От иконы к шкатулке и обратно

 

Девяносто лет назад в старинном селе со сказочным названием Палех возникла лаковая миниатюра, вскоре ставшая одним из символов России, как павловопосадский платок или матрешка. А несколькими веками ранее здесь зародилась иконописная школа, прославившаяся на весь мир.

 

Палех - место, которое всегда притягивало художественные таланты и где до сих пор обитает дух творчества и любви к настоящему искусству. Палех - место, которое всегда притягивало художественные таланты и где до сих пор обитает дух творчества и любви к настоящему искусству.

 

Земля родственников Ивана Грозного

Мы отправились взглянуть на это удивительное место, которое всегда притягивало художественные таланты и где до сих пор обитает дух творчества и любви к настоящему искусству.

Именуемый ныне поселком городского типа Палех, как и много веков назад, живет тихой неспешной жизнью. Может быть, разгадка этого места в некоторой его удаленности от больших городов. Эти земли, окруженные глухими лесами, из-за бездорожья посещались торговцами очень редко, поэтому в Палехе долго сохранялась самобытность, кустарные формы производства и старые иконописные традиции, не поставленные на поток.

 

Герб Палеха был утвержден в 2003 году. На черном фоне изображена золотая Жар-птица с распахнутыми крыльями  -излюбленный сюжет палехских миниатюристов. Авторы герба объясняют свой выбор существующей легендой о том, что Палех является родиной Жар-птицы. Герб Палеха был утвержден в 2003 году. На черном фоне изображена золотая Жар-птица с распахнутыми крыльями -излюбленный сюжет палехских миниатюристов.
Авторы герба объясняют свой выбор существующей легендой о том, что Палех является родиной Жар-птицы.

 

Этой обособленностью и замкнутостью многие исследователи объясняют тот факт, что о Палехе сохранилось мало исторических сведений. Известно, что село первоначально принадлежало князьям Палецким, которые играли заметную роль в истории Русского государства. Дочь Дмитрия Палецкого была замужем за братом Ивана Грозного Юрием, а после ее кончины Палех отошел к сыну Ивана IV, а затем в казну. В XVII веке Палех был отписан Ивану Бутурлину, предок которого был на службе у Александра Невского. Село ему досталось за участие в войне против польско-литовской интервенции.

 

«Этюд». Шкатулка. 2000 г. Арапова Наталья Николаевна «Этюд». Шкатулка. 2000 г. Арапова Наталья Николаевна

 

И была великая палиха

Происхождение столь диковинного названия села тоже до конца не известно. Ученые пишут о его угро-финских корнях. Археологические раскопки подтверждают, что в этих местах обитало одно из многочисленных угро-финских племен. Есть и легендарные версии происхождения этого запоминающегося названия. По одной из них Палех возник в те неспокойные времена, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разоренное население, унося с собой иконы. Татары жгли леса. И «была великая палиха» – отсюда и пошло название Палех. А другое старинное предание рассказывает, что местные жители, спасаясь от набегов вражеских орд, расчистили среди лесных чащоб место для поселения и пашни, а пни от вековых деревьев спалили. Потому и назвали село Палехом, а тихую речку – Палешкой.

 

Палех Палех

 

Подарок для Гете

Среди спасавшихся от татар горожан Владимира и Суздаля, основавших Палех, были монахи, которые и принесли на новое место жительства иконописное ремесло. Во времена татаро-монгольского ига православные иконы сжигались, и большую популярность тогда получили маленькие писанки, которые легко можно было спрятать. В Палехе начали создавать такие миниатюрные образки.

 

«ЗИМА», Баул, 2010 г.; «ЗИМА», пудреница, 2004 г.; «ЛЕТО», шкатулка, 2010 г. Смирнова Наталья Николаевна «ЗИМА», Баул, 2010 г.; «ЗИМА», пудреница, 2004 г.; «ЛЕТО», шкатулка, 2010 г. Смирнова Наталья Николаевна.

