На деревню бабушке

 

Волонтеры фонда «Старость в радость» навещают стариков в домах престарелых, привозят им сладости и новые матрасы, делают мелкий ремонт, устраивают концерты, а главное – дают почувствовать, что прошлое и настоящее стариков кому-то еще интересно.

 

Между Большими Гнилищами и Малым Замогильем

Все началось в 2006 году, когда первокурсница филологического факультета МГУ Лиза Олескина собирала частушки и песни во время фольклорной практики в Псковской области. Заехали в деревню Ямм Гдовского района. «Где-то между Большими Гнилищами и Малым Замогильем», – вспоминает сама Лиза. Где живут бабушки? В доме престарелых. Отправились туда. Лиза спрашивала, какие они помнят народные песни, а они отвечали, что их кормят свеклой. Эта встреча долго «не отпускала», и когда вернулись в столицу, Лиза стала искать тех, кто помогает старикам.

 

Бабушки и дедушки всегда рады гостям Бабушки и дедушки всегда рады гостям

 

Для начала съездила с волонтерами-музыкантами в московские дома – разница и в комфорте для проживающих и в уровне внимания к ним сразу бросились в глаза. Девушка собрала друзей и поехала в Ямм еще раз – петь песни, разговаривать, общаться. Больших денег не было, умения их собирать тоже, хватило на билеты до Пскова и на конфеты для стариков – и хорошо. Вы ведь, когда в гости идете, к чаю что-то приносите», – объясняет Лиза.

В очередной поездке заглянули в соседний дом престарелых в селе Чернево того же района. И решили, что этим ограничиваться не стоит, ведь учреждений, где бабушки и дедушки будут рады гостям, еще много.

 

А ты «балакаешь» по-русски?

Но поначалу навещать стариков, живущих вдали от Москвы, удавалось нечасто, раз в два месяца. Однако в промежутках хотелось общаться и оставаться на связи, чтобы бабушки и дедушки были уверены, что новые знакомые о них не забыли. Тогда решили переписываться. Каждого подопечного спросили, хочет ли получать письма, затем сфотографировали, записали дату рождения, бывшую профессию – и Лиза с фотоальбомом отправилась к друзьям и однокурсникам. Постепенно знакомых у бабушек и дедушек становилось все больше, друзей по переписке удавалось найти через Интернет. Теперь у благо творительного фонда «Старость в радость», выросшего из компании Лизиных друзей, более трех с половиной тысяч знакомых бабушек и дедушек, а также тетушек и дядечек и даже молодежи (оказывается, в дома престарелых люди могут попасть начиная с 18 лет). Старики перечитывают письма по многу раз, показывают их соседям, устраивают на подоконниках «выставки» присланных фотографий и открыток.

 

Старики перечитывают письма по многу раз, устраивают на подоконниках «выставки» присланных фотографий и открыток Старики перечитывают письма по многу раз, устраивают на подоконниках «выставки» присланных фотографий и открыток.

 

Главное в этом деле – регулярность: даже если не отвечают, нельзя бросать писать. Ведь кто-то слишком плохо видит, у кого-то ослабели руки, кому-то трудно добыть ручку (если «внук по переписке» не догадался ее прислать), а большинство просто считает, что писать им не о чем. Нет новостей, из серой череды будней выделяются лишь дни, когда приходят письма или приезжают волонтеры с аккордеоном. Тогда и частушки попеть не грех.

Но не все подопечные так немощны. Уже сотням волонтеров посчастливилось достать из почтового ящика конверт с ответом от «бабушки-дедушки». Ольга Густокашина живет в Италии и пишет дедушке в Жуковку Тульской области. Он отвечает. «Уже больше десяти писем прислал, в одном были советские марки, в другом такой раритет: открытки СССР! Курортные, видимо, купленные когда-то на память с Черного моря, им 40 лет! Дедушка спрашивает, «балакает» ли мой муж по-русски, шлет нашим детям сухие цветы и наклейки», – рассказывает Ольга.

 

Приезжают волонтеры с аккордеоном, тогда и частушки попеть не грех Приезжают волонтеры с аккордеоном, тогда и частушки попеть не грех.

 

Подгузники воодушевляют

Однажды, возвращаясь из Нижегородской области, Лиза и ее друзья узнали, что старики живут не только в домах престарелых, но и в больницах – таксист показал одну из них, где находились 15 старушек. Выяснилось, что финансирование больниц намного меньше, чем в домах престарелых, а нельзя же спокойно петь «Катюшу» бабушке, которая лежит на прогнившем матрасе и вместо одеяла прикрыта ветхим пальто.

Уже на следующее утро Лиза в «Живом журнале» попросила помощи: нужны были деньги хотя бы на новое постельное белье, а еще лучше – на одеяла и подушки. Отклик был мгновенным – за две недели через Интернет удалось собрать средства на новые кровати. Результат воодушевил даже санитарок и медсестер больницы в Карпунихе, стоило привезти им новые матрасы, подгузники для лежачих, бытовую химию для уборки.

