Проповедь в пещерном городе

 

По современным меркам Листра – глухая провинция в Турции. Но во времена Христа это был процветающий город, где проповедовал апостол Павел. Здесь его приняли за бога и здесь же побили камнями.

 

По Царской дороге… на тракторе

Туристической инфраструктуры в этих местах нет никакой. Ближайшее место, где можно найти гостиницу, – город Конья, который находится в сорока километрах на северо-восток от Листры. Отсюда и следует начинать путешествие по стопам апостола Павла.

Общественного транспорта в Листре в принципе не существует. Такси из Коньи и обратно с одним часом ожидания в древнем городе обойдется в шестьдесят долларов. Можно преодолеть большую часть пути на автобусе до городка Хатунсарай. Но потом все равно придется взять такси. Причем местные таксисты берут с заезжего иностранца все те же шестьдесят долларов.

Я же решил хоть часть пути, как апостол Павел, пройти пешком. От Хатунсарая дошел до поворота на грунтовую дорогу, ведущую к древнему городу. До Листры оставалось еще шестнадцать километров пути. Идти дальше пешком? Я понадеялся на попутный транспорт.

В древности здесь проходила Царская дорога, на которой и поднялась славная Листра. Теперь это самая обычная грунтовка. По ней пришлось ехать сначала на тракторе с местным земледельцем, перевозившим на прицепе кукурузу, а затем на старом седане с другим фермером, который только-только распродал урожай яблок и возвращался домой преисполненный радости.

 

Трактора - самый распространенный здесь транспорт

Трактора — самый распространенный здесь транспорт

 

Голос скального храма

Мы плавно огибали невысокие холмы, как вдруг за очередным поворотом выросла черная скала. Через несколько минут пейзаж изменился до неузнаваемости – горы поднимались к небу огромными базальтовыми уступами. У первой же скалы я увидел указатель Kilistra – так сегодня называют Листру.

В древнем пещерном городе царят покой и безлюдье. Никаких смотрителей, билетеров и посетителей. Только в зарослях тихо щебечут птицы. Две стороны скалы образуют укромный угол, где располагается ровная, как стол, центральная площадь. С одной стороны черными дырами зияют пещеры, с другой – вырубленные в скале лестничные марши убегают к вершине.

Снаружи вулкан выплавил скалы из прочного базальта, а внутри – из мягкого туфа, в котором в древности и вырубались пещеры. В случае нападения врагов жители заваливали лестницы камнями и город превращался в неприступную крепость с отвесными стенами высотой в тридцать метров.

 

Без этого указателя найти пещерный город  было бы очень сложно - с дороги его не видно

Без этого указателя найти пещерный город было бы очень сложно — с дороги его не видно.

 

На вершине уцелели остатки цистерны-водохранилища и неведомых мне сооружений, стены которых наполовину вырублены из скалы. В Листре чувствуешь себя настоящим исследователем. Блуждаешь среди руин и прикидываешь, что за строения здесь были и для каких целей они могли служить. Не так уж трудно распознать характерную для пещерных городов мельницу, винодельню, баню. Ни с чем не перепутаешь гробницы и смотровые башни. И, конечно, невозможно не узнать христианский храм.

 

Этот неплохо сохранившийся пещерный город почти не известен ни туристам, ни паломникам

Церковь хоть и мала, но, вне всякого сомнения, уникальна. Снаружи она вырублена из цельной базальтовой скалы в виде крестово-купольного храма. Внутри из податливого туфа вытесаны полукруглые своды, ниши для святынь. Никаких росписей не сохранилось. Да и были ли они? А вот молитвенная атмосфера древней церкви чувствуется до сих пор. Я рискнул нарушить вековую тишину песнопением, и слова молитвы унеслись куда-то вверх. Даже такой неподготовленный голос, как мой, звучал здесь на удивление гармонично. Так и подумалось: это сам храм поет.

