Пресвятую Богородицу Церковь называет Заступницей Усердной рода христианского. Многочисленные чудеса, совершенные Ею во всем мире и на протяжении многих веков для защиты и вразумления чад Церкви, народов и государств, свидетельствуют об этом. Однако в русских людях особенно теплое чувство вызывают свидетельства помощи Матери Божией нашему Отечеству.
В 1591 году, когда крымский хан Казы Гирей пошел на Москву, жители Москвы стали молиться Богородице, взяли чудотворную икону Донскую, обошли вокруг Кремля, вокруг города, по воинским рядам, и татары, хотя до этого ожесточенно наступали, вдруг почувствовали великий трепет, ужас, страх, повернули и ушли к себе. Сегодня на месте, где стояла чудотворная икона Донская, основан Донской монастырь.
В смутные времена, когда пришли шведы, когда поляки заняли Москву, Косма Минин и Димитрий Пожарский в знамение ополчения взяли Казанскую икону Божией Матери – и Богородица изгнала поляков из Москвы. В память об этом событии на Красной площади в Москве построен Казанский храм Божией Матери.
В 1812 году, во время нашествия Наполеона, русские войска взяли в знамение икону Божией Матери «Одигитрия». Перед Бородинским сражением эту икону обносили по рядам русских воинов, все коленопреклоненно молились – и вражеское войско продвинулось только на 400 метров. Потеряв множество наиболее опытных и боеспособных солдат, французы в тот же день отступили на исходные позиции. Планировавшийся разгром основных сил Российской империи провалился.
Пресвятая Богородица являлась русским солдатам в самые страшные моменты сражений Первой мировой войны и спасала от верной смерти. Так, в 1914 году, на Восточном фронте под городом Августов (Восточная Польша) во время окружения, когда помощи ждать было неоткуда и все надеялись только на Господа, явилась Богородица с младенцем на руках и указала путь. По рассказам солдат и казаков Русской армии написана икона Божией Матери «Августовская».
Помощь Пресвятой Богородицы нашим воинам описана во многих книгах.
К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне в издательстве «Сибирская Благозвонница» вышел сборник, составленный из проповедей и произведений лаврского старца, архимандрита Наума (Байбородина). В книге много исторических фактов, воспоминаний современников о защите Богородицей нашей Родины в Великой Отечественной войне.
Автор этой книги – ветеран Великой Отечественной войны. В октябре 1944 года Николай Байбородин был призван в ряды Советской Армии и проходил срочную службу в авиатехнических частях: сначала в авиационной радиотехнической школе г. Фрунзе (ныне столица Киргизии Бишкек), затем переведен в г. Ригу (Латвия), служил в воинских частях г. Калининграда и г. Шяуляя (Литва), обеспечивал техобслуживание аэродромов. Участвовал в войне с фашистской Германией и Японией.
Впоследствии он был награжден медалями «За победу над Германией» и «30 лет Советской Армии». В ноябре 1952 года демобилизовался в звании старшего сержанта. Вернувшись домой, поступил на физико-математический факультет Киргизского государственного университета, а в 1957 году – в Московскую духовную семинарию. 14 октября того же года он был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Спустя год пострижен в монашество с именем Наум. Затем он был хиротонисан во иеродиакона, а ровно через год – рукоположен в иеромонахи. В 1960 году успешно окончил семинарию по первому разряду. 25 апреля 1970 года возведен во игумены, в 1979 году ко дню Святой Пасхи – в сан архимандрита. В течение многих десятилетий после братского молебна он ежедневно принимал богомольцев для исповеди и духовного наставления. Его неустанное молитвенное делание и ревность к служению являлись высоким примером для монастырской братии. Преставился ко Господу 13 октября 2017 года на 90-м году жизни. Похоронен за алтарем Духовского храма Свято-Троицкой Сергиевой Лавры рядом с могилой архимандрита Кирилла (Павлова).
