Славная благочестием и мудростью

 

Мать. Жена. Святая. Это все о супруге великого князя Всеволода III – аланской княжне Марии Ясыне. Она прожила поистине счастливую жизнь… и была причислена к лику святых.

 

Хозяйка Большого гнезда

Деяния русских князей подробно описаны в древних летописях и сказаниях. Но часто ли в них встречаются женские имена? Даже простого упоминания заслужили немногие княжны и княгини. А о Марии Шварновне наши далекие предки сложили панегирик.

Лаврентьевская и Троицкая летописи назвали ее «российской Еленой, Феодорою, второй Ольгой». А еще − женой, «славной благочестием и мудростью». И это ей ставили в заслугу превыше всего.

Мария стала верной соратницей мужа и радушной хозяйкой большого Всеволодова гнезда – дома, где всегда могли найти приют их многочисленные родственники: сестры, братья, племянники. Особенно те, кто искал защиты и покровительства, кому больше некуда было пойти.

 

Всеволод Большое Гнездо Всеволод Большое Гнездо

 

Мария сама первые годы своего замужества провела в скитаниях, переезжая с места на место, поэтому хорошо знала, каково это − жить без собственного угла. Порой в их гостеприимном доме за стол садились с полсотни домочадцев.

В Большом гнезде всегда звучали детские голоса. Мария Ясыня двенадцать раз становилась матерью, родив восемь сыновей и четырех дочерей. Своему младшему сыну Ивану она дала жизнь уже в преклонном возрасте, когда ей было сорок лет.

 

Помолвлена в колыбели

Все, что связано с именем этой удивительной женщины, так или иначе связано с любовью. И рассказ об этом надо начинать издалека.

…В начале ХII века князь Ярополок, сын Владимира Мономаха, неоднократно предпринимал военные походы против половцев. В одну из таких кампаний он захватил в плен аланскую княжну Елену. Краса «Олены ясски», как именует ее Ипатьевская летопись, так поразила Ярополка, что он предложил пленнице стать его женой.

На Русь Елена приезжает, как и положено невесте князя, с большим обозом. Ее сопровождают многочисленные родственники и приближенные. В их числе и знатный яс (так называли в то время аланцев) Шварн – будущий отец Марии.

Историки предполагают, что именно в Киеве пересеклись пути Юрия Долгорукого и Шварна. Они вместе ходили против половцев и, как знать, возможно, не раз выручали в бою друг друга. Во всяком случае, когда у Шварна родилась дочь Мария, Юрий Долгорукий сосватал ей в мужья своего младшего сына Всеволода.

В то время аланки считались завидными невестами. Как правило, это были красавицы с осиными талиями, скромницы, умницы, да к тому же христианки, которые свято чтили веру отцов и воспитывали своих детей в любви ко Христу и благочестии.

 

Любовь и никакого расчета

Казалось бы, у десятого сына Юрия Долгорукого Всеволода не было никаких шансов занять великокняжеский престол, но жизнь распорядилась иначе.

Когда в 1157 году в Киеве умирает великий князь, отравленный боярами, к управлению государством приходит его старший сын от первой жены – Андрей Боголюбский. А у Андрея давние счеты с мачехой – византийской царевной Еленой (по некоторым источникам Ольгой), и он не упускает случая выместить на ней свои обиды. Боголюбский лишает ее детей Василька, Мстислава и Всеволода земельных уделов, и Елена, опасаясь дальнейшей расправы, в 1162 году спасается бегством в Византию, где находит покровительство у своего родственника − императора Мануила.

 

Герб Владимиро-Суздальского княжества появился в период расцвета этих земель - в годы правления Всеволода Большое Гнездо. Но почему на нем изображен снежный барс - животное для Руси совсем не характерное? Такой выбор объясняется происхождением любимой жены князя – аланки Марии Ясыни. На ее родине снежный барс всегда был символом власти и могущества Герб Владимиро-Суздальского княжества появился в период расцвета этих земель - в годы правления Всеволода Большое Гнездо. Но почему на нем изображен снежный барс - животное для Руси совсем не характерное? Такой выбор объясняется происхождением любимой жены князя – аланки Марии Ясыни. На ее родине снежный барс всегда был символом власти и могущества.

