СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ, МОЛИТЕ БОГА О НАС!
18 ноября 1917 года в Русской Православной Церкви было восстановлено уничтоженное Петром I патриаршество. 
Это решение принял Поместный Собор 1917-1918 гг. При открытии Собора лишь немногие из его членов, главным образом монашествующие, были убежденными поборниками восстановления Патриаршества.
Аргументы в пользу восстановления Патриаршества были следующие:
•    Патриаршество стало известно на Руси со времени ее Крещения, ибо в первые столетия своей истории Русская Церковь пребывала в юрисдикции Константинопольского Патриарха;
•    упразднение Патриаршества Петром I явилось нарушением святых канонов. Русская Церковь лишилась своего главы;
•    мысль о Патриаршестве не переставала теплиться в сознании русских людей;
•    история Церкви в лике её предстоятелей;
•    напоминание о государственной разрухе, переживаемой страной при Временном правительстве, о печальном состоянии народного религиозного сознания;
•    от Церкви требовалась в эти годы смены власти особая духовная трезвость и мудрость, предельное сосредоточение нравственных сил;
•    настоятельная нужда в предстоятеле и вожде, который бы взял бремя ответственности за Церковь и за окормляемый ею духовно растерзанный народ;
•    восстановление Патриаршества и избрание первосвятителя обеспечит победу не только в духовной сфере, но и в государстве в целом;
•    спасение Русской Православной Церкви в годину грядущих гонений.

Собор проходил в Москве в течение 1917-1918 гг. В это время в Москве уже шли кровопролитные междоусобия. Гремела по улицам стрельба, грохотали орудийные выстрелы. 
События тех дней явились закономерным следствием вынужденного отречения Государя, когда Помазанника Божия предали не только генералы, родственники, но и духовенство. 
Состав Собора отражал либеральные веяния революционных лет, которые затронули и церковную жизнь. Многие были увлечены идеями Февральской революции и ратовали за «обновление» церковного устройства и богослужения. Эти настроения захватили часть мирян и клириков, особенно низших – псаломщиков и пономарей. В церковной печати раздавались призывы ввести белый епископат и упразднить монашество.
Шла I мировая война, правительства менялись, в стране царил хаос и беззакония, заседания собора прерывались взрывами, артиллерийским огнём по Кремлю, требованиями властей покинуть залы заседаний… И несмотря ни на что Собор состоялся и решил главную, и пожалуй единственную реализованную задачу – восстановление Патриаршества. Действовал явный Промысел Божий.
Решающими аргументами в пользу восстановления Патриаршества стал факт, что Церковь становилась воинствующей. Православие надо было защищать не только от врагов, но и от лжебратии. А без вождя войну вести нельзя. 
Извещая Церковь о восшествии на престол, Патриарх Тихон обратился к пастве с посланием: «В дни многоскорбные и многотрудные, вступили мы на древлее место патриаршее. Испытания изнурительной войны и гибельная смута терзают Родину нашу, скорби и от нашествия иноплеменных и междоусобные брани. Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная».
Узнав о казни царя, Патриарх Тихон произнес после Божественной литургии в московском Казанском соборе краткое слово: «На днях совершилось ужасное дело – расстрелян бывший государь Николай Александрович, и высшее наше правительство, исполнительный комитет, одобрил это и признал законным... Но наша христианская совесть, руководясь словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело. Иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заточат в тюрьму, пусть нас расстреливают». В канун Успенского поста Святейший Патриарх Тихон обратился к пастве с призывом к всенародному покаянию.
Большевистское руководство теснило Церковь актами об отделении Церкви от государства и Церкви от школы, конфискацией монастырских земель в ходе реализации Декрета о земле, массовыми репрессиями против церковнослужителей в годы гражданской войны, осквернением святых мощей в ходе начинающейся «культурной революции».
Почему же Русская Православная Церковь попала в такое ужасающее положение? Причин много, но ближайшая из них заключалась в общем сдвиге христианского сознания в сторону рационализма, что понизило качество веры, ослабило ее интенсивность и разорвало мистическую связь с небом. Человек не только стал больше бояться человека, чем Бога, но и верить в человеческую силу больше, чем во Всемогущество Божие.
Господь Своими неисповедимыми путями сохранил Свою Церковь «невридиму и непреобориму», проведя её через огненные испытания.

Больше о Патриархе Тихоне читайте на сайте журнала «Православный паломник»

 

Поделиться в социальных сетях:
#Святые, #Новомученики, #Патриарх Тихон, #Святой Тихон Белавин, #Святитель Тихон, #Традиции, #Восстановление Патриаршества, #Поместный Собор 1917

18 Nov 2021