Кротости учитель и ересей посрамитель

 

Всего в двух часах езды от столицы находится одна из твердынь русского Православия – Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь. В 2015 году здесь торжественно отметили 500-летие со дня преставления его основателя.

 

В этом году торжественно отмечают 500-летие со дня преставления Иосифа Волоцкого 

Родина святого Иосифа Волоцкого (в миру Ивана Санина) – село Язвище Волоколамского района Московской области – существует и ныне. Прадед Ивана пришел на Русь из Литвы – служить князю Дмитрию Донскому, за что получил небольшой земельный надел, рядом с которым правнук позднее и основал монастырь. Благочестивые родители отдали маленького Ваню в обучение старцу Волоцкого Крестовоздвиженского монастыря Арсению. Мальчик уже в семь лет выучил Псалтирь и читал «все божественные книги».

А двадцати лет отроду Иван сам избрал монашеский путь и был пострижен с именем Иосиф в обители преподобного Пафнутия Боровского, ставшего его учителем. Последний, заметив в ученике недюжинную силу духа, умение влиять на людей, благословил его стать своим преемником в игуменстве, при этом предрек ему основание собственного монастыря.

Так и случилось: после преставления преподобного Пафнутия монах Иосиф по просьбе братии и повелению царя Иоанна Грозного принял игуменство. Однако вскоре из-за несогласия ряда иноков с введенными монастырскими порядками ему пришлось оставить Боровский монастырь и вместе с одним из учеников отправиться странствовать. По Промыслу Божьему он оказался на родине – в Волоке Ламском, где Волоцкий князь Борис Васильевич собирался строить монастырь. Он повелел Иосифу найти место для новой обители. Было это в 1479 году.

 

По знаку свыше

На поиски места князь послал своего ловчего (егеря). Внезапно поднявшийся вихрь разметал завалы в непроходимом лесу, проторив дорогу. Когда ловчий вышел по ней к берегу реки Струги, с ясного неба вдруг ударила молния.

Именно на этом месте Иосиф вместе с семью иноками (шесть из которых, получив известие об основании новой обители, немедленно пришли из Боровского монастыря) поставили церковь, первые кельи и трапезную. Точно в том месте, куда попала молния, преподобный с благоговением установил чудотворную Смоленскую икону Богородицы, которой святой Пафнутий благословил своего ученика на игуменский путь.

Князь Борис Васильевич стал первым жертвователем нового монастыря и многолетним другом игумена Иосифа.

 

Изразцы XVII века украшают надвратную церковь Петра и Павла Изразцы XVII века украшают надвратную церковь Петра и Павла
Фрагмент убранства Фрагмент убранства

 

Спасение Руси

Монастырь в честь Успения Божией Матери преподобный Иосиф устроил как общежительный, в нем монахи распределяли свое время между молитвами и общим физическим трудом. При этом обитель занялась деятельным просвещением окрестного населения и благотворительностью. Не отказывались и от дареных земель. В таком монастырском устроении было заметное отличие от другого, приверженцами которого стали современник преподобного Иосифа – святой Нил Сорский и другие «заволжские старцы», в чьих обителях монахи жили в небольших обособленных скитах, принципиально отрицая владение землей, любые «дарения» от мирских людей. Получив название «нестяжатели», последователи Нила Сорского утверждали, что пропитание надо добывать лишь своими трудами, и проповедовали независимость от государства. Однако воплотить до конца эти принципы им не удалось – пришлось в итоге просить помощи у мирской власти.

Монастырская доктрина учеников Иосифа Волоцкого, «иосифлян», оказалась более жизнеспособной и созидательной – в смысле укрепления всего Московского царства как всемирного оплота Православия – «Третьего Рима». Иосифляне вслед за своим наставником видели в монастырском общежитии государственную функцию, а идеал Руси представляли в образе огромной, духовно и материально сильной обители во главе с игуменом-царем. «Рецепт» общежительных монастырей прп. Иосифа Волоцкого заключался в постепенном приращении земель, разнообразной полезной деятельности иноков, активной социальной позиции обители. Именно такой подход позволил умножить монастыри в самых отдаленных уголках страны, сделав их сильными центрами христианского просвещения народа, благотворительности, развития культуры. Красноречивый факт: из стен Успенского монастыря за два века вышли более 20 архиереев, среди которых первосвятители Казанские Герман и Гурий.

