Молитвами апостолов и преподобных

 

 

 

 

Интерьер храма

Интерьер Петропавловского храма в Ясеневе

 

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель подворья  - источник радостного духа, парящего в приходе

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель подворья — источник радостного духа, парящего в приходе.

 

Алтарники

Алтарники

 

Богослужение в храме Святых апостолов Петра и Павла

Богослужение в храме Святых апостолов Петра и Павла

 

У плащаницы Пресвятой Богородицы

У плащаницы Пресвятой Богородицы

 

Частицы мощей оптинских преподобных

Частицы мощей Оптинских преподобных

 

Икона преподобных оптинских старцев

Икона преподобных Оптинских старцев

 

Протоиерей Сергий Ишков

Протоиерей Сергий Ишков

 

Прихожанка

Прихожанка

 

Икона великомученицы Екатерины с частицей мощей

Икона великомученицы Екатерины с частицей мощей

 

Частица мощей святого Андрея Первозванного

Частица мощей святого Андрея Первозванного

 

Мироточивая икона преподобного Сергия Радонежского

Мироточивая икона преподобного Сергия Радонежского

 

Частица мощей священномученика Трифона

Частица мощей священномученика Трифона

 

24 октября Русская Православная Церковь празднует Собор Оптинских старцев. Для прихода Петропавловского храма в Ясеневе это особый день.

 

Прежде Знаменский, царский

Этот храм с 1997 года является подворьем древней Оптинской обители. Его история насчитывает не менее семи столетий: в архивных документах XIV века уже содержатся сведения о Ясеневе как о селе, а это значит, что в нем был храм.

 

Царь Алексей Михайлович приезжал в Ясенево с малолетним царевичем Петром.

Владельцем села Ясиновское был двоюродный брат и сподвижник благоверного князя Дмитрия Донского – великий князь Владимир Храбрый, отличившийся необычайным мужеством в Куликовской битве, за что и получил свое прозвище. Потом Ясенево перешло к великому князю Василию Темному и его сыновьям, а в XV веке стало дворцовым селом. Оно принадлежало царям Иоанну Грозному, Феодору Иоанновичу, Борису Годунову, Михаилу Феодоровичу, Алексею Михайловичу и Петру I.

Изначально сельский храм был посвящен иконе Божией Матери «Знамение». Это была деревянная церковь, которая периодически подновлялась и перестраивалась. Первые исторические документы с описанием церкви датируются XVII веком, когда богатое и процветающее Ясенево настолько приглянулось царю Алексею Михайловичу, что он захотел превратить его в свою загородную резиденцию. В связи с этим в 1674 году рядом со старой он построил новую деревянную двухэтажную церковь в честь Знамения Пресвятой Богородицы.

 

Лопухины и Гагарины

После женитьбы Петра I на Евдокии Лопухиной село Ясенево вместе с храмом было пожаловано ее отцу, а после его смерти владение унаследовал сын Федор Лопухин. Новый хозяин кардинально перестроил свою вотчину. При нем была разобрана старая Знаменская церковь и построена новая, существующая сейчас, в стиле елизаветинского барокко. Ее освятили в 1751 году во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Первоначально в каменном храме был один (теперь восточный) неотапливаемый придел. Когда в середине XIX века Ясенево перешло во владение князей Гагариных, Петропавловская церковь подверглась серьезной реконструкции, в результате которой она приобрела свой сегодняшний облик. В 1830–1860-х годах к храму поэтапно были пристроены колокольня и теплый придел с двумя престолами – во имя преподобного Сергия Радонежского и святой великомученицы Варвары, небесных покровителей владельца Ясенева Сергея Ивановича Гагарина и его супруги.

 

Приход по-монастырски

В атеистические времена Петропавловская церковь пострадала так же, как и большая часть российских храмов. В 1930-е годы она была закрыта и стала использоваться как совхозный склад, а всю территорию вокруг заняла авторемонтная база.

В 1989 году храм с домом причта был возвращен Православной Церкви, а спустя восемь лет стал московским подворьем Оптиной Пустыни. Настоятелем назначили игумена (ныне архимандрита) Мелхиседека (Артюхина), за плечами у которого был десятилетний опыт эконома и благочинного Введенской обители. И жизнь здесь закипела.

С первых дней началась реставрация храма, его пришлось заново расписывать, поскольку фрески XIX века были полностью уничтожены. Работа проделана огромная, но и результат оказался впечатляющим. Прихожане говорят: когда находишься в центральном приделе рядом с изображениями Оптинских преподобных, создается впечатление, что старцы, как живые, молятся вместе с нами. Восстановлены братский корпус, хозяйственные постройки. Монахи рука об руку с прихожанами благоустраивали территорию. Прекрасные клумбы и цветники, которыми так славилась Оптина Пустынь со времен старца Макария, радуют ныне глаз в Ясеневе.

Но самое главное заключается в том, что приходя на Оптинское подворье, люди становятся соучастниками молитвы и жертвенного служения. Они чувствуют добросердечность и отзывчивость, единодушие братии и прихожан и с радостью вливаются в общину. Только постоянных прихожан здесь сегодня более 700! С чадами и домочадцами, друзьями и родственниками это число приближается к двум тысячам. Увидеть, насколько дружна и многочисленна эта община, можно в праздничные дни, когда храм не вмещает всех желающих и сотни людей молятся на площади перед церковью в любую погоду.