В своих трудах о Победе в Великой Отечественной войне архимандрит Наум (Байбородин) много внимания уделял и вопросам технического оснащения нашей армии, и боевым действиям на фронтах, и политической обстановке. Но особо он отмечал помощь Господа, Пресвятой Богородицы и Небесных Сил нашему Отечеству, которая и принесла Победу.
«По-человечески, конечно, можно сказать, что победил высокий воинский дух наших солдат. Несомненно, было и это. Но во всем переломе войны, в нашей Великой Победе мы должны усматривать прежде всего присутствие Господней милости к нам и повсеместную чудотворную помощь скорбной России, восставшей от своего неверия», – говорил отец Наум.
Батюшка рассказывал и о крестных ходах с чудотворными иконами Божией Матери, и о чудесных явлениях Пресвятой Богородицы солдатам, о Ее заступничестве и помощи в критические минуты боев. Вот несколько чудесных историй из этой книги.
Перед самым началом Великой Отечественной войны одному старцу Валаамского монастыря во время службы в храме было три благодатных явления.
В первый раз он увидел Божию Матерь, святого Иоанна Крестителя, святителя Николая Чудотворца и сонм святых — все они молили Господа, чтобы Он не оставил Россию. Спаситель отвечал, что в России упадок веры и благочестия столь велик, что невозможно терпеть эти беззакония. Все святые и Богородица продолжали молиться со слезами. Наконец Спаситель сказал: «Я не оставлю Россию». Потом было второе явление: Божия Матерь и святой Иоанн Креститель стояли пред Престолом Господним и снова молили о спасении России. И вновь последовал тот же ответ: «Я не оставлю Россию». В третий раз старец увидел Пресвятую Богородицу стоящей пред Сыном Своим и со слезами умоляющей Его о спасении России. «Вспомни, Сын Мой, – говорила Она, – как Я стояла у Твоего Креста...» – и хотела опуститься на колени. «Не надо, – сказал Спаситель. – Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради слез Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню».
Явления Божией Матери удостоился иеромонах Тимон (Питкевич) — последний великий старец Валаамского монастыря, прошедший через гонения и изгнание, но оставшийся непоколебимым в вере.
После революции Валаам оказался на территории Финляндии, и в 1923 году финские церковные власти, подчиняясь Константинопольскому Патриархату, потребовали перехода на новый стиль. Монахов, отказавшихся от нововведения, судили, ссылали в дальние скиты, а некоторых даже сажали в тюрьму. Отец Тимон возглавил сопротивление календарной реформе, призывая братию держаться традиционного православия. «Хоть живьем закопайте — не отступлю», — отвечал он своим гонителям.
После эвакуации монастыря на материк в 1939 году старец продолжал жить по юлианскому календарю, не ходил на «новостильные» службы и тайно литургисал в сарае. В послевоенные годы, уже в схиме с именем Михаил, он почти полностью ушел в затвор, ежедневно совершая богослужения в своей келье. Несмотря на строгий пост и слабость здоровья, он принимал духовных чад, наставляя их с любовью и мудростью.
В 1957 году старец вернулся в Россию, поселившись в Псково-Печерском монастыре. Здесь он провел последние годы в затворе, страдая от слепоты и давления безбожных властей. Исповедник мечтал умереть на Пасху или Благовещение, и Господь услышал его молитвы — схииеромонах Михаил отошел ко Господу на Благовещение 1962 года, и был похоронен в Богом зданных пещерах.
Шла безбожная пятилетка. Народ в значительной части своей оставил веру отцов. Но при всем том нашествие нацистской Германии на нашу землю открыло миру, что, вопреки всему, Православие жило потаенно в сердцах многих русских людей.
Война началась 22 июня 1941 года – в день Всех святых, в земле Российской просиявших. Церковь земная тогда объединилась с Церковью Небесной для спасения России.
Началась война – и вера ожила в сердцах людей. Народ пошел в церковь.
В первый же день войны митрополит Сергий (Страгородский) обратился с патриотическим воззванием к верующим. Церковь благословила Отечественную войну русского народа. Защита Родины стала защитой Святой Руси.
