Здесь молился Пушкин

 

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы была домовым храмом Царскосельского лицея. Окно крошечной комнатенки, где жил поэт, выходило как раз в церковный сад.

 

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы Церковь Знамения Пресвятой Богородицы

 

Семейная святыня Романовых

Нынешний храм – старейшая постройка и первое каменное здание Царского Села, которое было возведено по распоряжению дочери Петра – Елизаветы. Архитекторы Иван Бланк и Михаил Земцов строили ее долгих одиннадцать лет.

 

Царскосельский лицей Царскосельский лицей

 

В середине мая 1747 года, незадолго до полного освящения церкви, в город крестным ходом перенесли из Петербурга чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Знамение». Шествие длилось три дня. В нем участвовали члены Святейшего Синода и сама императрица Елизавета Петровна, которая часть пути держала образ на руках. Эту святыню Патриарх Константинопольский Паисий I подарил царю Алексею Михайловичу в 1653 году. С тех пор она стала семейной иконой дома Романовых. По преданию, Петр I на смертном одре благословил этой иконой свою дочь Елизавету.

 

Пушкин читает перед Державиным свое знаменитое стихотворение «Воспоминания в Царском селе» Пушкин читает перед Державиным свое знаменитое
стихотворение «Воспоминания в Царском селе»

 

Царскосельская заступница

Помещенная в Знаменский храм икона не раз являла зримые чудеса. Так было в мае 1820 года, когда в Екатерининском дворце случился сильный пожар. Огонь грозил перекинуться и на церковь. Тогда образ вынесли наружу, повернули ликом к пожару. Все стали молиться. Император Александр I громко воскликнул: «Матерь Божия, спаси мой дом!» Тотчас ветер поменял направление, и огонь утих сам собой.

В 1831 году в России свирепствовала холера. 5 июля жители Царского Села, собравшись в церкви, отслужили перед иконой особый молебен, а затем обошли с нею крестным ходом вокруг всего города. И холера сюда не прошла! В память об этом чуде в Царском Селе ежегодно, вплоть до 1918-го, совершался крестный ход. И следующая холерная эпидемия (1848 года) миновала Царское Село! В знак благодарности прихожане украсили икону драгоценной ризой с множеством самоцветов. На самом крупном топазе вырезали две знаковые для города даты – 1831-й и 1848-й.

В 1863 году Екатерининский дворец снова пострадал от огня. Пламя тогда охватило едва ли не треть здания, включая Воскресенскую церковь. Император Александр II и его жена императрица Мария Александровна вынесли из храма Знамения чудотворный образ. Приложились к нему, обнесли вдоль полыхавшего здания. Пожар почти сразу утих.

Подлинную икону «Знамение» последний раз видели в храме в 1917 году, после чего следы ее теряются. А вот список с чудотворного образа оставался в стенах церкви до самой оккупации города немецкими войсками.

 

 Знаменитые прихожане

С момента образования Царскосельского лицея всех его воспитанников православного исповедания приводили сюда на службы. Самый знаменитый из них был, разумеется, Александр Пушкин. Он часто молился у святыни и в одном из стихотворений, посвященных лицейским годам, говорит об этой иконе так:

Смиренная, одетая убого,

Но видом величавая жена

Над школою надзор хранила строго.

 

Комната А. С. Пушкина в Царскосельском лицее Комната А. С. Пушкина в Царскосельском лицее

 

И после окончания лицея Пушкин неоднократно бывал в храме, приходил сюда вместе с юной женой Наталией Николаевной, когда жил в Царском Селе на даче летом и осенью 1831 года.

Хотя в городке к тому моменту появились и другие приходские церкви, Знаменский храм по-прежнему оставался самым любимым и среди местных жителей, и среди наезжавших из столицы знаменитостей. Его стены видели отважного гусара Дениса Давыдова, знаменитого историка Николая Карамзина, поэтов Василия Жуковского и Петра Вяземского. Бывал здесь и Михаил Юрьевич Лермонтов, когда служил в лейб-гвардии Гусарском полку, расквартированном в предместье Царского Села – Софии.

 

В 10 часов после вечерней молитвы длинный сводчатый коридор 4-го этажа погружался во мрак В 10 часов после вечерней молитвы длинный сводчатый коридор 4-го этажа погружался во мрак

 

В храмовой летописи встречается имя короля вальса Иоганна Штрауса. В 1858 году молодой композитор давал концерты в Петербурге и в соседнем Павловске. Однажды маэстро услышал необыкновенно мелодичный перезвон колоколов Знаменского храма (от Павловска до Царского Села всего четыре версты) и очарованный этими звуками закричал звонарю: «Браво! Браво!» А затем пригласил его в свой оркестр для исполнения партии колоколов в оригинальной симфонической картине «Русская деревня».

 

Однажды маэстро Штраус услышал необыкновенно мелодичный перезвон колоколов и, очарованный этими звуками, закричал звонарю: «Браво! Браво!» Однажды маэстро Штраус услышал необыкновенно мелодичный перезвон колоколов и, очарованный этими звуками, закричал звонарю: «Браво! Браво!»

 

Жемчужина барокко засияла вновь

Богослужения в Знаменском храме продолжались до августа 1942-го. Когда храм закрыли, в город Пушкин (так с конца 30-х годов стало называться Царское Село) через линию фронта пробрались дочери ленинградского протоиерея Владимира Шамонина Зоя и Вера, чтобы спасти чудотворный образ. Оккупационные власти препятствовать им не стали и на удивление легко расстались с иконой. Шамонины вывезли святыню в Ригу. С 1946 года икона находится в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Санкт-Петербургской Духовной Академии. Но другие святыни уберечь не удалось. Отступая в 1944-м, немцы вывезли с собой все внутреннее убранство церкви. Пустое здание впоследствии стало книжным складом. А спустя два десятилетия в храме начались масштабные восстановительные работы, в ходе которых ему возвратили первоначальный внешний облик – времен императрицы Елизаветы Петровны. Внутри между тем соорудили межэтажные перекрытия и разместили реставрационные мастерские Екатерининского дворца-музея.

 

1938 год 1938 год
2013 год 2013 год

Верующим Знаменский храм возвратился лишь в 1991 году. Примерно тогда же начался новый этап восстановления, который к сегодняшнему дню полностью завершен. Интерьер вновь впечатляет пышным барочным иконостасом с позолоченными Царскими вратами, ажурным паникадилом, паркетным полом. Все выглядит так же, как и в ХVIII веке.

 

Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

 

Неизменно привлекают внимание новый список образа Богоматери «Знамение», а также икона Серафима Саровского в серебряном окладе, принадлежавшая когда-то императору Николаю II.

 

Александр Алиев

Поделиться в социальных сетях:



06 Jun 2016