 

Легенда о добрых супругах

В Листре Павел именем Иисуса Христа исцелил «некоторого мужа, не владевшего ногами». Реакция местных жителей оказалась непредсказуемой. «Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведши к воротам волов и принесши венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение» (Деян.14:11–13).

Почему же апостолов приняли за богов? И в других городах они творили чудеса, но никто их так не называл и жертвы им не приносил. Почему именно Зевс и Гермес (в синодальном переводе – Ермий)? И почему Павел «начальствовал в слове»? Исследователи Библии нашли ответы на эти вопросы в… поэме «Метаморфозы» древнеримского поэта Овидия.

Примерно за полвека до апостольской проповеди Овидий облек в стихи легенду, которая родилась именно здесь, в районе Листры, «на холмах фригийских». Однажды Зевс (в римской традиции – Юпитер) вместе с Гермесом (для римлян – Меркурий) решили под видом бедных странников поискать приюта у фригийских жителей. Они обошли сотни домов, и только старая супружеская чета – Филемон и Бавкида – дала им кров в своей убогой тростниковой хижине. Бедные земледельцы угощали странников плодами из своего сада и огорода. Не жалея, наливали последнее вино. А когда решили зарезать для гостей единственного гуся, боги остановили их и открыли свои истинные лица.

На «безбожных соседей» Зевс обрушил страшный потоп, который уничтожил их дома. А хижина добрых бедняков превратилась в прекрасный храм Зевсу. Филемон же и Бавкида стали жрецами нового святилища. При этом они не переставали любить друг друга и просили богов только об одном: послать им одну смерть на двоих – в один день и час. Их желание исполнилось: супруги отошли в мир иной, держа друг друга за руки. А после смерти они превратились в два дерева перед храмом.

Эту легенду хорошо помнили в Листре. Еще в конце IV века путешественникам показывали два дерева, в которые превратились верные супруги Филемон и Бавкида.

 

МОЛИТВА АПОСТОЛУ ПАВЛУ О святый верховный апосто- ле Павле, сосуде избранный Христов, небесных таин ска- зателю, всех языков учителю, цер- ковная трубо, пресловущий витие, многия беды за имя Христово пре- терпевый, море измеривый и зем- лю обшедый и нас от лести идоль- ския обративый! Тя молю и к тебе вопию: не гнушайся мене скверна- го, возстави падшаго греховною леностию, якоже в Листрех хро- маго от чрева матерня возставил еси; и якоже Евтиха мертва быв- ша оживил еси, воскреси и мене от мертвых дел; и якоже молитвою твоею основание темницы неког- да потрясл еси и узники разрешил еси, сице исторгни мя творити волю Божию. Вся бо можеши данною ти властию от Христа Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклоне- ние, со Безначальным Его Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворя- щим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва апостолу Павлу

О святый верховный апостоле Павле, сосуде избранный Христов, небесных таин сказателю, всех языков учителю, церковная трубо, пресловущий витие, многия беды за имя Христово претерпевый, море измеривый и землю обшедый и нас от лести идольския обративый! Тя молю и к тебе вопию: не гнушайся мене сквернаго, возстави падшаго греховною леностию, якоже в Листрех хромаго от чрева матерня возставил еси; и якоже Евтиха мертва бывша оживил еси, воскреси и мене от мертвых дел; и якоже молитвою твоею основание темницы некогда потрясл еси и узники разрешил еси, сице исторгни мя творити волю Божию. Вся бо можеши данною ти властию от Христа Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

«Нас почитают умершими, но вот, мы живы»

И вот, увидев чудо, сотворенное Павлом, жители Листры подумали, что история повторяется, и поспешили поклониться богам, чтобы их не постигла печальная участь предков. Павла назвали Гермесом (в греческой мифологии бог-переводчик), потому что он держал речь – «начальствовал в слове». Апостол был родом из Тарса – города, расположенного неподалеку, и, видимо, знал местный язык.

Немалых усилий стоило апостолам образумить народ. Пришлось даже прибегнуть к крайнему способу убеждения – разодрать на себе одежду. Павел остался в городе и вновь призвал язычников обратиться от ложных богов к Богу живому.