26 июня митрополит Сергий совершил в московском Богоявленском соборе молебен о победе русского воинства, зачитав молитву, составленную в Отечественную войну 1812 года.
В самом начале Великой Отечественной войны патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Очень немного истинных друзей оставалось у нашей страны тогда. Но Промыслом Божиим для изъявления воли Божией и определения судьбы страны и народа России был избран друг и молитвенник за нее из братской Церкви – митрополит гор Ливанских Илия (Антиохийский Патриархат). Он знал, что значит Россия для мира; знал и поэтому всегда молился о спасении страны Российской. После обращения Александра III митрополит Илия стал еще горячее всем сердцем молиться о спасении России от погибели, от нашествия вражеского.
Митрополит просил Божию Матерь открыть ему, чем можно помочь России. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего, кроме иконы Пресвятой Богородицы. Владыка затворился там, не вкушая пищи, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился перед иконой с лампадой. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых, о том, куда дошел враг.
Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа российского. Если всё, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет.
Богородица сказала, что должны быть открыты по всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Сейчас готовят к сдаче Ленинград, но город этот сдавать нельзя. Пусть, сказала Она, чудотворную икону Казанской Божией Матери обнесут крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую землю.
Перед Казанской иконой нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу тоже нельзя.
Митрополит Илия немедленно связался с представителями Русской Православной Церкви, советским правительством, поведал о чудесном явлении и передал им всё, что было ему открыто.
Сталин отнесся к посланию Божией Матери со всей серьезностью и поручил своему секретарю Поскребышеву выяснить у историков всё, что касается чудотворной иконы, и, в частности, историю спасения ею Москвы.
Сталин, учившийся в духовной семинарии, быстро осознал, что в войне не выстоять, если не опираться на поддержку истинно религиозного в своей основе патриотизма русского народа. Ведь, несмотря на все усилия богоборцев, всесоюзная перепись населения 1937 года засвидетельствовала, что более половины населения СССР (57%) – верующие.
3 июля люди по радио услышали знаменитое христианское и совсем не коммунистическое обращение к народу Иосифа Виссарионовича Сталина: «Братья и сестры! К вам обращаюсь я, друзья мои!»
Люди, жившие почти четверть века при безбожной власти, вновь почувствовали себя братьями и сестрами во Христе.
Уже после июльских боев Сталин вызвал к себе местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) и обещал исполнить во спасение России всё, что передал митрополит Илия.
Митрополит Илия (в миру Салим Насиф Карам) родился 8 мая 1903 года в ливанском городе Бхамдун. С детства проявил глубокую религиозность: уже в 1918 году он стал иподиаконом при Антиохийском патриархе Григории IV, который оказал на него значительное духовное влияние.
В 1921 году поступил в Баламандскую духовную семинарию, а через два года был рукоположен в диаконы. К 1930 году он стал архимандритом, а в 1935-м — митрополитом Библским и Ботрисским, ипертимом и экзархом Гор Ливанских. В этот период он активно участвовал в межцерковных связях, в том числе с Русской Православной Церковью Заграницей.
Во время Второй мировой войны митрополит Илия стал известен как горячий сторонник СССР, собирая пожертвования для советских детей и выступая против нацистской пропаганды. В 1947 году он впервые посетил СССР по приглашению Московской Патриархии, где его встречали с большими почестями. Патриарх Алексий I щедро одарил его церковными реликвиями, включая облачения и иконы.
В 1948 году митрополит Илия участвовал в праздновании 500-летия автокефалии Русской Церкви, где публично поддержал курс Московского Патриархата. В последующие годы он неоднократно возвращался в СССР, участвуя в важных церковных событиях.
Скончался 11 апреля 1969 года, в Великую Пятницу. Похоронен в родном Бхамдуне, где его могила почитается верующими.
