Амурская Похвала и мира Заступница

Память Албазинской иконы Божией Матери

 

Албазинская икона Божией Матери

Когда заходит речь о паломничестве по России, то в большинстве случаев на ум приходят многочисленные святыни, находящиеся в её Европейской части. В этом нет ничего удивительного. Национальное ядро русской державы располагается в Центральной России, здесь сосредоточение ее духа и святости, здесь подвизались наши великие святые, строили храмы и монастыри, писали иконы, творили каноны, совершали чудеса. Отсюда, сначала из Поднепровья, затем с берегов Верхней Волги, Клязьмы, Оки началось историческое движение нашего народа: на Север, до самого Ледовитого океана, на юг – к Кавказу, позже, в самом конце XVI века, и за «Камень» - за Уральские горы. Менее чем за 60 лет русские казаки и промысловики проделали гигантский путь в 4500 км., выйдя в 1639 г. к Тихому океану. Однако заселение бескрайних просторов Сибири и Дальнего Востока шло медленно. Освоение региона, как в экономическом, так и церковном плане, затруднялось суровым климатом и отсутствием дорог.

Сибирские казаки. Художник Н.Н. Каразин

Тем не менее, за более чем четыре столетия русского присутствия за Уралом, Сибирская земля явила немало угодников Божиих. И сегодня целеустремленный паломник из Европейской России может смело отправляться на восток за благодатью Божией, изливающейся от честных мощей святителей Иоанна Тобольского и Иннокентия Иркутского, преподобного Варлаама Чикойского, праведного Феодора Томского и многих других святых.

Собор Святых в земле Сибирской просиявших

Не оставила Сибирь без своего покровительства и Пресвятая Владычица наша Богородица. Свою помощь Царица Небесная являет через чудотворные иконы: Абалакскую, Коробейниковскую, Чимеевскую.

Отдельное место в этом ряду занимает Албазинская икона Божией Матери, не только славная чудесами, от нее происходящими, но и той ролью, какую она сыграла в истории присоединения Россией Дальнего Востока.

Этот чтимый образ прославился в Приамурье в XVII в. в период освоения русскими Даурской земли. Композиционно икона относится к типу «Оранта», причем Богомладенец здесь изображен в полный рост в препоясании; правая рука Его прижата к груди, левая опущена вниз.

Название свое икона получила от крепости Албазин, основанной русскими первопроходцами на Амуре в 1665 году. Возведение крепости на самых дальних южных рубежах Сибири было связано с драматическими событиями, развернувшимися в другом русском остроге – Усть-Киренском (ныне г. Киренск Иркутской области). Часть служилых людей, не вытерпев произвола, чинимого воеводой Обуховым, подняли мятеж, в ходе которого тот был убит. Восстание возглавил приказчик Верхне-Вилимской волости Никифор Романов Черниговский. Это был бывший польский дворянин родом из Белоруссии. За 30 лет до описываемых событий Никифор был пленен русскими под Смоленском, принял православие и остался служить царю. По некоторым данным Обухов обесчестил дочь Никифора, которая к тому же была попадьей – женой местного священника. Поддержавшие Черниговского казаки бежали из Киренска на юго-восток. Осуществив тяжелейший тысячекилометровый переход через дикую тайгу и горные перевалы Забайкалья, они достигли берегов Амура. Мятежники обнаружили пепелище, где когда-то на месте городка даурского князя Албазы срубил свой лагерь легендарный атаман Е.П. Хабаров. Китайцы (или сами казаки Ерофея Павловича) сожгли острожек, но беглецы решили его возродить.

Покидая Усть-Киренск, Никифор Черниговский прихватил с собой священника - иеромонаха Ермогена, настоятеля местного Свято-Троицкого монастыря. Священник успел взять с собой ту самую икону «Слово плоть бысть», ставшую с тех пор известной под именем Албазинской.

