Семь церквей Апокалипсиса

 

То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию. (Откровение 1, 11)

Самое важное из существующих пророчеств о конце света – это Откровение Иоанна Богослова. Приблизиться к пониманию его тайного смысла можно, побывав в указанных апостолом местах. 

Турецкая земля на протяжении своей истории была частью великих империй, она богата святынями, дорогими сердцу любого верующего. Именно здесь, на западе Малой Азии, в I веке были основаны первые христианские общины, к которым обращался Господь в Откровении (известном еще под названием «Апокалипсис»), данном апостолу Иоанну. Некоторые из этих поселений сейчас лежат в руинах, другие – продолжают существовать как крупные города или небольшие провинциальные центры.

 

Эфес – родина Иоанна Богослова

Город имеет весьма древнюю и славную историю, в античную эпоху он был крупным центром ремесла и торговли. Здесь же располагалось одно из семи чудес света – храм Артемиды Эфесской, от которого сегодня сохранилось лишь несколько колонн. 

Во второй половине I века в Эфесе жил и отошел ко Господу апостол и евангелист Иоанн Богослов. Над его могилой в византийское время был возведен величественный собор. Со временем храм был практически разрушен землетрясениями, но могила любимого ученика Христова остается и поныне предметом особого почитания. Если пройтись среди развалин древней базилики, можно обнаружить хорошо сохранившийся баптистерий, который представляет собой круглую купель с двумя лестницами.  Крещаемый входил в купель, где через совершение Таинства омывался от грехов и воскресал для жизни вечной. 

Здесь можно увидеть развалины античного города, который был обнаружен 150 лет назад учеными-археологами. Почти две тысячи лет назад по этим улицам ступала нога апостола Павла, проповедавшего здесь Евангелие. Эфес очень хорошо сохранился, его история ясно прослеживается по дошедшим до наших дней постройкам – среди них наибольший интерес представляют здания театра и библиотеки. 

В византийское время центр города переместился южнее – недалеко от римского амфитеатра был возведен христианский храм. Именно здесь в 431 году проходил Третий Вселенский Собор, утвердивший православное почитание Пресвятой Богородицы. 

За пределами Эфеса находится необычная пещера. В III веке сюда на верную смерть были заключены семеро молодых воинов-христиан, преследуемых за свою веру императором. Однако вопреки ожиданиям палачей воины не умерли, а уснули крепким сном. Богу было угодно, чтобы через двести лет отроки пробудились и рассказали людям о происшедшем с ними чуде.

Христианский мир (и не только христианский – рассказ об этом событии есть и в Коране) особо чтит семерых отроков Эфесских, ведь их судьба стала образом всеобщего воскресения.

 

Смирнская катастрофа

В I веке предстоятелем смирнской церкви был святой Поликарп, любимый ученик Иоанна Богослова, чьи мощи ныне почивают в католическом храме города. 

В ХХ веке произошла трагедия. В 1922 году, в ходе Греко-турецкой войны, армия под командованием Мустафы Кемаля Ататюрка захватила город и вырезала практически все христианское население: греков и армян. Тогда погибли более 200 тысяч человек. Греки и сегодня, вспоминая об этих событиях, именуют их не иначе как Смирнская катастрофа. 

Сейчас Измир представляет собой колоритный восточный город, мало чем отличающийся от других – о его христианской истории можно лишь догадываться.

 

Пергам и Красная базилика

Одним из первых епископов этого поселения был священномученик Антипа. Отказавшись от поклонения языческим богам, он был брошен в раскаленного медного быка. 

До наших дней в Пергаме сохранились развалины храма Серапеума. Стены этого сооружения и сегодня возвышаются на два десятка метров, и даже самое смелое воображение не может представить его оригинального вида. В конце IV века пергамский Серапеум был обращен в христианскую церковь, которая, будучи обрамленной высокими стенами из красного кирпича, получила название Красная базилика. В наши дни митрополит Пергамский совершает в этом храме Пасхальную литургию.

 

Руины Фиатиры

Сейчас этот город носит название Акхисар. Здесь можно увидеть руины древнего города, развалины христианской базилики и остатки городских строений. Если внимательно рассмотреть каменные плиты, то можно обнаружить выбитые на камнях греческие надписи, христианские символы и даже суры из Корана, что свидетельствует о том, что этот храм после турецкого завоевания был обращен в мечеть.

В III веке епископ Фиатирский Карп пострадал за Христа: лошадь, к которой он был привязан, пустили по дороге из Фиатиры в Сарды. Эта дорога, ставшая местом мученической кончины, до сих пор используется для сообщения между городами.

 

Шедевры в Сардах

Интерес представляет гимнасий (древнегреческая школа), являющийся шедевром римской архитектуры. Также здесь сохранились развалины древнего гигантского храма Артемиды. Диаметр одной из колонн, поддерживавших кровлю, достигает 2 м, высота – 12 м. К этой величественной постройке примыкает небольшое здание византийской церкви весьма скромного вида.

 

Филадельфия – символ веры

Сегодня это город Алашехир с населением всего около 40 тысяч человек. Он ничем не примечателен для туристов, поэтому именно здесь можно наблюдать жизнь настоящей турецкой глубинки.

От византийской церкви VI века сохранились лишь четыре несущие колонны. Если присмотреться к стенам, то можно различить остатки византийских фресок. Вокруг храма беспорядочно лежат надгробные плиты с надписями на греческом языке и несколькими надписями по-турецки греческими буквами. Вполне возможно, что это надгробия турок, принявших Православие. 

В Откровении церковь Филадельфии предстает как наиболее верная Христу и Его учению. Поэтому имя города стало символом истинной веры и преданности. Вдохновленный этой идеей протестант Уильям Пенн в 1682 году основал в местности Пенсильвания город Филадельфию, который впоследствии стал первой столицей Соединенных Штатов Америки.

 

Раскопки в Лаодикии

Последняя из церквей Апокалипсиса – Лаодикийская. На месте города сейчас активно ведутся археологические раскопки, ученым уже удалось открыть для всеобщего обозрения древний языческий храм и часть христианской базилики. В 363 году здесь проходил Поместный Собор, среди прочего постановивший обязательное оглашение для всех желающих принять Святое Крещение и определивший канон священных книг Ветхого и Нового Завета.

 

Егор Видякин

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Турция, #Эфес, #Пергам, #Сарды, #Акхисар, #Филадельфия, #Святые, #Апостол Иоанн Богослов

14 Oct 2013