Летом 1941 года была прекращена антирелигиозная пропаганда. Закончился выпуск антирелигиозных журналов. Была ликвидирована антирелигиозная секция при институте философии Академии наук СССР, а Центральный музей истории и атеизма оказался фактически выброшенным на улицу. Был распущен Союз воинствующих безбожников. Стали открывать церкви, священников из тюрем освобождать, из армии отзывать – пусть служат, победу испрашивают у Бога. С этого момента вновь открыто пошел русский народ в храмы, и Господь принял его покаянную молитву.
В начале октября, когда немцы приблизились к Подмосковью, а танки Гудериана рвались к Туле, митрополит Сергий обратился к Сталину с предложением освятить район предстоящих сражений, пронести по Московской оборонительной линии икону Смоленской Божией Матери, ту самую икону, с которой в 1812 году шли русские воины против французов на Бородинском поле.
Сталин охотно принял предложение. Дело доверено было митрополиту Ленинградскому Алексию. Икону Божией Матери на самолете провезли вдоль подмосковного оборонительного рубежа, как бы с неба благословляя места предстоящих битв. Пару кругов сделал самолет над Бородинским полем, где буквально через несколько дней развернулось сражение, во многом решавшее судьбу столицы. И опять повторилось там то, что произошло в 1812 году. Наши войска не потерпели поражения, добились успеха, нанеся большой урон захватчикам, но в силу сложившихся обстоятельств вынуждены были покинуть свои позиции, уйти с легендарного поля. Отошли, чтобы преградить путь к Москве.
К середине октября в обороне Красной армии образовалась брешь шириной до 500 км. И именно 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, в день, когда советское командование четко не представляло, какими силами закрыть эту брешь, немецкие генералы вдруг застопорили бросок танковых колонн. Разве это не чудо?
Немцы остановились в 100-150 км от Москвы и простояли так целых две недели! Господь и Пресвятая Богородица страхом удерживал их. Эта пауза позволила советскому руководству перебросить с Дальнего Востока и Сибири под Москву 12 дивизий с 1700 танками и 1500 самолетами – всего 250 тыс. человек.
В это же время было решено перенести мощи святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, в Богоявленский собор, где всю войну стояла та самая чудотворная Казанская икона Божией Матери, которая была еще с ополчением 1612 года. Пришло время возвращения веры на Русскую землю, как и предсказывали наши святые.
Во время битвы за Москву митрополит Николай (Ярушевич) часто выезжал па передовую, совершал богослужения в московских храмах.
Огромное значение имел традиционный парад войск на Красной площади 7 ноября 1941 года. Сталин в своем напутствии войскам призвал помнить имена тех, кто создал и защищал Россию, ее национальных героев — Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова.
Сразу же после парада был отслужен молебен перед Казанской иконой Божией Матери и совершен крестный ход вокруг площади с прошениями у Бога милости и помощи.
Несмотря на героические усилия советских войск, враг упорно продвигался к столице. Казалось, что ничто уже не в силах его остановить.
В некоторых местах фашисты подошли к Москве на 25-30 км. В районе Красной Поляны установили орудия для стрельбы по Москве, которую можно было рассмотреть в бинокль. По Ленинградскому шоссе немцы дошли до Химок.
В церквах усиленно молились о спасении России, и молитва была услышана.
Сонм русских святых во главе с Пресвятой Богородицей пришел на помощь русскому воинству, защитив Небесным Покровом многострадальную Русь.
В эти дни чудотворная икона Тихвинской Божией Матери была обнесена самолетом вокруг Москвы. Затем состоялся крестный ход вдоль оборонительных сооружений, после чего началось резкое похолодание.
Наступление фашистских орд было остановлено сильнейшими морозами. Температура достигала 52 градусов по Цельсию. Морозы для немцев был ужасным бедствием. Замерзало все: техника, топливо, люди. Количество обмороженных вражеской армии достигло 228 тыс. человек.
Немецкие генералы пишут в своих мемуарах: «Нас Мадонна (так они называют Божию Матерь) не впустила в Москву. Мы видели Ее в облаках с Ангелами и отступили».
