«Хочу любить, хочу молиться…»

 

Половина короткой жизни Михаила Юрьевича Лермонтова прошла в Тарханах – пензенском имении его бабушки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Именно здесь поэт обрел глубинную связь с Православием.

 

«При свете трепетном лампады образной…»

Усадьба и село Тарханы, раскинувшиеся вдоль речки Милорайки, стали собственностью Е.А. Арсеньевой (урожденной Столыпиной) в 1794 году. Бабушка Лермонтова, по воспоминаниям современников, была женщиной строгой, решительной и умной. Кроме того – исключительно набожной.

Посетители музея, войдя в спальню Арсеньевой, невольно обращают внимание на передний угол с образом Спаса Нерукотворного. Эта прекрасно сохранившаяся икона конца XVII века из мастерской Симона Ушакова «живет» в Тарханах уже много лет. Ею отец Елизаветы Алексеевны благословил свою дочь на брак. Рядом находится еще одна икона, перед которой молилась хозяйка дома о здравии своего обожаемого внука. Это образ Богородицы «Споручница грешных».

 

27 июля исполняется 175 лет со дня трагической гибели поэта

Кроме того, на первом этаже дома была устроена особая комната со святыми образами. Там же висело и живописное полотно «Андрей Первозванный» – копия картины выдающегося русского художника XVIII столетия А.П. Лосенко. Долгое время считалось, что копию выполнил в 1828 году неизвестный мастер. Однако при реставрации холста выявилась надпись: «Картина... М.Ю. Лермонтова». Юному художнику тогда было всего четырнадцать лет.

Интерес к религиозной тематике – это, безусловно, заслуга Елизаветы Алексеевны, которая стремилась воспитать внука в благочестивых традициях.Позже это полотно было пожертвовано Арсеньевой приходской церкви и висело около левого клироса.

 

М.Ю. Лермонтов.  Портрет художника П.Е. Заболотского, 1837 г. М.Ю. Лермонтов. Портрет художника П.Е. Заболотского, 1837 г.

 

«А за прудом село дымится…»

Из окон комнаты Лермонтова в мезонине открывался живописный вид на село Тарханы с церковью Николая Чудотворца, возвышавшейся над низкими крестьянскими избами. Деревянный храм был сооружен еще в 1775 году, и усадьбу нередко называли по его имени – «Никольское, Тарханы тож».

Арсеньева и вся ее семья регулярно посещали богослужения, исповедовались и причащались. Имя Михаила Лермонтова впервые встречается в приходских книгах в 1815 году – будущего поэта принесли к причастию в возрасте полугода.

В 1820 году после смерти мужа и дочери Арсеньева построила на территории усадьбы новый дом. Тогда же появилась и церковь Марии Египетской – небесной покровительницы ее дочери. Задуманная как отдельный придел к Никольскому храму, эта церковь по виду больше напоминает часовню в стиле ампир.

 

Икона Спаса Нерукотворного  в спальне Е.А. Арсеньевой Икона Спаса Нерукотворного в спальне Е.А. Арсеньевой
Образная комната Образная комната

 

Елизавета Алексеевна не посчитала нужным украсить ее стены и купол росписью, но при этом не поскупилась на образа и церковную утварь. О них в архивных документах сказано так: «…иконы неполинялы, неповреждены, сосуды серебряные, внутри позлащены, дароносицы серебряные, книги церковного круга имеются, ризница богата». Были и «паникадило хрустальное с бронзовой отделкой», и «цветная дарохранительница», и «образ Василия Великого замечательной художественной работы», и «позолоченный иконостас». Рассказывают, что два образа – Святой Девы Марии и Архангела Михаила – заказали в самом Петербурге.

 

Копия картины А.П. Лосенко "Андрей Первозванный" Копия картины А.П. Лосенко "Андрей Первозванный"

 

«И вспомнил я ваш темный храм»

Два десятка лет церковь Марии Египетской была единственной действующей в Тарханах. Сильно обветшавший храм Николая Чудотворца разобрали и перенесли на кладбище, а новый еще не построили.

Миша очень любил эту церковь, напоминавшую ему о матери. Он заходил сюда во время службы – постоять среди пахнувших дымом и морозом крестьян. Молился вместе с ними. Несколько раз мужики просили Мишу, который сам еще был ребенком, стать крестным отцом их ребятишек. И он не отказывал. Всех этих детей будущий поэт считал своей родней.