 

Однако жизнь на чужбине братьям становится в тягость. Спустя семь лет они возвращаются на родину, мирятся с Андреем и вместе с другими союзными князьями идут на Киев. В 1173 году, как свидетельствуют летописи, Всеволод вместе с братом Ярополком «садится в Киеве», но княжит недолго – попадает в плен к смоленским князьям, которые требуют за него богатый выкуп. На выручку приходит старший брат Михаил.

Именно в этот бурный период своей жизни Всеволод впервые встречается со своей нареченной. Судя по всему, молодые люди очень понравились другу и в 1174 году обвенчались. Других причин для брака не было. Он не преследовал династических интересов и не искал выгоды. Всеволод был тогда небогатым безудельным князем. Но молод, умен, отважен, хорош собой.

А через два года, в 1176 году, после смерти старших братьев и ряда побед над политическими противниками он неожиданно для многих наследует великокняжеский престол.

 

Надежный тыл

При Всеволоде Большое гнездо Владимиро-Суздальское княжество достигло наивысшего расцвета. Благодаря умелому правлению он подчинил себе половину всей Руси и положил начало самодержавию.

Под знаменами владимирского князя собралось огромное войско, которое, как утверждал автор «Слова о полку Игореве», может «веслами Волгу расплескать, а Дон шеломами вычерпать». В 1185 году Всеволод захватил Булгарское царство и значительно расширил восточные границы Руси.

Военные победы были подкреплены значительными экономическими успехами. Опираясь на новые города Переславль-Залесский, Дмитров, Городец, Тверь, князь развивал торговлю, выстраивал отношения с соседними государствами. Русь богатела год от года.

В этом была и большая заслуга Марии Ясыни. Важные государственные дела требовали частых отлучек князя, и тогда все заботы по управлению княжеством ложились на плечи его жены.

 

Для строительства Дмитровскго собора Мария Ясыня наняла искусных мастеров-камнетесов (преимущественно из Алании), которые создали на фасадах собора около 600 уникальных барельефов. Для строительства Дмитровскго собора Мария Ясыня наняла искусных мастеров-камнетесов (преимущественно из Алании), которые создали на фасадах собора около 600 уникальных барельефов.

 

…1185 год выдался особенно тяжелым. Во Владимире случился страшный пожар. Сгорело более тридцати церквей, сотни людей остались без крова. Не пощадил огонь и великокняжеский дворец. Мария Ясыня близко к сердцу приняла эту беду. Из летописей мы знаем, что «княгиня же премущно убогим раздавала, хотя уборы ея богатые едва не все погорели».

Через несколько лет после пожара Всеволод (в крещении Димитрий) решил заложить во Владимире Дмитровский собор в честь своего небесного покровителя. Мария Ясыня горячо поддержала мужа – и на словах, и на деле. Это она наняла мастеров, в том числе и искусных камнетесов (преимущественно из Алании), которые создали на фасадах собора около 600 уникальных барельефов, делающих этот храм не похожим ни на какой другой. А совершенство форм и пропорций поставили его в один ряд со знаменитой церковью Покрова на Нерли.

 

Совершенство форм и пропорций нового храма поставили его в один ряд со знаменитой церковью Покрова на Нерли. Совершенство форм и пропорций нового храма поставили его в один ряд со знаменитой церковью Покрова на Нерли.

 

«Птенцы»

Как любящая и внимательная мать, Мария подмечала в своих детях тот или иной талант и последовательно его развивала. Каждый из двенадцати ее детей был яркой волевой личностью. Четверо сыновей – Константин, Георгий, Ярослав и Святослав – в разные годы управляли Владимиро-Суздальским княжеством.

Старший, Константин, души не чаял в матери и старался во всем ей подражать. Он был благочестивым христианином, жертвовал нищим, строил храмы. И так же любил «ученость». По примеру матери часто приглашал писцов для переписи уникальных старинных рукописей.