 

В лагерь в Тульской области в 2010 году отправились несколько семинаристов из Троице-Сергиевой Лавры В лагерь в Тульской области в 2010 году отправились несколько семинаристов из Троице-Сергиевой Лавры

 

Недавно в приют в честь святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны в Екатеринбурге удалось купить функциональную электрокровать с пультом управления и роллпандусы, позволяющие лежачим выходить на улицу. В приюте живут лежачие бабушки и дедушки, двое молодых инвалидов, всего 13 человек. Самой старшей бабушке, Ларисе Алексеевне, 106 лет, она видела царя Николая II и была духовным чадом святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Самой молодой девочке Лии 18 лет, она инвалид-колясочник, диагноз ДЦП. Роллпандус – это не просто потраченные 75 тысяч рублей, а возможность для Лии выбираться в институт, а для всех стариков – подышать свежим воздухом.

 

Угроза оптимизации

Самая большая проблема домов престарелых сегодня называется бодрым словом «оптимизация». Волонтеры фонда «Старость в радость» ездят в основном в сельские небольшие дома престарелых и знают, насколько бабушкам и дедушкам лучше живется там, где всего 30 человек, а не там, где, например, 600. Государство же берет курс на укрупнение и объединение домов престарелых, закрытие небольших интернатов и отделений сестринского ухода при больницах. Редко кто принимает во внимание, что бабушки и дедушки привязались к месту и соседям, к персоналу, с которым знакомы годы, что если их кто-то и навещает, то вряд ли он сможет делать это на новом месте. На бумаге все оптимистично: большие дома лучше финансируются, оснащены современной техникой. В реальности бабушки часто не переживают переезда, а в большом доме среди незнакомого персонала тоскуют и быстро «сдают». Лиза Олескина неоднократно обращалась в Министерство здравоохранения и Министерство социальной защиты с просьбой сохранить тот или иной маленький и уютный дом, оказавшийся под угрозой закрытия. «Бабушки и дедушки прошли войну, трудились в колхозах, они заслуживают возможности не срываться с мест», – говорит Лиза. Иногда ее слышат, иногда нет.

 

Самая большая проблема домов престарелых называется сегодня бодрым словом «оптимизация» Самая большая проблема домов престарелых называется сегодня
бодрым словом «оптимизация»

 

Кружка, тапочки, календарик

Зима и лето – два самых тяжелых сезона у добровольцев-бабушколюбов. Летом «Старость в радость» проводит волонтерские лагеря, а это интенсивный труд и большие затраты. За четыре года провели 11 лагерей: жили в селах, где стоят дома престарелых, делали мелкий ремонт, общались со стариками, выводили их на прогулки и даже возили на экскурсии в ближайшие города.

В лагерь в Тульской области в 2010 году отправились несколько семинаристов из Троице-Сергиевой Лавры. Один из них познакомился с другой участницей ремонта – и теперь он отец Николай, а Надя – его матушка. Именно отец Николай венчал в Звенигороде вышедшую замуж Лизу Олескину, директора фонда «Старость в радость».

 

Бабушкам и дедушкам лучше живется там, где всего 30 человек, а не там, где, например, 600 Бабушкам и дедушкам лучше живется там, где всего 30 человек, а не там, где, например, 600.

 

А семинаристы продолжают ездить с волонтерами: рассказывают бабушкам и дедушкам о вере и Церкви, вместе молятся, помазывают освященным маслом. Сам фонд не православный, да и вообще не религиозный, но бабушки в основном верующие, радуются людям в подрясниках, иконам и «божественным» книгам, хотя и выросли в советских колхозах и часто мало знают о Православии.

Зима – время чрезвычайно напряженное. Уже в октябре координаторов фонда начинают спрашивать о сборе новогодних подарков. В прошлом году собрали около 20 тысяч подарочных наборов (кружка, тапочки, календарик, сладости, подписанная открытка, платочек для бабушки, футболка для дедушки). Подарки отправились во многие регионы, куда еще не добирались волонтеры с концертами и вопросом: хотите ли вы получать письма? Благодаря «великому сбору и развозу подарков» многие люди впервые узнают о возможности помочь старикам, а у фонда появляются новые подопечные дома. Сейчас их примерно сто в двадцати шести регионах России. По сведениям Минздравсоцразвития России, на 1 января 2008 года в России насчитывалось 1534 заведений для престарелых и инвалидов. С тех пор из-за «оптимизации» их стало меньше, но одиноких стариков меньше на самом-то деле не становится. Даже если они смирились с судьбой и не ждут помощи, они будут ей рады.Да и сами волонтеры получают радости не меньше, чем их пожилые «подопечные», от общения, поездок и писем.

 

Алексанра Сопова

Фото предоставлены Фондом «Старость в радость»

 

Официальный сайт фонда «Старость в радость»: www.starikam.org Организаторы всегда открыты для волонтеров, их контакты есть на сайте фонда. Там же есть и контакты Елизаветы, с которой можно обсудить наиболее важные вопросы. Телефоны: 8(926) 597-11-13 (Алла), 8(916) 151-84-12 (Настя).

Поделиться в социальных сетях:



14 Dec 2013