«Жив Бог – жива душа моя»

 
В церкви Богоявления в селе Каипы под Казанью крестили Гавриила Державина. Всю свою жизнь поэт воспевал величие Господа.

 

Державинский край

Два с лишним века назад землями этими (а также соседними усадьбами Сокуры, Бутыри и Кармачи) в Лаишевском уезде Казанской губернии владел служилый дворянский род Державиных – потомки ордынского мурзы Багрима. Хотя как владел… Для той эпохи характерна была крайняя разорванность имений – они даже у состоятельных дворян были раскиданы по множеству сел и деревень, а у каждой деревни насчитывалось по нескольку хозяев. Вот и село Каипы (тогда оно называлось Егорьевским) родителям поэта, Роману Николаевичу и Фекле Андреевне, приходилось делить с помещицей А.Ф. Чемодуровой, а Сокуры принадлежали Державину-старшему вообще лишь в одной шестой части.

Но у совладельцев державинских усадеб вряд ли был шанс войти в анналы, если бы они не вложили свои средства в сооружение храмов. Потрудилась на данной стезе и Анна Федоровна Чемодурова.

Приход в Егорьевском возник, судя по документам, еще в 1639 году, и, скорее всего, именно в скромную деревянную Богоявленскую церковь XVII века принесли крестить младенца Ганюшку Державина. Ну а спустя некоторое время попечением госпожи Чемодуровой на месте прежнего храма появился очень красивый кирпичный, а к основному престолу Богоявления добавился придел Николая Чудотворца.

Глубоко верующие Роман Николаевич и Фекла Андреевна, зная, что храмоздательство им не по карману, были ей бесконечно благодарны и стали усердными здешними прихожанами. У стен этой церкви родители и сестра поэта Анна, умершая в младенчестве, нашли и свой последний приют.

 

«О колыбель моих первоначальных дней!..»

Ранняя биография патриарха русской поэзии полна белых пятен. Точно не известно, где именно он появился на свет. Большая часть современных исследователей склонна предполагать, что это произошло в Сокурах, хотя сам Гавриил Романович безоговорочно числил себя по рождению казанцем. Но то, что Сокуры стали свидетелями первых лет жизни будущего «певца Фелицы», – это как раз бесспорно. И Лаишевский край в любом случае был для Гавриила Романовича «невинности моей и юности обителью».

Державин любил вспоминать семейную легенду о первом произнесенном им слове. Зимой 1744 года семимесячный мальчик, восседая на руках у няни, увидел в небе комету и был так впечатлен, что вымолвил не «мама» или «папа», а «Бог». И слово это в сочетании с глубокой православной верой сопровождало его всю жизнь. Недаром в 1784 году под державинским пером родилось то, что доселе не встречалось в русской поэзии, – ода «Бог»!

Поступив на службу в Петербурге, Гавриил Романович родные края навещал нечасто. Последний раз – летом 1784 года, перед самым назначением его Олонецким губернатором. Тогда Державин, увы, не застал уже свою матушку в живых: она скончалась буквально за три дня до его приезда. Ее похоронили в Егорьевском, рядом с супругом, умершим еще в 1754 году.

Вскоре после траурной церемонии Гавриил Романович написал здешнему настоятелю отцу Феодору письмо об отправлении «Божественныя Заупокойныя Литургии каждую неделю один день, то есть в субботу, и учредить сие таким образом, чтобы Вы и преемники сана Вашего, имеющие быть при церкви в Егорьевском, службу сию продолжали из года в год непременно навсегда, даже, елико можно, в вечность. Для того получать 7 рублей доходов господских из деревни Бутыри каждый год: 5 рублей собственно для священника, а 2 – на нужды церкви».

Впоследствии над захоронениями был сооружен мраморный памятник с выбитым на нем державинским четверостишием:

 

О праотцов моих и родших прах священный!

Я не принес на гроб вам злата и сребра,

И не размножил ваш собою род почтенный;

Винюсь: я жил сколь мог, для общего добра!

 

В свои казанские поместья поэт с той поры больше не наведывался, однако наказ его о панихиде исполнялся незыблемо долгие десятилетия. И сами «гробы родителей», и надписи пребывали в хорошем состоянии вплоть до революции.

 

«Так! – весь я не умру…»

К сожалению, вскоре после 1918 года мемориал был утрачен, а Богоявленский храм закрыт. Более того, церковное здание использовали под склад химических удобрений, что крайне негативно сказалось на состоянии стен. Да и просто войти в бывший храм было нельзя – существовала опасность отравиться.

Несколько раз инициативные группы граждан проводили сходы с призывом возродить малую родину «отца русских поэтов». Но только в 2002 году по распоряжению республиканского правительства в Каипах (Егорьевском) началась реставрация храма. Правда, государственных средств хватило только на воссоздание его наружного облика. Тогда работы по мере сил продолжили прихожане и назначенный сюда настоятелем иерей Павел Матвеев. Они вывезли из храма 150 тонн отравленной ядохимикатами земли. На пожертвования началось строительство священнического дома и деревянной церкви во имя Архангела Гавриила.

