Москва, которую мы потеряли?

 

Спросите москвича о Дорогомилове, и он с гордостью вспомнит Поклонную гору, Бородинскую панораму, Киевский вокзал и, наверное, шумный дорогомиловский рынок. Согласитесь, немало столь ярких достопримечательностей для одного района. Но почти все это появилось в минувшем ХХ веке, а что же тут было раньше? Еще в начале прошлого столетия берега Москвы-реки здесь украшали несколько дивных храмов…

 

Старое и новое

Изначально Дорогомилово — это местность, прилегающая к нынешней Смоленской улице, то есть расположенная на левом берегу Москвы-реки напротив современного района с таким названием. Как считал знаменитый историк Иван Забелин, урочище Дорогомилово еще в XIII веке находилось на возвышенном берегу, на месте нынешнего дома архитекторов, что на Марьиной или Мухиной горке. Возвышенность на месте современных Смоленской и Ростовской набережных называли еще Бережками. Летописи сообщают нам о новгородском боярине Иване Дорогомилове, который пришел в Москву вместе с князем Даниилом Александровичем — сыном Александра Невского. Возможно, князь и подарил ему эти земли — Старое Дорогомилово.

А за рекой на месте Нового Дорогомилова в Средневековье были пойменные луга. Не было еще и переправы на месте нынешнего Бородинского моста, поскольку дорога из Москвы вела от Арбата через район современной Плющихи к Новодевичьему монастырю, где был устроен брод.

600 лет назад земли Старого Дорогомилова отошли к ростовским архиереям. В 1412 году на самой высокой точке Мухиной горки, почти у обрыва, ростовский епископ Григорий возводит каменный храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Бережках. Один из старейших каменных храмов столицы, он простоял здесь вплоть до 1960-х годов.

 

«Дорого, да мило!»

В XVI столетии для удобства путешествующих в районе нынешнего Бородинского моста был устроен паромный перевоз через Москву-реку, а старый брод у Новодевичьего монастыря был забыт. По правой стороне новой улицы (ныне Смоленской) на невысоком холме открыла кабак стрельчиха Варгуниха, по имени которой эту местность позже стали называть Варгунихиной горой.

В то же время появилось поселение на месте современного Дорогомилова. На правый берег по решению царя переселили ямщиков из села Вяземы. Вскоре после переезда они срубили себе на главной улице деревянную слободскую церковь Богоявления Господня с приделом святителя Николая Чудотворца. Ямщикам мы обязаны еще одной версией происхождения названия «Дорогомилово». Ямщики знали цену себе и своим лошадям. Особо придирчивым клиентам они говорили, «домчим дорого, да мило». Так и повелось в народе называть эту слободу — Дорогомилово.

Чуть южнее Дорогомилова, почти у самого берега реки, в XVII веке была основана патриаршая Бережковская рыболовецкая слобода. Ее жители, также как и их соседиямщики, поставили в своем селении деревянный храм, освятив его в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

А в старом Дорогомилове, на пересечении нынешней Плющихи и Смоленской улицы, в 1689–1691 годах возвели каменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Почти в это же время перестроили соседнюю каменную Благовещенскую церковь, что в Бережках.

Чуть севернее старого Дорогомилова, за Смоленской улицей и Варгунихиной горой, располагался Государев Щепной двор со слободой, где в 1668 году на месте прежнего деревянного храма построили каменный — ныне он известен как храм Николая Чудотворца на Щепах.

В начале следующего века дорогомиловские ямщики строят себе новый каменный храм Богоявления Господня — несмотря на то что Петр I своим указом запретил всякое каменное строительство, поскольку весь камень свозился на стройки новой столицы. А в соседней рыболовецкой слободе появляется каменный Тихвинский храм.

 

У таможенной заставы

В 1724 году Дорогомилово было включено в Камер-Коллежский вал с устройством таможенной заставы, получившей одноименное название. Его длина составляла более 37 километров. Он соединил Пресню, Преображенское, Симоново, Девичье поле с Дорогомиловом. Вал сначала был таможенной границей, а с 1806 года официально стал границей Москвы. С этого времени Дорогомилово с прилегающей территорией окончательно вошло в состав города.

После разорения Москвы наполеоновскими войсками все дорогомиловские храмы были поновлены, и в их стенах вновь зазвучала молитва. Церковь Рождества Богородицы, что на Плющихе, быстро была приведена в порядок, а позже, в 1870 году здесь устроили два новых придела — Константина и Елены и Смоленской Иконы Божией Матери. С этих пор храм стали именовать Смоленской церковью, что на Плющихе. Благовещенскую церковь в 1813 году расширили, пристроив к ней новую трапезную. Храм Николая Чудотворца на Щепах всего через год после нашествия обрел просторную трапезную и трехъярусную колокольню. Правобережный Тихвинский храм, что на Бережках, также был обновлен и приобрел новую шатровую колокольню.

