В сказочном городе Устюге

 

Он известен как родина Деда Мороза. Но настоящую славу этим местам принесли реальные люди: великие угодники Божии и бесстрашные открыватели новых земель.

 

Удачная география

Двадцать часов пути от Москвы до станции Ядриха, потом еще 40 минут на автобусе или такси, и мы на месте – в древнем Устюге. Обычно сюда едут в «гости к Деду Морозу», и самое большое число приезжих приходится на зимние месяцы. На самом деле здесь хорошо в любое время года.

История города насчитывает более восьми веков. Впервые он упоминается в летописях в начале ХIII века, когда Устюг стал входить в Новгородское княжество. Потом городом завладели суздальцы, а в XIV веке – московские правители. Все это время благодаря своему выгодному географическому положению он был важным торговым центром на северо-востоке русских земель.

 

Икона Прокопия Устюжского с житийными клеймами Икона Прокопия Устюжского с житийными клеймами

 

Отсюда отправлялись первопроходцы для исследования уральских и сибирских территорий. Устюг – это родина великих исследователей Семена Дежнева и Ерофея Хабарова, чьи имена хорошо известны каждому школьнику.

В этих суровых северных местах искали уединения многие молитвенники. Строились святые обители, и местные монахи просвещали языческие племена. Уроженцем Великого Устюга был и святой Стефан – креститель пермских земель. До наших дней здесь сохранилось двадцать восемь храмов (к сожалению, в основном недействующих), а также уникальная застройка, которую теперь редко можно встретить в провинциальных городах России.

 

Первый на Русском Севере

Прогулку по Устюгу мы начнем с Михайло-Архангельского монастыря, который находится на пересечении улицы Павла Покровского и Октябрьского проспекта. Он был основан в 1212 году монахом Киприаном и стал первой христианской обителью на Русском Севере.

Для его возведения Киприан выбрал невысокий холм, расположенный среди заболоченной долины у семи небольших озер. От главных ворот монастыря начинались две важнейшие магистрали города: улица Архангельская и Спасская Гулыня, которые вели к Успенскому храму и торгу. В Средние века монастырь был одним из самых богатых на Руси.

В 1651 году все постройки сгорели, но сразу же были возведены новые, каменные храмы, сохранившиеся до наших дней. Правда, используются они не по назначению – территорию обители занимает автомобильный техникум.

 

Ансамбль соборного дворища с реки Ансамбль соборного дворища с реки

 

Все здания находятся в довольно плачевном состоянии – в глаза бросаются разрушающиеся карнизы и давно не реставрированные фрески на порталах. Между тем здесь, под небольшой церковью Преполовения Пятидесятницы, покоятся праведные мощи преподобного Киприана.

Пройдя метров сто на юг, оказываемся в Комсомольском сквере, где когда-то находился Спасо-Преображенский монастырь. Сейчас от него остались лишь два храма посреди огромной поляны. Обе церкви – Преображенская и Сретенская, переданы городскому архиву.

 

У мощей Прокопия Устюжского

От бывшего Спасского монастыря по Красному переулку дойдем до набережной и повернем направо. Двести метров, и мы на месте. Здесь, на небольшом пятачке, расположено пять храмов. Три из них, Успенский, Иоанна Устюжского, Прокопия Праведного – действующие, а два, к сожалению, нет – Богоявления и Алексия, митрополита Московского. В церкви Прокопия Праведного покоятся мощи этого угодника Божия. И прежде чем приложиться к ним, не лишне будет вспомнить, чем прославил себя этот святой.

После смерти отца – богатого немецкого купца – Прокопий был вынужден покинуть Восточную Пруссию. Погрузив товары на корабль, он отправился в Великий Новгород. Здесь, пленившись местными церквями и красотой богослужения, «заморский гость» принял православие и раздал все имущество бедным. Некоторое время он был монахом Хутынского монастыря, а затем отправился в восточные земли.

