Поэтом воспетая

 

Мцхета Этот живописный уголок Кавказа всегда восхищал художников, писателей, композиторов. Но паломников влекла сюда красота иная – духовная. Именно отсюда начала распространяться Христова вера по всей грузинской земле.

 

Той самой дорогой…

Истинно верующего человека никогда не пугали трудности на пути к святым местам. Чтобы поклониться грузинским святыням, русские паломники бесстрашно отправлялись в длинную и порой очень опасную дорогу, а точнее – в бездорожье.

В 1783 году, после заключения Георгиевского трактата, наши войска приступили к прокладке знаменитой Военно-Грузинской дороги, вступившей в строй в самом конце XVIII столетия. С тех пор этим путем следовали едва ли не все, кого судьба так или иначе заносила на Кавказ.

Так же обстоят дела и в наши дни. Если вы решитесь путешествовать по Грузии на собственном автомобиле, то Военно-Грузинская дорога, начинающаяся от Владикавказа, наградит вас удивительнейшими пейзажами.

Чего стоит один только мрачно-величавый Дарьял с его свирепым бушующим Тереком! А красавец-великан Казбек, «страж Востока»! Кто был на Крестовом перевале – самой высокой точке дороги, тот знает, какой величественный открывается оттуда вид на цветущую Арагвинскую долину.

Миновав селения Квешети, Пасанаури, Ананури (где, кстати, отлично сохранился феодальный замок), Жинвали и небольшой городок Душети, путники приближаются к самой первой столице Грузии – Мцхете.

 

Вспоминая «Мцыри»

Но столицей она была недолго. Еще в 736 году город разрушила армия арабского полководца Мервана ибн Мухаммеда, и Мцхета превратилась в деревню. Такой и оставалась вплоть до 1956 года. Именно этот город и его окрестности Михаил Юрьевич Лермонтов воспел в своей поэме «Мцыри». Со школьной скамьи мы помним ее начальные строки:

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И ныне видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод…

Почти со стопроцентной уверенностью можно сказать, что речь идет о монастыре Джвари («Крест»), воздвигнутом на высокой горе напротив Мцхеты. Лермонтов, безусловно, поднимался на гору и осматривал Джвари. Окрестный пейзаж он запечатлел не только в своей знаменитой поэме, но и на картине «Кавказский вид с саклей», на которой мы видим развалины сторожевой башни, саклю с плоской крышей, за рекой – контуры храма.

 

«Там, где, сливаяся, шумят...» «Там, где, сливаяся, шумят...»
М.Ю. Лермонтов М.Ю. Лермонтов

 

В языческие времена гора считалась священной, и здесь, по-видимому, было капище. После крещения Грузии святая Нина установила на этом месте первый крест, который прославился как чудотворный и стал собирать паломников со всего Кавказа. Сама Нина некоторое время пребывала поблизости, в одной из пещер, где в молитвах испросила у Господа источник целебной воды.

В VI столетии над крестом построили первую церковь, вокруг которой со временем сложился монастырский комплекс. Сейчас от него уцелели остатки башен и собственно храм, сложенный в форме креста из крупных блоков.

 

Судьба креста

В хронике Леонтия Мровели говорится о том, что в 960 году Джвари был сожжен арабами, а животворящий крест захватчики разломали и увезли с собою. «Но напал на них недуг живота и порешили они, что пострадали от [того] креста». Арабы собрали все его части и вернули крест в Джвари.

Сколько лет он там простоял? Кто вновь покусился на святыню? Дальнейшая его судьба неизвестна. Мало сведений сохранилось и о самом монастыре. Известно, что уже в конце ХVIII века богослужебная жизнь в нем прекратилась.

 

Храм Джвари. Копия поклонного креста Храм Джвари. Копия поклонного креста.

 

Позднее она была возобновлена благодаря архиепископу Карталинскому и Кахетинскому Исидору, однако в советскую эпоху монастырская молитва вновь прервалась.

Лишь в 1990-е годы, когда началось восстановление монастыря, в Джвари затеплилась монашеская жизнь. Но и сейчас храм поражает своим крайне аскетичным интерьером. В центре мы видим некое возвышение, где установлен большой кипарисовый Поклонный крест – копия утраченного оригинала. А рядом – мироточивая икона Пресвятой Троицы.

