Петра творенье

 

В 2015 году Высоко-Петровский монастырь отмечает свое семисотлетие. Храм, который митрополит Петр заложил на одном из семи холмов у села Высокого, стал древнейшим духовным центром Москвы.

 

Чем глуше, тем лучше

Возможно, Москва никогда не стала бы столицей российского государства, если бы митрополит Петр не перенес сюда в 1325 году свою кафедру, признав, таким образом, главенство Москвы среди других русских городов. Причин для этого было несколько, и одна из них ...глушь и малолюдность этого места.

Еще будучи простым иноком, Петр искал уединения и при первой возможности ушел в глухие леса, где на берегу реки Рата основал Спасскую обитель.

 

Руководитель паломнической службы отец Лаврентий – отличный рассказчик Руководитель паломнической службы отец Лаврентий – отличный рассказчик.

 

Став митрополитом, святитель Петр был вынужден вести совсем другую жизнь: в разных городах древней Руси мирил удельных князей, просвещал свою многочисленную паству. И вот однажды он оказался в месте, которое ему живо напомнило милую сердцу обитель. Такой же крутой берег, заросший густым лесом, да тихая река Неглинка у подножия холма.

Именно здесь, в подмосковном селе Высокое, митрополит закладывает деревянную церковь во имя своего небесного покровителя апостола Петра и апостола язычников Павла.

 

Святые врата Святые врата

 

Храм несколько раз горел, но неизменно возрождался на этом же месте. А в 1514 году любимый придворный зодчий Василия III Алевиз Фрязин Новый (автор Архангельского собора Кремля) возводит на этом месте каменный храм, освященный в честь святителя Петра. И когда собор был переосвящен в честь святителя Петра, холм, на котором стоит обитель, стал называться Петровским.

 

Государево богомолье

Красный цвет – это цвет силы, могущества, власти. Он всегда говорил об особом статусе – близости к государю. Вот и основные здания монастырского ансамбля сложены из красного кирпича, конечно же, не случайно.

Сюда приходили на богомолье и великие князья, и русские цари. В разное время ктиторами обители были святой Дмитрий Донской, Иван Калита, Василий III, царь Алексей Михайлович и император Петр I.

 

Уцелевшие надгробия со старого монастырского кладбища Уцелевшие надгробия со старого монастырского кладбища

 

Для Петра это было одно из самых любимых мест в Москве – ведь он практически вырос здесь. Имение семьи его матери Наталии Нарышкиной подходило вплотную к монастырским стенам, и маленький Петр чувствовал себя здесь как дома. В Боголюбской церкви, построенной его матушкой, до сих пор сохранилась тайная комната – молельня будущего императора.

Два других храма – в честь Преподобного Сергия Радонежского и Толгской иконы Божией Матери также неразрывно связаны с именем Петра. Они возведены в знак чудесного спасения юного царя от стрельцов.

 

На волоске от смерти

В 1689 году монахи Свято-Троицкого монастыря укрыли Петра в обители, куда он бежал от восставших в Москве стрельцов. Тогда он оказался на волоске от неминуемой смерти.

 

Монастырь всегда славился уникальными керамическими иконами Монастырь всегда славился уникальными керамическими иконами

 

Петр горячо молился Богородице и Преподобному Сергию Радонежскому о спасении. В память об этом событии юный царь построил в Высоко-Петровском монастыре обетный храм во имя Радонежского чудотворца. Храм был построен в стиле нарышкинского барокко с изящной галереей, нарядным теремным крыльцом, высокими сводчатыми потолками. Устроен он был на месте стены, разделяющей монастырь и усадьбу бояр Нарышкиных.

А поскольку спасение царя произошло в день празднования Толгской иконы Божией Матери, то в обители спустя несколько лет был построен еще один храм – в честь этой чудотворной иконы. Его возвела на свои личные средства статс-дама Анастасия Александровна Нарышкина.

 

Расцвет обители

Благодаря императору Петру и его родственникам по материнской линии монастырь обретает тот вид, в котором он дошел до наших дней. В честь рождения венценосного внука дед Петра дарит родовую усадьбу Нарышкиных монастырю. Это удваивает его территорию. Наугольная палата, прежде входившая в главный дом усадьбы, стала частью братского корпуса. Дома боярской усадьбы становятся местом проживания братии и трудников монастыря.