Преподобный Ермоген Киренский и Албазинский

По пути в Даурию «черниговцы» составили подробную челобитную, в которой оправдывались за совершенное преступление и обещали верно служить русскому государю. Среди людей, приложивших руку к этой грамоте, значится и Ермоген. По-видимому, мятежники увели старца против его воли, понимая, что на новых землях потребуется устраивать традиционный церковный уклад. Ермоген расценил произошедшее как промысел Божий и с христианским смирением отправился в опасное путешествие, духовно окормляя свою новую непростую паству.

Уже к следующей осени люди Черниговского возвели крепость, обложили ясаком местное население, засеяли пашню и собрали первый, довольно богатый, урожай. Обо всем этом они не побоялись написать в ближайший русской городок – Нерчинск. Не преминув приложить к письму груз ценной пушнины. Такое неопределенное положение албазинцев длилось 10 лет. В Москве они как «воры» были приговорены к смертной казни, в то же самое время сами себя они считали государевыми людьми и исправно отсылали в казну драгоценный соболиный ясак. В результате, в 1675 году царь Алексей Михайлович простил «черниговцам» их провинности и утвердил основание острога. В том же году Никифор Черниговский скончался.

Историческая карта Забайкалья и Приамурья

Тем временем в Албазине налаживалась церковная жизнь. В самом остроге построили церковь во имя Воскресения Христова. А в 1671 году в урочище Брусяный Камень отец Ермоген заложил небольшую Спасскую пустынь, где поселился с тремя другими монахами – пожилыми казаками, принявшими постриг. Там же старец и поместил любимую икону Божией Матери. Через несколько лет монастырь имел обширное хозяйство: пашни, сенокосы, выпасы, табун лошадей и стадо рогатого скота, две мельницы, торговые лавки и даже подворье в Нерчинске.

Макет Албазинского острога в музее села Албазино Амурской области

Мирная жизнь Албазинского острога закончилась в июне 1685 года.

В Приамурье русские пионеры столкнулись с самым серьезным противником. В отличие от Сибири, где первопроходцы имели дело с малочисленными и разрозненными племенами, находящимися на другой ступени технического развития, в земле Дауров они встретились лицом к лицу с молодой Цинской империей, которая к тому же находилась на пике могущества. Маньчжуры какое-то время терпели строительство крепостей на, как они считали, своих северных окраинах, и взимание дани с их вассалов. Но, завершив возвращение Тайваня, император Канси направил на Амур многочисленную армию.

Оборона острога. Художник Тимохов С.В.

1 июня 1685 года острог был осажден войском во главе с князем Пэнчунем. Император Канси отправил под Албазин 4200 воинов, вооруженных 30 большими и 15 малыми пушками. В русской крепости в это время находились 450 человек, у которых было только 3 пушки и 300 ручных пищалей. Толбузин успел отправить гонцов в Нерчинск с просьбой о помощи, которая, к сожалению, не успела прийти. Силы противников, очевидно, были неравны, и иеромонах Ермоген убедил воеводу начать переговоры о мирной сдаче Албазина.

Цинские войска отгоняют русских от Амура. Современная китайская живопись в Летнем дворце в Чэндэ

Маньчжуры позволили большинству русских беспрепятственно уйти в Нерчинск, отобрав все имущество, но 50 попавших в плен казаков вскоре оказались в Пекине. Император обошелся с ними милостиво и предложил зачислить их в «знамённые войска». Большая часть согласилась, и для них специально учредили Русскую сотню в составе «Жёлтого с каймой знамени». Казаки получили хорошее жалованье, земли и дома. Для совершения православного богослужения император передал албазинцам и сопровождавшему их священнику Максиму Леонтьеву бывший буддистский храм. Отец Максим при оставлении Албазина взял с собой церковную утварь и иконы. После подписания Нерчинского мирного договора и многочисленных проволочек в 1716 году Россия открыла в Пекине Духовную миссию, которая просуществует до 1955 года.

