Единственный в Пекине

 

Православие на китайской земле выстрадало немало. Тем радостнее сознавать, что сегодня мы становимся свидетелями его возрождения там, где это, казалось бы, невозможно.

 

В центре огромного, чуждого православию мегаполиса с причудливыми высотными сооружениями единственный действующий православный храм в Пекине В центре огромного, чуждого православию мегаполиса с причудливыми высотными сооружениями стоит единственный действующий православный храм в Пекине.

 

В северо-восточной части Пекина, на территории Российского посольства, стоит необыкновенная по своей красоте Успенская церковь – единственный действующий православный храм в китайской столице. То, что он возник здесь, в центре огромного, чуждого православию мегаполиса с причудливыми высотными сооружениями, вдали от России – настоящее чудо. Однако тем, кому случается побывать здесь впервые, кажется, что храм был здесь всегда. Но это не так.

Его история началась в 1685 году, когда на подворье Бэйгуань поселилась группа русских албазинцев, потомков русских казаков. Они построили Никольскую церковь, которая была разрушена в 1730 году во время землетрясения. Спустя два года на ее месте построили другую церковь, которую освятили 15 августа по старому стилю (28-го по новому), в честь Успения Божией Матери. Этот храм просуществовал 168 лет. В июне 1900 года, во время восстания ихэтуаней, он был разрушен вместе с другими постройками на территории Российской Духовной Миссии.

В 1902–1903 годах Успенский храм был построен заново, тоже на территории Миссии (в районе, именуемом Бэйгуань – Северное подворье), но уже в другом месте, примерно в 500 метрах юго-восточнее старого. А на старом возвели храм Всех святых мучеников, который был разрушен в 1957 году. Сейчас здесь стоит мраморный Поклонный крест.

 

Успенский храм Успенский храм

 

«Отличается внутренним благолепием»

Успенской церкви отводилась тогда роль временного трапезного храма, так как наряду с ней строились другие: в честь Всех святых мучеников, во имя прп. Серафима Саровского на русском кладбище в районе Аньдинмэнь (ныне парк Циньняньху), перекладывалось здание для храма во имя святителя Иннокентия Иркутского. К 300-летию дома Романовых задумывали построить кафедральный собор в южном парке Миссии, но этому плану не суждено было сбыться.

 

Епископ Пекинский и Китайский Иннокентий (Фигуровский) Епископ Пекинский и Китайский Иннокентий (Фигуровский)
Архиепископ  Виктор (Святин) с духовенством и работниками молочной фермы на территории  РДМ. Начало1950-г годов Архиепископ Виктор (Святин) с духовенством и работниками молочной фермы на территории Русской Духовной Мисси. Начало 1950-г годов.

 

О том, как выглядел тогда Успенский храм, можно судить по сообщению «Известий Братства Православной Церкви в Китае» от 8 августа 1904 года: «Церковь эта довольно значительных размеров, отличается внутренним благолепием, обилием света, красотою иконостаса с прекрасными местными иконами в рост человека, благоприятными условиями для резонанса пения и чтения, а главное – имеет вторые входные двери непосредственно с улицы, чем представлена возможность для беспрепятственного входа в нее всем желающим посмотреть внутренность ее и поближе послушать церковное пение, по причине звонких голосов китайцев-певчих и многочисленному составу хора, разносящееся гармоничными аккордами в окрестностях храма».

 

Успенский храм 1901903 гг Успенский храм 1900-1903 гг.
Успенский хам переоборудованный под гараж  посольства СССР. !957-1959 гг Успенский хам переоборудованный под гараж посольства СССР. 1957-1959 гг.

 

В церкви хранилась икона Святителя Николая Чудотворца, привезенная албазинцами из России в 1685 году, а также иконы святых великомучеников Димитрия Солунского и Целителя Пантелеимона. Судьба этих святынь ныне неизвестна.

До 1957 года в Успенской церкви и других храмах Миссии (Всех святых мучеников, святителя Иннокентия Иркутского) осуществлялось духовное окормление православных верующих как из числа китайцев, так и россиян, проживавших в Пекине или приезжавших сюда на время. Летопись храма касается судеб выдающихся людей. В двадцатом столетии среди них выделяются блистательные фигуры начальников Миссии – митрополита Иннокентия (Фигуровского) и митрополита Виктора (Святина), в прошлом подпоручика и выпускника Казанской духовной академии.

 

Понравилось не всем

После революции и Гражданской вой ны в России Миссия перешла в подчинение организованного в Югославии Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, возглавляемого митрополитом Антонием (Храповицким). В 1920-е годы Миссия стала местом спасения русских эмигрантов, однако при общей активизации православной жизни эмигранты не столько оживляли, сколько подавляли ее деятельность. Духовенство было поглощено заботами о нуждах беженцев, полумиллионная российская эмиграция, занятая собственными проблемами, не использовала исторический шанс приобщить к Православию коренное население.

