Монастырь на святом озере

 

Иверский монастрь на Валдае

Иверский монастрь на Валдае

 

Патриарх Никон

Патриарх Никон

 

Праведный Иаков Боровичский

Праведный Иаков Боровичский

 

Рака с мощами святого Иакова Боровичского в Иверском монастыре до разграбления большевиками

Рака с мощами святого Иакова Боровичского в Иверском монастыре до разграбления большевиками

 

Разрушенный монастырь в богоборческие годы

Разрушенный монастырь 

 

Иверская икона перенесенная из Валдайского храма святых апостолов Петра и Павла

Иверская икона, перенесенная из Валдайского храма святых апостолов Петра и Павла.

 

Иеромонах Пантелеймон

Иеромонах Пантелеймон

 

Святые врата с надвратной церковью святителя Филиппа

Святые врата с надвратной церковью святителя Филиппа

 

Изразцы XVII века

Изразцы XVII века

 

Иверский монастырь ночью

Иверский монастырь ночью

 

Настоятель Иверского Валдайского монастыря, митрополит Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий) во время богослужения

Настоятель Иверского Валдайского монастыря, митрополит Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий) во время богослужения

Более 360 лет назад на одном из островов Валдайского озера появились первые храмы Иверской обители, о создании которой так мечтал Патриарх Никон.

В 1652 году Новгородский митрополит Никон отправился на Соловки, чтобы по поручению царя Алексея Михайловича перенести в Москву мощи святителя Филиппа, пострадавшего за обличение опричников царя Иоанна Грозного. Митрополит Филипп был лишен сана, сослан в Тверской Отроч монастырь и там убит Малютой Скуратовым. По приказу Иоанна IV были казнены и многие его родственники.

Царь Алексей Михайлович в специальной грамоте, которую вез на Соловки Никон, приносил покаяние за своего «прадеда», признавал его вину и выражал почтение к мученической смерти митрополита Филиппа.

Прочитав перед гробом святителя эту грамоту, Никон торжественным шествием направился с мощами в Москву. Путь его лежал через Валдайское озеро. Здесь в сонном видении явился ему сам святитель Филипп и благословил построить обитель на одном из островов.

О такой обители митрополит Никон мечтал давно. Еще в 1648 году он просил архимандрита Пахомия из Афонского Иверского монастыря, посетившего Москву, сделать список с чудотворной иконы «Иверская и прислать его в Первопрестольную вместе с планом афонского монастыря, «чтобы по расположению онаго, во всем подобный соорудить и в России». По свидетельству архидиакона Павла Алеппского, Никон хотел построить в России монастырь в «афонских архитектурных традициях» и даже облачения для монахов желал сшить по «греческим обычаям».

Вступив на патриарший престол, Никон поделился своей мечтой с царем. Алексей Михайлович намерение святейшего поддержал и выделил на строительство монастыря средства из государственной казны.

Чудесное явление

В августе 1653 года Патриарх отправил на Валдай «достойного старца-строителя» – архимандрита Иакова из новгородского Свято-Духова монастыря, а с ним боярского сына из своего патриаршего дома и других людей, дав им достаточно золота, серебра, церковной утвари и книг для новой обители.

Осенью того же года были уже возведены две деревянные церкви. Главную (соборную) освятили в честь Иверской иконы Божией Матери, вторую – во имя святителя Филиппа. Первым настоятелем новой обители Патриарх Никон назначил архимандрита Дионисия – «мужа искусна и божественному писанию исполнена, добродетельна, незлобива же и кротка…».

Душа Святейшего стремилась поскорее взглянуть на свое детище. И вот в феврале 1654 года ему удается приехать на Валдай. Он сразу же освящает Валдайское озеро, опустив на дно Евангелие и крест, и нарекает озеро Святым, а вслед за ним и сам монастырь – Святоозерским, в дополнение к прежнему названию.

В третий час ночи было над монастырем знамение страшное – явился столп огненный от земли до неба

В эти дни Патриарх Никон становится свидетелем чудесного явления – огненного столпа над островом, о чем он сообщает в письме царю: «Прежде нашего пришествия в ваше Государево богомолье, в новой монастырь пресвятыя Богородицы Иверския и святаго священомученика и исповедника Филиппа митрополита от четвертка против пятка в нощи в третий час бысть над монастырем те знамение страшно, столп огнен явися от земли до небеси и от того огненаго столпа окрест свет облиста велик зело, версты по три и по пяти и по десяти и по дватцати и боле, яко во дне светитися всему; мнози по деревням от необычнаго того света в страх впали; а которые деревни поблиску, версты по три и по четыре, от которых монастырь во дни видеть, и те паче дневнаго света в манастыри церковь и иные храмины и здание видели, и сие до зде; а о иных добрых, егда узрю ваши Государевы пресветлые очи, сам исповедаю».