 

МОНАСТЫРСКИЕ ИСТОРИИ 54 3 / 2014 МОНАСТЫРСКИЕ ИСТОРИИ 3 / 2014 55 Обетный храм во имя Сергия Радонежского был построен по образу и подобию знаме- нитой трапезной церкви в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Обетный храм во имя Сергия Радонежского был построен по образу и подобию знаменитой трапезной церкви в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре

 

После возведения Сергиевского храма царь Петр надстроил родовое гнездо вторым этажом и соединил роскошную церковь и палаты изящной галереей – гульбищем. По красоте и размерам этому архитектурному сооружению тогда не было равных во всей России.

Боголюбский храм по желанию матери Петра становится фамильной усыпальницей. Здесь похоронен ее отец Кирилл Полуэктович и мать Анна Леонтьевна, два брата, убитые стрельцами, – Афанасий и юный Иван, а также сестры и ближайшие родственники царицы.

 

Внутреннее убранство хркама Внутреннее убранство храма

 

В это же время появились нарядные стены из красного кирпича и Святые врата с Покровским храмом и колокольней, сохранившейся до наших дней.

 

По приказу маршала Мортье

Кроме Нарышкиных в монастыре были захоронены представители многих знатных родов: Нащокины, Свиньины, Бутурлины, но в 1812 году их могилы подверглись осквернению. Французские солдаты, занявшие Москву, увидели на монастырских надгробиях богатые ткани. Решив, что в могилах спрятаны несметные сокровища, они кощунственно вскрывали захоронения.

 

Надвратная колокольня Высоко-Петровского монастыря до сих пор остается одним из символов Москвы Надвратная колокольня Высоко-Петровского монастыря до сих пор остается одним из символов Москвы

 

Высоко-Петровская обитель сильно пострадала от французов, как ни один другой московский монастырь. Захватчики надругались над всеми ее святынями. Храм Преподобного Сергия Радонежского превратился в конюшню, в Боголюбской церкви был устроен цех по разделке мяса, а храм святителя Петра стал мясной лавкой. Огромные металлические штыри солдаты вбивали прямо в иконостас и вешали на них туши.

В Нарышкинских палатах наполеоновский маршал Мортье, назначенный военным губернатором Москвы, устроил свою резиденцию. Все, что происходило тогда в осажденной французами столице, свершалось с его ведома. Именно по приказу Мортье у монастырских стен расстреливали москвичей, обвиненных в поджоге города.

 

Не лучше французов

Советские власти обошлись с монастырем не лучше французов. Храмы обители закрывались один за другим, а в 1929 году президиум Моссовета постановил закрыть единственно действующий Боголюбский храм и передать здание в аренду «Зернотресту». В 1930 году с церкви сняли купола, сломали кресты и устроили в храме мастерскую по ремонту комбайнов.

Обитель была полностью разграблена. На склад Мосфинотдела вывезли более 300 богослужебных облачений, 40 пудов «цветного лома», 2 кг серебра, позолоченный иконостас. Висячие подсвечники, например, подлежали сдаче в Рудметаллторг, а «не имеющие музейного и антикварного значения» иконы предписывалось использовать как ...стройматериал для нужд Исторического музея. Многочисленные драгоценные вклады бояр, князей и царей бесследно исчезли. Монастырь превратили в большую коммуналку. Не только в хозяйственных строениях, но и в самих храмах размещались жилые помещения, различные тресты и конторы.

Мало что изменилось, когда в конце 50-х годов монастырские строения передали Министерству культуры. В Нарышкинские палаты въехал Литературный музей, а самый нарядный – Сергиевский храм стал использоваться как репетиционная база ансамбля «Березка».

 

А что сейчас?

Планомерный процесс разрушения обители не был остановлен даже в послеперестроечное время, когда монастыри повсюду передавались Церкви. Еще совсем недавно проем надвратной Петропавловской церкви, выходящей на Крапивинский переулок, использовалась гастарбайтерами как ...нужник. Фирма, реставрировавшая соседнее здание, не взяла на себя ответственность даже тогда, когда строительный кран упал на церковь и проломил купол. Так и стоит Петропавловский храм с разбитой главой.

