Дорого яичко ко Христову дню

 

Традиции красить на Пасху яйца, обмениваться пасхальными приветствиями и подарками более двух тысяч лет. Начало ей положила одна из жен-мироносиц – Мария Магдалина.

 

«Христос Воскресе!»

Когда Мария Магдалина пришла к римскому правителю Тиверию, чтобы рассказать ему о Воскресении Христа, в руках у нее было обычное куриное яйцо – подношение для императора. В те времена с пустыми руками к важным особам не приходили. Состоятельные люди приносили драгоценности, а бедные – то, что могли.

 

Первое письменное упоминание об обычае дарить на Пасху яйца было найдено в древней рукописи из пергамента (Х век), хранящейся в библиотеке монасты- ря святой Анастасии Узорешительницы Первое письменное упоминание об обычае дарить на Пасху яйца было найдено в древней рукописи из пергамента (Х век), хранящейся в библиотеке монастыря святой Анастасии Узорешительницы.

 

Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме горячей веры во Христа, протянула яйцо со словами: «Христос Воскресе!» Тиверий возмущенно воскликнул: «В воскрешение из мертвых также трудно поверить, как в то, что это яйцо сейчас станет красным!» Тут же на глазах императора в доказательство слов Марии яйцо окрасилось в красный цвет.

С тех пор христиане, подтверждая свою веру в искупительный подвиг Христа, на возглас: «Христос Воскресе!» каждый раз отвечают: «Воистину Воскресе!» и дарят друг другу крашеные яйца.

 

Писанки, светики и яйчата

Праздник праздников, свет и красота, сама благодать жизни – это и есть Пасха. Как выразить свою любовь к этому особенному дню, как сделать его еще более ярким и незабываемым? Одним из объектов выражения этих чувств стало... пасхальное яйцо.

Как только не раскрашивали его, добиваясь все новых эффектов!

 

«Яйцо с решеткой и розами», 1907 г. «Яйцо с решеткой и розами», 1907 г.

 

В предвкушении Светлого Воскресения верующие вкладывали в это занятие всю свою душу и фантазию, экспериментируя с различными красками и технологиями. В разных волостях и губерниях возникал свой стиль росписи, а вместе с ним и дух соревнования – у кого лучше?

Так, в южных регионах Руси к Пасхе готовили писанки. В отличие от крашенок роспись делали на сыром яйце. Причем поэтапно, закрывая нерабочие участки растопленным воском. Тонкая кропотливая работа вызывала неподдельное восхищение, и употреблять такое яйцо на приготовление яичницы было сродни кощунству.

 

«Коронационное», 1897 год «Коронационное», 1897 год.

 

Примерно в ХVII веке возникает обычай дарить расписные яйца из дерева – яйчата. Такие уж точно не испортятся и надолго сохранят память о главном празднике года.

А в следующем столетии, когда тысячи мастериц увлеклись новым рукоделием – бисероплетением, появился спрос на светики – оплетенные бисером яйца.

 

«Курочка», 1885 год «Курочка», 1885 г.

 

На ленте под иконами

ХVIII столетие – это еще и век фарфора. Первое дошедшее до нашего времени пасхальное яйцо из этого хрупкого материала было изготовлено в 1749 году именитым мастером Дмитрием Виноградовым. Изящную вещицу оценили по достоинству – с тех пор производство фарфорового сувенира было поставлено на промышленную основу.

 

«Яйцо с вращающимися минатюрами», 1896 год «Яйцо с вращающимися минатюрами», 1896 г.

 

Каждый год накануне Светлого Воскресения Императорский фарфоровый завод получал от царской семьи крупный заказ на изготовление пасхальных яиц, которые предназначались для раздачи во время христосования. С одной стороны их украшали царские инициалы, а с другой, как правило, была запечатлена икона «Сошествие Христа в ад».

 

«Бутон розы», 1895 год «Бутон розы», 1895 г.

 

Хрупкие изделия имели сквозное отверстие, через которое продевалась лента с бантом внизу. Царские подарки полагалось подвешивать на ленте в красном углу под иконами. Такие брелоки были популярны и в царствование Николая II. Его супруга Александра Федоровна дарила своим фрейлинам, родственникам и горничным маленькие пасхальные яйца на ленте, изготовленные из серебра, золота, эмали и фарфора.

 

А внутри – сюрприз!

В 1885 году Александр III дарит на Пасху своей жене Марии Федоровне на первый взгляд обычное белое яйцо. Но внутри сюрприз – маленькая золотая курочка, а в курочке – рубиновая корона.

Принцип матрешки не нов. Но произведенный эффект превзошел все ожидания. Мария Федоровна была поражена как тонкостью работы, так и самим замыслом – желанием удивить, порадовать. С тех пор она уже не представляла Светлое Христово Воскресение без такого подарка.

 

Четырехколёсная колесница, управляемая херувимом, на которой лежит яйцо. Сюрприз в яйце — херувим с часами. Четырехколёсная колесница, управляемая херувимом, на которой лежит яйцо. Сюрприз в яйце — херувим с часами.