Потомки казаков-албазинцев на православной литургии в конце XIX века

Что касается отпущенных маньжчурами албазинских сидельцев, то они в количестве 230 человек пошли вверх по Амуру. Впоследствии отряд разделился. Служилые люди во главе с Толбузиным прибыли в Нерчинск. Вторая группа, в которой был и отец Ермоген, двинулась на север, через водораздел и далее, по рекам, впадающим в Лену. В конце концов, иеромонах вернулся в основанный им Свято-Троицкий монастырь, где принял схиму, и 19 декабря 1690 года почил.

Усть-Киренский Троицкий монастырь на литографии XIX века

Икону «Слово плоть бысть» старец оставил по пути, в городе Сретенск (ныне это Забайкальский край, на реке Шилке, в 385 км к востоку от Читы).

Воевода Толбузин уже на следующий год вместе с большим отрядом вернулся на Амур и восстановил крепость. Однако, в конце концов, непрекращающиеся набеги цинцев вынудили русских оставить Албазин. Совершив ряд неудачных попыток взять острог штурмом, маньчжуры пытались склонить русских к добровольной сдаче. Казаки и крестьяне, несмотря на голод и цингу, почти два года, до апреля 1687 г. удерживали острог. Афанасию Бейтону, сменившему погибшего Толбузина на посту воеводы, современники приписывали слова: “Русские в плен сдаваться не привыкши!”.

К моменту снятия осады из 700 человек гарнизона в живых осталось 66. По заключённому в августе 1689 года Нерчинскому договору казаки ушли из поселения, срыв и уничтожив укрепления.

Карта территориальных потерь России по Нерчинскому договору 1689 года

Албазинский образ Божией Матери оставался в Сретенске до 1860 года, когда епископ Камчатский Вениамин (Благонравов) перенёс её в кафедральный собор недавно основанного Благовещенска.

Дело в том, что Приамурье, которое в XVII веке русские вынужденно оставили, снова стало достоянием России в 1858 году, и именно сюда, в основанный графом Н.Н. Муравьевым и епископом свт. Иннокентием (Вениаминовым) Благовещенск, переместился административный центр обширнейшей Камчатской, Курильской и Алеутской епархии.

Памятник основателям Благовещенска Н.Н. Муравьеву-Амурскому и святителю Иннокентию. Скульптор Валерий Разгоняев

Для образа изготовили серебряный оклад с памятной надписью: «Сия Албазинская икона Божией Матери принесена из Сретенска в Благовещенск преосвященнейшим Вениамином, епископом Камчатским, Курильским и Алеутским в июне 1860 года при первом вступлении его в свой епархиальный город».

Через 25 лет, после того как образ явил чудеса во время эпидемии, преосвященный Гурий (Буртасовский) установил иконе ежегодное празднование 9 (22) марта и еженедельное чтение акафиста с молебным пением. Он же предписал «всем причтам Камчатской епархии ежегодно 1 сентября совершать панихиды и заупокойные литургии о блаженном упокоении иеромонаха Ермогена, первого подвижника и проповедника веры и благочестия на Амуре».

Албазинская икона Божией Матери в кафедральном соборе г. Благовещенска

С 1902 года ежегодно, после Троицы, Албазинская икона отправлялась в долгий путь по Дальнему Востоку. От кафедрального собора до Зейской переправы её торжественно провожали соединённые крестные ходы от всех церквей во главе с архиереем. Затем на пароходе вниз по Амуру икона двигалась до Николаевска-на-Амуре, вверх по притокам Амура и на остров Сахалин. Примерно через два месяца святой образ возвращался в Благовещенск.

В 1916 году Архиепископ Владивостокский и Камчатский Евсевий (Никольский) в сослужении с Архиепископом Благовещенским священномучеником Евгением (Зерновым) Албазинской иконой освятил Амурский железнодорожный мост имени наследника-цесаревича Алексея Николаевича, завершая тем самым строительство Транссибирской железнодорожной магистрали.

