантелеимоновом монастыре, в могиле, которую он собственноручно выкопал.

Известно, что за несколько месяцев до своей смерти святитель попросил царя Симеона освободить его от выполнения обязанностей митрополита, но получил отказ. Поэтому без особого преувеличения можно сказать, что Климент Охридский служил Церкви и болгарскому народу до последнего дыхания.

Вскоре после смерти святителя Болгарская Церковь причислила его к лику святых. На родине Климента Охридского и по сей день чтят память своего великого соотечественника. В его честь названы Софийский государственный университет, улицы и школы в Болгарии.

 

Тропарь святителю Клименту, архиепископу Охридскому. Глас 4:

Словесы наставил еси языки в веру Христову,/ делы же возвысил еси себе к Божественней жизни,/ святителю Клименте равноапостольне,/ чудесы сияя приступающим к тебе верно/ и знаменьми озаряя Церковь преславно,/ сего ради честную твою память славим.

 

Подготовила Людмила ДИАНОВА по материалам, предоставленным Посольством Республики Болгария в России

Фото: Десислава Панайотова

Поделиться в социальных сетях:



25 Nov 2016