 

Обычай дарить на Пасху самым близким людям яйца с сюрпризом прижился в царской семье на долгие годы. Это был радостный обычай. Вот как его описывает в своем дневнике наследник Российского престола великий князь Николай Александрович: «Накануне Пасхи в Великую Субботу отправились вчетвером тетя Элла (великая княгиня Елизавета Федоровна), Аликс (Алиса Гессенская), Сандро (великий князь Александр Михайлович) и я покупать всякие пустяки для прятания в яйца. Хотя дождь не переставал лить, очень веселились и смеялись» (1894 г.,Кобург).

 

Одно – жене, другое – матушке

Пасха была любимым праздником Николая II. Рано утром после ночного богослужения царская семья собиралась для пасхальной трапезы в Малахитовой гостиной, примыкавшей к личным покоям императора. Все по русской традиции христосовались, и наступало время подарков.

 

«Петушок», 1900 год «Петушок», 1900 г.

 

После смерти Александра III любящий сын никогда не забывал преподнести вдовствующей императрице пасхальное яйцо, изготовленное в известной фирме Фаберже. Одно он заказывал для матушки, а второе – для любимой жены.

 

Память Азова 1891 г. Память Азова 1891 г.

 

В 1885 году Александра Федоровна получила в дар удивительной красоты яйцо, внутри которого оказалась изящная роза, которая напомнила ей о далекой родине – утопающем в цветах родном Дармштадте. Внутри розы скрывалась миниатюрная корона, внутри короны – кулон. Сердечность   подарка до глубины души растрогала императрицу.

 

«Ландыши», 1898 г., самое любимое яйцо Александры Федоровны «Ландыши», 1898 г., самое любимое яйцо Александры Федоровны.

 

Как отражение времени

Каждый раз, когда Николай II интересовался у Фаберже деталями своего заказа, мастер неизменно отвечал: «Государь будет доволен!» Так всегда и было, хотя замысел и техника исполнения пасхальных яиц всегда были разные. Очень часто они были посвящены тому или иному важному событию.

 

Яйцо «Транссибирская магистраль», 1900 г. Яйцо «Транссибирская магистраль», 1900 г.

 

На Пасху 1897 года императрица получила в дар яйцо, внутри которого была миниатюрная золотая карета – точная копия императорского коронационнного экипажа.

В 1900 году по случаю окончания строительства транссибирской магистрали Николай II дарит своей жене яйцо, внутри которого пряталась заводная модель поезда с пятью вагонами (один из которых – церковь). Выполненный из золота, украшенный рубиновым фонарем и алмазными фарами, миниатюрный поезд был гораздо больше, чем дорогая изящная игрушка. Это – прежде всего напоминание об одном из самых значительных достижений царствования Николая II.

 

С началом войны начали выпускать фарфоровые яйца с изображением красного креста для подарков солдатам в военных госпиталях С началом войны начали выпускать фарфоровые яйца с изображением красного креста для подарков солдатам в военных госпиталях.

 

Знаменитое стальное военное яйцо, подаренное Александре Федоровне в 1916 году, предельно лаконично – без декора и драгоценностей. А в качестве сюрприза – мольберт, на котором закреплена акварельная миниатюра с изображением императора и цесаревича Алексея на позициях русских войск.

 

Русский Фаберже

Всего фирмой Фаберже для императорского двора было изготовлено 54 пасхальных яйца, и авторство большинства из них принадлежит русскому ювелиру Михаилу Пергину. Имя этого непревзойденного мастера мало кому известно. Оно до сих пор остается в тени славы главного придворного ювелира – Фаберже.

 

Имя непревзойденного мастера Михаила Пергина затерялось в тени славы главного придворного ювелира – Карла Фаберже Имя непревзойденного мастера Михаила Пергина затерялось в тени славы главного придворного ювелира – Карла Фаберже.

 

Сами же яйца, чья цена сейчас достигает цифр со множеством нулей, ценятся прежде всего как шедевр ювелирного искусства. И мало кто помнит, что изначально они были пасхальным подарком, который нес весть о Воскресении Христа.

 

Интересные факты

В 1664 году травщик (художник по растительному орнаменту) Троице-Сергиева монастыря Прокопий Иванов специально был вызван в Москву расписывать яйца.

Два года спустя он привез ко двору 170 деревянных яиц, писанных по золоту «цветными красками разными добрыми травными образцы».

Царский иконописец Богдан Салтанов в 1675 году поднес Алексею Михайловичу к Пасхе оригинальный дар: «Три блюда – на одном из них пять яиц гусиных травчатых золоченых, на другом – семь яиц утячьих, писанных разными красками по золоту, на третьем – семь курячьих золоченых сильно; а еще ящик за слюдою, а в нем сорок яиц курячьих, писанных по золоту разными красками».

В 1887 году мастер С. Чириков создал серию пасхальных яиц с изображением двунадесятых церковных праздников. Это были лучшие фарфоровые яйца, изготовленные на Императорском заводе.

Первое письменное упоминание об обычае дарить на Пасху яйца было найдено в древней рукописи из пергамента (Х век), хранящейся в библиотеке монастыря святой Анастасии Узорешительницы, что недалеко от греческого города Салоники. В конце церковного устава, приведенного в рукописи, после молитв на Пасху надлежало читать также молитву на благословение яиц и сыра. После чего игумен, целуя братию, должен был раздавать им яйца со словами: «Христос Воскресе!»

 

Людмила Николаева

Поделиться в социальных сетях:



13 Apr 2017