Немцы бежали, гонимые каким-то паническим ужасом, оставляя за собой трупы и разбитую технику. Никто из гитлеровских генералов так и не понял, что же случилось на самом деле.
1 декабря 1941 года вышел исторический приказ № 396 о нашем контрнаступлении под Москвой за подписью «Ставка Верховного Главнокомандования. II. Сталин, А. Василевский».
Сталин послал телеграмму во Владимир об открытии Успенского собора, и был дан приказ маршалу Жукову начать наступление в день памяти Александра Невского – 6 декабря. Святой благоверный князь Александр Невский в 1242 году победил немцев и ровно через 700 лет снова спас Русь от порабощения иноземцев и иноверцев.
7 декабря 1941 года можно было уже с уверенностью сказать, что немецкое наступление на Москву провалилось.
Ударные дивизии группы армий «Центр» были разгромлены и отброшены от Москвы на 150-300 км. Немцы, отступая, потеряли полмиллиона солдат, 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тыс. автомашин и много другой техники.
Москву защитила Тихвинская чудотворная икона Божией Матери. Чудесным является факт освобождения 9 декабря 1941 года (т.е. вскоре после облета с иконой столицы!) г. Тихвина Ленинградской области.
В этом районе немцы сосредоточили большие силы: до пяти дивизий. У нас же на этом направлении было лишь минимальное превосходство над противником в пехоте и артиллерии (без должного количества снарядов). Противник при этом значительно превосходил нас в танках.
И вдруг, 9 декабря, противник поспешно отступает, бросая обозы, технику, сжигая склады с продовольствием, боеприпасами и горючим. Кого испугались немцы?
Командующий германской армией генерал Эрнст Буш действительно дал команду своим войскам спешно отходить, так как сразу восемь командиров его передовых частей доложили ему о приближающейся танковой армаде русских.
Местная жительница рассказывала, что немцы в страхе бежали, напуганные будто бы наступавшими по фронту двумя танковыми дивизиями русских и засвидетельствовала явление Божией Матери как раз над разрушенным монастырем.
Подобных примеров, не объяснимых с чисто военной точки зрения событий, имеется в отечественной истории немало.
В годы Великой Отечественной войны Тихвинский Богородичный Успенский монастырь претерпел много скорбей. Осенью 1941 года немецкие войска, пытаясь замкнуть второе блокадное кольцо вокруг Ленинграда, захватили Тихвин. С 8 ноября по 9 декабря 1941 года город находился под оккупацией, а монастырь (к этому времени давно закрытый) подвергся окончательному разграблению и разрушению.
Гитлеровцы вывезли из обители все ценные иконы, включая главную святыню — чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери. С икон срывали драгоценные оклады, уничтожали убранство. Были повреждены звонница, настоятельский корпус, полностью разрушена Крестовоздвиженская церковь. Во дворе монастыря фашисты устроили кладбище.
Судьба Тихвинской иконы сложилась драматично: ее перевезли в Псков, затем в Ригу, а позже — в Чикаго, где она хранилась у епископа Иоанна (Гарклавса). Он завещал вернуть святыню только после возрождения монастыря.
9 декабря 1941 года советские войска освободили Тихвин, но монастырь лежал в руинах. Лишь в 1945 году в уцелевшей часовне «Крылечко» возобновились богослужения — это был единственный действующий храм в районе на долгие годы.
Возрождение обители началось только в 1990-х, а в 2004 году Тихвинская икона, наконец, вернулась домой — как и предсказывал владыка Иоанн.
Битва за Сталинград продолжалась около двухсот дней, с июля 1942-го по февраль 1943 года. Город полностью был разрушен, несколько зданий уцелело, и среди них – храм во имя Казанской иконы Божией Матери с приделом преподобного Сергия Радонежского!
В Сталинграде перед Казанской иконой шла непрестанная служба – молебны и поминовения погибших воинов. Икона была среди наших войск на правом берегу Волги. Немцы так и не смогли перейти реку, несмотря на все их усилия. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у реки, но с ними была Казанская икона, и они стояли насмерть.