Дважды или трижды Арсеньева возила Лермонтова в отдаленный Нижнеломовский Казанско-Богородицкий мужской монастырь, основанный в середине XVII века на месте явления иконы Казанской Божией Матери. От этого образа сразу же стали происходить чудеса исцеления, и в обитель потянулись вереницы паломников.

 

Михаилу Лермонтову было всего четырнадцать лет, когда он создал копию картины «Андрей Первозванный»

Каждый год, 8 июля, с Казанской иконой Божией Матери и местным почитаемым образом Иоанна Крестителя совершался крестный ход из монастыря в Нижний Ломов. А во время эпидемий и засух чудотворные иконы носили по городам и селам Пензенской губернии.

Глубоко запавшие в душу впечатления от этой обители Лермонтов впоследствии отразил в романе «Вадим»: «Звонили к вечерне; монахи и служки ходили взад и вперед по каменным плитам, ведущим от кельи архимандрита в храм… Под дымной пеленой ладана трепещущий огонь свечей казался тусклым и красным; богомольцы теснились вокруг сырых столбов, и глухой торжественный шорох толпы, повторяемый сводами, показывал, что служба еще не началась…

Прямой, высокий вызолоченный иконостас был уставлен образами в пять рядов, а огромные паникадила, висящие среди церкви, бросали… таинственные лучи на блестящую резьбу и усыпанные жемчугом оклады;… у стены едва можно было различить бледное лицо старого схимника…»

 

Комната поэта Комната поэта

 

«Тщанием означенного села помещицы»

Два с половиной месяца – с 30 декабря 1835 года до середины марта 1836-го – длился отпуск корнета лейб-гвардии Гусарского полка Михаила Лермонтова в Тарханах у бабушки. «Миша приехал ко мне накануне нового года, – писала Е.А. Арсеньева своей приятельнице. – Что я чувствовала, увидя его, я не помню, и была, как деревянная, но послала за священником служить благодарный молебен. Тут начала плакать и легче стало».

Эти месяцы поэт решил полностью посвятить работе. Он никуда не выезжал из усадьбы, много читал и писал. В то время были написаны автобиографическая поэма «Сашка», пьеса «Два брата», стихотворения «Умирающий гладиатор», «Еврейская мелодия», «В альбом» («Как одинокая гробница»).

 

Церковь Михаила Архангела в селе Тарханы Церковь Михаила Архангела в селе Тарханы

 

И, разумеется, Михаил Юрьевич не мог не обратить внимания на то, что в Тарханах сооружается «тщанием означенного села помещицы гвардии поручицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой вместо деревянной за ветхостью уничтоженной» новая каменная церковь в честь Архистратига Божия Михаила – его небесного покровителя.

Лермонтову, увы, не довелось увидеть завершения строительства. Это произошло в 1840 году, когда поэт находился на Кавказе. А тарханским старожилам освящение храма запомнилось неординарным событием. Как записал местный краевед П. Шугаев, в тот же день состоялось крещение трех младенцев, венчание трех пар и отпевание трех покойников.

 

В Михайловском храме В Михайловском храме

 

«Есть место, где я буду отдыхать…»

В июле 1841 года жизненный путь поэта трагически оборвался. Вряд ли стоит говорить о том, какое ошеломляющее впечатление произвело это событие на современников. Подчеркнем иное – Михаил Юрьевич до последних дней оставался истинно православным христианином. Он всегда возил с собой позолоченный крест с мощами и несколько икон, в том числе и образ святого Иоанна Воина, которым Елизавета Алексеевна благословила внука перед его отъездом на Кавказ.

…Раздавленная горем Арсеньева после долгих хлопот добилась разрешения перевезти прах внука из Пятигорска в Тарханы. Отпевали поэта 23 апреля 1842 года в новой Михайло-Архангельской церкви, а затем вторично предали земле. Поэт был похоронен рядом с могилами деда и матери. Спустя некоторое время над захоронениями соорудили кирпичную часовню, ставшую фамильной усыпальницей рода Арсеньевых.