Лишь в 2009 году в полуразрушенной обители возродилась монашеская жизнь. Пять из восьми храмов частично отреставрированы, три открыты для прихожан. Но чтобы полностью восстановить обитель, понадобится еще немало времени и усилий верующих людей.

 

Лишь в 2009 году в полуразрушенной обители возродилась монашеская жизнь. Лишь в 2009 году в полуразрушенной обители возродилась монашеская жизнь.

 

…У Святых ворот монастыря стоит большой информационный стенд, который взывает к посильной помощи всех неравнодушных. Здесь же помещена краткая историческая справка об обители. Но если вы хотите получить исчерпывающие сведения о монастыре, погрузиться в старомосковские времена, почувствовать «вкус» тех далеких эпох, то обязательно запишитесь на одну из экскурсий, которые регулярно проводит Паломническая служба Высоко-Петровского монастыря (тел. 8-916-999-41-43). Впечатлений и информации для размышления будет много.

 

10 интересных фактов о Высоко-Петровском монастыре

1. Первый среди московских монастырей, где был учрежден общежительный устав. Его ввел в ХIV веке настоятель обители Иоанн.

2. Храм в честь святителя Петра имеет в основании два скрещенных по центру креста, что символизирует путеводную Вифлеемскую звезду.

3. В 1612 году монастырь стал оплотом борьбы с польской шляхтой.

4. В знак особой близости монастыря к венценосной семье крест главного купола Сергиевского храма увенчан знаком царской короны.

5. В 1771 году, когда в Москве свирепствовала чума, в монастыре была открыта лечебница.

6. После революции монастырь стал центром подпольных монашеских общин, в которые входили выдающиеся люди ХХ века: ученые, литераторы, врачи.

7. Реставратор Борис Дедушенко всю свою жизнь посвятил восстановлению монастыря. С конца 50-х до начала 90-х годов прошлого века он руководил реставрационными работами.

8. Это первый монастырь, который был возрожден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом после его избрания на Первосвятительский Престол.

9. Самый большой колокол в монастырской звоннице носит имя святителя Петра.

10. Во все времена монастырь был крупнейшим просветительским центром, поэтому его настоятелями назначались ректоры Московской и других духовных академий.

 

Настоятель монастыря игумен Петр, ректор Российского православного университета и Российского право- славного института Святого Иоанна Богослова Настоятель монастыря игумен Петр, ректор Российского православного университета и Российского православного института Святого Иоанна Богослова.

 

Трудно переоценить роль Высоко-Петровского монастыря в духовной и общественно-политической жизни нашего государства. Он является свидетелем и участником возвышения Москвы на Русской Земле.

Когда в начале ХIV века митрополит Киевский Петр перенес в неприметный город центр церковного управления большой разрозненной Русью, он тем самым заложил основу для становления Москвы как духовного центра большой единой страны.

Но то состояние, в котором пребывает монастырь сейчас, побуждает говорить о необходимости восстановления исторической справедливости в отношении нашей обители. Монастырские строения долгое время не передавались Русской Православной Церкви. Этот вопрос до сих пор до конца не решен.

В Нарышкинских палатах по-прежнему располагается Государственный литературный музей, а территория монастырского погоста используется как прогулочно-игровая площадка муниципального детского сада. Часть строений все еще не возвращены обители.

Конечно, ряд храмов и помещений были частично восстановлены своими силами, но это не меняет ситуацию коренным образом. Высоко-Петровский монастырь – это настоящий архитектурный шедевр, выдающийся исторический памятник, и решить задачу его восстановления братия монастыря не сможет при всем желании. Это можно сделать, только объединив усилия Церкви, государства и общества.

В сентябре мы отмечали 500-летие со дня основания собора митрополита Петра, а в этом году – семисотлетний юбилей нашей святой обители. Когда монастырю столько лет и ты поминаешь за богослужением имена его насельников, наместников, тех, кто был сопричастен его истории, то понимаешь, что большой сонм угодников Христовых сейчас предстательствует об обители и о нынешней ее братии.

Для меня большая радость служить здесь и быть причастным к вековой монашеской традиции, которая, верю, позволит нам возродить этот очаг русской духовной культуры и самим приблизиться к монашеским идеалам.

 

Людмила Дианова

Фото Олега Серебрянского

Поделиться в социальных сетях:



11 Mar 2015