Жители левобережья Волги напротив города Сталинграда свидетельствовали, что с одного из военных аэродромов их села взлетал самолет с иконой Божией Матери для облета Сталинграда осенью 1942 года.
Местные жители рассказывали, как в 1942 году Георгий Константинович Жуков прибыл в село Ушаковка – здесь находился штаб Сталинградского фронта – и лично участвовал в облете линии фронта с иконой Казанской Божией Матери. Об этом факте Жуков лично рассказывал писателю Юрию Васильевичу Бондареву.
Казанская икона Божией Матери находилась и в боевых порядках 62-й армии Чуйкова на правом берегу Волги.
Один из защитников Сталинграда, видевший явление Божией Матери, вспоминал: «Уверенность в победе больше не покидала. Видение Божией Матери в рост в осеннем небе Сталинграда как щит пронес сквозь всю свою жизнь на фронте».
Солдаты рассказывали, что во время боя появилась светлая полоса и обе стороны прекратили обстрел. Немцы решили, что русские что-то придумали, а наши думали на немцев и послали разведку узнать, что там. Преодолев некоторое расстояние, разведчики увидели, что свет исходит от Женщины в белом. Они поползли к Ней, чтобы спросить, почему Она стоит и чего Она хочет. Но тут невидимая стена преградила им путь. Бойцы вернулись на свою позицию. Продолжалось явление Богородицы полчаса-час.
«Испокон века русские воины — от солдата до фельдмаршала, знали, если Господь им даровал в сражении победу, то успех сей — проявление милости Божией, заступничества Богоматери и святых угодников Божиих».
Помогла Богородица отстоять Сталинград.
Так было и на Курской дуге.
О чуде, происшедшем в переломный момент в ходе Великой Отечественной войны, вспоминает наш современник: «Мой дядя видел во время войны Матерь Божию, – это было на Курской дуге. Она явилась на небе, указала рукой в сторону немцев, как бы обозначая направление нашего наступления. Вся рота это видела — и все упали на колени, все уверовали и сердечно молились Пресвятой Богородице. А война с того дня потекла действительно в другом направлении — русские стали наступать. Так мой дядя-фронтовик стал верующим...»
Сам Господь помогал русскому воинству.
Многие читали и слышали о знаменитой Корсунь-Шевченковской операции, в ходе которой попало в окружение свыше 55 тысяч немецких солдат и офицеров. А это свыше десяти дивизий!
Вспоминает участник тех боев:
«День шестого августа был очень жаркий. На небе ни облачка... Наш передовой отряд и подошедшие главные силы полка поняли, что мы обречены на верную гибель – противник растопчет нас, когда будет прорываться из окружения.
Оставалась одна надежда – на Всевышнего. Едва ли не каждый из воинов просил милости у Него во спасение души. И произошло невероятное. Из-за западного высокого лесистого берега Ворсклы клубами выкатились черные тучи, сразу потемнело, дунул прохладный ветер. А когда тучи приблизились, из них брызнули молнии, небо раскололось, молнии били в расположение противника. Хлынул ливень, сотрясаемый громовыми раскатами. Все поняли, что этот ливень – по Промыслу Господа нашего пролился. Бойцы старшего поколения открыто говорили: “Во! Говорят, нет Бога. А Он есть и услышал наши моления!”
Ливень длился два часа. Земля пропиталась влагой так, что в черноземе увязли даже танки противника. Наша неожиданная атака ошеломила немцев...
Вся наша дивизия считала, что это сражение было победным благодаря грозе, ниспосланной небом. Иного и нельзя было предполагать».
Богородица помогала России победить и фашистскую Германию, и милитаристскую Японию.
Матерь Божия шествовала по фронтам и приносила победу. Там, где был Покров Божий Матери, там враг не прошел. Как ни трудно было, стояли насмерть, а завет Царицы Небесной выполнили.