 

Храм Марии Египетской в усадьбе Тарханы Храм Марии Египетской в усадьбе Тарханы

 

В этой часовне бывают все, кто приезжает в Тарханы. В ее куполе на ярко-голубом фоне изображен Господь Саваоф с небесным воинством. На стенах мы видим живописное полотно «Воскресение Христово» и три иконы – равноапостольного князя Владимира, святых Кирика и Иулитты. Эти святые изображены здесь, конечно, не случайно. Их память празднуется 28 июля – в день, когда был убит поэт.

А над самой усыпальницей, как и завещал поэт, растет могучий «темный дуб».

 

«Так храм оставленный – все храм»

Богослужения в храмах Архангела Михаила и Марии Египетской продолжались вплоть до конца 1920-х годов. Затем на церковную общину начались гонения. Решением советских властей были изъяты церковные ценности, сброшены колокола, а священников сослали в лагеря.

Когда закрывали церковь Архангела Михаила, на защиту храма отважилась лишь небольшая группа прихожанок. Они пытались отнять у сельских активистов, действовавших по указанию оперуполномоченного, святые иконы и богослужебные книги. Решительнее всех действовала Елизавета Фролова, которой удалось завладеть напрестольным Евангелием. Но в следующий момент от сильного удара она рухнула на пол. Представитель безбожных властей не постеснялся применить против женщин силу.

А вскоре Елизавету с тремя другими прихожанками арестовали и отправили в милицию. Перспективы у тарханских защитниц Христа были самые печальные. И лишь благодаря тому, что тюрьма была переполнена сверх всякой меры, женщин на другой день отпустили восвояси.

Храм между тем превратили в клуб. На втором этаже, в подкупольном пространстве, разместилась библиотека с читальным залом. В шестидесятых годах здание, как и церковь Марии Египетской, передали музею-заповеднику «Тарханы». После ремонта, в ходе которого все росписи замазали краской, в помещении храма открыли выставку «Лермонтов в памяти поколений».

Только спустя четверть века Михайловский храм был полностью восстановлен. На стенах вновь появилась роспись, и в храм вернулась молитвенная жизнь. На престольный праздник, в день памяти Михаила Архангела – небесного покровителя поэта, здесь совершается особо торжественное богослужение.

Воссозданы интерьеры и церкви Марии Египетской. Ее освятили 14 апреля 2007 года – на престольный праздник храма. Но службы совершаются здесь лишь два раза в год – в день памяти преподобной Марии и на Пасху. Остальное время она действует как выставка «Но чувство есть у нас святое», раскрывающая тему веры в творчестве Лермонтова.

…Только здесь, в Тарханах, с особой полнотой понимаешь, что лермонтовская поэзия – это порыв к горним вершинам животворящего духа и отблеск вечной красоты Божьего мироздания.

 

Бесценная реликвия

В октябре 1916 года потомки родственников поэта передали в Лермонтовский музей при Николаевском кавалерийском училище в Петрограде несколько бесценных реликвий, в том числе и образ Иоанна Воина. 8 ноября, в день Архангела Михаила, после торжественной панихиды протоиерей Иоанн Еленевский обратился к присутствующим со словами: «Сегодня, в день ангела бывшего питомца нашего училища Михаила Юрьевича Лермонтова, мы собрались помолиться о нем перед тем святым образом Иоанна Воина, который принадлежал Михаилу Юрьевичу и перед которым, быть может, не раз молился и он сам».

Сейчас эта икона находится в экспозиции Литературного музея Пушкинского Дома в Петербурге.

 

Икона Иоанна Воина (принадлежавшая Михаилу Лермонтову) Икона Иоанна Воина (принадлежавшая Михаилу Лермонтову)

 

Полезная информация:

Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы».

Адрес: 442280, Россия, Пензенская обл., Белинский р-н, с. Лермонтово, ул. Бугор, д. 1/1.

Тел./факс: (84153) 3-56-01, 2-07-90

в Пензе: +7(927) 377-61-95

Храм Архангела Михаила (Белинского благочиния Сердобской епархии):

Адрес: с. Лермонтово, ул. Бугор, д. 45. Настоятель – иерей Андрей Самонин

 

Александр Алиев, фото автора

Поделиться в социальных сетях:



27 Jul 2016