 

Если изначально на Руси иконы изготавливались в монастырях, то с XIII века возникают мастерские, объединяющие живописцев из посадского населения. В Палехе целые семьи начинают заниматься иконописью. И уже на всю Россию звучат имена местных мастеров – Хохловых, Париловых, Кориных, Каравайковых. Палех становится настоящим центром иконописи, работы местных мастеров охотно раскупаются. Сохранилась история, что до самого Гете дошла их слава, и он мечтал увидеть, как в темных избах, среди лесов и снегов, деревенские мужики пишут образы, по своей одухотворенности и утонченности сравнимые с византийскими. В подарок ему были присланы высоко ценившиеся тогда иконы братьев Каурцевых.

 

Так выглядело рабочее место палешанина-иконописца ХIХ века Так выглядело рабочее место палешанина-иконописца ХIХ века.

 

Великая стенопись

В середине XVII века слава палехских мастеров дошла до Москвы, их стали приглашать в столицу для украшения и реставрации храмов. В Грановитой палате Кремля, Троице-Сергиевой Лавре, Новодевичьем монастыре и сегодня можно увидеть росписи, сделанные их руками. А в самом Палехе работу местных иконописцев можно посмотреть в Крестовоздвиженском храме.

 

Крестовоздвиженская церковь. XVIII век Крестовоздвиженская церковь. XVIII век.

 

Это самое высокое здание в поселке и главная его достопримечательность. Храм был построен в 1774 году на средства прихожан. «Последняя великая стенопись, завершающая цикл развития древнерусской религиозной живописной традиции», – так писал известный искусствовед Анатолий Бакушинский о фресках этого храма, выполненных в 1807 году. Росписи необычны. Они не покрывают храмовые стены сплошным живописным ковром, каждый сюжет выделен в особую композицию, заключенную в раму. Разглядывая эти фрески, можно увидеть, как тонко прорисована каждая деталь, с какой филигранной точностью и особым изяществом передается изображение. Это всегда отличало стиль палехских мастеров.

 

Вседержитель. Пример палехской школы иконописи Вседержитель. Пример палехской школы иконописи.

 

Свояк помог

После революции иконы оказались под запретом. И почти все мужское население села осталось без работы. Ломка многовекового образа жизни нередко приводила к личным трагедиям. Случалось, художникам приходилось закрашивать стены собственноручно расписанных храмов. Кто-то из иконописцев уходил в сельское хозяйство, чтобы прокормить семью. А кто-то искал новые художественные формы. Как, например, Иван Иванович Голиков, благодаря которому и зародилась палехская лаковая миниатюра.

Он родился в 1887 году в Москве в семье потомственного художника-иконописца. Когда Ване было 7 лет, семья переехала в Палех, спасаясь от страшного голода, начавшегося в Москве. В десятилетнем возрасте его отдали на обучение иконописному делу в известную в Палехе мастерскую братьев Сафоновых. В 1900 году, обучившись приемам доличного письма, Иван Голиков отправился в Петербург, а затем в Москву для работы в иконописных мастерских.

 

Современные палешане снова вернулись к иконописанию Современные палешане снова вернулись к иконописанию

 

После октябрьского переворота 1917 года он работает театральным художником, и его декорации пользуются большим успехом. Свояк Голикова, московский иконописец Александр Глазунов, пригласил его как-то в Кустарный музей на углу Никитской улицы, где были выставлены знаменитые лукутинские шкатулки, и уговорил попробовать себя в миниатюрной живописи. И в 1921 году Голиков создает свою первую расписную шкатулку из папье-маше. Уже в следующем году он создает целый ряд росписей, в которых намечены основные черты нового искусства.

 

Соцветие Иванов

Своеобразная манера художника заинтересовала искусствоведов, которые помогли ему создать «Артель древней живописи». Она была открыта 5 декабря 1924 года. Ее костяк составили семь бывших иконописцев – Иван Голиков, Иван и Александр Зубковы, Иван Маркичев, Иван Баканов, Александр и Владимир Котухины. «Соцветие Иванов» – так их часто называли. Работы этих мастеров в первый же год существования артели стали настоящим открытием на международной выставке в Венеции, а в следующем году «Артель древней живописи» получила Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже. Затем был успех в Милане, Вене и Берлине.

Большую поддержку получили палехские мастера от Максима Горького, который еще в отрочестве работал в мастерской палехских художников в Нижнем Новгороде. Помощь влиятельного писателя спасала от многих бед, помогала получать заказы. Положение мастеров было сложным. Бывшие коллеги по ремеслу считали их отступниками, предателями веры. Новая власть не могла простить прошлого занятия иконописью. Но поскольку продажа их изделий давала такую необходимую государству валюту, их до поры до времени не трогали. Настоящий расцвет палехской лаковой миниатюры пришелся на 70-е годы ушедшего двадцатого столетия.