Прокопий выбрал для себя один из самых трудных путей аскезы – юродство. Зимой без одежды он дошел до Устюга и стал жить на паперти Успенского храма. Спал, где придется: на сырой земле, на камнях, куче мусора. Питался подаянием. Но от богачей, наживших состояние неправедным путем, милостыню не принимал, как бы ни был голоден. Подавая пример величайшего смирения, он с легкостью переносил лишения и неустанно молился.

В беседе с благочестивыми людьми каждое слово блаженного было скрытым наставлением или предупреждением. В Устюге его другом и собеседником стал блаженный Киприан – основатель Михайло-Архангельской обители.

Прокопий прожил в юродстве шестьдесят лет и умер у ворот монастыря. День своей кончины он знал заранее. Это случилось 8 июня 1303 года. Похоронили блаженного на берегу Сухоны, под камнем, на котором он любил сидеть.

В 1547 году на Московском Соборе Прокопия причислили к лику святых. Это был первый случай прославления юродивого. В 1668 году на месте его погребения построили каменный храм, а мощи святого поместили в раку.

 

Заречная сторона

От соборного дворища открывается потрясающий вид на реку Сухону и противоположную сторону с Дымковской слободой и ее храмами. Туда и отправимся. Проще всего доехать до этого места на такси (цены в Устюге низкие, не в пример московским).

Здесь на высоком берегу стоят два великолепных храма, посвященных Димитрию Солунскому и Сергию Радонежскому. Снаружи, на алтарной стене Димитриевской церкви, сохранился пятиметровый образ Спаса Вседержителя. К Его ногам в молении припали святые: Прокопий Устюжский, Николай Чудотворец, Варлаам Хутынский, Иоанн Устюжский, Димитрий Солунский и Сергий Радонежский.

 

Ансамбль храмов Дымковской слободы Ансамбль храмов Дымковской слободы

 

Раньше перед иконой горела ведерная лампада, которая служила еще и сигнальным огнем. Эта традиция зародилась в 1450 году, когда в городе княжил претендент на московский престол Дмитрий Шемяка. Он приказал своим солдатам следить за дорогой и при приближении войск великого князя Василия Темного зажигать лампаду.

 

Столица соли

Осмотрев в городе древние храмы и купеческие особняки, можно, пользуясь случаем, отправиться в древний Сольвычегодск – столицу империи Строгановых. Это чуть больше 100 км от Великого Устюга. История города такова. В 1515 году небогатый делец Аника Строганов построил на местных соляных источниках небольшой заводик. И дело пошло. Соляной завод стал первым кирпичиком в гигантской промышленной империи Строгановых.

 

Круглый год сюда приезжают художники со всего мира Круглый год сюда приезжают художники со всего мира

 

Случилось это не без содействия Ивана Грозного, который поручил Строганову следить за северными торговыми путями. Кроме того, самодержец разрешил удачливому предпринимателю торговать пушниной и содержать собственное войско, а также дал ему монопольное право на производство соли – белого золота XVI века.

Строгановы были настолько богаты, что несколько поколений русских самодержцев одалживали у них деньги для казны. Именно Строгановы снарядили оружием и припасами казаков Ермака, да еще укрепили его войско «300 ратными людьми из своих владений», когда Ермак Тимофеевич отправился завоевывать Сибирь. Этот поход был в их интересах – Строгановы рассчитывали «повоевать» татар и обезопасить торговые реки.

 

Введенский собор Сольвычегодска Введенский собор Сольвычегодска

 

Свою столицу Сольвычегодск Строгановы отстроили по первому разряду – роскошные дома, золотошвейные мастерские, величественные храмы. Но уже в XVIII веке город приходит в упадок. До начала прошлого века в нем было тринадцать церквей, а сейчас, к сожалению, осталось три. Об этих утратах напоминают информационные стенды с архивными фотографиями.

