Цветник духовный

 

Когда первые сестры приехали возрождать здесь монашескую жизнь, их взору предстали скорбные руины и груды мусора. Но всего за несколько лет хрупкие женские руки подняли святыню из пепла!

Звенящая синева неба, отражающая кипельную белизну устремленных ввысь храмов, яркие цветы, террасные абрикосовые сады, уютные каменные заборчики, кованые скамейки, спрятавшиеся под ивами. Кажется, мы в горном монастыре на Кипре, а не в 150 километрах от Москвы. Здесь, на берегу реки Угры, в начале XV века решалась судьба Руси.

 

Под ударом

На долю великого князя Московского Ивана III выпало немало войн и междоусобной брани, но самым главным его достижением было освобождение от Орды Руси и превращение ее в единое мощное государство. Решающую роль в этом сыграло сражение на реке Угре, когда князь проявил величайший талант полководца, не желавшего губить свое войско. А вера в Бога и крепкое упование на Него решили исход противостояния.

Хан Ахмат, властвовавший в Большой Орде, заключил союз с литовским князем Казимиром IV – оба войска должны были объединиться и ударить по Москве с двух сторон весной 1480 года. Северные области Руси тогда конфликтовали с Тевтонским орденом, а внутри страны произошла ссора Ивана с братьями, чуть не приведшая к гражданской войне. Огромная Орда двинулась на Русь, желая вселить страх и заставить вспомнить прежние времена. В июне из Москвы отправилось передовое войско во главе с сыном великого князя Иваном Ивановичем, вскоре в поход выступили основные силы во главе с самим Иваном III. Русские стали создавать оборонительную линию по Оке.

 

К Всемилостивому Спасу

Увидев, что русские прочно держат оборону на Оке, Ахмат решил обойти их с фланга и двинулся к месту впадения в нее реки Угры, которая находилась на границе Руси и Литвы. Здесь хан надеялся прорвать оборону и дождаться подхода войск Казимира. Часть русских войск начала передислокацию к Угре. Сам же князь поехал в Москву к «Всемилостивому Спасу и Пречистой Госпоже Богородице и ко всем чудотворцам, прося помощи и заступления православному христианству». Осознавая исходящую от татар опасность, Иван III решил примириться с братьями, готовый выполнить все их условия, и попросил мать, инокиню Марфу, помочь ему. Братья согласились присоединить свои силы к русскому войску.

 

Случилось необъяснимое

Осенью начались ожесточенные бои на переправах через Угру. Ахмат пытался в разных местах форсировать реку, ища слабые места, но везде натыкался на крепкую оборону. События эти получили название Великое Стояние на Угре.

Духовник великого князя архиепископ Ростовский Вассиан стыдил великого князя за нерешительность и призывал к битве с татарами. Он писал, что во всех храмах непрестанно молятся о даровании победы над врагом, и призывал возложить всю надежду на Господа. Наступил ноябрь, Угра и Ока начали покрываться льдом. Основные силы русского войска стали отходить к Боровску, чтобы занять более выгодную позицию. Боясь, что татары ударят в тыл, отходили в спешке. Ордынцы решили, что русские их заманивают, и в непонятном страхе бежали в противоположную сторону. Случилось это 9 ноября 1480 года.

Летописцы писали: «Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия, нет, не оружие, не мудрость человеческая, но Сам Господь спас ныне Россию».

Отошедший на зимовку Ахмат был убит в январе 1481 года внезапно напавшим на него ногайским ханом Иваком. Татарское войско распалось, и Большая Орда перестала существовать как государство.

 

В память о победе

Князья Воротынские, которые вели свой род от Михаила Черниговского (мученика, погибшего в Орде и прославленного Церковью) были подданными литовского князя Казимира. После Великого Стояния они попросили московского князя взять их под свою защиту и построили на Угре Спасо-Преображенский монастырь в память победы над Ордой.

Долгие годы Воротынские верой и правдой служили московским князьям. Один из строителей обители, Михаил Воротынский, изображен на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Судьба его трагична, он был замучен Иваном Грозным. В опалу попали и другие представители древнего рода, некоторые из них окончили жизнь в ссылке в Кирилло-Белозерском монастыре.

 

Сталин тоже умрет

К началу XX века обители уже не существовало (она была упразднена еще при Екатерине II). Монастырские храмы стали приходскими. В революционные годы в них служил иерей Стефан Зарецкий, продолжатель священнической династии. Калужским ОГПУ он был арестован и на три года сослан в Казахстан. В 1937 году батюшку арестовали вновь. На допросе он в простоте сердца сказал: «А что ваш Сталин, он же тоже человек, и он умрет». Зимой отца Стефана расстреляли. Сестры возрожденного монастыря чтут его память и разыскивают архивные материалы о жизни этого удивительного человека.