Официально война с Японией длилась 24 дня, но на практике все было кончено за 10 дней. Безусловно, успех в Маньчжурской кампании связан с именем маршала Василевского. 8 сентября 1945 года ему было вторично присвоено звание Героя Советского Союза. Под командованием Василевского наши войска одержали блестящую победу на Белорусском фронте, взяли Берлин и разгромили милитаристскую Японию. Японские потери составили: 84 тыс. убитыми и 640 тыс. пленными. В плен сдалось 148 генералов японской императорской армии. Потери Красной армии в этой войне составили 12 тыс. убитыми (при взятии Берлина погибло более 300 тыс. человек) и 24 тыс. ранеными...
Александр Михайлович Василевский (1895–1977) — один из величайших полководцев Второй мировой войны, чья судьба началась в скромной семье сельского священника. Родившись в селе Новая Гольчиха Костромской губернии, он окончил духовное училище и поступил в Костромскую семинарию, но Первая мировая война изменила его планы — в 1915 году Александр добровольно вступил в императорскую армию.
В Великую Отечественную войну Василевский стал ключевой фигурой Генштаба, разрабатывая стратегию крупнейших операций: разгром под Сталинградом, Курская битва, освобождение Крыма и Белоруссии, взятие Кенигсберга. В 1945 году он блестяще провёл Маньчжурскую операцию, разгромив японскую Квантунскую армию всего за 24 дня.
Александра Михайловича называли «гением штабной работы»: он единственный военачальник, не потерпевший ни одного поражения. Дважды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», Василевский после войны занимал пост министра обороны СССР.
Читайте подробнее о маршале А.М. Василевском в интервью автора книги о выдающемся военачальнике, протоиерея Георгия Андрианова.
Передовые подразделения Красной армии вошли в Харбин в канун праздника Преображения Господня 18 августа 1945 года под неумолчный, как на Пасху, звон церковных колоколов. 19 августа в Свято-Никольском соборе совершался торжественный благодарственный молебен по случаю освобождения Харбина от японского ига. Служили три архиерея во главе с архиепископом Нестором (Анисимовым).
На молебне присутствовал маршал Василевский и другие военачальники.
Приказом № 1 военного коменданта города Харбина от 21 августа 1945 г. было определено: «Богослужение в храмах и молитвенных домах отправляется беспрепятственно».
Архиепископ Нестор (Анисимов) выступает на параде победы в Харбине
Русские воины показывали харбинцам зашитые в гимнастерки крестики и иконки, которыми родители благословили их перед уходом на фронт. Многие посещали богослужения в храмах, поражались обилию церквей...
24 октября 1945 года, перед праздником Иверской иконы Божией Матери, произошла первая встреча харбинцев с представителями Московской Патриархии. Наступила полная примиренность и светлое духовное торжество. Подписание документов, формально зафиксировавших факт воссоединения (с принесением харбинскими архиереями покаяния за годы пребывания в расколе), состоялось в Харбине 26 октября 1945 года. В лоно Матери-Церкви Российской возвращались архипастыри, клир и миряне Харбинской и Китайско-Пекинской епархий. Владыка Нестор был назначен управляющим Харбинской и Маньчжурской епархией, Патриаршим экзархом по Восточной Азии с возведением в сан митрополита...
В Харбине действовала духовная семинария. Был открыт лицей имени Святого Александра Невского, где программа советских школ-десятилеток объединялась с сугубо православным образованием (преподавание Закона Божия и Катехизиса, ежедневная молитва, богослужения в домовой церкви, церковное пение). Лицей успел сделать пять выпусков.
Владыка Нестор немедленно занялся оживлением миссионерской работы в Китае. В 1948 году был решен вопрос об открытии Православной Духовной миссии в Харбине...
В 1905 году мы не смогли одолеть врага, оказались беспомощны перед маленькой Японией. Не было успеха у нашей армии. Потому что было предательство, пренебрежение к святыне, попрание закона Божия. А в 1941-1945 годах вернулись к вере, и Покров Божий Матери простерся над Россией, над нашим воинством.