 

Будущий святой родился около 1340 го- да в семье устюжского причетника Си- меона. Воспитанный благочестивой матерью, он с юных лет проявлял необыкно- венное усердие к служению Церкви. За один год Стефан (имя святого в миру неизвестно) выучился читать Священные книги и стал помогать отцу на богослужениях. Еще в мо- лодости он принял иночество в монастыре Григория Богослова в Ростове, который сла- вился своей богатой библиотекой. Проявляя большие способности к учению, Стефан вы- учил греческий язык, чтобы читать святых отцов в оригинале. Но самое большое его желание было просвещать язычников. Взяв благослове- ние у Коломенского епископа Германа, Стефан направился «в страну языческую – Пермь». Святитель говорил: «Я ре- шился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову». Для просвещения зырян он составил азбу- ку их языка и перевел для них Часослов, Псалтирь, избран- ные места из Евангелия и праздничные службы. Крестив- шиеся зыряне сами стали истреблять то, чему поклонялись, и строить святые храмы. Богослужения велись в них на зы- рянском языке. Святитель ходатайствовал за зырян в Мо- скве, во время неурожая снабжал их хлебом. Плодом его трудов стало обращение всей обширной Пермской земли к христианству. Будущий святой родился около 1340 года в семье устюжского причетника Симеона. Воспитанный благочестивой матерью, он с юных лет проявлял необыкновенное усердие к служению Церкви. За один год Стефан (имя святого в миру неизвестно)
выучился читать Священные книги и стал помогать отцу на богослужениях. Еще в молодости он принял иночество в монастыре Григория Богослова в Ростове, который славился своей богатой библиотекой. Проявляя большие способности к учению, Стефан выучил греческий язык, чтобы читать святых отцов в оригинале. Но самое большое его желание было просвещать язычников. Взяв благословение у Коломенского епископа Германа, Стефан направился «в страну языческую – Пермь». Святитель говорил: «Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову». Для просвещения зырян он составил азбуку их языка и перевел для них Часослов, Псалтирь, избранные места из Евангелия и праздничные службы. Крестившиеся зыряне сами стали истреблять то, чему поклонялись, и строить святые храмы. Богослужения велись в них на зырянском языке. Святитель ходатайствовал за зырян в Москве, во время неурожая снабжал их хлебом. Плодом его трудов стало обращение всей обширной Пермской земли к христианству.

 

Строгановское барокко

У самой пристани, на холме над Вычегдой, высится Благовещенский собор, возведенный в 1584 году. Когда-то он находился на территории обширной строгановской усадьбы. Сейчас в храме располагается краеведческий музей, где можно увидеть древний иконостас, которому более четырехсот лет, а также уникальные иконы, златотканые облачения, драгоценные оклады и утварь. Но больше всего поражают красно-белые росписи стен, сохранившиеся здесь с момента постройки. Можно подняться на колокольню собора и осмотреть окрестности.

 

Уникальный иконостас Благовещенского собора Уникальный иконостас Благовещенского собора

 

Отсюда хорошо виден комплекс бывшего Введенского монастыря. Архимандрит этой обители Феодосий (Соболев) был расстрелян в 1918 году на одном из пустынных островов реки Вычегды. В 2005 году он был причислен к лику святых как преподобномученик. Сейчас на территории монастыря располагаются корпуса бальнеологического курорта. Но один храм, построенный в стиле строгановского барокко, является действующим. Здесь также сохранились оригинальный иконостас и росписи. Но для нас главное то, что мы можем приложиться к чтимой Донской иконе Божией Матери, а также к образу святых Зосимы и Савватия Соловецких.

 

В блокнот паломнику:

От Великого Устюга до Сольвычегодска надо ехать на автобусе до Котласа (автобусная станция находится на улице Володарская), а оттуда на автобусе или на такси до «старого» Сольвычегодска. Город находится на другом берегу реки Вычегды, которая не замерзает даже зимой, поэтому и паромная, и понтонная переправы работают круглый год.

 

Федор Дядичев, фото автора

Поделиться в социальных сетях:



09 Dec 2015