Кроме того, преподобный Иосиф, можно сказать, лично спас Русь православную от исторической погибели. Вместе с архиепископом Новгородским Геннадием он одним из первых духовных лиц обличил ересь «жидовствующих», проникшую из Новгорода в ближайшее окружение великого князя Иоанна III. Еретики вслед за приверженцами иудаизма не признавали Божественной природы Иисуса Христа и отрицали связанные с этим догматы, избегали Причастия, оскверняли иконы. Благодаря настойчивости волоцкого игумена опасная ересь была осуждена на Соборе 1504 года, а еретики удалены от власти. Первый на Руси систематический богословский трактат «Просветитель» стал книжным итогом этого духовного подвига преподобного Иосифа.

 

Духовный магнит у Волока Ламского

Что же представлял собой преподобный Иосиф как личность? Его житие, талантливо написанное племянником святого, иноком Досифеем Топорковым, рисует нам образ христианского подвижника, духовные подвиги которого гармонично распределяются как ввысь – к горним высотам, так и окрест – к людям, окружавшим его. «С остротою ума он соединял основательность, с быстротою речи прекрасный голос. В церковном пении и чтении он блистал, как ласточка», – сказано в житии. «Роста он был среднего; подобно прекрасному Иосифу, он был красив лицом, имел умеренной длины круглую бороду, в молодости темно-русый, он в старости сиял сединами», – пишет инок Досифей.

Сегодня в Успенском соборе монастыря паломники могут приложиться к массивным веригам, которые носил прп. Иосиф. Игумен ел один раз день, да и то не всегда, молился по много часов, часто вместо сна. Ведь днем он наравне с братией исполнял самую тяжелую работу. Пока у монастыря не было мельницы, своими руками молол зерно, не соглашаясь никому уступить это послушание.

По свидетельству очевидцев, после бесед с настоятелем люди освобождались от скорбей и страстей. По молитвам прп. Иосифа был воскрешен князь Борис Васильевич, смертельно заболевший в Волоколамске и привезенный в монастырь уже бездыханным. Эти дары привлекали в келью игумена Иосифа и святых старцев, таких как крестный Иоанна IV – Кассиан Босой, и знатных бояр, и князей, и «калик перехожих».

Каждый год на праздник Успения Божией Матери преподобный кормил более тысячи нищих, приходивших в обитель, и лично раздавал им по серебряной монете.

Он и своим ученикам заповедовал: «Если и после моей смерти будете так поступать, не оскудеет ваш монастырь до века».

 

На третьем месте

Менее чем за десятилетие обитель, основанная игуменом Иосифом, превратилась в третью по площади и богатству в России (после Троице-Сергиевой Лавры и Спасо-Евфимиевского монастыря). Бурно развивались столярное, сапожное, портняжное, переплетное дело. Успенская обитель стала одним из крупнейших книжных и иконописных центров России. Еще при жизни преподобного в монастыре подвизались до 400 иноков, в состав дареных владений входило 51 село. Ежегодно производилось 65 тонн сена и до 50 тонн зерна. Запасы сильно выручали в голодные годы не только монастырских крестьян, но и многих нуждающихся из окрестных районов. В выстроенном неподалеку Божедомном Богорадном монастыре и прилегающем к нему скиту ежедневно получали пищу до 700 неимущих, находили приют и лечение сироты и одинокие старики.

В 1486 году на пожертвования в монастыре был возведен величественный Успенский собор, который расписал, в частности, знаменитый Дионисий. А через четыре года рядом начала подниматься в небо колокольня с церковью в честь иконы Божией Матери «Смоленская». По легенде, эта колокольня послужила образцом для «Ивана Великого» в Московском Кремле.

 

Дыхание истории

В XVI–XVII веках были выстроены, а затем укреплены монастырские стены со сторожевыми башнями, сделавшие обитель важным северо-западным форпостом на пути к Москве. В годы Смуты Иосифо-Волоцкий монастырь не раз успешно отбивался от поляков и разбойных шаек, вроде «народного войска» Ивана Болотникова. Лишь единожды обитель на несколько месяцев захватил подручный «тушинского вора» гетман Рожинский, но его вскоре выбил оттуда воевода Григорий Валуев. До сих пор в монастыре сохранились пушки, помнящие о той победе.

 

Рака с мощами прп. Иосифа Волоцкого в Успенском соборе Рака с мощами прп. Иосифа Волоцкого в Успенском соборе
Список с чудотворной Волоколамской иконы Божией Матери Список с чудотворной Волоколамской иконы Божией Матери

 

В Германовой башне обители томились в заточении видный церковный деятель Максим Грек, сведенный с престола митрополит Московский Даниил. А низложенного царя Василия Шуйского и митрополита Ростовского Филарета (Романова) держали в башне поляки.

