По современным меркам Листра – глухая провинция в Турции. Но во времена Христа это был процветающий город, где проповедовал апостол Павел. Здесь его приняли за бога и здесь же побили камнями.
По Царской дороге… на тракторе
Туристической инфраструктуры в этих местах нет никакой. Ближайшее место, где можно найти гостиницу, – город Конья, который находится в сорока километрах на северо-восток от Листры. Отсюда и следует начинать путешествие по стопам апостола Павла.
Общественного транспорта в Листре в принципе не существует. Такси из Коньи и обратно с одним часом ожидания в древнем городе обойдется в шестьдесят долларов. Можно преодолеть большую часть пути на автобусе до городка Хатунсарай. Но потом все равно придется взять такси. Причем местные таксисты берут с заезжего иностранца все те же шестьдесят долларов.
Я же решил хоть часть пути, как апостол Павел, пройти пешком. От Хатунсарая дошел до поворота на грунтовую дорогу, ведущую к древнему городу. До Листры оставалось еще шестнадцать километров пути. Идти дальше пешком? Я понадеялся на попутный транспорт.
В древности здесь проходила Царская дорога, на которой и поднялась славная Листра. Теперь это самая обычная грунтовка. По ней пришлось ехать сначала на тракторе с местным земледельцем, перевозившим на прицепе кукурузу, а затем на старом седане с другим фермером, который только-только распродал урожай яблок и возвращался домой преисполненный радости.
Голос скального храма
Мы плавно огибали невысокие холмы, как вдруг за очередным поворотом выросла черная скала. Через несколько минут пейзаж изменился до неузнаваемости – горы поднимались к небу огромными базальтовыми уступами. У первой же скалы я увидел указатель Kilistra – так сегодня называют Листру.
В древнем пещерном городе царят покой и безлюдье. Никаких смотрителей, билетеров и посетителей. Только в зарослях тихо щебечут птицы. Две стороны скалы образуют укромный угол, где располагается ровная, как стол, центральная площадь. С одной стороны черными дырами зияют пещеры, с другой – вырубленные в скале лестничные марши убегают к вершине.
Снаружи вулкан выплавил скалы из прочного базальта, а внутри – из мягкого туфа, в котором в древности и вырубались пещеры. В случае нападения врагов жители заваливали лестницы камнями и город превращался в неприступную крепость с отвесными стенами высотой в тридцать метров.
На вершине уцелели остатки цистерны-водохранилища и неведомых мне сооружений, стены которых наполовину вырублены из скалы. В Листре чувствуешь себя настоящим исследователем. Блуждаешь среди руин и прикидываешь, что за строения здесь были и для каких целей они могли служить. Не так уж трудно распознать характерную для пещерных городов мельницу, винодельню, баню. Ни с чем не перепутаешь гробницы и смотровые башни. И, конечно, невозможно не узнать христианский храм.
Этот неплохо сохранившийся пещерный город почти не известен ни туристам, ни паломникам
Церковь хоть и мала, но, вне всякого сомнения, уникальна. Снаружи она вырублена из цельной базальтовой скалы в виде крестово-купольного храма. Внутри из податливого туфа вытесаны полукруглые своды, ниши для святынь. Никаких росписей не сохранилось. Да и были ли они? А вот молитвенная атмосфера древней церкви чувствуется до сих пор. Я рискнул нарушить вековую тишину песнопением, и слова молитвы унеслись куда-то вверх. Даже такой неподготовленный голос, как мой, звучал здесь на удивление гармонично. Так и подумалось: это сам храм поет.
Легенда о добрых супругах
В Листре Павел именем Иисуса Христа исцелил «некоторого мужа, не владевшего ногами». Реакция местных жителей оказалась непредсказуемой. «Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведши к воротам волов и принесши венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение» (Деян.14:11–13).
Почему же апостолов приняли за богов? И в других городах они творили чудеса, но никто их так не называл и жертвы им не приносил. Почему именно Зевс и Гермес (в синодальном переводе – Ермий)? И почему Павел «начальствовал в слове»? Исследователи Библии нашли ответы на эти вопросы в… поэме «Метаморфозы» древнеримского поэта Овидия.