Перенесение мощей святого отрока

Царскими грамотами 1653 и 1654 годов Иверскому монастырю помимо села Валдай с озером были приписаны «вовеки неподвижно» Боровичский, Короцкий Покровский, Лисицкий и Старорусский монастыри с угодьями, а также старорусские соляные варницы, села Боровичи, Вышний Волочек и другие.

По распоряжению Патриарха Никона в феврале 1654 года из Боровичского монастыря в Иверский собор новой обители крестным ходом были перенесены мощи святого Иакова Боровичского, которые были явлены, согласно Новгородской летописи, в 1541 году. Накануне Патриарху было сонное видение, о котором он сам рассказал духовенству: «Увидел я великий свет на том месте, где строится обитель сия, и среди сего света лежащего на каком-то возвышении человека, светлого телом; сочтя его мертвым, я приблизился к нему, дабы прикрыть наготу тела его; но приблизившись, вижу у лежащего руки благословляющие, и он, как живой, складывает их на груди своей».

На следующий день Патриарх Никон лично перекладывал мощи святого Иакова из ветхой деревянной раки в новую, серебряную. Едва он приблизился к раке, как увидел отрока именно таким, как во сне – с благословляющими руками. Тогда Патриарх сложил руки праведного Иакова на его груди так, как видел во сне.

По распоряжению Никона тогда же в монастырь в сопровождении новгородского духовенства были принесены четыре ковчега с частицами мощей Московских святителей – Петра, Алексия, Ионы и Филиппа.

В том же году Святейший избрал и освятил место для первого каменного собора, а в декабре 1656-го освятил его в честь Успения Божией Матери. Белоснежный храм был словно высечен из монолита. Внутри его украшали золоченый пятиярусный иконостас и специально выписанное из-за границы паникадило «величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами». К тому времени была сооружена деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами. Монастырь, даже в недостроенном виде, поражал взор прибывших на освящение богомольцев. Павел Алеппский писал о нем: «Поистине нет ему подобного в мире».

Тогда же в обитель из Москвы была доставлена копия чудотворной Иверской иконы, написанная на Святой Горе по просьбе Патриарха Никона. Как свидетельствует Павел Алеппский, «икона превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы…». Стоимость одних только ее украшений составляла более 44000 рублей серебром.

Филофей и Иосиф

При настоятеле архимандрите Филофее Иверский монастырь получил статус первоклассного, число монахов возросло до 200 человек. Но недолго пребывала обитель в цветущем состоянии. В 1666 году на Большом Церковном Соборе Никона низложили с патриаршей кафедры. Одновременно закрыли все его монастыри, включая Иверский, а их вотчины забрали в казну. Монахов разместили по разным обителям. Однако опала продолжалась недолго, уже в 1668 году архимандрит Филофей с братией вернулись в свою обитель, которой были возвращены все отобранные земли и привилегии.

Последним настоятелем Иверского монастыря перед его закрытием большевиками был архимандрит Иосиф (Невский), позднее возведенный в сан епископа Валдайского. В июне 1918 года в обитель прибыл отряд милиции, пытавшийся изъять запасы продовольствия. Братия и прихожане монастыря оказали сопротивление властям. Архимандриту Иосифу удалось предотвратить кровопролитие.

Большевики посадили владыку в лодку и направились на противоположный берег, где их встречал взволнованный народ. Вот что писал тогда известный русский журналист Михаил Меньшиков, живший в Валдае: «Когда те ехали на лодке и везли архимандрита, чтобы, прикрываясь им, благополучно выкрутиться из беды (велели ему встать на лодке: в тебя, мол, архимандрита, стрелять не станут), с берега защитники монастыря бацнули из пулемета, и бедный о. Иосиф был тяжело ранен в бок. Едва ли выживет…» По другой версии, в него выстрелил один из большевиков, находящихся в лодке, и якобы сбросил в воду.

Через несколько дней журналист М. Меньшиков был расстрелян. Народный бунт жестоко подавлен. А монастырь «как рассадник контрреволюции» закрыт. Раненого владыку подобрали жители города, выходили, и он прожил еще двенадцать лет.

Его похоронили на городском кладбище Валдая, а полгода назад перенесли останки на монастырское кладбище. К могиле последнего настоятеля и сегодня приходят люди, в народе владыку почитают как страстотерпца, пострадавшего за Христа.

