Преподобный Антоний Великий

 

Святой Антоний родился и подвизался в Египте, но его честные мощи по Промыслу Божию пребывают во Франции – в аббатстве Сен-Антуан и в православном храме близ деревни Сен-Лоран-ан-Руайан.

Этого угодника Божия называют «Великим» не только по величию совершенных им подвигов, но и по тому значению, какое имела его личность для утверждения и распространения идеалов монашеской жизни во всем христианском мире.

Будущий святой родился в Египте ок.250 года в богатой семье и был воспитан в христианской вере. В 18 лет юноша лишился родителей и остался один с малолетней сестрой. Однажды он шел в храм и размышлял о святых апостолах, которые отреклись от мира и пошли за Христом. Войдя в церковь, юноша услышал евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной (Мт. 19:21). Антонию показалось, что это было сказано Господом лично ему.

Вскоре он раздал всё имущество, которым располагал, бедным жителям своего селения, но не знал, как поступить с сестрой. Озабоченный этой мыслью он снова идёт в храм и слышит: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе: довольно для каждого дня своей заботы» (Мт. 6:34). Антоний поручил сестру благочестивым христианкам и навсегда покинул родительский дом, чтобы всецело посвятить себя Господу.

Первое время он пребывал близ города у одного старца-отшельника, стараясь во всем ему подражать. Посещал и других пустынножителей, чтобы научиться у них той или иной добродетели. Слова Священного Писания так легко входили в его душу, что он вскоре знал его наизусть. Уже тогда, в самом начале монашеского пути, святой Антоний прославился своими аскетическими подвигами, и его стали называть «другом Божиим».

Ища уединения, преподобный ушел сначала в одну из отдаленных пещер, а затем перешёл Нил и поселился в развалинах воинского укрепления. Это место было известно лишь нескольким преданным ему людям, которые два раза в год приносили св.Антонию хлеб, опуская провиант сквозь дырявую кровлю.

Преподобный терпеливо переносил холод и зной, голод и изнуряющую жару. Он почти не спал, проводя день и ночь напролёт в беспрестанной молитве. Но самым тяжелым, по признанию самого св.Антония, была борьба с различными помыслами, тоской по миру и дьявольскими кознями. Враг рода человеческого являлся отшельнику то под видом чудовищ, то в облике страшного «черного отрока». Иногда святой подвижник изнемогал и готов был впасть в уныние. Тогда сам Господь являлся ему или посылал Ангела для ободрения.

Так, в непрестанной борьбе с искушениями преподобный прожил в уединении двадцать лет. Но однажды к св.Антонию явились люди, узнавшие о его монашеских подвигах, и захотели поселиться рядом с великим подвижником. Вскоре пустыня преобразилась: тут и там стали возникать жилища иноков, которые во всем старались подражать св. Антонию. Сам же преподобный не устанавливал для учеников строгих правил. Он лишь стремился укоренить в них благочестивый дух, внушить им преданность Божьей воле, научить труду и неусыпной молитве.

Но многолюдство тяготило св.Антония, и он ушел еще дальше в пустыню, поселившись на склоне горы. Здесь преподобный стал обрабатывать небольшое поле, чтобы самому выращивать хлеб и не зависеть от своих учеников. В молитвах, сугубом посте и богомыслии подвижник прожил в египетской пустыне до глубокой старости и умер в возрасте 106 лет.

Именно святого Антония Церковь считает основателем отшельнического монашества. Как говорил св. Иероним, он был «человеком, возбудившим общее стремление к этому образу жизни». Монашеские традиции, установленные Антонием Великим, создали такие братские общины, где более молодой и слабый находил духовную поддержку у более опытных и утвердившихся в подвиге иноков, где общая молитва укрепляла друг друга, где аскетизм был не самоцелью, а лишь средством для духовного возрастания.

Еще при жизни святого отшельническое монашество как особый вид духовного подвига получило широкое распространение во всем христианском мире. Ближайшие сподвижники преподобного Антония святой Иларион, святой Епифаний и Харитон Исповедник основали монастыри в Палестине. Современник святого Антония Евстафий Севастийский считается родоначальником монашества в Малой Азии. Личный пример подвижничества и высокой духовной жизни преподобного привлёк к монашеству святителя Василия Великого. Среди учеников св.Антония был и «апостол Галлии» - св. Мартин Милостивый, основавший первые монастыри на французской земле. А благодаря «Житию святого Антония», написанному святителем Афанасием, имя великого подвижника стало известно повсюду – даже в Африке.

Место своего захоронения св.Антоний, предчувствуя скорую смерть, просил оставить в тайне, чтобы избежать в будущем посмертной славы. Но через 200 лет его мощи были чудесным образом обретены и перевезены в Александрию. В 604 году их торжественно перенесли в Константинополь.

Около 1070 года византийский император Диоген IV передал мощи святого Антония дофинскому вельможе Жозелину, который возвращался в Галлию из паломничества в Иерусалим. Поначалу барон хранил их в собственном замке, а затем передал на хранение в церковь Ла-Мон-Сен-Дидье. Спустя годы на месте ветхой церкви был построен монастырский храм, который является наиболее древним архитектурным памятником в аббатстве Сен-Антуан.

Несмотря на религиозные войны и революции, потрясавшие Францию, мощи святого Антония сохранились до наших дней. Часть из них пребывает в раке под главным престолом монастырского храма, которую можно увидеть через овальные окошки с бронзовой решеткой. Ежегодно в день Вознесения Господня в соборе аббатства Сен-Антуан проходит церемония открытия раки для поклонения святым мощам и совершается крестный ход.

Другая часть мощей хранится в православном монастыре Преподобного Антония Великого вблизи деревни Сен-Лоран-ан-Руайан, основанном в 1978 году архимандритом Плакидой (Дезеем) вместе с православными монахами и братией со Святой горы Афон.

 

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Франция, #Аббатство Сен-Антуан, #Святыни, #мощи Святого Антония Великого

20 Mar 2018