Примерно за полвека до апостольской проповеди Овидий облек в стихи легенду, которая родилась именно здесь, в районе Листры, «на холмах фригийских». Однажды Зевс (в римской традиции – Юпитер) вместе с Гермесом (для римлян – Меркурий) решили под видом бедных странников поискать приюта у фригийских жителей. Они обошли сотни домов, и только старая супружеская чета – Филемон и Бавкида – дала им кров в своей убогой тростниковой хижине. Бедные земледельцы угощали странников плодами из своего сада и огорода. Не жалея, наливали последнее вино. А когда решили зарезать для гостей единственного гуся, боги остановили их и открыли свои истинные лица.
На «безбожных соседей» Зевс обрушил страшный потоп, который уничтожил их дома. А хижина добрых бедняков превратилась в прекрасный храм Зевсу. Филемон же и Бавкида стали жрецами нового святилища. При этом они не переставали любить друг друга и просили богов только об одном: послать им одну смерть на двоих – в один день и час. Их желание исполнилось: супруги отошли в мир иной, держа друг друга за руки. А после смерти они превратились в два дерева перед храмом.
Эту легенду хорошо помнили в Листре. Еще в конце IV века путешественникам показывали два дерева, в которые превратились верные супруги Филемон и Бавкида.
Молитва апостолу Павлу
О святый верховный апостоле Павле, сосуде избранный Христов, небесных таин сказателю, всех языков учителю, церковная трубо, пресловущий витие, многия беды за имя Христово претерпевый, море измеривый и землю обшедый и нас от лести идольския обративый! Тя молю и к тебе вопию: не гнушайся мене сквернаго, возстави падшаго греховною леностию, якоже в Листрех хромаго от чрева матерня возставил еси; и якоже Евтиха мертва бывша оживил еси, воскреси и мене от мертвых дел; и якоже молитвою твоею основание темницы некогда потрясл еси и узники разрешил еси, сице исторгни мя творити волю Божию. Вся бо можеши данною ти властию от Христа Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
«Нас почитают умершими, но вот, мы живы»
И вот, увидев чудо, сотворенное Павлом, жители Листры подумали, что история повторяется, и поспешили поклониться богам, чтобы их не постигла печальная участь предков. Павла назвали Гермесом (в греческой мифологии бог-переводчик), потому что он держал речь – «начальствовал в слове». Апостол был родом из Тарса – города, расположенного неподалеку, и, видимо, знал местный язык.
Немалых усилий стоило апостолам образумить народ. Пришлось даже прибегнуть к крайнему способу убеждения – разодрать на себе одежду. Павел остался в городе и вновь призвал язычников обратиться от ложных богов к Богу живому.
Между тем противники Павла – иудеи из Антиохии – следовали за апостолом по пятам. Они не сумели застать его в Иконии, но вот настигли в Листре. Иудеи обвинили Павла во лжи и, «возбудивши народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим». Можно только поражаться непостоянству толпы, которая видит явное чудо, признает целителя за бога и вскоре же побивает его камнями.
На этот раз Господь пошлет исцеление самому Павлу. «Нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем», – писал апостол во Втором Послании к Коринфянам. Известно, что после этого случая он еще дважды бывал в Листре, где во время своего второго миссионерского путешествия обрел верного ученика и сподвижника – Тимофея.
Другой «микрорайон»
После полудня в Листру пожаловали посетители. Многочисленное турецкое семейство прибыло на микроавтобусе. Откуда ни возьмись появился и работник музея в зеленой рабочей спецодежде. Значит, за древним комплексом все-таки присматривают.
Ни на каком языке, кроме турецкого, служащий не говорил. Но даже я понял, что он настоятельно рекомендует посетить музей в Хатунсарае, где собраны археологические находки из Листры. Забегая вперед, скажу, что музей там действительно есть, но работает он в каком-то вольном режиме – по крайней мере мне не удалось застать его открытым.
От смотрителя мы также узнали, что, оказывается, есть и другие пещеры, расположенные на соседнем скальном уступе. Автомобильная дорога туда не проложена. Надо идти пешком километра два – это если напрямую через поля, сады и огороды.
Шел я и удивлялся щедрым дарам этой земли. Грусточной канавы из случайно брошенного семени вырос трехкилограммовый арбуз. Известно, что местные жители непрерывно занимаются земледелием еще со времен Овидия и до сих пор собирают богатые урожаи.