Между тем противники Павла – иудеи из Антиохии – следовали за апостолом по пятам. Они не сумели застать его в Иконии, но вот настигли в Листре. Иудеи обвинили Павла во лжи и, «возбудивши народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим». Можно только поражаться непостоянству толпы, которая видит явное чудо, признает целителя за бога и вскоре же побивает его камнями.

 

В некогда славной Листре  теперь живут голуби

В некогда славной Листре теперь живут голуби

 

На этот раз Господь пошлет исцеление самому Павлу. «Нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем», – писал апостол во Втором Послании к Коринфянам. Известно, что после этого случая он еще дважды бывал в Листре, где во время своего второго миссионерского путешествия обрел верного ученика и сподвижника – Тимофея.

 

Другой «микрорайон»

После полудня в Листру пожаловали посетители. Многочисленное турецкое семейство прибыло на микроавтобусе. Откуда ни возьмись появился и работник музея в зеленой рабочей спецодежде. Значит, за древним комплексом все-таки присматривают.

Ни на каком языке, кроме турецкого, служащий не говорил. Но даже я понял, что он настоятельно рекомендует посетить музей в Хатунсарае, где собраны археологические находки из Листры. Забегая вперед, скажу, что музей там действительно есть, но работает он в каком-то вольном режиме – по крайней мере мне не удалось застать его открытым.

От смотрителя мы также узнали, что, оказывается, есть и другие пещеры, расположенные на соседнем скальном уступе. Автомобильная дорога туда не проложена. Надо идти пешком километра два – это если напрямую через поля, сады и огороды.

 

Колючая красавица

Колючая красавица

 

Шел я и удивлялся щедрым дарам этой земли. Грусточной канавы из случайно брошенного семени вырос трехкилограммовый арбуз. Известно, что местные жители непрерывно занимаются земледелием еще со времен Овидия и до сих пор собирают богатые урожаи.

 

«Полёню» значит «Павлово»

В другой части Листры пещер еще больше. Правда, входы почти везде закрыты металлическими решетками. Так древние памятники охраняют не столько от вандалов и черных копателей, сколько от самих жителей Листры, которые используют пещеры в хозяйственных целях.

Здесь мне удалось увидеть только один пещерный храм. Но уверен, если пройти все пещеры в этой части города, то найдутся и другие церкви и часовни. В византийские времена в Листре была большая церковная община, здесь находилась и епископская кафедра.

 

До этого района Листры можно добраться только пешком

До этого района Листры можно добраться только пешком

 

Первого епископа поставил сам апостол Павел. Им стал, по всей вероятности, Артема Листрийский, который упоминается в Послании к Титу. В Константинопольском Патриархате до сих пор сохраняется титул «митрополит Листрийский».

У самой же Листры судьба печальна. В конце VII века ее завоевали и разорили арабы. Древний город с тех пор так и не восстановился. Более того – о нем забыли на века. Долгое время никто точно не знал, где же находилась славная Листра: в этих местах или где-то еще. Сомнения были рассеяны только в конце XX века, когда археологи нашли выбитую на камне древнеримскую надпись «Kilistra».

И вот что интересно. Современная деревня по соседству носит турецкое название – Гёкьюрт. А район древней Листры местные жители (до сих пор!) называют «Полёню», что значит «Павлово».

 

Уверовав во Христа, Тимофей стал ревностным учеником апостола и его постоянным спутником. В Посланиях святой Павел называет Тимофея своим возлюбленным сыном, с благодар- ностью вспоминая его верность и преданность: «Ты последовал мне в учении, житии, расположении, ве- ре, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях...» (2 Тим. 3, 10–11). В 65 году апостол Павел рукоположил Тимофея во епископа Ефесской Церкви, которой тот управлял в течение пятнадцати лет. Находясь в заточении в Риме и зная, что ему предстоит мучениче- ский подвиг, апостол Павел вызвал к себе верного друга на послед- нее свидание. И сам Тимофей мученически закончил свою жизнь. На праздни- ке в честь языческих идолов поборник Славы Божией воспротивил- ся нечестивым обрядам. Тимофей попытался вразумить ослепленных идолопоклонством людей, проповедуя им истинную веру во Христа. Язычники в озлоблении бросились на епископа и забили его камнями. В IV веке мощи мученика были перенесены в Царьград и положены в храме святых Апостолов. Церковь чтит святого Тимофея в числе 70-ти апостолов Христовых.