Две великие пропажи

Осенью 1918-го большевики изъяли из монастыря золотую ризу с чудотворной Иверской иконы, старинную драгоценную утварь, личные вещи Патриарха Никона. Однако по распоряжению комиссара Наркомпроса в 1919 году ценности были возвращены в обитель, которая была преобразована в Иверскую трудовую артель. Одновременно в помещениях западной стены монастыря был размещен «Никоновский музей».

В том же году, в марте, дважды были публично вскрыты мощи святого Иакова с целью обвинения Церкви в шарлатанстве. После этого мощи святого отрока таинственным образом исчезли. По преданию, они были захоронены в земле накануне разгрома монастыря.

Монастырский экскурсовод иеромонах Пантелеймон рассказал: «В 2002 году одна женщина написала письмо, что ей было видение. Несколько раз ей снился благообразный юноша, который говорил, что его мощи до сих пор находятся в Иверском монастыре, под папертью церкви Богоявления. Каждый день мы читали акафист святому. Перерыто было все, но ничего не нашли…»

В Святодуховском соборе в Боровичах остался ковчег с частицами мощей святого Иакова. В храме Петра и Павла в городе Валдае хранится его икона с частицей мощей, у которой вот уже много лет совершаются молебны об обретении мощей Боровичского чудотворца.

Исчез из обители и чудотворный Иверский образ Богородицы. 7 августа 1920 года владыка Иосиф подписал рапорт «о разрешении изнести чудотворную икону Иверской Божией Матери на 6 дней из города Валдая по окрестным селениям». Она была благополучно вывезена из монастыря, этот факт подтвержден документально. Но впоследствии икона пропала бесследно, как и мощи святого Иакова.

Мало кто верил в восстановление

В 1927 году трудовая артель при монастыре была ликвидирована. За годы советской власти на территории Иверского монастыря что только не размещали. Был тут и музей, и мастерские, во время войны здесь устроили госпиталь для раненых, а затем дом инвалидов – участников войны, позже здесь была лесная школа для больных туберкулезом детей. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря открылась база отдыха. И только в 1991 году обитель в плачевном состоянии вернули Церкви.

«Я пришел в монастырь в 1998 году, – рассказывает иеромонах Пантелеймон, – до этого двадцать лет работал врачом в Петербурге. Все здесь было разрушено, как после бомбежки. Все поросло лесом. Было чувство сострадания к обители. Я решил – во что бы то ни стало, останусь: надо поучаствовать в восстановлении монастыря. Мало кто верил, что он вообще восстановится…

Благодаря Президенту Российской Федерации Владимиру Путину, который побывал здесь в 2001 году, монастырь был включен в общую федеральную программу восстановления обителей. За несколько лет монастырь был восстановлен».

Нынешний настоятель Иверского Валдайского монастыря, митрополит Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий) перенес сюда из храма свв. апостолов Петра и Павла в Валдае Иверскую икону – копию того самого чудотворного образа. Она была написана для валдайского ополчения во время Крымской войны 1653 года. Икона прославилась чудесами на фронте.

Как рассказал митрополит Лев: «В 1997 году эта икона горела. Образ находился в Богоявленском храме, который хорошо было видно из окон кельи настоятеля отца Стефана. Когда он собрался идти на вечернюю службу, был сильно удивлен: еще нет пяти часов, а в храме уже горит свет. Неужели начали службу? Когда он подошел к храму, стало ясно, что внутри полыхает пожар. Вокруг иконы выгорело все: деревянный пол, подставка, киот. Сгорела полностью и тыльная часть образа. Остался только красочный слой. Мы вызвали новгородских реставраторов, они аккуратно приспособили к лику Пресвятой Богородицы фанеру, и увезли. Икону восстанавливали года два, но все-таки нарастили тыльную сторону».

С этим образом ныне совершают крестные ходы по окрестным селениям Валдая в память о спасении Новгородской земли от холеры 1848 года. Тогда жители Валдая обнесли Иверскую икону вокруг города, после чего болезнь ослабла, а вскоре и совсем отступила.

Полезная информация:

Адрес: Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь
175400, Новгородская обл., г. Валдай, остров, Иверский монастырь
Паломнический центр: +7 (911) 614-66-94
Настоятель: митрополит Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий)

 

Галина Дигтяренко
Фото предоставлены Ольгой Стефановой и Иверским монастырем

 

Поделиться в социальных сетях:



26 Mar 2018