Начало

 

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, человек, благодаря которому удалось защитить Россию от польских захватчиков и сохранить православную веру, начинал простым приходским священником в славном городе Казани.

Ермолай (так звали будущего патриарха в миру) родился почти пятьсот лет назад – около 1530 года. Ученые до сих пор спорят, где это произошло: либо в местах приволжских, либо на Дону. Указывают и более точное место – Казань. Как бы там ни было, в то далекое время и там, и там было небезопасно. После свержения татарского ига на Волге образовались Казанское и Астраханское ханства. Татары совершали отсюда набеги на Русь. Так что, детство, отрочество и юность Ермолая прошли в суровой обстановке.

Когда Иван Грозный взял Казань, Ермолаю было 22 года. До этого он учился в одной из духовных школ. В кругу родных тоже были люди духовного звания – священник и пять иноков. Ермолаю повезло с учителем. Это был отец Герман, будущий архиепископ Казанский, настоятель Свияжского Успенского монастыря, ставшего центром просвещения Казанского края светом Христовой веры. Отец Герман был большим знатоком Священного Писания, современники отмечали его незаурядный ум. Именно он привил Ермолаю любовь к слову Божию и к церковным книгам.

 

 Святитель Герман, Архиепископ Казанский

 

Пожар

К сожалению, история умалчивает о значительном периоде жизни свт. Ермогена. Известно лишь, что когда ему было 49 лет, он служил священником при гостинодворской церкви во имя Святителя Николая в Казани. К этому времени уже умер святой Варсонофий, один из первых просветителей этого края. С его уходом люди словно осиротели. А тут еще случился пожар в июне 1579 года, который уничтожил половину кремля, великокняжеский дворец, Спасо-Преображенский монастырь, а также большую часть Казанского посада. Магометане, которые и без того недружелюбно относились к своим победителям, считали, что Бог наказал христиан. «Истинная православная вера была в притчу и поругание, источника целебного не было тогда в Казани», – писал Ермоген.

Однако пожар оказался предзнаменованием совсем другого – утверждения на этой земле Православия.

 

Обретение иконы

Первым загорелся дом стрельца Даниила Онучина. Не успело еще остыть пепелище, как дочери стрельца, девятилетней Матроне, явилась во сне Божия Матерь и повелела сообщить городским властям и архиепископу, что на месте сгоревшего дома в земле скрыта Ее икона. Увы, на слова девочки никто не обратил внимания. Пресвятая Дева еще два раза являлась Матроне, и, наконец, мать сообщила о снах ребенка священнику, который доложил об этом архиепископу Иеремии. И тогда городские власти распорядились раскопать пепелище.

 

Чудотворный список Казанской иконы в Казанско-Богородичном монастыре Чудотворный список Казанской иконы в Казанско-Богородичном монастыре

 

К месту раскопок собрались все жители Казани, включая воевод и духовенство. Был здесь и священник Ермоген. Так получилось, что именно его архиепископ благословил первым взять в руки чудотворный образ. Со слезами на глазах припал Ермоген к Божией Матери, затем поднял икону высоко над головой, показав всем собравшимся, и торжественным крестным ходом перенес ее в соседнюю церковь св. Николая Тульского. Это был миг единения верующих. Люди поняли, что «пресветлую икону» Бог даровал христианам Казани, чтобы не говорили неверные: «Где есть Бог их», – чтобы заградились их уста и утвердилась бы вера православная.

На месте обретения царь приказал построить храм, который положил начало первому женскому монастырю Казани.

Спустя пятнадцать лет святой Ермоген, к тому времени уже митрополит Казанский и Астраханский, напишет подробное «Сказание о явлении чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани». Он же составит стихиры и каноны в службе на день Ее явления, а также известный каждому православному человеку тропарь «Заступнице усердная».

 

Тропарь Казанской иконе Божией Матери

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, / в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: / Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

 

Прославление мучеников

В 1587 году Ермоген принял пострижение в Чудовом монастыре Москвы. Вскоре его избрали настоятелем, а затем возвели в сан архимандрита Казанского Спасо-Преображенского монастыря. Около трех лет он восстанавливал сгоревшую во время пожара обитель. А в 1589 году его возвели на Казанскую кафедру, и Ермоген стал первым митрополитом Казанским и Астраханским.

 

Икона «Благословенно воинство Небесного Царя»  - шествие русских воинов из покоренной Казани в небесный Иерусалим (Москву). 1550 год. Государственная Третьяковская галерея Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» - шествие русских воинов из покоренной Казани в небесный Иерусалим (Москву). 1550 год. Государственная Третьяковская галерея.

 

Годы епископства совпали с началом Смутного времени. В епархии в это время церковная жизнь только формировалась и не без проблем. Крестившиеся недавно татары и инородцы только внешне приняли православие, на деле они продолжали вести старый образ жизни – не ходили в храм, не носили крестов, не почитали икон, не крестили детей, держали наложниц, не соблюдали постов. Митрополит начал собирать новокрещеных в соборной церкви и лично наставлял их в христианской жизни.

Для укрепления Православия святитель Ермоген обратился к памяти мучеников за веру и землю Русскую. 9 января 1592 года он написал Патриарху Иову письмо, что в Казани до сих пор не совершается поминовение православных воевод и воинов, погибших на поле брани под Казанью. Ермоген просил установить день поминовения, чтобы по всей митрополии петь по ним панихиды и служить Литургии.