Через огненное испытание русский народ научался Правде, возвращался к Истине, ко Христу. Недаром Победу в Великой Отечественной войне называют вторым Крещением Руси, русской Пасхой. Победное шествие Красной армии в Маньчжурии совпало с великими днями Успенского поста. Покров Божий Матери осенял русское воинство и вел к победе.
«Вратарница Дальневосточная» — так с любовью называют Божию Матерь, ибо под Ее особым покровительством находятся дальневосточные земли.
Матерь Божия любит Русь и хранит ее до сих пор. Русским паломникам в Харбине не раз приходилось слышать рассказ о том, что китайцы могли бы в любой момент прибрать нынешнюю Россию к рукам, но каждый раз, когда возникает эта мысль, они видят, что вдоль российской границы ходит некая Пресветлая Жена, облаченная в голубые ризы, и «грозит им».
Но хранить Она будет русские рубежи до тех пор, пока мы будем Ее слушаться, соблюдать заповеди Божии, веру Православную в чистоте беречь.
Архимандрит Наум (Байбородин)
«Победу даровал Господь в ответ на молитвы Матери Божией», — говорил архимандрит Наум (Байбородин). Закончим словами из проповедей батюшки о том, что война обратила людей к вере.
«…Вера дает силы воинам, и Бог помогает верующим. Господь Иисус Христос невидимо обитал в сердцах полководцев и бойцов, укреплял их и помогал одерживать победы над врагами…»
«…Победа стала возможной благодаря величию Православного духа. Судьбы мира в руках Божиих. Деяния человечества и его вождей взвешиваются на весах Суда Божия от создания мира до самого его конца…»
«…“Слава и благодарение Богу!” —писал в Послании 9 мая 1945 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I…»
«…Победу даровал нам Господь в ответ на молитвы Матери Божией, всех, кто просил Его об этом на Небе и здесь, на земле…»
«…Победа была и военная, и духовная. Ценой неисчислимых жертв народа было спасено наше Отечество, все славяне и христианский мир от нацистского рабства. Люди в России в тысячах открытых церквей вновь получили возможность доступа к таинствам Церкви Христовой, к Православию…»
«…Это и объясняет основную загадку Великой Отечественной: почему в 1941 году советские войска, имея громадную численность и большое количество вооружения, потерпели сокрушительные поражения, а с 1943 года СССР начал одерживать одну победу за другой?...»
«…Конечно, можно сказать, что в войне победил высокий воинский дух нашей армии... Но во всем переломе войны, в нашей Великой Победе мы должны усматривать присутствие Господней милости к нам и повсеместную чудотворную помощь Матери Божией…»
«…Свершилось истинное чудо: в 1943 году по планам богоборцев должен был закрыт последний храм. Вопреки этому в том же 1943-м было восстановлено Патриаршество…»
«…Нужно нам, братья и сестры, помнить о благодатном Покрове Богородицы, о тайне Божия Промысла. Святым угодникам открыты все земные просторы, они видят и слышат нас…»
«...Много совершила чудес Богоматерь в земле Российской. И как Она скора на услышание! И нам нужно, братья п сестры, просить Матерь Божию, чтобы Она как отрока спасла из огня, так и нас бы избавила от огня наших страстей. Как у нас их много: гнев, ярость, безразличие к ближним, бесчувствие, гордыня, безумие, всякое непотребство, не любим мы церковные праздники, нарушаем посты, не терпим обиды. А нужно любить Евангелие, любить Церковь, любить святых угодников Божиих и переплавлять себя, как в пещи вавилонской, в посте, в молитве, в горниле искушений. Нужно потрудиться малое время. На этом пути покаяния Матерь Божия наша Заступница, Ангелы Хранители неотступно пребывают с нами…»
«Матерь Божия — наша Заступница, наша Помощница. Она благая Вратарница, Она Спасительница».
Публикацию подготовила Я.В. Гальченко
Читайте о помощи святых на Великой Отечественной войне в статье И.А. Рыжова «Благословенно воинство Небесного Царя».
Первая иллюстрация: Антон Великжанин/М24