Полотняные короли

 

Бойкий и смышленый мальчонка сразу приглянулся Петру I. «Ему и поднимать мануфактурное дело на Руси», – решил царь и послал Ивана Затрапезнова в Голландию учиться полотняному ремеслу.

 

В период становления российского флота Петру I требовалось развитое мануфактурное производство, чтобы не везти из Голландии парусное полотно В период становления российского флота Петру I требовалось развитое мануфактурное производство, чтобы не везти из Голландии парусное полотно.

 

Где рождались паруса...

В период становления российского флота Петру I требовалось развитое мануфактурное производство, чтобы не везти из Голландии парусное полотно, а самим производить его столько, сколько требовалось для новых кораблей.

Петр не ошибся в купеческом сыне Иване Затрапезнове. Вернувшись через семь лет из-за границы, он сразу становится крупным компаньоном в семейном деле, внедряя в практику полученные знания. А в июне 1722 года царь своим указом создает в Ярославле Большую полотняную мануфактуру и ставит во главе нее двух Иванов – Затрапезнова и голландца Тамеса.

 

Иван Затрапезнов Иван Затрапезнов

 

Для новой фабрики государство безвозмездно выделило участок на правом берегу реки Которосли (притоке Волги) в угодьях Спасо-Преображенского монастыря. Согласно петровскому указу, на работу принимались как наши соотечественники, так и иностранные рабочие, знавшие секреты ткацкого производства. Таким образом, царь лично позаботился о том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для развития полотняного ремесла на Руси.

 

...а также затрапеза

Большая ярославская мануфактура вырабатывала не только прочное полотно для парусов, но и тонкое салфеточное белье, изящные скатерцветным рисунком, канифас, фламское полотно, а кроме того – грубоватую льняную или пеньковую ткань с синими полосами.

 

Ярославская большая мануфактура. ХIХ век Ярославская большая мануфактура. ХIХ век.

 

Эта ткань благодаря своей дешевизне среди простого люда пользовалась большой популярностью. В народе ее прозвали затрапезом – по фамилии владельца фабрики. С тех пор и пошло гулять по свету всем хорошо известное выражение «затрапезный вид», что означает – бедный, непритязательный.

 

Как в Петербурге

Постепенно территория вокруг фабрики принимает вид богатой усадьбы. Здесь появляется ухоженный парк с каскадом прудов, а в 1736–1744 годах на месте деревянной часовни Иван Затрапезнов возводит совершенно уникальное для ярославской архитектуры сооружение – церковь святых апостолов Петра и Павла, которая стала почти полной копией одноименного собора в Петербурге и единственным образцом петровского барокко на Верхней Волге.

 

Церковь святых апостолов Петра и Павла Церковь святых апостолов Петра и Павла

 

Буквально преобразил всю фабричную округу. Церковный шпиль в течение нескольких столетий был самой высокой точкой города. Сюда приходили молиться и купцы, и дворяне, и простые прихожане – рабочие ткацкой фабрики. Иван Максимович Затрапезнов не дожил до окончания строительства всего нескольких месяцев. Он был похоронен в Петропавловской церкви у входа.

 

Поставщик двора Его Величества

После кончины Ивана Максимовича наследники поделили мануфактуру на две части. Каждый планировал вести дело по своему усмотрению, но отцовской хватки им явно не хватало, и прежде доходное производство стало приходить в упадок. Но в 1764 году оба предприятия переходят к новому владельцу – купцу Савве Яковлеву, и Ярославская мануфактура обретает второе дыхание.

 

Образцы ткани Образцы ткани
Образцы ткани Образцы ткани
 

Здесь стали производить изделия, которые пользовались большим спросом не только в России, но и за рубежом. Их отличала яркая расцветка, добротная и изящная выделка. Фабричные художники создавали сложные и оригинальные рисунки, выполненные цветными нитями. Большой известностью пользовались скатерти с видами города и красочными цветами. Всего же мануфактура вырабатывала изделий на сумму от пятисот тысяч до миллиона рублей ассигнациями ежегодно! Екатерина II, приехав как-то в Ярославль, лично осмотрела производство и повелела поставлять его продукцию в Петербург, к высочайшему двору.

 

Возрождение святыни

Наступил 1857 год. Ярославскую мануфактуру со всеми принадлежащими ей зданиями, угодьями и привилегиями покупают московские купцы I гильдии Иван Андреевич и Андрей Александрович Карзинкины (дядя и племянник, ведшие свою родословную из Ярославской губернии) и их петербургский коллега Гавриил Матвеевич Игумнов. При них предприятие, ставшее торгово-промышленным товариществом, обросло новыми корпусами и по количеству крутильных и прядильных веретен на ткацких станках вышло на второе место в Российской империи.

 

Дом Игумнова на Большой Якиманке Дом Игумнова на Большой Якиманке

 

И Карзинкины, и Игумнов были постоянными благотворителями Петропавловского храма. В 1880 году они выделили более 16 тысяч рублей на его ремонт, после которого стены обрели «вид дикого мрамора», появились серебряное паникадило, изразцовые печи, чугунные полы и мраморная лестница на второй этаж. Но главное – был установлен новый позолоченный иконостас, и обветшалый храм с покосившимся от урагана шпилем совершенно преобразился. Всячески поддерживая старые храмы города, купцы возводили и новые святыни. Так, на их средства была выстроена теплая церковь во имя Андрея Критского на том же берегу реки Которосль.

 

Андрей Александрович Карзинкин Андрей Александрович Карзинкин
Александр Андреевич Карзинкин Александр Андреевич Карзинкин

Не для чинов и наград

Семейство Карзинкиных входило в десятку богатейших купеческих династий России и никогда не жалело денег на благотворительность. Андрей Александрович был членом попечительского совета Николаевского дома призрения вдов и сирот купеческого сословия, регулярно жертвовал на богадельню имени Д.А. Морозова. А с 1880 года он становится бессменным старостой храма Трех Святителей на Кулишках и его попечителем.

 

Храм Андрея Критского в Ярославле Храм Андрея Критского в Ярославле

 

Не отставала от супруга и его жена – Софья Николаевна, урожденная Рыбникова. Она регулярно жертвовала на Бахрушинскую больницу и в память о своей умершей дочери Софье полностью обустроила лечебный корпус для женщин, больных туберкулезом.

Сын Карзинкиных – Александр Андреевич, следуя примеру родителей, пожертвовал крупную сумму денег Московскому городскому общественному управлению и Купеческому обществу на образование фондов для выдачи пособий неимущим. А кроме того, на свои средства построил и оборудовал лечебницу для грудных детей при Морозовской больнице.

 

Образец ткани

Образцы ткани 

Образец ткани

 Образцы ткани

 

Все это не ради почестей и наград. Как большинство состоятельных людей своей эпохи они чувствовали моральную ответственность перед бедными и возвращали часть своих доходов через благотворительность.

 

Алексанр Алиев

Поделиться в социальных сетях:



26 Jun 2015