«Полёню» значит «Павлово»
В другой части Листры пещер еще больше. Правда, входы почти везде закрыты металлическими решетками. Так древние памятники охраняют не столько от вандалов и черных копателей, сколько от самих жителей Листры, которые используют пещеры в хозяйственных целях.
Здесь мне удалось увидеть только один пещерный храм. Но уверен, если пройти все пещеры в этой части города, то найдутся и другие церкви и часовни. В византийские времена в Листре была большая церковная община, здесь находилась и епископская кафедра.
Первого епископа поставил сам апостол Павел. Им стал, по всей вероятности, Артема Листрийский, который упоминается в Послании к Титу. В Константинопольском Патриархате до сих пор сохраняется титул «митрополит Листрийский».
У самой же Листры судьба печальна. В конце VII века ее завоевали и разорили арабы. Древний город с тех пор так и не восстановился. Более того – о нем забыли на века. Долгое время никто точно не знал, где же находилась славная Листра: в этих местах или где-то еще. Сомнения были рассеяны только в конце XX века, когда археологи нашли выбитую на камне древнеримскую надпись «Kilistra».
И вот что интересно. Современная деревня по соседству носит турецкое название – Гёкьюрт. А район древней Листры местные жители (до сих пор!) называют «Полёню», что значит «Павлово».
Уверовав во Христа, Тимофей стал ревностным учеником апостола и его постоянным спутником. В Посланиях святой Павел называет Тимофея своим возлюбленным сыном, с благодарностью вспоминая его верность и преданность: «Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях…» (2 Тим. 3, 10–11).
В 65 году апостол Павел рукоположил Тимофея во епископа Ефесской Церкви, которой тот управлял в течение пятнадцати лет. Находясь в заточении в Риме и зная, что ему предстоит мученический подвиг, апостол Павел вызвал к себе верного друга на последнее свидание.
И сам Тимофей мученически закончил свою жизнь. На празднике в честь языческих идолов поборник Славы Божией воспротивился нечестивым обрядам. Тимофей попытался вразумить ослепленных идолопоклонством людей, проповедуя им истинную веру во Христа. Язычники в озлоблении бросились на епископа и забили его камнями. В IV веке мощи мученика были перенесены в Царьград и положены в храме святых Апостолов. Церковь чтит святого Тимофея в числе 70-ти апостолов Христовых.
Икония
Выехать из Листры довелось с оказией. Наш автобус отправился в Конью по глухой дороге через горы. Езда по серпантину, конечно, не из легких – из стороны в сторону мотает изрядно. Но все оправдывает удивительный вид из окна. Прямо-таки картины апостольских времен.
Дорога то и дело забирается в удаленные деревни, стоящие террасами на крутых склонах. Никакого асфальта – только каменистые улицы и дорожки, вьющиеся по склону. Дома и заборы выложены из булыжников «дикой» кладкой, кое-где видны тростниковые крыши. Вместо входной двери – толстый потрепанный занавес. Дымят печи. Ветер доносит сладковатый запах каких-то экзотических дров.
Люди с обветренными лицами. Все, как один, в засаленных шароварах – кто обрывает пожелтевшую айву в саду, кто гонит овец, кто тащит мешок сухой травы. И оглядываются на наш автобус, как на явление редкостное и странное.
Но вот и город Конья. В древности его называли Икония. Он также не раз упоминается в книге Деяний. Здесь была синагога, где бесстрашно проповедовал апостол Павел и где озлобленные иудеи едва не побили его камнями.
В отличие от Листры Икония сейчас является одним из крупнейших городов Турции. Отыскать места, связанные с апостольской проповедью, мне не удалось. Но археологические раскопки, которые начались совсем недавно на холме в центре города, уже подарили миру первые артефакты. Были найдены фрагменты зданий и предметы быта времен проповеди апостола Павла. Эти находки будут размещены в Археологическом музее Коньи.
По завершении раскопок сотрудники музея планируют создать отдельную экспозицию древнехристианских экспонатов. А их должно быть немало. Согласно книге Деяний, апостол Павел трижды посещал Иконию, проповедуя Слово Божие. И был услышан. Жители города явили такую ревность о Христе, что «уверовало великое множество Иудеев и Еллинов».
Конья — один из древнейших городов на территории Турции. Люди заселили эти земли около десяти тысяч лет назад. Именно Конья считается родиной святой Параскевы Пятницы
Алексей Макеев, фото автора