Сегодня в Палехе на 5 тысяч жителей приходится около 600 художников. Это место по-прежнему не отпускает от себя. Примечательно, что многие из мастеров от лаковых миниатюр снова возвращаются к написанию икон. И это опять становится основным занятием палехских художников.

 

5 интересных фактов о лаковой миниатюре

1. Лаковая живопись зародилась в Китае несколько тысячелетий назад. Лаки настолько стали популярны, что ими покрывали даже конскую упряжь и домашнюю посуду. Многие использовали лак в качестве чернил.

2. Курортный городок Спа в Бельгии перенял у китайцев любовь к лакам. С XVIII века ведущей из отраслей здесь становится лаковое производство. Вся галантерейная продукция – пудреницы, шкатулки для украшений, туалетные гарнитуры украшаются лаковым покрытием.

3. В России лаки, как и многие другие заморские новшества, появились при Петре I. В домах знати нередкими стали лакированные веера, ширмы, деревянные подносы. В петергофском дворце Монплезир один из петровских кабинетов был украшен лаковыми панно, изготовленными русскими мастерами.

4. Сегодня в России существует четыре лаковых промысла: Федоскино, Палех, Мстера, Холуй. Последние три были когда-то ведущими иконописными центрами, в изготовлении шкатулок они сохранили иконописную технику и краску. Это яичная темпера, которая до сих пор готовится вручную.

5. Палешане пытались писать на дереве, камне, фарфоре, но потом остановились на шкатулках из папье-маше, которые изготавливаются из прессованного картона. Его сначала склеивают, затем вымачивают в горячем льняном масле, сушат в печке, грунтуют, красят изнутри красной краской, а снаружи – черной, покрывают лаком. А затем уже наносят рисунок.

 

Государственный музей палехского искусства

Идея создания музея принадлежит Максиму Горькому, который еще в 1928 году предложил палехским мастерам создать специальную комнату для хранения лучших своих произведений. В 1934 году музей был открыт. Первая экспозиция занимала четыре комнаты. Ныне здесь хранится более двух с половиной тысяч лаковых миниатюр, около двух тысяч икон.

 

Государственный музей палехского искусства. Идея создания принадлежит Максиму Горькому Государственный музей палехского искусства. Идея создания принадлежит Максиму Горькому.

 

Желая сохранить главную палехскую святыню – Крестовоздвиженскую церковь, местные художники поставили вопрос перед Наркомпросом РСФСР о включении церкви в экспозицию музея. Весной 1936 года имущество храма, в том числе и древние иконы, были переданы в музей. Сюда же привозили иконы из храмов, которые закрывали на территории Палехского района.

Отдел «Старый Палех» находился в Крестовоздвиженском храме до 1992 года. В настоящее время экспозиция палехских икон разместилась в музее лаковой миниатюры.

Адрес музея: п. Палех, ул. Баканова, д. 50.

 

Дом-музей художника Павла Корина

В 1892 году в Палехе родился знаменитый живописец Павел Дмитриевич Корин – прекрасный портретист, автор триптиха «Александр Невский» и проникновенных образов «Руси уходящей». Обширная коллекция икон, собранных П. Кориным, является одной из известнейших в России.

 

Павел Корин Павел Корин

 

Среди монументальных работ художника – мозаичные плафоны на станции метро «Комсомольская», витражи станции «Новослободская», мозаики станций «Смоленская» и «Павелецкая».

 

Дом-музей художника Павла Корина Дом-музей художника Павла Корина

 

Благодаря усилиям художника в селе сохранился родовой дом Кориных, где сейчас открыт музей. Это самый старый дом в Палехе, ему больше 140 лет, вся обстановка в доме подлинная. Посетив дом-музей, вы сможете погрузиться в атмосферу быта палехских иконописцев, увидеть, как они жили и работали.

Адрес музея: пос. Палех, ул. Демьяна Бедного, д. 19.

 

Елена Алексеева 

Фото Александра Ниденса

Поделиться в социальных сетях:



10 Nov 2014