Мариино стояние

 

14 апреля – день памяти преподобной Марии Египетской. В этом году он выпадает на четверг пятой недели Великого поста, когда на утрене во всех храмах читается житие святой.

Чем для нас важен этот день? Чему учит Церковь примером преподобной? Об этом размышляет настоятель единственного в Москве храма Марии Египетской, иерей Дмитрий Кузьмин.

 

Настоятель единственного в Москве храма Марии Египетской, иерей Дмитрий Кузьмин 

 

Это богослужение называется «Стояние Марии Египетской». Житие святой читается вслед за каноном преподобного Андрея Критского. И есть такая традиция: на каждый тропарь канона Андрея Критского совершать земной поклон. За службу выходит около трехсот поклонов. У нас в храме эта традиция соблюдается. После трехсот поклонов тело невольно смиряется, и ты понимаешь, почему это богослужение называется «стоянием».

…Мария Египетская родилась в конце V века в Александрии. Гонения на Церковь тогда уже прекратились, и христианство распространилось во многие страны. Казалось бы, преподобной выпало жить в благополучное время. Но в таком большом и богатом городе, как Александрия, было слишком много греховных соблазнов.

Мария прикоснулась к греху в очень раннем возрасте – в двенадцать лет. Что ее толкнуло на блуд? Какие родители ее воспитывали? Мы этого не знаем. Но в двенадцать лет Мария ушла из дома и осталась одна. Один на один со своими страстями и грехами. И, конечно, потерпела поражение.

Как она вообще осталась жива?! Все семнадцать лет, проведенные в грехе, Мария находилась на грани жизни и смерти. В любой момент она могла умереть от рук людей, которые пользовались ею, как вещью. Вряд ли развратная женщина – и тогда, и сейчас – может рассчитывать на хорошее к себе отношение.

Об этом современные родители должны обязательно разговаривать со своими детьми. Что такое двенадцать лет сегодня? Шестой класс школы. Наши дети вступают в переходный возраст, начинают взрослеть. Они должны знать, что каждый человек непременно столкнется с грехом и встанет перед выбором. И от того, каким будет этот выбор, зависит вся его дальнейшая жизнь.

У Марии не было защиты от греха, и она погрузилась в бездну. Жила в нищете, так как никогда не брала деньги за блуд. Она занималась им исключительно ради удовольствия. Весь смысл ее жизни заключался в утолении плотской похоти, и молодая женщина на протяжении многих лет безудержно предавалась разврату.

Сколько зла она причинила людям! Ведь каждый ее бесстыдный поступок кого-то повреждал. Как говорит Иоанн Златоуст в своих поучениях, «если бы все женщины мира потеряли стыд, то не спасся бы ни один праведник».

Почему так важно блюсти свое тело в нравственной чистоте? Апостол Павел в послании к коринфянам пишет: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:19-20).

Православное учение о человеке говорит о том, что душа и тело в нем взаимосвязаны. И то и другое создал Господь. Мы очень часто грешим через наше тело и тем самым повреждаем душу. Но и душа может влиять на тело.

Когда Мария Египетская обратилась к Богу, то спасение ее души происходило через подвиги тела. Она ушла в пустыню, чтобы принудить себя ко многим воздержаниям.

Сколько раз ее охватывало желание вернуться к прежней жизни! Она падала на землю, била себя в грудь, каялась Богородице, просила у Нее прощения за то, что, вопреки своему желанию, вновь охвачена плотской страстью. Как же тяжела была эта борьба! В исступлении Мария грызла землю, рыдала, кричала в голос, но не сдавалась, и греховные желания отступали.

Могла бы она побороть грех, если бы осталась в городе? Вряд ли. Для молитвы и покаяния нужен не только пост, но и тишина, чтобы внимательно вглядеться в свою душу, спросить себя: «Что со мной? Какие истинные мои желания?»

