У телебашни

 

Каждый, кто любовался Москвой с высоты птичьего полета, знает, что главное украшение города - горящие на солнце золотые купола. Но чем дальше от центра, тем меньше красоты и света. Почти нет храмов и у самой телебашни.

 

Возлюбившая свет

Церковь, которую планируется возвести в сквере на Новомосковской улице, хоть немного изменит ситуацию, и на 60 тысяч жителей Останкина будет уже не один храм, как сейчас, а два. И это будет первый в Москве храм, освященный в честь святой равноапостольной княгини Ольги, принявшей христианство еще до Крещения Руси. Именно поэтому ее часто называют «начальницей веры» на Русской земле.

После святого крещения патриарх Константинопольский Феофилакт сказал княгине пророческие слова: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя сыны русские будут до последнего рода».Сколько надо было иметь мужества женщине, чтобы пойти против всех и в одиночку сразиться с многовековой языческой верой? Без оглядки на недовольных княгиня Ольга повсюду низвергала идолов и ставила на их месте поклонные кресты.

 

Тропарь святой равноапостольной княгине Ольге: Крилами богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши  Бога и Творца всяческих и Того обретши, паки рождение крещением прияла еси, древа животнаго  наслаждающися, нетленна во веки пребывавши, Ольго приснославная Тропарь святой равноапостольной княгине Ольге
Крилами богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяческих и Того обретши, паки рождение крещением прияла еси, древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребывавши, Ольго приснославная.

 

Жизнь смолоду закалила ее характер. После смерти мужа, оставшись с маленьким ребенком на руках, молодая государыня приняла на себя весь груз ответственности за судьбу страны и управляла ею не как женщина, а «как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов». Но в конце жизни княгиня Ольга познала великую скорбь: ее единственный сын Святослав так и не принял Православие и остался язычником. Всю свою любовь Ольга перенесла на внуков – Ярополка, Олега и Владимира. Последний особенно чтил свою мудрую бабку и, став великим князем, крестил Русь.

 

Самовар, шары и гусли

...Любой желающий на светлой пасхальной неделе мог попить ароматного чайку из пыхтящего самовара в сквере на Новомосковской и послушать давно забытые звуки гуслей. В небо то и дело взмывали вырвавшиеся из детских рук воздушные шары. Легко простившись с очередным воздухоплавателем, малыши торопились оседлать добродушного пони или выстраивались в очередь к гончарному кругу, чтобы слепить свой первый в жизни горшок. У «макаронного прилавка» тоже тесно. Идея сделать своими руками оригинальные бусы из раскрашенных макаронин вдохновляет многих. И пока папы соревнуются в поднятии тяжестей, молодые мамы осваивают мастер-класс по плетению косичек на современный лад. А вот карандаши, фломастеры, бумага – юные художники пробуют свои силы в конкурсе «Я рисую храм».

 

Отец Алексей со своими прихожанами Отец Алексей со своими прихожанами

 

Прохожие сначала просто наблюдали за необычным действом в маленьком неприметном скверике, но вскоре, заразившись весельем, сами вступали в хоровод, чтобы поучаствовать в старинных русских забавах. Праздник, который прихожане будущего храма подарили жителям Останкина, превзошел все ожидания. Люди долго не уходили из сквера, интересуясь, что за церковь здесь будет построена.

Зря отец Алексей волновался, что желающих разделить пасхальную радость вместе с его паствой окажется в этот день немного. И напрасно волновался о том, что сроки закладки временного храма все откладываются и откладываются. Вскоре после праздника на том месте, где стояли столы и дымился самовар, началось долгожданное строительство.

 

Подобное притягивает подобное

Прихожане будущего храма – это в основном молодые, энергичные и хорошо образованные люди. Одни пришли в храм после лекций батюшки на социологическом факультете МГУ. Другие познакомились с отцом Алексеем в стенах Военной академии ракетных войск стратегического назначения, где батюшка вот уже десять лет окормляет верующих военнослужащих.

 

Николай Расторгуев, несмотря на свою занятость, дал согла- сие войти в попечительский совет строящегося храма Николай Расторгуев, несмотря на свою занятость, дал согласие войти в попечительский совет строящегося храма.

 

Есть еще и творческие люди. Когда в сквере стали совершать молебны, их стали регулярно посещать редакторы, художники, переводчики, работающие на НТВ, – здание телекомпании совсем рядом. Стоит кому-то одному познакомиться с батюшкой, как вскоре на службу приходят друзья или родственники нового прихожанина, а затем – знакомые знакомых. Так произошло и с поэтом Алексеем Рымовым, автором слов замечательных песен, которые исполняет группа «Любэ». Вслед за Рымовым в храм Казанской иконы Божией Матери в Алексеевском, где служит отец Алексей, пришли известные артисты и музыканты. А Николай Расторгуев, несмотря на свою колоссальную занятость, дал согласие войти в попечительский совет строящегося храма.

– Если такие люди объединятся в православный творческий союз, то смогут реализовать множество интересных и полезных проектов, – уверен батюшка. – Вспомните хотя бы фильм «Остров» Павла Лунгина, успех которого обеспечили православные актеры, покорившие зрителей глубиной и искренностью своих чувств.

 

С веником – на север

Чего-чего, а уж объединять вокруг себя неравнодушных людей отец Алексей умеет. Семь лет назад он создал волонтерское движение «Общее дело». «Возрождение деревянных храмов Севера». И оно стало массовым. Только в прошлом году состоялось 25 экспедиций, в которых приняли участие 200 человек. В результате 33 храма получили «первую медицинскую» помощь: их частично отремонтировали и укрепили. Еще десятки были обследованы и «взяты на карандаш».