 

Уверовав во Христа, Тимофей стал ревностным учеником апостола и его постоянным спутником. В Посланиях святой Павел называет Тимофея своим возлюбленным сыном, с благодарностью вспоминая его верность и преданность: «Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях…» (2 Тим. 3, 10–11).
В 65 году апостол Павел рукоположил Тимофея во епископа Ефесской Церкви, которой тот управлял в течение пятнадцати лет. Находясь в заточении в Риме и зная, что ему предстоит мученический подвиг, апостол Павел вызвал к себе верного друга на последнее свидание.
И сам Тимофей мученически закончил свою жизнь. На празднике в честь языческих идолов поборник Славы Божией воспротивился нечестивым обрядам. Тимофей попытался вразумить ослепленных идолопоклонством людей, проповедуя им истинную веру во Христа. Язычники в озлоблении бросились на епископа и забили его камнями. В IV веке мощи мученика были перенесены в Царьград и положены в храме святых Апостолов. Церковь чтит святого Тимофея в числе 70-ти апостолов Христовых.

 

Икония

Выехать из Листры довелось с оказией. Наш автобус отправился в Конью по глухой дороге через горы. Езда по серпантину, конечно, не из легких – из стороны в сторону мотает изрядно. Но все оправдывает удивительный вид из окна. Прямо-таки картины апостольских времен.

Дорога то и дело забирается в удаленные деревни, стоящие террасами на крутых склонах. Никакого асфальта – только каменистые улицы и дорожки, вьющиеся по склону. Дома и заборы выложены из булыжников «дикой» кладкой, кое-где видны тростниковые крыши. Вместо входной двери – толстый потрепанный занавес. Дымят печи. Ветер доносит сладковатый запах каких-то экзотических дров.

 

Храм, вырубленный из цельной скалы

Храм, вырубленный из цельной скалы.

 

Люди с обветренными лицами. Все, как один, в засаленных шароварах – кто обрывает пожелтевшую айву в саду, кто гонит овец, кто тащит мешок сухой травы. И оглядываются на наш автобус, как на явление редкостное и странное.

Но вот и город Конья. В древности его называли Икония. Он также не раз упоминается в книге Деяний. Здесь была синагога, где бесстрашно проповедовал апостол Павел и где озлобленные иудеи едва не побили его камнями.

В отличие от Листры Икония сейчас является одним из крупнейших городов Турции. Отыскать места, связанные с апостольской проповедью, мне не удалось. Но археологические раскопки, которые начались совсем недавно на холме в центре города, уже подарили миру первые артефакты. Были найдены фрагменты зданий и предметы быта времен проповеди апостола Павла. Эти находки будут размещены в Археологическом музее Коньи.

По завершении раскопок сотрудники музея планируют создать отдельную экспозицию древнехристианских экспонатов. А их должно быть немало. Согласно книге Деяний, апостол Павел трижды посещал Иконию, проповедуя Слово Божие. И был услышан. Жители города явили такую ревность о Христе, что «уверовало великое множество Иудеев и Еллинов».

 

Конья - один из древнейших городов на территории Турции. Люди заселили эти земли около десяти тысяч лет назад. Именно Конья считается родиной святой Параскевы Пятницы

 

Конья — один из древнейших городов на территории Турции. Люди заселили эти земли около десяти тысяч лет назад. Именно Конья считается родиной святой Параскевы Пятницы

 

Алексей Макеев, фото автора

Поделиться в социальных сетях:

#Ко дню Петра и Павла

15 Jun 2017