Трудные времена для Успенского храма и верующих наступили в 1937 году с началом Японо-китайской войны. В годы Второй мировой Миссия утратила связь с Архиерейским Синодом в Югославии, поэтому в 1944 году начальник Миссии, архиепископ Виктор (Святин), отправил письмо в Москву с просьбой принять Миссию в лоно Московской Патриархии. В 1946 году из столицы пришел ответ – Российская Духовная Миссия в Пекине будет состоять в непосредственном ведении Московского Патриарха.

 

Внутреннее убранство Успенского храма в 1930-х годах Внутреннее убранство Успенского храма в 1930-х годах
Праздничное украшение храма к Рождеству Христову Праздничное украшение храма к Рождеству Христову

 

Однако это понравилось не всем. Епископ Иоанн Шанхайский, который первоначально был согласен с таким переходом, изменил свое мнение, решив остаться верным Зарубежной Православной Церкви. Среди клира и верующих произошел раскол: одни хотели остаться в юрисдикции РПЦЗ, другие перейти в Московский Патриархат. После победы коммунистической партии Китая в гражданской войне и провозглашения КНР 1 октября 1949 года часть духовенства во главе с Иоанном Шанхайским и часть русских эмигрантов выехали в США, Австралию и другие страны. Оставшиеся в Китае приняли советское гражданство и к 1955 году уехали в СССР. Миссия была закрыта. Практически все миллиардное недвижимое имущество, за исключением того, что было оставлено для нужд Посольства СССР, было безвозмездно, широким жестом передано Китайскому правительству. В 1958 году была создана Автономная Китайская Православная Церковь с небольшим китайским клиром. Но деятельность ее была непродолжительной, во время «культурной революции» 1966–1969 годов она прекратила свое существование.

 

Восстановили за год

После 40-летнего перерыва на территории Российского посольства в Пекине была возрождена практика регулярных православных богослужений. Они проходили в сохранившемся Иннокентьевском храме, вмещавшем до 300 человек. В 2002 году верующие, проживающие в китайской столице, создали инициативную группу по восстановлению Успенского храма. Ее обращение в Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата получило поддержку. Особое внимание уделил восстановлению храма Президент России В.В. Путин, неоднократно поднимавший этот вопрос на переговорах со своими китайскими коллегами.

 

Настоятель восстановленного храма иерей Сергий (Воронин) во время службы Настоятель восстановленного храма иерей Сергий (Воронин) во время службы

 

Работа по реконструкции святыни началась в июне 2008 года и закончилась ровно через год. Неприметный ранее уголок посольства, используемый в хозяйственных целях, превратился в благоукрашенное место, в центре которого воздвигнут православный храм во имя Успения Божией Матери – зримый памятник трудам многих поколений служителей Российской Духовной Миссии в Китае. В здании церкви разместилась также музейная экспозиция, рассказывающая об истории РДМ.

 

Крестный ход во время освящения Успенского храма 13 октября 2013 г. Возглавил архиепископ Егорьевский Ммарк (Головков) Крестный ход

 

Чин великого освящения Успенского храма по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в канун праздника Покрова Божией Матери 13 октября 2009 года совершил епископ Егорьевский Марк (Головков).

 

Прихожане успенской православной общины Пекина встречают патриарха Кирилла в мае 2013 г. Прихожане Успенской православной общины Пекина встречают Патриарха Кирилла в мае 2013 г.

 

Увенчанный крестом, украшенный святыми иконами, освященный по православному чину храм стал выразительным символом православного мироздания на китайской земле, украшением Российского посольства, национальным достоянием и святыней России в Пекине.

 

В блокнот паломнику:

Полезная информация: с 2010 года настоятелем храма является священник Сергий Воронин. Богослужения совершаются регулярно по субботам, воскресеньям и в дни православных праздников. При храме действует воскресная школа.

Поскольку храм находится на территории дипломатического представительства, всем, кто желает его посетить впервые, нужно не менее чем за 3–4 рабочих дня прислать свои данные (ФИО и гражданство) на почту священника Сергия Воронина: sergiy.beijing@yandex.ru. При последующих посещениях посылать информацию не требуется. Чтобы попасть на территорию Посольства РФ, необходимо иметь при себе загранпаспорт (при утере или в процессе оформления китайской визы можно взять внутренний российский паспорт).

Адрес Успенского храма: КНР, 100600, г. Пекин, ул. Дунчжимэнь Бэйчжунцзе, д. 4.

Тел. для справок: + (86) 135-526-403-94 или + (86) 135-526-430-74

Сайт: www.orthodoxbj.com

E-mail: uspenie_pekin@yahoo.com, sergiy.beijing@yandex.ru – настоятель храма иерей Сергий Воронин

 

Борис Горбачев, Татьяна Манакова

Поделиться в социальных сетях:



01 Jul 2016