Оказавшись в пустыне, Мария увидела, какая она на самом деле. Раньше грешница могла думать, что ее соблазнило вино или люди, которые ее окружали. Как Адам говорил: «Жена дала мне от дерева, и я ел». Мы тоже часто так думаем: «Я пришел в гости, мне дали, и я съел». Это другие меня соблазняют. Я-то нормальный, а мир вокруг меня – злой и грешный. А когда человек остается один, когда ничто его не отвлекает и не соблазняет, он понимает, что сам является источником греха. Преподобная ушла в пустыню, чтобы очищать свою душу. И сколько лет она грешила, столько же находилась в великих подвигах и искушениях.

Как учит нас православная аскетика, есть три степени восхождения человека к Богу: покаяние, борьба со страстями и совершенство. Пресвятая Богородица, коснувшись сердца будущей преподобной, помогает ей обратиться на путь ПОКАЯНИЯ. Мария в одно мгновение увидела, что живет неправильно. Ее первой молитвой было: «Помоги мне приступить ко Кресту Господню и я потом буду спасать свою душу».

Но просто вздохнуть и сказать: «Я великий грешник» – мало. Дьявол ведь тоже говорит: «Я противлюсь Богу». Вопрос в том, что ты делаешь для спасения своей души? Мало увидеть, какой ты есть. Должна еще быть БОРЬБА. Чтобы стать лучше, чтобы приблизиться к Богу, необходимо изменить себя. И вот такой пример великой борьбы и победы над страстями дает нам преподобная Мария Египетская.

Когда на службе читается житие преподобной, описание ее блудной жизни, многих поражает глубина ее грехопадения. Ведь такого бесстыдства, такой проповеди греха люди еще не знали. И грех начинает смущать душу слушающих. Они размышляют о нем, эта информация поглощает все их внимание. А то, что касается борьбы со страстями – великой борьбы – уходит на второй план. Это неправильно. Преподобная Мария Египетская, чтобы очиститься от своих страстей, провела в пустыне долгих семнадцать лет. Никого нет, а она видела танцы, слышала песни, хохот, стоны, вкус вина во рту. Какие искушения! А вокруг змеи, пауки… Нет ни воды, ни еды. Великие страдания каждый день, каждую секунду. Вот это и есть искупление.

И невозможное стало возможным: из глубины греха она приблизилась к Богу и достигла совершенства. Теперь Сам Господь ее ведет. Она возносится на молитве, цитирует Священное Писание и вот уже обладает особыми дарами, которые дал ей Спаситель.

Но что же нам, грешным, делать? Вот они – мы, а вот – великий пример. Возможно! И воздержание, и молитва, и твердость души, и держание своего слова. Разве сейчас все по-другому, чем в те времена, когда жила Мария? Все то же самое: и соблазны больших городов, и проповедь греха, и наш выбор.

У нас есть великие примеры святых. И если будем трудиться, будем действительно бороться с грехом, то с Божией помощью и помощью Пресвятой Богородицы, которая не оставила Марию Египетскую, мы можем стать лучше. Об этом говорит опыт Церкви. Нам нужно идти за теми, кто уже прошел спасительным путем.

 

Мария Египетская: имя святой на карте мира

 

