Свет Православия на земле мадьяр

 
Русская Церковь официально признана одной из исторических Церквей Венгрии. Почему это стало возможным? В чем особенности становления православной веры в этой стране? Как живут венгерские и русские приходы сейчас?

Рассказывает иерей Святослав Булах, советник-помощник правящего архиерея Венгерской епархии Русской Православной Церкви.

 

Родина христианских святых

Территория исторической Венгрии, которая раньше называлась Паннонией, до V века была частью Римской империи. Отсюда произошли великие христианские святые: великомученик Димитрий Солунский, преподобный Иоанн Рыльский, святитель Мартин. Здесь принял мученическую смерть один из первых отцов Церкви – святой Ириней.

В последующие века эти земли занимали сначала варварские, а затем славянские племена, среди которых стало распространяться христианство. В 867 году князь Паннонии Коцел с радушием принял у себя славянских просветителей равноапостольных Кирилла и Мефодия и даже содействовал посвящению святого Мефодия в сан епископа Паннонского.

Венгерские кочевые племена, которые пришли в Паннонию в конце IХ века, изначально были последователями шаманизма. Но еще раньше, на своем продвижении по территории Северного Кавказа и Причерноморья, они, безусловно, встречались с христианскими миссионерами. Известно, что в 861 году в районе Херсонеса венграм проповедовали святые Кирилл и Мефодий. С тех пор в венгерском языке закрепились такие славянские слова как «крест» и «брат».

 

Монастырь в городе Веспрем Монастырь в городе Веспрем

 

Между Западом и Востоком

В первой половине Х века венгры регулярно нападали на Западную Европу и Византийскую империю. Однако после ряда сокрушительных поражений их вождям пришлось искать пути примирения. С Византией был заключен мир, после чего венгерские князья крестились в Константинополе. Византийцы основали на венгерской земле монастыри, при этом местная епархия подчинялась поставленному из Византии епископу.

На рубеже Х и ХI веков к власти пришел святой король Стефан, крестивший Венгрию. Корону он принял от папы Римского Сильвестра II. Это был прежде всего политический шаг – так правитель добился принятия Венгрии в круг христианских народов Европы и повысил статус верховной власти в стране.

Вся деятельность короля Стефана свидетельствует о его уважительном отношении к Восточной Церкви. Около 1018 года в городе Веспрем был основан монастырь греческого обряда, посвященный Пресвятой Богородице. Обители были подарены девять сел. Под угрозой наказания святой Стефан запретил кому-либо, в том числе епископам и королям, покушаться на переданные монастырю имущество и владения.

Чтобы венгерские христиане могли совершать паломничества к святым местам, король Стефан распорядился построить паломнические дома в Риме и Иерусалиме. В этих городах он основал и два небольших монастыря, а в Константинополе возвел «дивно украшенный» храм. Желая укрепить связи с Восточной Римской империей, король готовил брак своего сына с византийской принцессой, однако этим планам не суждено было осуществиться – наследник, герцог Имре, трагически погиб.

 

Наша общая история

Между Венгрией и Русью существуют давние духовные связи. В ХI веке Георгий Угрин (что значит венгр) был оруженосцем русского князя Бориса, принявшего смерть от своего брата Святополка Окаянного. Борис всецело доверял Георгию и в знак особого расположения подарил ему золотую гривну, которую тот всегда носил на шее. Когда на Бориса напали, Георгий заслонил его собой, пытаясь спасти от смерти. Копье убийцы сначала пронзило оруженосца, а затем и князя. Чтобы снять с шеи золотую гривну, мученику отрубили голову.

 

В 2015 году исполнилось 1000 лет со дня мученической смерти Георгия Угрина и святых князей Бориса и Глеба

Первоначально святой Георгий Угрин почитался наравне с Борисом и Глебом, но постепенно память о нем стала ослабевать.

Два других брата Георгия – Моисей и Ефрем – также были причислены к лику святых Русской Церковью. Преподобный Моисей был одним из первых насельников Киево-Печерской Лавры и прославился как чудотворец, избавляющий от плотских искушений. А святой Ефрем основал Новоторжский монастырь и построил в нем первый храм в честь святых Бориса и Глеба. Когда преподобный скончался, в его гроб, согласно завещанию, положили голову его горячо любимого брата – святого Георгия.

В ХI веке Венгрией правил король Андраш (Андрей). Он принял крещение в Киевской Руси и взял в жены дочь Ярослава Мудрого Анастасию. С ней из Киева приехали в Венгрию православные монахи, которые на склонах тиханьских холмов, у озера Балатон, основали в пещерах скит.

 

Перед аббатством можно увидеть современную скульптурную ком- позицию – королевскую чету Андраша и Анастасию Перед аббатством можно увидеть современную скульптурную композицию – королевскую чету Андраша и Анастасию

 

В Средние века

После разделения Церкви на Западную и Восточную Венгрия попала под влияние католиков, однако на протяжении еще почти двухсот лет византийский порядок богослужения сохранялся в некоторых обителях. Позже он был на долгое время забыт.