Одновременно святитель собирал сведения о лицах, погибших в Казани за исповедание имени Христова. Он опрашивал людей, изучал документы. И узнал, что был русский мученик Иоанн из Нижнего Новгорода, взятый в плен татарами, и двое из новообращенных татар – Стефан и Петр. В письме Патриарху Ермоген сокрушался о том, что эти люди до сих пор не были вписаны в синодик, который читается в Неделю Православия, и им не поется вечная память.

В ответном письме Патриарх благословил совершать панихиду по всей Казанской митрополии в первый субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы по всем православным воинам, убитым под Казанью и в ее пределах, и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия. В этот синодик Патриарх приказал внести и имена трех Казанских мучеников. День же их поминовения предоставил назначить самому Ермогену. Митрополит предписал, чтобы Литургии и панихиды по Казанским мученикам совершались по всем храмам 24 января – в день мученической кончины св. Иоанна, и объявил об этом и о патриаршем указе по всей епархии.

 

Обретение мощей

Не осталось забытым и имя учителя – просветителя Казани, архиепископа Германа. Святитель Герман скончался в Москве 6 ноября 1567 года во время моровой язвы и был погребен у храма св. Николая Гостунского. Жители Свияжска, где св. Герман трудился до возведения в святительский сан и основал Успенский Богородичный монастырь, просили царя Федора Иоанновича и Патриарха Иова позволить им перенести мощи архипастыря в свой город. Митрополит Ермоген активно поддерживал это ходатайство перед властями, и разрешение было получено. Ермоген лично встретил в Свияжске мощи своего наставника и предал их погребению в Успенском монастыре.

 

При Ермогене были обретены мощи первых Казанских святителей Гурия и Варсонофия и прославлены первые Казанские мученики При Ермогене были обретены мощи первых Казанских святителей Гурия и Варсонофия и прославлены первые Казанские мученики

 

Во время перестройки Казанского Спасо-Преображенского монастыря в 1595 году при копании рвов были обнаружены гробы других Казанских святителей – Гурия, первого архиепископа Казани, и Варсонофия. Ермоген принимал участие в открытии гробов – тела оказались нетленными. Митрополит сам переложил мощи в ковчеги и поставил их для поклонения верующим. Обладая незаурядным литературным даром, Ермоген по благословению Патриарха составил житие Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев, и службу на обретение их мощей.

 

Храмостроитель

В завоеванном крае катастрофически не хватало православных храмов, и святой Ермоген приступил к их строительству. Во время своего визита в Москву он лично обратился к царю Федору Иоанновичу с просьбой о возведении каменного храма на месте явления Казанской иконы Божией Матери. Ходатайствовал митрополит и о достойном украшении иконы. Царь Ермогена поддержал и повелел заложить 14 апреля 1594 года «предивный каменный храм» в честь Пресвятой Богородицы с двумя приделами – Успения Божией Матери и св. блгв. князя Александра Невского. Церковь построили очень быстро, в октябре следующего года ее уже освятили. Федор Иоаннович пожаловал все необходимое для храма, а чудотворный образ украсил золотом, драгоценными камнями и крупным жемчугом. Из царской казны были выделены деньги для содержания шестидесяти инокинь-стариц устроенной здесь обители.

 

Казанско-Богородичный монастырь на гравюре Э. Турнерелли. Нач. XIX века Казанско-Богородичный монастырь на гравюре Э. Турнерелли. Нач. XIX века.

 

В 1601 году митрополит Ермоген из архиерейских земель уступил городу Забулачную слободу для расширения посада. Митрополичьих людей, находившихся в ней, переселил в деревню, преобразовав ее в село Архангельское, и построил здесь храм во имя Архистратига Михаила.

 

Казанско-Богородичный монастырь в наши дни Казанско-Богородичный монастырь в наши дни

 

В Спасо-Преображенском монастыре при содействии святителя была воздвигнута величественная каменная церковь в честь Преображения Господня.

Главный храм Казани в честь Благовещения Пресвятой Богородицы при Ермогене обогатился иконами деисуса, праздников и пророков. На окраине города, в Ягодной слободе, был возведен храм во имя святого Димитрия Солунского, а в самой Казани основан Феодоровский монастырь.

 

Спасо-Преображенский монастырь. Здание братского корпуса Спасо-Преображенский монастырь. Здание братского корпуса.

 

Прославление священномученика Ермогена в лике святых состоялось 12 (25) мая 1913 года. На праздничных торжествах присутствовали Патриарх Антиохийский, более двадцати русских архиереев и многочисленные верующие. В Москве и других городах служились праздничные Литургии. В этот день Русская Православная Церковь и наше Отечество получило нового Небесного покровителя.

 

Благовещенский собор Казанского кремля Благовещенский собор Казанского кремля

 

В блокнот паломнику:

 

Казанско-Богородичный монастырь (место обретения Казанской иконы)

420010, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Большая Красная, д. 5

Тел.: +7 (843) 292-29-44

Сайт: www.tatarstan-mitropolia.ru/temples/priories/kazkobogkiymonr/

 

Спасо-Преображенский монастырь

420010, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, Кремль, д. 10

 

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы

420010, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, Кремль, стр. 2

 

Галина Дигтяренко

Поделиться в социальных сетях:



02 Mar 2017