Христос на Кресте

Цитаты святых отцов

 

Идет Великий пост, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа. Но до конца ли мы понимаем, зачем Господь взошел на Крест и принял эти страдания? Что означает искупительная жертва Спасителя для каждого из нас? Вот что пишут об этом Святые Отцы.

 

"Адам и Ева заповеди Божией не сохранили, от заповеданнаго древа вкусили; а к тому преступлению и вкушению от того древа заповеданнаго змий, или паче сам сатана, дух лукавый, в змии действующий, прельстил их. Сим преступлением праотцы Адам и Ева Бога весьма прогневали, и на себе Божию клятву навели: чего ради из рая выгнаны, и на смерть осуждены, и вечному мучению подпали. А с ними и мы вси, яко их сыны, тойжде клятве и казни стали быть подвержены Божиим Правосудием. - Однакож Бог, как весьма благ и милостив, тогда еще обещал им, и всем по них имеющим быть людем, послать избавление».
Святитель Тихон Задонский

 

«Не может человек, пусть даже самый великий мудрец и философ, спасти мир. Ведь мир не спасается, пока грехи мира не взяты кем-нибудь на себя. Но даже самый великий человек слишком мал, чтобы взять на себя грехи всего мира. Это может сделать только Небесный Заложник и Поручитель. Только Сын Божий - Бог от Бога, вечный и бессмертный - может взвалить на Свои плечи миллионы миллионов достойных смерти грехов человеческих, все страшное и тяжкое бремя человечества".
Святитель Николай Сербский


 «Бог отринул нас, когда мы, изначала не блюдя заповедь Его, показали себя недостойными общения с Ним лицом к лицу. Низложил же нас, когда вследствие нашей порочности изгнал с высоты райской славы. Разгневался, когда в отмщение и наказание за нашу порочность предал каре смерти. А ущедрил нас, когда через Единородного Сына Своего, воплотившегося Бога-Слова, принявшего на Себя все наши долги, искупил нас от смерти и вновь возвел к славе Своей".
Преподобный Максим Исповедник

 

 «Поелику же, наконец надлежало заплатить долг, лежащий на всех; ибо, по сказанному выше, должны были все умереть, что и было главною причиною Его пришествия; то после того, как доказал божество Свое делами, приносит, наконец и жертву за всех, вместо всех предавая, на смерть храм Свой, чтобы всех соделать свободными от ответственности за древнее преступление, о Себе же, в нетленном теле Своем явив начаток общаго Воскресения, доказав, что Он выше и смерти...»
Святитель Афанасий Великий

 

«Сын Божий и Господь славы, как злодей, был осужден и веден на смерть, и смертную казнь принял! От кого? От злых рабов Своих! За кого? За непотребных рабов Своих! Рабы согрешили, и наказание претерпел Владыка! «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис. 53, 5). Где? Вне врат Иерусалимских! Перед кем? Перед очами Божиими, ангельскими и человеческими. Видишь, христианин, страшное и ужасное позорище. Смотри же и рассуждай о причине его! Причина тому — грехи наши. Так и мои, и твои, и всего мира грехи очищались.  Так Правда Божия удовлетворялась, которая грехами мира была раздражена! Так Бог с миром примирялся и мир с Богом! … Так от пленения и власти диавольских, адского мучения и вечной смерти избавлялись мы! Так восход на небо готовился нам, и небесное царствие, грехами нашими закрытое, открывалось, и все, что во Адаме мы потеряли, возвращалось!»
Святитель Тихон Задонский

 

 «Как там, где какие-либо два человека отвращаются друг от друга и не хотят примириться, кто-нибудь третий, пришедши и предложив себя в посредники между ними, прекращает взаимную их вражду, так сделал и Христос. Бог гневался на нас, мы отвращались от Бога, человеколюбивого Владыки; Христос же, предложив Себя в посредники, примирил то и другое естество. Как же Он предложил Себя в посредники? Он принял на Себя наказание, которое мы должны были понести от Отца, и претерпел следовавшее затем мучение и здешнее поношение».
Святитель  Иоанн Златоуст

 