Дышит историей и монастырский погост: Шаховские, Безобразовы, Голицыны, Муравьевы, теща А. С. Пушкина – Н. И. Гончарова. Все эти знатные дворяне были при жизни благодетелями монастыря. Прямо возле Трапезной палаты – русской копии Московской Грановитой, похоронен думный дворянин Малюта Скуратов, чье имя стало синонимом свирепой опричнины Иоанна IV. Согласно монастырской легенде, он раскаялся в своих злодействах и отправился на «ливонский фронт», где погиб у замка Вейсенштейн (ныне Пайде) в Эстонии. Но перед этим бывший опричник принес в обитель чудо творный образ Владимирской-Волоколамской иконы Божией Матери. Ныне в соборе пребывает точная копия этого образа, освященная у подлинника, который хранится в Музее им. Андрея Рублева.

 

В Германовой башне обители томились в заточении видный церковный деятель Максим Грек, сведенный с престола митрополит Московский Даниил. А низложенного царя Василия Шуйского и митрополита Ростовского Филарета (Романова) держали в башне поляки В Германовой башне обители томились в заточении видный церковный деятель прп. Максим Грек, сведенный с престола Митрополит Московский Даниил. А низложенного царя Василия Шуйского и Митрополита Ростовского Филарета (Романова) держали в башне поляки.

 

После революции обитель упразднили. Иконостас загородили киноэкраном, устроили здесь детский дом, переплавили колокола. В 1937 году в Бутове были расстреляны два здешних инока – иеромонах Нил (Тютюкин) и иеродьякон Иннокентий (Мазурин), канонизированные соответственно в 2000 и 2005 годах.

Монастырь вернули Церкви в 1989-м, при этом он получил статус ставропигиального. Игуменом стал митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев). Он инициировал активные реставрационные работы, начал сбор материалов для монастырского Музея Библии, который вскоре откроется здесь.

 

Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев)
Иеромонах Нил (Тютюкин) Иеромонах Нил (Тютюкин)
Иеродьякон Иннокентий (Мазурин) Таганская тюрьма. 1937 г. Иеродьякон Иннокентий (Мазурин) Таганская тюрьма. 1937 г.

 

Ловите «Птицу папагай»!

Иногда Иосифо-Волоцкий монастырь сравнивают с легендарным Китежем, только не утонувшим. Мощные белые стены и ажурные башни в красных и белых «колпаках» отражаются в зеркале трех чистейших озер. Ни одна из семи башен не повторяется! Этот архитектурный монастырский ансамбль впервые на Руси спроектировал и возвел один автор – талантливый зодчий из дмитровских крестьян Трофим Игнатьев.

Надвратную церковь и другие постройки украшают великолепные изразцы, созданные в XVII веке в мастерской Степана Иванова, прозванного Полубесом за свои фантастические образы. Здесь и знаменитое фирменное «Павлинье око», и «Птица папагай» на райских плодах. Только на украшение Кузнечной башни пошло «500 изразцов муравленых ширинчатых на подзоры», «200 жолобов муравленых на поясы» и «100 изразцов ценинных», сообщает летопись монастыря.

 

 

 

Земным отражением рукотворного изразцового рая шелестит на ветру усыпанный плодами монастырский яблоневый сад.

Два храма из трех – надвратный Петропавловский и Успенский собор – доступны ныне посетителям. В Успенском соборе (в верхнем храме) покоятся мощи основателя монастыря. Украшенный фресками Дионисия и изысканным пятиярусным иконостасом, он открыт до наступления холодов. В нижнем храме во имя прп. Иосифа Волоцкого в настоящее время ведутся ремонтные работы.

Паломничество будет неполным без посещения источника святого Иосифа Волоцкого в селе Спирово (около 2 км от монастыря). Здесь преподобный жил, пока шло строительство монастыря. Окунаясь, не забудьте помолиться «кротости учителю и ересей посрамителю».

 

В блокнот паломнику:

Адрес: 143615, Московская область, Волоколамский район, село Теряево, Иосифо-Волоцкий монастырь.

Тел.: 8 (496-36) 65-289 (с 11.00 до 16.30)

E-mail: 65289@mail.ru

Сайт: www.iosif-vm.ru

Как добраться: на автомобиле по Новорижскому шоссе. На 98-м километре поворот направо в сторону ст. Чисмена. После ж/д переезда до с. Теряево, проехать село и обогнуть монастырский пруд.

 

Андрей Самохин

Поделиться в социальных сетях:



22 Sep 2016