Не Рио-де-Жанейро!

 

Так отозвался Остап Бендер, герой романа «Золотой теленок», о провинциальном городе Арбатове. Те же слова произнес исполнитель роли великого комбинатора Сергей Юрский, оглядев небольшой городок Юрьев-Польский, где проходили съемки фильма.

 

На пыльных мостовых

Выбор натуры для съемок – ответственнейший этап создания любого фильма. От него во многом зависит ощущение подлинности происходящего на экране. И город Юрьев-Польский, который режиссер Михаил Швейцер выбрал на «роль» Арбатова, подходил для этого как нельзя лучше.

Пыльные мостовые, дореволюционные одно- и двухэтажные дома, храмы и монастыри делали его настолько типичным для российской глубинки, что не приходилось сомневаться – именно здесь и могли происходить события бессмертного романа.

 

Михайло-Архангельский монастырь кинематографисты сняли буквально со всех ракурсов Михайло-Архангельский монастырь кинематографисты сняли буквально со всех ракурсов

 

…Вот он, великий комбинатор, стоит, вглядываясь в башенки и храмы Михайло-Архангельского монастыря XIII века, который, по мнению режиссера, вполне мог сойти за небольшой кремль, упоминавшийся в романе. Помните? «У белых башенных ворот провинциального кремля две суровые старухи разговаривали по-французски, жаловались на советскую власть и вспоминали любимых дочерей».

 

Остап Бендер

Говорят, в роли Остапа Бендера режиссер Михаил Швейцер с самого начала видел Арчила Гомиашвили, но актер не смог принять это предложение – он как раз тогда репетировал в Тбилиси моноспектакль… «Золотой теленок». (И все же Гомиашвили сыграл Остапа, но у другого режиссера и в другом фильме – у Гайдая в «Двенадцати стульях»).

 

Роль Остапа Бендера была предложена Сергею Юрскому, который как нельзя лучше воплотил замысел режиссера Роль Остапа Бендера была предложена Сергею Юрскому, который как нельзя лучше воплотил замысел режиссера.

 

Роль была предложена Сергею Юрскому, который как нельзя лучше воплотил замысел режиссера. Постановщик говорил: «Мы не хотим издеваться над Остапом. Пусть зритель вместе с умным, энергичным, обаятельным героем – может быть, сочувствуя ему, может быть, желая удачи, – пройдет путь друга Уголовного кодекса и вместе с ним убедится, что в конце-то тупик! Ведь это трагедия: жизнь растрачена впустую!»

 

Шура Балаганов

Михайло-Архангельский монастырь кинематографисты сняли буквально со всех ракурсов. Крупный план колокольни и церкви Михаила Архангела мы видим в эпизоде, когда «сыновья лейтенанта Шмидта» Остап Бендер и Шура Балаганов, выйдя из кабинета городского начальника, ждут появления «нарушителя конвенции» Паниковского.

 

Леонид Куравлев в роли Шуры Балаганова Леонид Куравлев в роли Шуры Балаганова

 

С этой скамейки на фоне Михайло-Архангельского монастыря начинается «двухсерийная» дружба Остапа и Шуры, которая в финале, как вы помните, заканчивается довольно грустно. В московском трамвае разбогатевший Шура попадается на копеечной краже сумочки. В этот момент, к слову сказать, трамвай проезжает мимо Пименовской церкви.

Любопытно, что актер Леонид Куравлев, игравший Шуру Балаганова, одновременно снимался в фильме «Вий» и потому во время съемок на «Мосфильме» нередко опаздывал – просто не успевал перегримироваться и перейти из одного павильона в другой.

 

Паниковский

Еще один «сын лейтенанта Шмидта» Михаил Самуэлевич Паниковский появляется в фильме на фоне все того же монастыря. Да как! «Не успели еще замолкнуть раскаты и переливы председательского голоса, как в портале исполкома показались два дюжих сотрудника. Они несли Паниковского. Один держал его за руки, а другой за ноги».

 

Актер сразу поставил условие: омерзительного старикашку, изображенного в романе, он играть не будет. Его герой – одинокий неустроенный человек. Он должен вызывать смех и жалость, даже сочувствие Актер сразу поставил условие: омерзительного старикашку, изображенного в романе, он играть не будет. Его герой – одинокий неустроенный человек. Он должен вызывать смех и жалость, даже сочувствие.

 

Интересно, что здание, из которого выносили Паниковского, и сегодня стоит в Юрьеве-Польском. Правда, крылечко, с которого сбрасывали «тело», увы, исчезло. Поначалу в планы Зиновия Гердта не входило играть Паниковского. Да и сам режиссер видел в этой роли совсем других артистов – Георгия Вицина, например, или Ролана Быкова. Последний был уже утвержден худсоветом, когда Швейцер решил показать кинопробу своему приятелю Гердту.

Зиновий Ефимович вспоминал: «Швейцер позвал меня ее посмотреть, попросил по дружбе подбросить идей на тему образа. Ролан-Паниковский мне очень понравился, я увлекся, стал фантазировать, показывать, что и как можно сыграть. «Ну-ка, давай мы и твою пробу сделаем», – сказал Швейцер. И кончилось тем, что Паниковского сыграл я».

Актер сразу поставил условие: омерзительного старикашку, изображенного в романе, он играть не будет. Его герой – одинокий неустроенный человек. Он должен вызывать смех и жалость, даже сочувствие.

«В моем представлении и Паниковский, и Балаганов – это „детские люди“», – говорил Гердт.

 

Автопробегом по бездорожью

Так сложился блестящий актерский состав, прекрасно дополненный Николаем Боярским (Козлевич). И первой аферой этой разношерстной компании стала попытка возглавить автопробег, чтобы произвести неизгладимое впечатление на местных жителей и поправить свое материальное положение.

 

Первой аферой этой разношерстной компании стала попытка возглавить автопробег, чтобы произвести неизгладимое впечатление на местных жителей и поправить свое материальное положение. Первой аферой этой разношерстной компании стала попытка возглавить автопробег, чтобы произвести неизгладимое впечатление на местных жителей и поправить свое материальное положение.

 

Мы все помним эпизод, когда толпа восторженно приветствует «автогонщиков». И на этом стихийном митинге Остапа, как говорится, понесло: он стал расписывать лучезарное будущее огорода Удоева. Снималась эта сцена все там же – в Юрьеве-Польском. Слева от трибуны хорошо виден Георгиевский собор – главная достопримечательность города.

 

Послесловие

Фильм «Золотой теленок», вышедший на экраны в 1968 году, не стал блокбастером, как сказали бы сейчас. Он занял в прокате лишь 17-е место. Наверное, потому, что не был комедией в чистом виде. Это была картина, понуждающая к размышлению, а характеры ее героев не поддавались однозначной оценке.

Тем не менее судьба «Золотого теленка» оказалась на редкость счастливой. Фильм не потерял своей актуальности, и сегодня он смотрится так, как будто снят только что…

 

Борис Пинский

Поделиться в социальных сетях:



25 Feb 2014