 

Барельеф «Воздвижение креста» над входом в храм Джвари Барельеф «Воздвижение Креста» над входом в храм Джвари

 

Хитон Господень

Но прежде всего Мцхета славится своим грандиозным Патриаршим собором во имя Двенадцати апостолов. Его еще называют Светицховели. «Свети» по-грузински «столп», а «цховели» – «живой» или «чудотворный». История этого храма необычайно интересна.

 

Храм Сетицховели Храм Сетицховели

 

Священное предание Грузинской Православной Церкви гласит, что в числе римских воинов, присутствовавших при распятии Христа, был и иберийский (грузинский) еврей Элиоз. Ему-то и достался по жребию нешвенный хитон Господень, который в отличие от другой его одежды (Честной Ризы) разделить на части было нельзя, иначе он просто бы расползся на нитки.

Другие источники утверждают, что Элиоз был купцом, который приехал в Иерусалим на празднование иудейской Пасхи, а хитон он приобрел у одного из легионеров. Так или иначе, но, возвратившись на родину, Элиоз подарил хитон своей сестре Сидонии. Она уже знала, что произошло в Палестине, слышала о проповедях и мученической смерти на кресте пророка по имени Иисус. В благоговейном восторге Сидония облобызала святыню, прижала к груди и в этот миг скончалась. Так ее и предали земле с полотном в руках.

 

Видение святой Нины

Через некоторое время на могиле Сидонии вырос ливанский кедр, и ему стали поклоняться местные жители. В IV веке кедр оказался в саду царя, который рядом выстроил свой дворец.

Когда святая Нина пришла в Грузию, она девять месяцев провела в доме царского садовника вблизи священного дерева, а потом, пожелав уединения, удалилась в густые ежевичные заросли. Там ей были видения, получившие такое истолкование: «…этот сад превратится через тебя в сад возвеличивания Бога, которому принадлежит слава и ныне и присно и во веки веков».

 

Храм Светицховели. Икона святой Нины Храм Светицховели. Икона святой Нины.
Храм Светицховели. Икона Превятой Троицы Храм Светицховели. Икона Превятой Троицы.

 

Когда царь Мириан III решил креститься, то возник вопрос о постройке первого храма. До приезда священников из Греции, после того как царь и весь народ усердно встали на путь христианства, царь имел разговор со святой Ниной. Верующий царь спросил святую Нину: «Где мне построить дом Богу?» А блаженная та ответила: «Где угодно будет разуму царей». А царь сказал: «Я люблю сию твою кущу ежевики и желаю там по разумению своему. Но нет, я не пощажу царский сад и высоту кедров, плодообилие листов и благоухание цветов, в нем построю храм моления для себя, который будет стоять вечно».

Кедр срубили, вытесали из него семь столпов (колонн) и стали устанавливать их в церкви. Шесть установили, а седьмой все время ускользал, повиснув в воздухе. Святая Нина молилась всю ночь, и тогда столп «без прикосновения руки людской» встал над захоронением Сидонии и замироточил.

Этот сюжет довольно часто изображается в иконографии нашего времени. Образ святых и сам животворящий столп можно увидеть на иконах почти в каждой грузинской церкви.

 

Главный храм страны

Храм Светицховели сначала был совсем небольшим, но спустя примерно двести лет, при царе Вахтанге Горгасале, на этом месте построили большую базилику. Впоследствии она сильно обветшала, поэтому в начале XI века патриарх-католикос Мелхиседек принял решение о полной перестройке Светицховели. Тогда только-только начинался золотой век Грузии.

Сооружение нового храма шло с 1010 по 1029 год по проекту зодчего Константина Арсакидзе. Монументальное, богато украшенное рельефами здание стало одним из шедевров средневековой грузинской архитектуры, главным храмом страны. Здесь когда-то короновали и хоронили царей, а в наши дни проходит интронизация патриарха.

 

Изображение Христа на горем месте в Светицховели, которое поражает каждого входящего в храм Изображение Христа на горнем месте в Светицховели, которое поражает каждого входящего в храм.

