Каждый день в утренних и вечерних молитвах мы молимся Святой Троице – Отцу и Сыну, и Святому Духу. Но как часто мы размышляем о самой сути нашей веры? Правильно ли мы понимаем учение о Божественном Триединстве? 
На Первом Никейском Соборе, созванном в 325 году, епископ-простец Спиридон Тримифунтский очень образно и наглядно объяснил своим  оппонентам Единство во Святой Троице.  Сотворив крестное знамение, он взял в правую руку плинфу (обыкновенный кирпич), и стиснул его. «Во имя Отца!» - и в это мгновение из плинфы вырвался вверх огонь. Святитель продолжал: «И Сына!» - вниз потекла вода. «И Святого Духа!» Раскрыв ладонь, он показал оставшуюся на ней сухую глину. «Вот три стихии, а плинфа одна, - сказал тогда святитель Спиридон, - так и в Пресвятой Троице - Три Лица, а Божество Едино».
Все поняли простую мысль: как в материи соединяются три стихии - огонь, вода и земля, так и в Боге соединились Три Ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух.
В VIII веке святой Герман, патриарх Константинопольский, для объяснения Триединства Святой Троицы предложил такую аналогию. Солнце как небесное тело порождает лучи, которые несут нам свет и тепло. «При этом тепло и свет неотделимы от солнца, как неотделимы по своей природе Бог-Сын и Бог-Дух Святой от Бога-Отца, Который рождает первого и изводит второго».

В богословских трудах Святых Отцов Церкви можно найти и такие размышления о Святой Троице:
•    «Святая Троица … имеет одно и то же Единое Божество, неразрывна, нерассекаема, нераздельна, все исполняет, все содержит, во всем пребывает, все зиждет, всем правит, все освящает, животворит».
Святитель Василий Великий
•    «У нас один Бог, потому что Божество одно… Божество в Разделенных неделимо, как в трех солнцах, которые заключены одно в другом, одно растворение света».
Святитель Григорий Богослов
•    «Для меня и для всякого верующего остается твердым тот догмат благочестия, что, где представляется говорящим один Отец, там разумеется вместе и Сын, и Дух Святый. Где говорит Сын, там и власть Отца, где действует Дух Святый, там действует и Отец. Не разделяется слава Святой Троицы, как не разделяется и учение истины».
Святитель Иоанн Златоуст
И все же, вряд ли дано человеку постичь всю глубину Божественной сущности. Хотя бы потому, что мы не можем мыслить вне категории времени и пространства. И святые прямо об этом говорят.
•    «Сила ума нашего по естеству способна к познанию телесных и бестелесных существ, о Святой же Троице ведение приемлет она по единой благодати, веруя только, что Она есть, но не дерзая пытать, что Она есть по естеству...»
Преподобный Максим Исповедник
•    «В отношении к нераздельной и неслиянной Троице невозможно ни помыслить, ни сказать: первое, второе, третье, или большее, или меньшее. Что есть и каково Божественное и Пресущественное Естество, это совершенно неизреченно, неизглаголанно и недомыслимо; уму человеческому невозможно понять этого».
Преподобный Симеон Новый Богослов
Понять невозможно, но мы можем видеть (и даже слышать) отражение Пресвятой Троицы во всем, что нас окружает. Прежде всего, это трехмерное пространство. Три состояние материи: твердое, жидкое и газообразное. Три составляющие музыки: гармония, мелодия и ритм. Наконец, триединство самого человека: дух, душа и тело. 
И эта троичность наилучшим образом доказывает истинность учения о Святой Троице. «Она, – говорит  преподобный Симеон Новый Богослов, – Творительница всего. Она, образовав всего меня из глины и дав душу, поселила меня на земле и дала смотреть на свет, а в нем видеть и этот чувственный мир, солнце, луну... звезды, небо и землю, море и все, что есть среди них».
Разделяя эти слова святого, прославим и мы Преблагую Святую Троицу.

Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу во веки веков! Аминь.

 

Поделиться в социальных сетях:
#Святыни, #Святая Троица, #Божественное Триединство, #Наша Вера, #Божественная Сущность

11 Nov 2020