Паломничество и монашество

 

В своей первооснове паломничество является отражением идеи христианского монашеского подвига, неразрывно связанного с уходом от мира. В церковном сознании понятием «мир» обозначается жизнь, лишенная устремления к Богу, связанная лишь с удовлетворением сиюминутных потребностей человека. При всей внешней привлекательности такая жизнь с духовной точки зрения бесцельна. Она наполнена соблазнами, порабощающими ум и сердце человека и рождающими греховные страсти. В конечном итоге такой выбор приводит к духовной смерти.

Избравший монашеский путь, как правило, покидает родные места и близких, отправляясь туда, где ничто не напоминает о прежней жизни, оставленной ради Господа, и становится странником. Этот шаг действительно необходим для того, чтобы принести Богу достойное покаяние в грехах. Греческое слово «μετανοία», которое переводится на русский язык как «покаяние», буквально означает «изменение ума». Подлинное покаяние требует всецелого изменения самого строя жизни человека, его образа мыслей. А это почти невозможно осуществить, оставаясь там же, где у человека зародились и укоренились страсти и греховные навыки.

Готовность оставить привычную и комфортную среду обитания, отрешиться от житейских дел и попечений свидетельствует о том, что человек по-настоящему откликнулся на призыв Бога. О таком отречении повествует вся Священная история. Праотец Авраам был призван навсегда покинуть страну своих предков для того, чтобы вступить в землю обетованную. В странствиях проходило и земное служение Иисуса Христа. Евангелист Матфей приводит слова Спасителя: «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20).

Отсечение прежних, греховных привязанностей, разрыв социальных связей – вот суровый и благословенный путь древних монахов. Этим путем следовали все христианские подвижники начиная с основоположников монашества – преподобных Павла Фивейского, Антония и Пахомия Великих, в III веке проводивших уединенную жизнь в глубине египетской пустыни. Примечательно, что преподобный Антоний Великий в юном возрасте ушел из дома, оставив сестру и богатое наследство, повинуясь услышанным в храме евангельским словам: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (см. Мф. 19, 21). К совершенной отшельнической жизни он приступил не сразу: сначала некоторое время провел вблизи родного города у одного благочестивого старца, внимая советам своего наставника. Лишь духовно подготовившись к предстоящему поприщу, преподобный Антоний переселился в пещеру, вглубь пустыни.

Примеру египетских иноков следовали преподобные Антоний и Феодосий Печерские, явившиеся основателями русского монашества. Первый из них также начал свой подвиг в юности, отправившись странствовать по святым местам. Совершив паломничество на Афон и приняв там иноческий постриг, он вернулся в свое Отечество, где положил начало Киево-Печерской обители. Его ученик и последователь преподобный Феодосий по принятии иноческого пострига отказался даже от встречи с родной матерью, которая могла пробудить в его сердце сожаление о покинутом доме.

Подобно древним подвижникам благочестия, паломник оставляет привычную среду обитания – дом, близких людей, работу, на время кардинально меняет свой образ жизни, становясь странником.

Монашеский постриг сопровождается принесением обетов послушания, безбрачия и нестяжательства. Православная аскетика видит в этом самоограничении, «принуждении во всем» вплоть до полного отвержения самого себя могущественное средство стяжания благодати, то есть дара Святого Духа. Православный паломник ставит перед собой ту же самую цель – стяжание Божией благодати. Поэтому в православной традиции паломники вдохновляются теми же самыми идеалами монашеской жизни. С давних пор они следуют путем, подобному иноческому.

Если монах в своей обители, соблюдая принцип иерархичности, постоянно находится в послушании у настоятеля, своего духовника и старшей братии, то паломник на время своего путешествия должен нести послушание сопровождающему группу священнослужителю, руководителю паломнической группы, а также священникам и монахам тех храмов и монастырей, которые ему доводится посещать.

Обет безбрачия, присущий монахам, побуждает паломника к целомудрию в помыслах и делах. В том числе к воздержанию в ходе паломничества от супружеских отношений. Именно поэтому продолжительные паломнические поездки с ночевками предполагают раздельное размещение супругов.

 

В.И. Нестеренко "Ксилургу. Проводы преподобного Антония на Русь" В.И. Нестеренко "Ксилургу. Проводы преподобного Антония на Русь".

 

Наконец, отличительной чертой подлинно монашеского образа жизни является нестяжательство, то есть отказ от собственности и стремления к ее приобретению. Применительно к паломнику эта монашеская добродетель проявляется в готовности обходиться необходимым минимумом – в пище, отдыхе и условиях размещения. Роскошные отели, изобильный стол, посещение увеселительных заведений и магазинов после храмов и монастырей – такое времяпрепровождение мало совместимо с паломническим подвигом.

Еще одной важной чертой, которой традиционно отличались настоящие монахи, является беззаботливость (άμεριμνία). Не стоит путать это качество с беззаботностью, что, скорее, является синонимом легкомыслия. Беззаботливость – это умение отрешиться от мирских попечений, чтобы полностью посвятить себя Богу и служению ближнему. Подобным же образом и паломник призван всецело вверить Богу себя и свою жизнь, включая решение насущных личных и рабочих проблем. Для современного делового человека это, несомненно, трудная задача, но, как свидетельствует Евангелие, «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62). На время паломничества полезно свести к минимуму звонки по телефону и полностью отказаться от использования различных гаджетов, что является нормой для насельников монашеских обителей.

Паломничество с монашеством роднит также стремление к воздержанию. Словом «воздержание» может быть выражена сущность всех монашеских добродетелей. Отец V века, блаженный Диадох, называл воздержание общим наименованием всех добродетелей.

У паломника и монаха одна цель – духовное преображение, возрастание во Христе. Только в том случае, если путешествие к святыням выполняет эту великую для души человека роль, оно имеет право называться паломничеством.

 

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк

Поделиться в социальных сетях:



18 Apr 2016