 

Младший брат храма Христа Спасителя

Во время пожара 1812 года более всех из дорогомиловских храмов пострадал Богоявленский: в нем произошли частичные обрушения. Однако вскоре и он был приведен в порядок. В 1835 году в храме освятили второй придел в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Он был сооружен в память избавления города от эпидемии холеры 1830 года. Позже были освящены еще два придела — Сергия Радонежского и Тихона Задонского, сооруженные в честь освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Но, несмотря на неоднократное расширение храма, церковь все равно не могла вместить в себя всех прихожан. Тогда было решено построить на территории Богоявленской церкви новый величественный храм в византийском стиле, рассчитанный на 10 тысяч молящихся. Освятили его 29 сентября 1908 года при большом скоплении народа. Он стал вторым по величине после храма Христа Спасителя в Москве.

Уже на закате Российской империи, в 1915 году, на левом берегу Москвы-реки на Варгунихиной горе по проекту архитектора Адамовича построили старообрядческую церковь Николая Чудотворца в новгородском стиле. У нее перед входом устроили смотровую площадку, с которой открывался великолепный вид на Дорогомилово и его окрестности.

 

Вместо храма — клуб завода «Напильник»...

После революции совсем новый Никольский старообрядческий храм, что на Варгунихиной горе, был вначале разграблен, после — обезглавлен, а в 1931 году его передали заводу «Напильник» для размещения в нем клуба. Во время войны в бывший храм попала бомба, разрушив его окончательно. Одноименный Николо-Щеповский храм был закрыт в 1934 году, а его здание хотя и сохранилось, но настолько искаженное позднейшими перестройками, что его трудно было узнать. В поруганной святыне разместился завод по производству гравюр на металле.

Смоленскую церковь, что на Плющихе, снесли в 1933 году. На ее месте строители коммунизма разбили небольшой сквер с клумбой посередине. В наши дни на месте Смоленской церкви устроена автомобильная стоянка.

Не обошла скорбная чаша и один из старейших храмов Москвы, который в 1913 году отметил свое 500-летие — церковь Благовещения, что на Бережках. Молитва в ее древних стенах навсегда замолкла в 1930-х годах. Со временем она оказалась во дворе огромного полукруглого дома архитекторов. Отмечу, что дом был специально спроектирован такой формы, чтобы сохранить жемчужину старой Москвы. Ломали храм постепенно, окончательно здание исчезло к 1960 году.Тихвинскую церковь, что в бывшей рыболовецкой слободе, власти Советов закрыли в 1930 году, а в опустевшем здании устроили лесопилку. Храм был уничтожен вместе со всем жилым кварталом в 1960-х годах. Ныне на его месте находится фонтан «Освобождение Европы».

 

Тайна «генеральского» дома

Богоявленскому Дорогомиловскому собору повезло чуть больше. Прихожанам неоднократно приходилось давать отпор новым властям, которые хотели закрыть храм. В 1927 году он был исключен из списка памятников церковной архитектуры, а в 1929 году рабочие потребовали сделать из него клуб. Однако, несмотря на все это, Богоявленский храм в 1931 году стал кафедральным. Это случилось после закрытия Успенского собора в Кремле и взрыва храма Христа Спасителя. Но даже став главным собором новой России, он оставался беззащитным. В декабре 1937 года арестовали все его духовенство, а в сентябре следующего года храм был взорван под предлогом освобождения места для строительства нового большого «генеральского» дома.

Чудом уцелел в годы лихолетья только храм Николая Чудотворца на Щепах. В 1993 году из церкви выехал арендатор, и началась долгая, кропотливая работа по реставрации памятника архитектуры XVII столетия. Торжественное освящение храма состоялось 22 апреля 2008 года. Теперь вновь в его древних стенах звучит молитва. В 2005 году в Дорогомилове была создана инициативная группа по воссозданию храма Богоявления Господня. Энтузиасты собирают сведения по истории храма, готовят публикации. Уже готов эскизный проект храма с привязкой к существующему архитектурному ансамблю площади Киевского вокзала.

Идею возрождения храма поддержали благотворительный фонд «Содействие восстановлению и строительству Православных храмов и монастырей» и настоятели ближайших храмов: протоиерей Сергий Правдолюбов, протоиерей Александр Птицын, протоиерей Алексей Дубровский и многие другие священники. По инициативе Святейшего Патриарха Кирилла и мэра Москвы Сергея Собянина в наши дни осуществляется городская программа «200 храмов Москвы». Было бы исторически справедливо включить в нее и район Дорогомилово, в котором нет храмов «шаговой доступности», и приурочить закладку нового Богоявленского храма к празднованию двухсотлетнего юбилея войны 1812 года, а для новой церкви заказать икону новомучеников Дорогомиловских.

А для сохранения памяти о разрушенных святынях Дорогомилова есть предложение установить памятные доски на стенах домов, которые появились на месте разрушенных храмов.

Даниил Силенко,

фото автора

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Россия, #Москва, #Дорогомилов, #Дорогомиловская застава, #Дорогомиловская Богоявленская церковь, #Николо-Щеповский храм, #Храм Смоленской иконы Божией Матери, #Храм Богоявления

09 Jul 2015