 

На северном фасаде храма находится рельеф с изображением кисти руки, держащей чертежный угольник, а под ним надпись: «Рука раба Божьего Арсакидзе. Помяните». Говорят, руку отрезали зодчему по царскому приказу, чтобы он никогда не смог построить ничего подобного.

 

Животворящий Столп

А теперь войдем через старинный портал внутрь собора. Главная его реликвия – тот самый Животворящий Столп, который стоит почти в самом центре, чуть правее главного нефа. Над Столпом возведена каменная сень, расписанная фресками. Они иллюстрируют историю Хитона Господня. Трудно осознать, но он находится именно здесь – под спудом.

В своих записках о путешествии в Россию в 1654–1656 годах архидьякон Павел Алеппский, сын Антиохийского патриарха Макария сообщает: «Нам грузины передавали еще, что у них также находится зарытый плащ Господа в ризнице под одной из церквей. Никто не осмеливается достать его, чтобы посмотреть, ибо говорят, что огонь, сопровождаемый землетрясением, выходит из земли, наводя ужас, и сожигает всякого, кто пытается посмотреть на него, как это случалось уже много раз».

 

Сень над животворящим столпом Сень над животворящим столпом

 

В основании одной из стен есть небольшая ниша с дверцами. Здесь было место для взятия истекавшего из Столпа мира. Мироточение прекратилось лишь в XVII веке, после нашествия полчищ персидского шаха Аббаса I.

Все фрески Светицховели, относящиеся к XV веку, почти полностью отреставрированы. Особо выделяется колоссальный образ Спасителя на горнем месте, который виден из-за алтарной преграды. Внимание паломника, безусловно, привлекут список с чудотворной иконы Божией Матери «Цилканская» и икона святой Нины.

Здесь вы увидите часовню, копирующую иерусалимскую кувуклию Гроба Господня, и каменные купели IV века, в которых крестили царей.

В храме сохранились погребения патриарха Мелхиседека (выявлено археологами), Вахтанга Горгасала и двух последних грузинских монархов – Ираклия II и Георгия XII. После смерти великой царицы Тамары ее тело также некоторое время покоилось здесь, но позже было перенесено в Гелатский монастырь.

 

Душа Грузии

Переживший несколько разорений от монголов, персов и лезгин, он всякий раз возрождался, поражая паломников и путешественников своим величественным видом. Вот что отмечал, например, в 1801 году русский генерал Тучков: «Это селение …не имеет ничего, кроме нескольких землянок, окруженных большою старинною каменною стеною с башнями, вновь строившегося и еще неоконченного патриаршего дома в два этажа и древней весьма огромной церкви в греческом вкусе с готическими украшениями. Эта церковь построена из тесаного гранита, смешанного в украшениях с разного цвета каменьями и мрамором».

 

Грузия - страна верующих людей. Надо привыкнуть к тому, что на храмы здесь крестятся не только пожилые люди, но и дети, подростки. Что Богородица, святой Георгий и святая равноапостольная Нина живут тут в каждом сердце Грузия - страна верующих людей. Надо привыкнуть к тому, что на храмы здесь крестятся не только пожилые люди, но и дети, и подростки. Что Богородица, святой Георгий и святая равноапостольная Нина живут тут в каждом сердце.

 

В таком великолепии предстает храм и перед современными паломниками. Сюда стремятся попасть многие. Чтобы поклониться древним святыням и узнать, почему Светицховели называют душой Грузии.

 

В блокнот паломнику:

Адреса: Мцхета-Мтианети, Грузия (Джвари,мужской монастырь Воздвижения Креста Господня Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви); Arsukidze, Mtskheta, Грузия (Патриарший собор Двенадцати апостолов, Светицховели).

Храм Светицховели и монастырь Джвари в Мцхете открыты ежедневно с 8.00 до 19.00.

До Светицховели из Тбилиси можно доехать маршруткой от автовокзала Дидубе (рядом с одноименным метро) или на такси. Время в пути – буквально 20–25 минут.

До Джвари рейсовый транспорт не ходит. Надо ехать на такси из Тбилиси или из Мцхеты.

Плата за проезд туда-обратно (таксист будет вас ждать) практически одинаковая.

 

Александр Алиев

Поделиться в социальных сетях:



30 Sep 2015