Потомки Зарецких живы, держатся вместе дружной семьей. В прошлом году приезжали в монастырь –15 человек. Они с большим интересом слушали рассказ местного краеведа о роде Зарецких.

 

МТС по-монастырски

Настоятельница монастыря игумения Анастасия рассказывает, что когда первые насельницы приехали в обитель, от нее почти ничего не осталось – на пороге XXI века некогда величественный монастырь представлял собой холм с остатками ржавой сельхозтехники и другого мусора, в который вросли руины древних храмов. Первый молебен служили на Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – престольный праздник одного из храмов. Ветер вместе со снегом задувал в пустые глазницы окон, пол был изрыт кладоискателями, разруха стояла великая.

В советское время во Введенском храме располагалась МТС – машинно-тракторная станция. Был огромный растесанный въезд для тракторов, кругом черные, закопченные стены, огромные трещины. «Вот эта стенка вываливалась совсем, я боялась, что она рухнет и восстанавливать будет нечего, – рассказывает матушка Анастасия. – Слава Богу, удалось его спасти!»

 

Со-трудники

Помогали восстанавливать обитель самые разные люди. Генеральный директор АО «Калужский двигатель» Ю. Лейковский поддержал техникой и рабочими. К нему подключились друзья – В. Ледовский и В. Крылов. Опытный московский реставратор Шарапов В.Н. с группой архитекторов разработали проект реставрации храмов. Исполнялись «спасательные» работы под руководством Д. Аксенова. Калужский архитектор И. Савичев спроектировал жилой корпус для сестер, ведь им негде было жить.

С каждым днем помощников становилось все больше, монастырь расцветал на глазах. Включилось и государство. К 500-летию обители, которое отмечали в 2011 году, это был поистине райский уголок, утопающий в цветах, с белоснежными строениями, новым сестринским корпусом, ухоженной территорией.

Но многое еще предстоит сделать: не завершена реконструкция Преображенского храма, отсутствует газ, не хватает места для новых сестер.

 

Милосердия двери отверзи нам

Главное дело монаха – молитва. С болью в сердце молятся сестры о брошенных детях-инвалидах, которым помогают уже не первый год. «В этом детском доме очень хороший директор, Буланова Наталья, верующая женщина, очень боевая и всем сердцем желающая своим воспитанникам добра, – рассказывает матушка Анастасия. – Дети здесь необучаемые. В отделении «Милосердие» находятся 40 деток совсем больных, почти недвижимых. Есть дети с синдромом Дауна и такие, у которых полностью разлажены ручки и ножки, им может быть уже лет 16, но выглядят они, как младенцы, не только внешне, но и по уму. Но! Священник ходит их причащать, наши сестры помогают ему в этом. Сделали там Домовый храм в честь Милостивой иконы Божией Матери. Сейчас даже сами сотрудники видят, что дети улыбаются, хотя у них раньше не было почти никакой реакции. Один мальчик не видит, у него ручки и ножки не действуют. Когда его последний раз причащали, он так радовался, улыбался, и это было настоящее чудо. Видите, даже такие дети чувствуют святыню».

 

Танцуют все

Директор детского дома, по образованию музыкальный работник, творит с детьми настоящие чудеса. Ее «необучаемые» воспитанники участвуют в художественной самодеятельности и выступают перед публикой! Яркие костюмы, хорошая музыка, простые движения – эффект потрясающий. На местном конкурсе «Лучики надежды» они всегда выигрывают. Как-то на концерте одна малышка в костюме пчелки выступала с другими детьми на сцене и вдруг подбежала к священнику, стоявшему в сторонке, обняла его нежно и опять побежала выступать.

«Эти дети – наше большое утешение, – говорит матушка. – Второй детский дом, который мы окормляем, тоже для больных деток, но обучаемых. Первый раз мы приехали туда на святки. Попели им, они нам стихи почитали, и вдруг подходит мальчик и спрашивает: “А как мне за мою маму молиться?” Мы поняли, что надо ездить. Так и подружились, слава Богу!»

 

В блокнот паломнику:

Адрес: г. Калуга, пригородная зона, с. Спас, Спасо-Воротынский монастырь.

Ппроезд: из Москвы по Киевской трассе до поворота на Калугу у поста ГИБДД, далее до поворота на Воротынск, Резвань до указателя «Спасо-Воротынский монастырь».

Тел.: +7 (4842) 59-98-78, 75-05-84
e-mail: spasnaugre@yandex.ru

Галина Дигтяренко,
фото Олега Серебрянского

 

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Россия, #Калуга, #Спасо-Воротынский монастырь

03 Oct 2018