 «Поскольку долги наши вследствие отпадения от Бога превзошли все своей многочисленностью, так что ни пророки, ни священники, ни праведники, ни цари не в состоянии были изгладить их, то Сам Сын Божий, явившись [на землю], повсюду сделался пленителем всех и ни в утробе, ни в рождестве, ни в крещении не уничтожал долгов наших, пока преданный на Крест не вкусил смерти, так что смерть Его сравнялась с винами нашими, ибо чрез нее изглажено то, для изглаждения чего недостаточны были все творения».
Преподобный Ефрем Сирин

 

«…как чрез деву род человеческий подвергся смерти, так чрез Деву и спасается, потому что непослушание девы уравновешено послушанием Девы. Грех первозданного человека получил исправление чрез наказание Перворожденного, и хитрость змея побеждена простотою голубя, и таким образом разорваны узы, которыми мы были привязаны к смерти».
Святой Ириней Лионский

 

«…И вот, как видишь, приговор Божий пребывает навсегда карою вечною. И стали мы люди все и тленны и смертны; и нет ничего, что могло бы отстранить сей великий и страшный приговор. Когда же нет возможности отстранить этот приговор, то какая после этого польза от мудрости или от богатства, или от власти, или и от всего мира? Сего ради Всевышний Сын Божий, Господь Иисус Христос пришел, чтоб смириться вместо Адама, — и действительно смирил Себя даже до смерти Крестныя. …Лежал Христос во гробе три дня, ради таинства Пресвятыя Троицы, чтобы показать, что хотя воплотился и пострадал один Он — Сын, однако домостроительство это есть дело Пресвятыя Троицы».
Преподобный Симеон Новый Богослов

 

 «Через это более всего Он любовь Свою показывает в нас, то есть через смерть, которую претерпел ради грехов наших. Ведь если ради нечестия нашего умер, то тем более Он оправдает нас Кровию Своею и спасет от того гнева, который придет при кончине мира. Ибо если, когда мы были врагами [с Богом] ради дел наших, примирен с нами Бог чрез cмерть Сына Его, то не тем ли более, при самом примирении, спасет нас чрез жизнь Его?»
Преподобный Ефрем Сирин

 

«Христос заплатил гораздо больше того, сколько мы были должны, и настолько больше, насколько море беспредельно в сравнении с малой каплей. Итак, не сомневайся, человек, видя такое богатство благ, не спрашивай, как потушена искра смерти и греха, как скоро излито на нее целое море благодатных даров. На это и намекнул Павел, сказавши, что “приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа”. (Рим. 5, 18)».
Святитель Иоанн Златоуст

 

«Воскресение Господа нашего Иисуса Христа служит доказательством Божества Иисуса Христа и началом нашего воскресения. Утверждение веры в Воскресение Христово есть дело великой важности для христианства и для христианина. Главная сила христианства состоит в том, чтобы признать Господа Иисуса Христа Спасителем мира, согрешившего против Бога и Богом осужденного на смерть».
Святитель Филарет Московский

 

"Своим пришествием Он освободил и искупил естество человеков, порабощенное тлению, подвергшееся смерти через свое грехопадение и тиранически управляемое диаволом. Невинный и безгрешный, Он заплатил за людей весь долг, словно Сам был виновен, возвратив их к благодати Царствия и отдав Себя Самого в выкуп и искупление за нас".
Преподобный Максим Исповедник

 

Неистощимая Божия премудрость могла измыслить много средств для спасения человека, но Создатель избрал воплощение и смерть Своего Сына. Единородный Сын Божий, Единосущный Богу Отцу принял на Себя человеческую природу, соединил ее в Своем Лице с Божеством и, таким образом, восстановил в Себе человечество - чистое, совершенное и безгрешное, какое было в Адаме до грехопадения. Своею земною жизнию и всеми Своими делами Он оказывал совершеннейшее послушание воле Отца, с полным отречением от Своей воли, терпел все назначенные человеку Правдою Божиею скорби, страдания и самую смерть и такою же Жертвою вполне удовлетворил Божескому Правосудию за все человечество, падшее и виновное пред Богом.
Священномученик Серафим (Чичагов)

 