Освящение Амурского железнодорожного моста в 1916 году

В 1924 году Благовещенский кафедральный собор сгорел в пожаре. Верующие люди перенесли спасённую от огня икону в Ильинскую церковь в Забурхановской слободе. В 1938 году и этот храм, находившийся последние годы в руках обновленцев, был закрыт, и святыня оказалась в Амурском областном краеведческом музее.

К началу Великой Отечественной войны на Дальнем Востоке не осталось ни одного православного прихода. Верующие Благовещенска обратились к властям с ходатайствами об открытии в городе церкви в 1945 г. Спустя два года под церковь было передано здание бывшего католического костёла.

Однако Албазинская икона оставалась в музее до самого конца Советской власти. Главная амурская святыня крестным ходом была перенесена в храм на улице Горького лишь в 1991 г. В 2002 году в мастерских художественно-производственного предприятия «Софрино» была произведена полная реставрация иконы.

По инициативе епископа Гавриила (Стеблюченко) была возобновлена традиция длительных крестных ходов с Албазинской иконой по Дальнему Востоку. Из Благовещенска до Николаевска-на-Амуре святой образ отправился на теплоходе «Миклухо-Маклай». В конце апреля 2000 года на военном самолёте икона совершила путешествие на Сахалин; затем посетила Иркутск и Читу. В октябре 2003 года Албазинская Богоматерь была перенесена в новый Благовещенский кафедральный собор.

Крестный ход с Албазинской иконой Божией Матери в Благовещенске

В 2015 году епископом Благовещенским и Тындинским Лукианом (Куценко) был составлен акафист иконе «Слово плоть бысть», отразивший среди прочего ключевую роль иеромонаха Ермогена Киренского в истории её обретения и прославления: “Видяще, Преблагая Владычице, усердие старца Ермогена, священноинока обители Усть-Киренския, благоизволила еси рукама сего образу Твоему святому на землю Амурскую принестися, у него же Великому Промыслителю Богу поем, Аллилуйя”, “Разум благопросвещен имеюще, преподобный Ермоген мужественно противостояше бедам и лишениям в земли неизведанной, явленными благодеяниями от иконы Твоея в вере укрепляем, благодарне подвизает нас звати Тебе”.

Высокопреосвященный Лукиан, архиепископ Благовещенский и Тындинский

Каждую пятницу в Благовещенском кафедральном соборе перед Албазинской иконой совершается благодарственный молебен с акафистным пением. По завершении молебна служится заупокойная лития по иеромонаху Ермогену. В 2020 году по инициативе владыки Лукиана была образована епархиальная комиссия по вопросу канонизации старца.

В 2023 году в селе Албазино Амурской области после проведения археологических раскопок открыл свои двери новый музей, расположившийся в реконструированном остроге XVII века.

Албазинский краеведческий музей

Добраться от Москвы до Албазино можно следующим образом. Районный центр - город Сковородино - расположен на Транссибирской железнодорожной магистрали. До него можно доехать на Владивостокском поезде. От железнодорожного вокзала Сковородино в Албазино ежедневно отправляются рейсовые автобусы. Кроме того, работают частные такси. Расстояние до села - 84 км. Время в пути около 1,5 часов.

В Благовещенск летают самолеты из Москвы, Екатеринбурга, Иркутска, Красноярска, Читы, Новосибирска, Хабаровска, Владивостока, Южно-Сахалинска. Кафедральный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы находится по адресу Рёлочный пер., дом 15.

 

Игорь Рыжов, магистр истории,
ст. специалист паломнической службы
Паломнического Центра Московского Патриархата.

 

Иллюстрации:

https://commons.wikimedia.org/

http://хризма.рф/

https://www.drive2.ru/

https://rvio.histrf.ru/

http://rahusdv.ru/

https://ampravda.ru/

 
Поделиться в социальных сетях:



21 Mar 2024