Вновь Православие укрепляется лишь в ХVII веке. Сербы, теснимые турками, начинают переселяться на территорию Венгрии под протекторат Австрийской империи. С того времени до начала ХХ века любая православная община, основанная сербами, греками или македоно-влахами, канонически относилась к Сербской Православной Церкви.

 

Будапешт Будапешт

 

Первые русские храмы

В ХVIII веке между Россией и Венгрией устанавливаются торговые связи. Для двора императора Петра I из Венгрии стали доставлять знаменитое токайское вино. Комиссию, которая отвечала за производство и поставку этого вина, охраняли казаки. Для них на территории Венгрии 225 лет назад построили первый русский храм, освященный в честь Николая Чудотворца. Он существует и сегодня. Раз в год на праздник Святителя Николая в нем совершается Божественная литургия, периодически здесь служат молебны.

 

Портрет Александры Павловны кисти Владимира Боровковского Портрет Александры Павловны кисти Владимира Боровковского

 

…В 1801 году дочь российского императора Павла I и любимая внучка Екатерины Великой Александра вышла замуж за наместника Венгрии, брата Австрийского императора эрцгерцога Иосифа. Их династический брак должен был укрепить союзнические отношения между Россией и Австрией.

 

Иремский храм Иремский храм

 

Через год после свадьбы Александра Павловна скоропостижно скончалась. Как особе царской фамилии ей полагалось вечное молитвенное поминовение, и в городе Ирем над могилой усопшей безутешный муж строит православный храм в знак того, что дочь российского императора сохранила веру отцов.

Иремский храм имел статус придворной церкви Российской империи. При нем постоянно находился причт, состоящий из священника, диакона и четырех певчих. Церковь в честь святой царицы Александры – небесной покровительницы усопшей – долгое время находилась в частном владении Габсбургов и лишь в середине ХХ столетия была передана венгерскому благочинию Русской Православной Церкви. Здесь сохранился русскоязычный приход, который насчитывает около тридцати человек.

 

Языковой вопрос

В 1930-е годы венгерские приходы, основанные в ХVIII–ХIХ веках греками и македоно-влахами, подняли вопрос о том, чтобы богослужения совершались на венгерском языке – он стал для них привычнее, чем некогда родной греческий. В Константинопольском Патриархате согласия не дали, тогда в 1945 году часть приходов обратились в Московский Патриархат.

Прошли необходимые согласования, и ряд венгерских приходов перешел под омофор Русской Православной Церкви. Среди них – приход Успенского собора в Будапеште, церковь Святой Троицы в Мишкольце, храм в городе Кечкемет и другие. Им было разрешено служить на венгерском языке и по новому стилю.

 

Языковые отличия не мешают православному сообществу епархий жить в мире и дружбе, уважать национальные особенности всех верующих

В 2000 году Венгерское благочиние было преобразовано в Будапештскую и Венгерскую епархию Русской Православной Церкви, которой с 2009 года управляет высокопреосвященнейший Марк, архиепископ Егорьевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В епархии служат пятнадцать священников и диаконов. Среди них есть и венгры, и русские, и украинцы, и даже потомок древнего мегрельского царского рода – дьякон Николай Дадиани.

В одних приходах богослужения совершаются на церковнославянском языке и по старому стилю, в других – на венгерском и по новому стилю. Эти отличия, однако, не мешают православному сообществу епархии жить в мире и дружбе, уважать национальные особенности всех верующих.

В Успенском кафедральном соборе как молитвенном центре Венгерской епархии проводятся богослужения и для русскоязычных прихожан, и для венгров.

 

Успенский кафедральный собор в Будапеште Успенский кафедральный собор в Будапеште
Интерьер Успенского храма Интерьер Успенского храма

 

Города и приходы

На сегодняшний день в Венгерской епархии одиннадцать приходов, три из них – в столице. Приход преподобного Сергия Радонежского был создан еще эмигрантами первой волны, но у него до сих пор нет собственного здания – церковная община занимает несколько помещений в жилом доме.

В городе Ниредьхаза действует небольшой, но активный приход, также основанный русскими эмигрантами, но сейчас его прихожане в основном венгероязычные православные. В городе Мишкольце находится один из прекраснейших православных храмов Венгрии, памятник истории и архитектуры – церковь Святой Троицы. Ее приход, основанный в ХVIII веке греками и македоно-влахами, один из самых древних в стране. Главная святыня храма – икона Божией Матери «Ахтырская», которая, по преданию, была подарена российской императрицей Екатериной Великой. В этом храме и в местном музее православной культуры, где хранятся иконы и церковная утварь ХV–ХIХ веков, телевидение проводит съемки для тематических передач о Православии.

Еще один активный приход, в котором около пятидесяти человек, находится в городе Дебрецене. Священник служит на венгерском, но владеет и церковнославянским языком. Он, по сути, сам построил храм и сейчас с городскими властями решает вопрос о том, чтобы участок под церковью был официально передан общине. Прежде, когда не было этой церкви, богослужения совершались в католических храмах.

За последние десятилетия в Венгрии сложились добрые отношения между католиками и православными. Об этом свидетельствует и тот факт, что по католическому радио «Мария» один-два раза в месяц на венгерском языке идут передачи о Православии, периодически ведется трансляция богослужений из Успенского собора. При необходимости католики предоставляют православным приходам свои храмы.

