Спасенная народом

 

На пересечении улиц Краснобогатырской и Миллионной находится редкостная жемчужина русского деревянного зодчества – церковь Спаса Преображения. Это единственный уцелевший в Москве рубленый храм дореволюционной постройки.

 

От избы к терему

Удивительна и судьба этой уникальной церкви. Ее начало восходит к 1876 году, когда настоятель Ильинского храма в Черкизове обратился к московскому митрополиту Иннокентию с прошением о постройке в дачной местности Богородское деревянной церкви для богослужений в летнее время. Возвели ее на месте более древней приходской церкви, которую по ветхости еще задолго до того разобрали.

Первое время у Спасо-Преображенского храма был достаточно скромный облик: бревенчатая изба на кирпичном фундаменте. Позже к основному зданию пристроили два соединенных галереей придела: южный – во имя иконы Тихвинской Божией Матери и северный – во имя святого пророка Илии и святителя Алексия, митрополита Московского.

 

Мемориальная табличка на стене храма Мемориальная табличка на стене храма

 

Над трапезной появилась новая шатровая колокольня с открытым звоном на семь колоколов. Тогда же была выполнена и декоративная резьба по фасадам. До 1891 года церковь была приписана Черкизовскому храму, но когда сюда назначили настоятелем отца Александра Колычева, стала самостоятельной.

 

Ультиматум

В советское время над Спасо-Преображенской церковью нависла угроза закрытия, а то и сноса. Уже было подготовлено соответствующее постановление ВЦИК. Но люди буквально грудью встали на защиту своей святыни. В Богородском все – от мала до велика, верующие и неверующие – настолько ценили и уважали настоятеля храма Алексия Добросердова, что вступили в неравный бой с властями.

 

Яуза в верхнем течении… вот здесь и стояло когда-то село Богородское Яуза в верхнем течении… вот здесь и стояло когда-то село Богородское.

 

Дело дошло до того, что рабочие завода «Красный Богатырь» категорически заявили: если церковь тронут, никто из них на работу не выйдет. В течение длительного времени вокруг храма круглые сутки дежурили охранительные пикеты, не подпускавшие богоборцев. Постановление о ликвидации прихода так и не было подписано, и храм не закрылся.

 

Патриарх в Богородском

Весной 1922-го в храме Спаса Преображения состоялось последнее служение Патриарха (святителя) Тихона перед его арестом. Рассказывают, что в Богородское Святейший приехал прямо из ЧК. Начались взволнованные расспросы, что да как. «Уж очень строго допрашивали». – «Что же Вам будет?» – «Обещали голову срубить», – отвечал Патриарх с неизменным своим благодушием.

Литургию, по свидетельствам очевидцев, Святейший служил как обычно. Никто тогда не почувствовал ни напряжения, ни малейшей нервозности в молитве. Его душа, как всегда, была устремлена к Богу. В сентябре 1924 года за несколько месяцев до своей кончины Патриарх вновь посетил Богородское и совершил здесь еще одно богослужение.

 

Испытание огнем

Пожар случился в ночь на 14 августа, под Медовый Спас. Из-за оплошности матушки-алтарницы, разжигавшей накануне кадило, огонь уничтожил все внутреннее убранство храма. Уцелели лишь две иконы, в том числе главная храмовая святыня – образ Тихвинской Божией Матери.

«Пресвятая Богородица отвела огонь от Своей иконы, тем самым явив нам зримый образ вечного Своего заступничества. Всю ночь вокруг нее полыхало пламя, плавился металл, дымились прогоревшие образа, а Тихвинская икона осталась невредимой. Нетленным остался и образ святителя Николая Чудотворца в алтаре», – записано в книге по истории Спасо-Преображенской церкви.

 

Богородское. Фрагмент крыльца Богородское. Фрагмент крыльца

 

На следующий день пострадавший храм посетил Святейший Патриарх Алексий I и обещал всяческое содействие в его восстановлении. Вскоре из хранилища Троице-Сергиевой Лавры поступила вся необходимая богослужебная утварь, а из закрытой к тому времени церкви в поселке Переделкино передали позолоченный иконостас, который после небольшой подгонки удивительно подошел ко всем трем алтарям.

 

Островок духовности

Десять лет назад Богородский храм капитально отреставрировали, и он, наконец, засиял первозданной красотой. Изящные колонки и капители, ажурный пояс под карнизом и нежно-розовая окраска стен в сочетании с позолотой чешуйчатых луковичных головок придают церкви Спаса Преображения необычайно нарядный и немного сказочный вид. Как и много лет назад, прихожане храма уверены, что другого такого нет во всей Москве.

 

Протоиерей Дамиан Круглик является настоятелем храма уже более двадцати лет Протоиерей Дамиан Круглик является настоятелем храма уже более двадцати лет

 

В Спасо-Преображенском храме хранятся несколько чудотворных образов: Тихвинская икона Божией Матери, Смоленская, Иерусалимская, Яхромская, «Всех скорбящих Радости», Святителя Николая Чудотворца с житием, преподобного Серафима Саровского с частичкой мощей и др.

Еще в середине прошлого века здесь была установлена благочестивая традиция: каждый вторник совершать торжественное вечернее богослужение с акафистом Тихвинской иконе и проповедью. В эти дни молящихся в стенах храма бывает особенно много...

 

Алымово-Богородское

Первые сведения об этой территории относятся к середине XVI века. В Переписной книге 1550–1551 годов стоявшее тут селение названо Алымово (сегодня о нем напоминают улица, переулок и проезд с одноименным названием).

Кто же такой Алым? Некоторые историки считают, что земли к северо-востоку от Москвы были когда-то отданы выходцам из Золотой Орды, искавшим у московских князей защиты от мести хана. Вполне возможно, что первым владельцем этой местности был перебежчик по имени Алым.

 

Тихвинский образ Божией Матери - главная святыня храма Тихвинский образ Божией Матери - главная святыня храма.

 

Какое-то время Алымово находилось у Ивана Грозного в опричнине, затем он передал эти земли Чудову монастырю. В 1680 году на церковном кладбище была построена деревянная часовня во имя Успения Пресвятой Богородицы, и с той поры за селом прочно закрепилось наименование Богородицкого, или Богородского.

При Петре I здесь зародилось первое в России бумажное производство. Царьреформатор неоднократно посещал село, которое было неподалеку от его любимого Преображенского, и контролировал работу бумажной фабрики.

А в царствование императора Александра I село становится государственным владением. В истории Богородского наступает новый этап: живописные берега реки Яузы и близость леса превращают его в излюбленную москвичами дачную местность. Здесь бывали Иван Шишкин, Петр Чайковский, Александр Бородин, Владимир Маяковский и многие другие известные люди.

 

Александр Алиев 

Фото Олега Серебрянского

Поделиться в социальных сетях:



18 Dec 2014