 

Первым произнесенным им словом было не «мама» или «папа», а «Бог»

В конце концов с помощью частных благотворителей восстановление Богоявленской церкви было завершено, и в жаркий солнечный день 12 июля 2014 года в ней прошла первая литургия.

Внимание каждого, кто впервые попадает в это вый иконостас. Действительно, такие иконостасы в России можно пересчитать по пальцам. Когда-то один из них – работы знаменитейшего Кузнецовского завода под Тверью – даже получил Гран-при-де-Франс на Всемирной выставке 1900 года в Париже, а потом был приобретен для православной Князь-Владимирской церкви чешского курортного городка Марианске-Лазне (Мариенбада). И туда уже второй век стекаются туристы – поглядеть на сверкающее белизной и позолотой чудо.

А теперь практически такое же чудо есть и в Каипах, буквально в часе езды от центра Казани. Познакомившись однажды с архитектором-реставратором и предпринимателем из Екатеринбурга В.И. Семененко, отец Павел узнал, что там, на Сысертском заводе художественного фарфора, возродили дореволюционное производство подобных иконостасов. Батюшка поспешил сделать заказ, и вскоре, к великой радости всех прихожан, иконостас был доставлен в село. Да еще и с полным набором образов – подарком от Виктора Ивановича Семененко!

Еще одна здешняя особенность – чрезвычайно мелодичный колокольный звон, который создается электронным управлением.

Благодаря археологическим раскопкам и обнаруженному в петербургском Пушкинском Доме рисунку с автографом Державина над склепом его родственников установлено новое надгробие с прежней эпитафией.

А 20 июля 2016 года – в день празднования 200-летия со дня кончины Гавриила Романовича – Каипы посетил Святейший Патриарх Кирилл. Личность и творчество Державина, «человека, одаренного особым складом философской мысли», получили в устах Предстоятеля чрезвычайно высокую оценку. В дар Богоявленскому храму Святейший передал образ Божией Матери «Достойно есть», а верующим вручены были благословленные Патриархом иконы Покрова Пресвятой Богородицы.

Церковь в Каипах зажила полноценной литургической жизнью. Снова каждый воскресный день звучат молебны святителю Николаю, вновь совершаются молитвенные поминовения у «праха священного» державинских родителей.

 

«Мила нам добра весть о нашей стороне»

От Каип до Сокур всего восемь километров. И не посетить это село, претендующее на звание родины великого поэта, будет упущением. Здесь вам обязательно покажут церковь-часовню у главной дороги – Воздвижения Честного Креста Господня, самую маленькую в Татарстане. Часовня эта, построенная в первой половине XIX века, тоже совсем недавно была поднята из руин усилиями казанского бизнесмена Ю.В. Чаплыгина.

Есть в селе еще небольшая деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Она совсем поздней постройки, сооружена в 1895 году по инициативе купца П.В. Щетинкина. Однако в сохранившихся архивных описаниях села Сокуры конца XVIII столетия указано, что при Державине здесь стояла другая церковь – Покровская с приделом святого Иоанна Предтечи. Именно «при Державине»: он финансово участвовал в ее возведении, хотя сам храм не видел. А во времена его детства своей церкви тут не было вовсе – ведь и Сокуры, и Кармачи, и Бутыри относились к одному егорьевскому приходу.

 

«В сердечной простоте беседовать о Боге»

Современники и потомки видели в Державине «замечательного коренного русского по воспитанию, быту, уму и нраву». Виссарион Белинский называл его «первым живым глаголом юной поэзии русской». Главное же, Гавриил Романович всегда ощущал себя верным сыном Православной Церкви, хорошо знал Библию, живо интересовался сочинениями святых отцов и современной ему богословской литературой, в том числе европейской.

Неудивительно, что, взирая сквозь призму евангельской истины на жизненные события, на характеры и стремления людей, поэт испытывал неотступную творческую потребность сочинять духовные оды. Большинство из них и сегодня производит неизгладимое впечатление.

Художественными произведениями и всеми своими деяниями Державин поистине «воздвиг себе памятник чудесный, вечный», которого «времени полет не сокрушит».

 

Полезная информация:

 

Храм Богоявления Господня

Адрес: 422621, Республика Татарстан, Лаишевский район, с. Каипы; настоятель иерей Павел Матвеев

Тел.: +7 (937) 770-38-00; 8 (905) 020-84-20 (староста Сергей Шестаков)

Сайт прихода: www.kaipi.ru

В церкви есть иконы с частицами мощей святителя Николая, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, праведного Симеона Верхотурского, блаженного Иоанна Тульского.

Службы проходят по двунадесятым праздникам; по субботам в 15.00; по воскресеньям в 8.30 (исповедь с 7.30)

Как добраться:

Каипы: из Казани по автодороге Р-239 Казань – Оренбург. На 25-м км поворот налево по указателю «Каипы», примерно через 500 м после въезда в село свернуть направо по знаку главной дороги. Храм находится в самом конце села

Сокуры: из Казани по автодороге Р-239 Казань – Оренбург. На 19-м километре поворот направо по указателю.

 

Александр Алиев

Фото предоставлены храмом Богоявления в с. Каипы

Поделиться в социальных сетях:



15 Dec 1902