 

Дети – наша надежда

В приходе Святой Троицы (Успенский собор Будапешта) периодически совершаются детские Литургии, в которых дети задействованы и как чтецы, и как певчие. Очень важно, что подрастающее поколение уже с детства осознает свою причастность к Церкви, хочет быть ей полезной.

По благословению правящего архиерея владыки Марка Егорьевского около собора была обустроена детская площадка, где после службы ребята могут вместе проводить время. А в самом храме, в притворе, для малышей поставили детский столик – пусть рисуют, привыкают к храму. Важно, чтобы они уже с детства воспринимали храм как теплый родной дом. Вырастут – сами приведут сюда своих детей и внуков.

 

В приходе Святой Троицы (Успенский собор Будапешта) периодически совершаются детские Литургии 

 

В новогодние и рождественские праздники стало доброй традицией устраивать в Успенском соборе Будапешта детские елки, которые проводят профессиональные артисты. На эти представления приходят до пятисот человек.

Ко Дню Победы учащиеся приходской школы готовят праздничный концерт для ветеранов. А после выступления надевают военную форму и вместе с родителями развозят участникам войны подарки. Священники служат молебны, совершают панихиды на кладбищах.

Уже несколько лет епархия устраивает недалеко от города Дендеш православный летний лагерь, где собираются дети из разных приходов. Отрадно, что в этом году к ним присоединились несколько ребят другого вероисповедания. Часть из них уже ходят в православную воскресную школу. Подрастающее поколение необходимо сплачивать вокруг веры и тех вечных ценностей, которые несет нам Церковь.

 

Поддержка государства

Недавно Венгерская епархия РПЦ признана одной из исторических Церквей страны. Это решение не только подняло ее статус, но и обеспечило поддержку государства. Был подписан отдельный договор о сотрудничестве венгерского правительства и епархии, оговорены ее права и привилегии.

В Венгрии существует такой закон: работающие граждане могут один процент из своих налоговых выплат в бюджет перечислять на счет той или иной Церкви страны. Такие отчисления в Венгрии получают Русская, Сербская, Болгарская, Константинопольская, Румынская Церкви.

Очень важно, что Церкви помогают не только частные лица, но и государство. Его дотации, примерно равные налоговым отчислениям, идут на ремонт храмов, содержание церковных библиотек и музеев, на преподавание Закона Божия. В доходах епархии субсидирование от государства занимает почти треть.

 

Тот факт, что Венгрия – католическая страна, не умаля- ет значения ее святынь для православного паломника, ведь первое тысячелетие Церковь была едина. На Будайском берегу Дуная есть священное для каждого вен- гра место – гора Геллерт, назван- ная в честь святого епископа Гел- лерта, который крестил венгров и принял мученичество за Хри- ста. На склоне горы находится пещерная церковь в честь дру- гого великого святого – подвиж- ника и основателя монашеского жития, преподобного Павла Фи- вейского. Сам Антоний Великий пришел в пустыню, чтобы полу- чить наставления от святого Пав- ла. Мощи этого угодника Божия сначала хранились в Фиваидской обители. В XII веке они были тор- жественно перенесены в Константинополь, оттуда попали в Венецию и, наконец, в 1381 оказались в Буде. Тот факт, что Венгрия – католическая страна, не умаляет значения ее святынь для православного паломника, ведь первое тысячелетие Церковь была едина. На Будайском берегу Дуная есть священное для каждого венгра место – гора Геллерт, названная в честь святого епископа Геллерта, который крестил венгров и принял мученичество за Христа. На склоне горы находится пещерная церковь в честь другого великого святого – подвижника и основателя монашеского жития, преподобного Павла Фивейского. Сам Антоний Великий пришел в пустыню, чтобы получить наставления от святого Павла. Мощи этого угодника Божия сначала хранились в Фиваидской обители. В XII веке они были торжественно перенесены в Константинополь, оттуда попали в Венецию и, наконец, в 1381 оказались в Буде.

 

В Венгрии христианские и семейные ценности поддерживаются на государственном уровне. Например, если общеобразовательное или социальное госучреждение переходит под управление Церкви, то его финансирование может увеличиться на 50–70 процентов. При этом сокращается количество проверок, упрощается порядок деятельности. Этой возможностью воспользовались уже многие детские сады, школы, университеты, дома престарелых. Конечно, чаще всего выбор происходит в пользу католической церкви, но и у нас есть некоторые возможности.

Наши приходы планируют создать общность православных учреждений, охватывающих все возрастные группы от яслей до дома престарелых. В этой  цепочке, на наш взгляд, особенно важны «начало» и «конец», поскольку дети должны начинать свою жизнь в атмосфере добра, любви и веры, а пожилым людям надо дать возможность больше общаться со священством, регулярно бывать на богослужениях. И церковный дом для престарелых, который мы хотим создать в первую очередь, такую возможность даст.

 

Текст подготовили Ольга Богданова и Людмила Дианова

Поделиться в социальных сетях:



15 Mar 2017