Трир – город христианской славы

 

Все до единого из 6600 воинов легендарного отряда из Фиваиды предпочли вероотступничеству мученическую смерть. Эта печальная и славная история произошла на рубеже III и IV веков, при римском императоре Максимиане. Героический Фивейский легион, дислоцировавшийся в Египте, полностью состоял из христиан. Командовал отрядом Маврикий, ему помогали Кандид и Экзюперий – все они позже были причислены к лику святых. В 283 году отряд направили в Галлию, на подавление восстания варваров-багаудов...

 

Язычество и Церковь

Испокон веков римских цезарей беспокоил «христианский» вопрос: никто не знал, как поступить с новой религией, – интегрировать в общество, отделить или вовсе уничтожить.

Пик гонений на последователей Христа пришелся на конец правления Диоклетиана, который в 303 году начал настоящую «войну на уничтожение». Хотя незадолго до этого христианская Церковь переживала относительно мирные времена. Римляне были в большинстве случаев толерантны: говорят, сам Диоклетиан терпел в своем дворце прислужников-христиан, чьих детей любил по-отцовски. Его придворным и членам их семей позволялось открыто молиться Иисусу, и даже его собственные жена и дочь исповедовали единобожие.

До самого конца III века христианам разрешалось служить в армии – конечно, при условии соблюдения культа августейшего цезаря и уважительного отношения к местному населению.

 

«Прежде мы принесли присягу Богу…»

Военные действия в Галлии закончились полной победой римлян, за что император Максимиан получил очередной титул – «Германский Величайший». По традиции в честь победы всем воинам и мирным гражданам полагалось принести жертву языческим богам – именно такой указ издал император в 286 году.

Часть Фивейского легиона находилась в тот момент на территории современной Швейцарии, остальные – в районе городов Кельн и Трир. Верные клятве, данной при крещении, легионеры единодушно отказались от жертвоприношения, но и не стали оказывать вооруженного сопротивления властям. «Мы – христиане, но мы – не изменники», – с этими словами командир легиона Маврикий приказал воинам сложить оружие. Рассвирепевший император приказал подвергнуть христиан децимации, то есть казнить каждого десятого, а остальным вновь повелел положить на жертвенник ладан. Легионеры ответили Максимиану коллективным письмом: «Мы принесли присягу Богу прежде, чем мы принесли присягу тебе. Ты не сможешь придать никакого доверия нашей второй присяге, если мы нарушим другую, первую. Вы приказали нам казнить христиан – смотрите, мы – такие же. …В наших руках оружие, но мы не сопротивляемся потому что мы предпочли бы умереть невинными, чем жить во грехе».

После повторного отказа вновь казнили каждого десятого – и так до тех пор, пока не истребили всех легионеров.

 

Марсово поле

Предание гласит, что в столичном городе Трире были замучены около полутора тысяч воинов прославленного Фивейского легиона. Трагические события многовековой давности разворачивались на Марсовом поле, где перед жертвенником установили каменное изображение императора-бога. Так городской плац – центр военной подготовки и боевой славы – стал местом массовой казни легионеров-христиан.

 

Марсово поле и храм св. Павлина Марсово поле и храм св. Павлина

 

Останки казненных в Трире мучеников были сброшены в реку Мозель – ее воды, по свидетельству летописи, стали багряно-красными от крови. Однако горожанам удалось найти и благоговейно захоронить христианские мощи на Марсовом поле.

…Наступил 313 год, и Миланский эдикт о терпимости провозгласил всеобщую свободу вероисповедания. Еще через двадцать лет на месте казни Фивейского легиона появилась первая часовня, в которой были торжественно перезахоронены тела воинов-христиан. С тех пор они покоятся в простых каменных саркофагах; лишь в XVIII веке, когда на Марсовом поле возвели храм в честь святого Павлина, епископа Трира, саркофаги украсили резьбой по камню и позолотой.

– Когда молишься у останков христиан-мучеников в крипте, где они похоронены, испытываешь удивительные ощущения, – признается паломник Олег Гавриш. – Молитва просто льется из самого сердца. Хочется не останавливать ее ни на минуту, посидеть еще немного, еще чуть-чуть поговорить с Богом…

 

1700-летие Миланского эдикта

Древний Трир (земля Рейнланд-Пфальц, Германия) по праву считается одним из главных мест паломничества Западной Европы – здесь происходили важнейшие события ранней истории христианства. В местном католическом храме святого Павлина хранятся мощи первых христианских мучеников, в том числе и солдат Фивейского легиона. Трирский кафедральный собор святого апостола Петра – бывший дворец святой Елены – является настоящим кладезем христианских святынь, среди которых Хитон Спасителя и мощевик с главой святой Елены. А в местное бенедиктинское аббатство святого Матфея приходят поклониться честным мощам этого евангелиста.

 

Собор св. апостола Петра Собор св. апостола Петра

 

В стольном граде Трире на протяжении 10 лет жил и царствовал святой император Константин. Именно Константин совместно с императором Лицинием в 313 году издал указ, провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской империи. Этот документ, названный Миланским эдиктом, явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи.

 

Мощевик с главой св. равноапостольной царицы Елены Мощевик с главой св. равноапостольной царицы Елены
Сандалия св. апостола Андрея Первозванного Сандалия св. апостола Андрея Первозванного

 

Ровно 1700 лет спустя в Трире состоялись торжества в память этой великой даты*. 12 октября 2013 года в тронном зале базилики святого императора Константина была совершена архиерейская Литургия. После Литургии гости празднества прошли крестным ходом из базилики в кафедральный собор во имя апостола Петра. В соборе были отслужены молебны перед Хитоном Господа и перед честной главой святой равноапостольной царицы Елены – святынями, которые на протяжении многих лет привлекают в Трир паломников со всего света.

 

Участники торжеств в честь 1700-летия Миланского эдикта Участники торжеств в честь 1700-летия Миланского эдикта

 

Ирина Лазарева,

фото Владимира Ештокина и Алексея Соколова

Поделиться в социальных сетях:



07 Mar 2014