Князь Георгий основал Нижний Новгород, помогал отстаивать Новгород и Псков в борьбе с ливонскими немцами. Героически пал в страшной сече с татаро-монгольским войском Бурундая на реке Сить в 1238 году.

Там же принял смерть и внук Марии (сын Константина) – юный красавец Василько. Когда он попал в плен, его пытались склонить на сторону врага дорогими посулами, обещая власть, деньги и, наконец, жизнь. Василько от всего отказался, и его зверски казнили в Шеренском лесу.

Ярослав – будущий отец Александра Невского – был блистательным дипломатом, успешно вел сложные переговоры в Орде. Князь Владимир достойно княжил в Угличе.

…Мария Ясыня гордилась своими сыновьями и была спокойна за дочерей. Из них получились прекрасные жены, которые, как и она, помогали своим мужьям – удельным князьям − расширять и упрочивать княжества. Особенно радовала старшая дочь Верхуслава (в крещении Антония), взявшая покровительство над киевским монашеством.

Очень теплые отношения сложились у княгини и с женой старшего сына Константина. Во Владимир ее привезли в десятилетнем возрасте – потерянную, напуганную. И Мария стала для юной княжны настоящей матерью – следила за ее обучением, подолгу беседовала с ней наедине. Со временем она стала благочестивой, набожной женщиной и так любила своего мужа Константина, что не пожелала и дня оставаться в миру после его смерти. Историки свидетельствуют, что она прямо «над его гробом приняла постриг с именем Агафья».

 

Инокиня Марфа

Своего последнего ребенка Мария родила в 1198 году. Ослабленный частыми родами организм не смог восстановиться после рождения сына Ивана, и княгиня «впала в тяжкую болезнь». По свидетельству Степенной книги, она «лежала в немощи семь лет и никакого слова хульного не произнесла». Мария с благодарностью и христианским терпением переносила посланные ей испытания.

Во время болезни она утвердилась в желании принять монашество и основать во Владимире первый женский монастырь для своего упокоения. В 1200 году по ее велению был заложен кирпичный Успенский собор. Никоновская летопись повествует об этом событии так: «Боголюбивая великая княгиня Мария сотворила дело, достойное памяти: подражая праву праведного Авраама, она купила… часть земли на строение церкви и монастыря во славу Богу и Пречистой Богородицы».

В 1205 году княгиня решила проститься с миром и переселиться во вновь устроенную обитель. В монастырь ее провожали муж, дети, местное духовенство. К Дмитровскому собору, где начались проводы княгини, пришел весь Владимир. Все плакали.

2 марта 1206 года Мария Ясыня приняла монашеский постриг с именем Марфа и через двенадцать дней отошла к Господу. Похоронили инокиню Марфу в нише на северной паперти Успенского собора.

Спустя несколько лет за благочестивую жизнь, покровительство Церкви, щедрость и милостивость Марию Ясыню прославили в лике местночтимых святых.

 

Завещание

Незадолго до кончины великая княгиня собрала у смертного ложа своих сыновей и, прощаясь с ними, просила их быть набожными, справедливыми, трезвыми, со всеми приветливыми, благодетельствовать нищим, привечать странников, внимать советам духовенства и почитать духовную власть выше человеческой. А более всего заклинала детей жить в любви и мире, напомнив им мудрые слова Ярослава Великого о том, что междоусобие губит князей и Отечество, возвеличенное трудами предков.

Духовное завещание Марии Ясыни, которая, как считают историки, по широте кругозора обогнала свое время, не утратило актуальности и восемьсот лет спустя. Меняются времена, появляются и исчезают целые государства, но христианские ценности остаются вечными. И многочисленные потомки Марии Ясыни, живущие по разные стороны государственных границ, готовы отстаивать их и сегодня.

 

Людмила Дианова

Рисунки Анастасии Башковой

Поделиться в социальных сетях:



08 Mar 2015