Москва, Братеево, ул. Борисовские Пруды, напротив дома 33 Москва, Братеево, ул. Борисовские Пруды, напротив дома 33
Ковчег с частицей мощей преподобной Марии Египетской Москва, ул. Большая Лубянка, д. 19. Сретенский монастырь. Ковчег с частицей мощей преподобной. В 1385–1930 годах на территории Сретенского монастыря находилась церковь Марии Египетской.
Московская область, Домодедовский район, пос. Константиново. Строящаяся церковь. Московская область, Домодедовский район,
пос. Константиново. Строящаяся церковь.
Белгородская область, Красногвардейский район, с. Марьевка. Село названо в честь Марии Египетской. Храм конца XVIII века. Белгородская область, Красногвардейский район, с. Марьевка. Село названо в честь Марии Египетской. Храм конца XVIII века.
Калужская область, Оптина пустынь. Церковь Марии Египетской и праведной Анны Калужская область, Оптина пустынь. Церковь Марии Египетской и праведной Анны
Нижний Новгород, ул. Коломенская, д. 20. Храм на территории женской исправительной колонии (ФКУ ИК-2). Нижний Новгород, ул. Коломенская, д. 20. Храм на территории женской исправительной колонии (ФКУ ИК-2).
Оренбургская область, Новосергиевский район, с. Покровка. Николаевский мужской монастырь. Колокольня с надвратной церковью Оренбургская область, Новосергиевский район, с. Покровка. Николаевский мужской монастырь.
Колокольня с надвратной церковью
Псковская область, Локнянский район, с. Миритиницы Псковская область, Локнянский район, с. Миритиницы
Самара, ул. 5-я просека, напротив дома 99Б Самара, ул. 5-я просека, напротив дома 99Б
Тюменская область, Тобольский район, с. Абалак, ул. Советская, д. 32. Церковь в Абалакском Знаменском монастыре Тюменская область, Тобольский район,
с. Абалак, ул. Советская, д. 32.
Церковь в Абалакском Знаменском монастыре
Ярославская область, г. Углич, ул. Спасская, д. 31/2а. Воскресенский монастырь. Звонница с церковью Марии Египетской Ярославская область, г. Углич, ул. Спасская, д. 31/2а. Воскресенский монастырь. Звонница с церковью Марии Египетской
Беларусь. Минская область, г. Вилейка, ул. 17 Сентября, д. 33 Беларусь. Минская область, г. Вилейка, ул. 17 Сентября, д. 33
Украина. Киев, ул. Предславинская, д. 9. Храм Марии Египетской при родильном доме №7. Украина. Киев, ул. Предславинская, д. 9.
Храм Марии Египетской при родильном доме №7.
Германия. Тюбинген. Österbergstrasse 2. Домовая церковь университетского студенческого общежития «Адольф-Шлаттер-Хаус» (Московский Патриархат). Германия. Тюбинген. Österbergstrasse 2. Домовая церковь университетского студенческого общежития «Адольф-Шлаттер-Хаус» (Московский Патриархат)
Италия. Неаполь. Corso Umberto I, 208. Santa Maria Egiziaca a Forcello. Католический храм, где хранятся мощи святой. Италия. Неаполь. Corso Umberto I, 208. Santa Maria Egiziaca a Forcello. Католический храм, где хранятся
мощи святой.
Святая Земля. Иерусалим. Часовня Марии Египетской Гроба Господня. Построена на месте покаянного обращения Марии Египетской. Икона Пресвятой Богородицы, у которой Мария Египетская принесла обет изменить свою жизнь, хранится в греческом храме апостола Иакова, брата Господня, г. Иерусалим Святая Земля. Иерусалим. Часовня Марии Египетской Гроба Господня. Построена на месте покаянного обращения Марии Египетской. Икона Пресвятой Богородицы, у которой Мария Египетская принесла обет изменить свою жизнь, хранится
в греческом храме апостола Иакова, брата Господня, г. Иерусалим.
Египет, Александрия – город, где родилась Мария. Египет, Александрия – город, где родилась Мария.
Святая Земля. Каср эль Яхуд, Иорданская сторона (на границе Израиля и Иордании). Монастырь Иоанна Предтечи на берегу Иордана, где причастилась Мария Египетская перед уходом в пустыню Святая Земля. Каср эль Яхуд, Иорданская сторона (на границе Израиля и Иордании). Монастырь
Иоанна Предтечи на берегу Иордана, где причастилась Мария Египетская перед уходом в пустыню.
Святая Земля. Место, где Мария Египетская перешла Иордан и ушла в пустыню Святая Земля. Место, где Мария Египетская перешла Иордан и ушла в пустыню.

 

Подготовила Ольга Стефанова

Поделиться в социальных сетях:



13 Apr 2016