 

Порядки и традиции

Здесь поддерживается размеренный и неторопливый строй богослужебной жизни Оптиной Пустыни: утренние службы, как и в монастыре, начинаются в шесть часов утра, вечерние совершаются ежедневно. Долгие годы на подворье несут послушание иеромонахи Онисим и Иоанн, иеродиакон Моисей – «прикомандированные» священнослужители из Оптиной Пустыни. Молитвенный труд с ними разделяют протоиереи Алексий Сысоев и Сергий Ишков, а также иерей Александр Мишин.

 

Когда стоишь в центральном приделе, кажется, что старцы, как живые, молятся вместе с тобой

Оптинская традиция многочасовой индивидуальной исповеди также соблюдается в Петропавловском храме. Монахи-священники иногда до поздней ночи исповедуют прихожан, чтобы уделить каждому столько времени, сколько необходимо для очищения души.

Особенных слов заслуживает клиросное пение великолепного мужского хора. Те, кто бывал в Оптиной Пустыни, сразу узнают ни с чем не сравнимое монастырское пение. Остальным посчастливится с ним познакомиться. Непременно посетите вечерние службы, когда исполняются оптинские «подобны» – уникальный авторский распев богослужебных стихир, созданный еще в XIX веке.

 

Любят и всегда ждут

«Молодежка» – так неофициально называют свою организацию члены молодежного православного братства «Покров». Заметив, что в храм приходят много молодых людей, настоятель подворья отец Мелхиседек в январе 2003 года благословил создание молодежной группы, которая со временем стала большой и дружной командой, объединяющей больше 250 человек.

Оптинцы взяли под свое покровительство шесть региональных детских домов, особо нуждающихся в помощи. Молодые люди не только сами навещают подопечных в Тульской, Московской, Калужской и Тверской областях, но и два раза в год – на Пасху и Рождество – привозят всех ребятишек в Москву, а их 220! Находят средства, чтобы нанять комфортабельные автобусы, оплатить гостиницу, обеспечить питание, организовать экскурсии. Их торжественно встречают в храме, вместе с ними молятся на Литургии, после которой следует праздничная трапеза. Но особо дети любят посещать семьи прихожан.

Как рассказала руководитель «Покрова» Лия Смирнова, первый такой опыт осуществили на Рождество Христово. Ребята с колядками и Вифлеемской звездой отправились в гости к прихожанам. Двадцать две семьи гостеприимно открыли для них свои двери. День, проведенный в доброжелательной домашней обстановке, – бесценный опыт для сирот, выросших в детских домах. Они так полюбили эти поездки, что продолжают навещать приход, уже повзрослев и начав самостоятельную жизнь. Они знают, что есть место, где их любят и всегда ждут.

 

Крестились целые деревни

Вот уже двенадцать лет «Покров» проводит миссионерские походы в Пермский край и Республику Коми. Группы по 15–25 человек, возглавляемые протоиереем Сергием Ишковым, отправляются за две тысячи километров от Москвы, чтобы по бездорожью, на грузовиках и на лодках донести слово Божие в такие дальние уголки, где люди впервые видят священника, а иные вообще не слышали ни о Спасителе, ни о Божией Матери.

В каждом поселке миссионеры проводят проводят духовные беседы с местными жителями, занимаются с детьми, показывают спектакли на духовные темы, помогают отцу Сергию вести огласительные беседы и крестить людей. За двенадцать таких походов крещение приняли более тысячи человек. Бывали случаи, что крестились целые деревни.

Перед уходом миссионеры в каждом поселке устанавливают шестиметровые поклонные кресты, к которым люди приходят с молитвой и благодарением Богу. Рассказывают, что когда в 2010 году Пермский край был охвачен пожарами, в одной деревне, на которую надвигался огонь, все жители собрались у поклонного креста и горячо молились. И пожар прошел стороной. Потрясенные люди написали даже письмо Патриарху, засвидетельствовав такое чудо.

 

Притяжение Оптины

Так уж повелось на Руси, что человек, приходящий в монастырь, надеется получить здесь утешение и поддержку, справиться с одиночеством, прикоснуться к благодати святынь. Все это он найдет в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Подобно тому, как благословенная Оптина Пустынь притягивает к себе людей со всей России, так и к ее столичному подворью тянутся москвичи. Для многих из них оно стало духовным путеводителем, дверью в мир, полный радости о Господе.

 

Святыни храма

Икона преподобных Оптинских старцев.

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов».

Частицы мощей св. апостола Андрея Первозванного, свт. Николая Чудотворца, св. вмц. Варвары, св. вмц. Татианы, св. вмц. Екатерины, св. прав. Лазаря Четверодневного, прп. Евфимия Великого, свт. Григория Богослова, бессребр. Косьмы и Дамиана, первомуч. Стефана, ап. Луки, св. вмч. и целителя Пантелеимона, свт. Иоасафа Белгородского, мч. Трифона, прмц. вел. кн. Елисаветы и ин. Варвары, св. равноап. Марии Магдалины, прп. Александра Свирского, святителя Филарета Московского, свт. Илариона (Троицкого), преп. Амвросия Оптинского, преподобных Оптинских старцев: Льва, Макария, Моисея, Антония, Илариона, Анатолия «Старшего», Исаакия I, Иосифа, Варсонофия, Анатолия «Младшего», Нектария.

 

Елена Прокофьева

Фото Олега Серебрянского

 

Поделиться в социальных сетях:

#Ко дню Петра и Павла

15 Jun 2017