«Необходимо было одно из двух: или всех подвергнуть смерти, в силу произнесенного над грешником приговора, поскольку все согрешили, или в вознаграждение за вину представить такую плату, которая вполне соответствовала бы цене всеобщего долга. Но человек, подлежа долгу греха, никак не мог искупить род человеческий, потому что не мог доставить столь великой цены искупления. Итак, Самому Богу, единому безгрешному, надлежало умереть за грешников, другого вознаграждения не было. Что же? Он Сам, все призвавший из небытия в бытие, изобрел самый надежный и удовлетворительный способ возмездия за осужденных на смерть. Именно, Он становится человеком от Девы, образом, Ему только известным, потому что никакое слово не может хорошо выразить этого, и умирает как вочеловечившийся, и искупляет как Богочеловек. Поэтому и говорит апостол: в Нем "мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов" (Еф. 1, 7).
Святой Прокл Константинопольский

 

«Ибо как древний Адам сделал всех повинными в его падении, хотя они не пали, так и Христос оправдал всех, хотя они не сделали ничего, за что следовало бы оправдать их".
Блаженный Феофилакт Болгарский

 

«Две есть жертвы, которыя приемлет Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, и за которыя милует всякаго человека в отдельности, и весь мир в совокупности, - из коих одна есть сам Господь наш Иисус Христос, Сын Божий и Бог воплотившийся, а другая - сокрушенное сердце каждаго верующаго в Него».
Преподобный Симеон Новый Богослов

 

Во Адаме мы обесчестились и посрамились — а через Христово страдание почтены и прославлены. Во Адаме мы всего добра лишились и во всякое бедствие и окаянство впали — а Христовым страданием всякое добро получили и от всякого злополучия избавились. Итак, от Христова страдания, как от источника спасения, все наше благополучие проистекает. Его страдание — причина нашей отрады. Его смерть — причина нашей жизни. Его судом и осуждением мы от суда и осуждения вечного избавились. Его ранами мы исцелились. Его узы, которыми Он связан был, нас от уз греховных разрешили, за что поем Ему с пророком: «Ты расторг узы мои. Тебе принесу жертву хвалы» (Пс.115, 7—8)».
Святитель Тихон Задонский

 

"И мы были оправданы, освободившись прежде всего от уз и наказания, когда не сотворивший неправды защитил нас смертью Крестной, в которой понес наказание за то, что сделали мы дерзостного; потом чрез оную же смерть сделались мы и друзьями Божиими и праведными. Ибо Спаситель Своею смертью не только освободил нас и примирил Отцу, но и дал нам область чадом Божиим быти, с Собою соединив естество наше посредством плоти, которую восприял, каждого из нас соединяя со Своею плотью силою Таинств"
Святой Николай Кавасила

 

«По силе крестных заслуг Христовых изливаются на верующих благодатные дары, и они даются Богом Христу и нам во Христе и чрез Христа Иисуса".
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

 

Крест, стоящий на Голгофе, есть всемирный жертвенник... Этой жертвы требовала Святость существа Божия... В чем состоит эта святость? - В том, что от Бога исходит все совершенное и правое... Но перед этой святостью род человеческий - безобразный и нечистый... Господь не может переносить это отвратительное зрелище. Но и любовь Его не может не заботиться о восстановлении падшего... На Кресте мы видим чудесное сочетание правды и милости, суда и прощения, святости и благоутробия... Отнимите Крест - и нет христианства, отнимите Крест - и нет спасения миру".
Святитель Иннокентий Херсонский

 

«Слава Страстям Твоим, Господи! Ты принял не только казнь крестную, от Отца Небеснаго, чтобы нас избавить от вечной казни, но и оставление от Него, т. е. испытание всей лютости мучений, которой должны были подвергнуться по правде Божией мы, грешные. За то - мы не будем оставлены благостию Божиею, если будем веровать и уповать на Тебя до конца, но будем приняты в вечное радостное общение с Тобою в будущем веке".
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

 

…Взойдя на Крест, Господь даровал нам саму возможность спасения. Причем, для всех без исключения. А дальше все зависит только от нас самих, от нашей свободной воли и нашего желания быть с Христом. Вопрос только в том, насколько сильно это желание у каждого из нас…

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Израиль, #Святая Земля, #Храм Гроба Господня, #Господь Иисус Христос, #Крест, #Распятие, #Великий пост

23 Mar 2020