Город трех святых

 

В Романов-Борисоглебск едут к чудотворным иконам и на могилу старца архимандрита Павла (Груздева).

 

Не ищите на картах…

Романов-Борисоглебск — это нынешний Тутаев, маленький городок на Волге, почти на полпути между Рыбинском и Ярославлем. В 1918 году местные большевики переименовали его в честь погибшего неподалеку красноармейца Ильи Тутаева. За возвращение городу исконного имени духовенство и краеведы боролись много лет, и вот 27 мая 2015 года на заседании Городского совета принято решение о возвращении городу Тутаев исторического названия Романов-Борисоглебск.

Прежнее двойное название появилось не так давно — в начале позапрошлого столетия, когда древний город Романов, расположенный на левом берегу Волги, объединили с городом Борисоглебском, лежавшим на правом берегу. Одним словом, прямо как Будапешт! Вот только в венгерской столице в стародавние времена мост построили, а здесь, на волжских просторах, видно, забыли, а оттого жизнь тутаевцев, которые живут на одном берегу, а трудятся на другом, полным-полна приключений.

 

Небесные заступники

Град Романов по летописным сказаниям основал в 1283 году святой благоверный князь Роман Владимирович Угличский. Имя городу он дал в честь своего небесного покровителя — преподобного Романа Сладкопевца. А на месте Борисоглебска, который статус города обрел только при Екатерине Великой, еще раньше возникла Борисоглебская рыболовецкая слобода. Ее основали жители Ярославля, уцелевшие после захвата города татаро-монгольскими ордами Батыя. Здесь, в густом лесу, беженцы и поселились, а вскоре построили деревянный храм в честь первых русских святых.

Романовская земля — родина святого праведного воина Феодора Ушакова и двух братьев — оптинских старцев, преподобных Моисея и Антония (Путиловых). Интересно, что один из них (Моисей) родился в Борисоглебске, другой (Антоний) — в Романове.

 

Семь храмов на семи холмах

Такую картину видят летом пассажиры туристических теплоходов. На романовской стороне высятся купола да шатровые колокольни Троицкой, Спасо-Архангельской, Преображенской-Казанской, Вознесенской-Леонтьевской церквей и Крестовоздвиженского собора. А на другом берегу поражает путешественника огромный Воскресенский собор и небольшая Благовещенская церковь.

Последние три храма из перечисленных построены в XVII веке, в период расцвета ярославского каменного зодчества. На самом деле церквей в городе одиннадцать: в левобережье, чуть в отдалении от Волги, стоят храмы Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Тихона Амафунтского, а на Борисоглебской стороне — недавно выстроенный храм в честь священномученика Вениамина, епископа Романовского, и домовый храм святого праведного Иоанна Кронштадтского в православной школе.

 

Кремлевские тайны

На одном из прибрежных романовских холмов сохранился земляной вал, у подножия которого можно различить остатки неглубокого рва — все, что осталось от укреплений романовского кремля. О том, что здесь был когда-то центр города, напоминает величественный Крестовоздвиженский собор. Первый деревянный храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня был построен на этом месте еще при князе Романе в XIII веке.

По преданию отсюда начинался когда-то подземный ход, по которому можно было пройти под Волгой и выйти к Воскресенскому собору в Борисоглебской слободе. Не так давно, в послевоенные годы, эту легенду «скорректировали» археологи: ход был, но вел он из собора к реке.

Сейчас подземелье засыпано, зато паломники и туристы могут увидеть в храме настоящее сокровище — уникальные фрески XVII века, выполненные при участии знаменитых мастеров — Василия Ильина и Гурия Никитина.

Рядом с храмом сохранилась старинная дворянская усадьба, где предприимчивые жители открыли небольшой частный музей. Летом тут можно увидеть и даже покормить настоящую романовскую овцу.

 

К Спасу Всемилостивому

Главная достопримечательность города — Воскресенский собор XVII века. Он никогда не закрывался, а потому сохранил удивительной красоты фрески, богатый резной иконостас, деревянную скульптуру и многие святыни, главная из которых — огромный образ Спаса Всемилостивого. По преданию он написан преподобным Дионисием Глушицким задолго до строительства нынешнего каменного собора и когда-то служил «небом» прежнего деревянного храма.

В начале прошлого столетия здесь служили святитель Тихон (Белавин) и святой праведный Иоанн Кронштадтский, который основал невдалеке от города Вауловский женский скит.

 

На Покровку за умом

Город невелик, и ориентироваться в нем просто. Все улицы либо параллельны Волге, либо перпендикулярны. Главными ориентирами в левобережье служат храмы. Если выйти с территории кремля, повернуть налево и пересечь старинный пешеходный мост, улица вскоре приведет вас в центр с торговой площадью и пожарной каланчей — рядом расположен музей. А если миновать площадь, через несколько кварталов дорога приведет к древнему храму Покрова Пресвятой Богородицы — его белоснежную колокольню видно из центра. По церкви часть города называется Покровкой. Еще в XVII веке здесь был Новопокровский мужской монастырь, впоследствии упраздненный. Оставшийся от него храм — единственный во всем левобережье, не закрывавшийся в годы Советской власти. Желая сохранить свои святыни, прихожане соседних церквей несли их сюда, поэтому сегодня Покровский храм отчасти напоминает музей с множеством икон и уникальными образцами деревянной скульптуры. Круглый год сюда едут паломники — поклониться древнему чудотворному образу Божией Матери «Прибавление ума».

 

На Леонтьевку — к отцу Павлу

Так называют еще одну часть города, противоположную Покровке. Центром ее служит Вознесенский-Леонтьевский храм конца XVIII века. Невдалеке от него начинается Леонтьевская улица, которая ведет к одноименному городскому кладбищу. В последние годы туда все чаще приезжают паломники — поклониться могиле старца, архимандрита Павла (Груздева). В сталинские годы за Православную веру он получил одиннадцать лет лагерей и тюрем, но всю свою жизнь посвятил служению людям и Церкви. Господь сподобил его дара прозорливости, и десятилетиями к нему, настоятелю маленького сельского храма под Рыбинском, ехали люди за советом и утешением. Приезжают и теперь, уже в Тутаев, помня о словах батюшки, высеченных у него на могиле: «Родился – пригодился, а умру – от вас не уйду».

 

Юрий Стародубов, фото Даниил Силенко и Олег Серебрянский

Поделиться в социальных сетях:



26 Jan 2016