 

Участники экспедиции на пороге востановленного храма Участники экспедиции на пороге востановленного храма

 

– Тактика у нас такая, – рассказывает батюшка. – Сначала выдвигается «разведка», чтобы осмотреть и сфотографировать храмы, нуждающиеся в срочном ремонте, затем обсуждаются первоочередные меры, проводится сбор средств – и мы в пути.

Батюшка подчеркивает: волонтеры не реставрируют, а именно спасают храмы, проводя в них противоаварийные работы. Как показывает опыт, для этого огромных денег не требуется. Порой, достаточно заменить несколько венцов в основании и залатать дырку в потолке.

 

волонтеры не реставрируют, а именно спасают храмы, проводя в них противоаварийные работы Волонтеры не реставрируют, а именно спасают храмы, проводя в них противоаварийные работы.

 

– Но первое, что мы делаем, – это очищаем храм от мусора, стираем надписи на стенах, и лишь закончив уборку, развешиваем иконы. Как правило, уже на второй день к волонтерам присоединяются местные жители. Им просто становится стыдно смотреть на то, как москвичи, приехавшие за сотни километров, наводят порядок в ИХ храме. А потом все вместе – местные и приезжие – стоят на молитве. И осознают свою причастность к «Общему делу».

– Для нас очень важно, чтобы в храме зазвучала молитва, затеплилась жизнь. Тогда сразу увеличиваются шансы на то, что у возрождающейся святыни появится попечитель, который не позволит храму разрушиться, исчезнуть с лица земли.

 

Как правило, уже на второй день к волонтерам присоединяются местные жители. Им просто стыдно становится смотреть на то, как москвичи, приехавшие за сотни километров, наводят порядок в ИХ храме Как правило, уже на второй день к волонтерам присоединяются местные жители. Им просто стыдно становится смотреть на то, как москвичи, приехавшие за сотни километров, наводят порядок в ИХ храме.

 

Каждый год в экспедиции на Север отправляются слушатели духовных семинарий, прихожане многих московских церквей, но рабочих рук все равно не хватает. Из 700 сохранившихся деревянных храмов и часовен более половины нуждаются в срочных противоаварийных работах, и это, как правило, редкие памятники русского деревянного зодчества. Их еще можно спасти. Присоединяйтесь! Расписание ближайших волонтерских поездок можно узнать на сайте www.obsheedelo.ru

 

Ворзогоры

На высоком морском берегу, окруженное заповедным нетронутым лесом, стоит старинное беломорское село Ворзогоры, где живут дорогие отцу Алексею люди – Александр Порфирьевич Слепнин и его супруга – бывшая учительница Елизавета Ефимовна. Именно в этом удивительном месте и зародилось «Общее дело».

 

Работа в экспедиции Работа в экспедиции

 

Александр Порфирьевич, не будучи даже крещеным, решил отремонтировать давно заброшенный сельский храм, чудом сохранившийся с 1636 года. Стук топора привлек внимание молодой московской художницы Татьяны Юшмановой, которую в Ворзогоры привела давняя любовь к Северу и поиск подходящей натуры для этюдов. Не отдавая отчета, какой опасности себя подвергает, Татьяна из любопытства полезла на ветхую колокольню и встретила, конечно, не самый горячий прием. Так состоялась ее знакомство с Александром Порфирьевичем, который спустя несколько лет стал, по сути, членом ее семьи.

 

"Общее дело" "Общее дело"

 

...О ребенке-сироте говорят, что его усыновили или удочерили. А как скажешь о стариках, к которым прикипел всем сердецем? Татьяна как истинно творческий человек говорит так:

– Когда я познакомила отца Алексея с Александром Порфирьевичем и его супругой, мы решили их «удедусить» и «убабусить», то есть стать для них внуками.

 

Первый молебен Первый молебен

 

С тех пор прошло немало времени: Александр Порфирьевич принял святое крещение, древний храм во имя Святителя Николая открыл свои двери для верующих, а батюшка Алексей и московская художница Татьяна Юшманова стали супругами и купили дом в Ворзогорах, которые считают теперь своей второй родиной.

 

Матушка с мольбертом

– Большинство людей почему-то думают, что матушка – это уставшая женщина, которая, кроме кастрюль и пеленок, ничего в жизни не видит, – говорит отец Алексей.

Но это далеко не так. Среди них немало врачей, филологов, педагогов, которые успевают совмещать и дом, и работу.

 

Матушка Татьяна – хрупкая, женственная и необыкновенно талантливая – совсем не вписывается в расхожий стереотип Матушка Татьяна – хрупкая, женственная и необыкновенно талантливая – совсем не вписывается в расхожий стереотип.

 

Вот и Татьяна Юшманова – хрупкая, женственная и необыкновенно талантливая – совсем не вписывается в расхожий стереотип. Когда она в храме на Варварке познакомилась с семинаристом Духовной Академии Алексеем Яковлевым, то была уже состоявшимся художником.

 

Тишина. 2005 г. Тишина. 2005 г.

 

По признанию батюшки, он почти сразу понял, что перед ним – будущая жена, а вот Татьяне потребовалось некоторое время, чтобы сделать свой выбор. Ведь в ее семье священников никогда не было, впрочем, как и художников. Последние лет сто как с одной, так и с другой стороны – только ученые. Родители – известные математики, ближайшие родственники – физики и химики. Прабабушка Татьяны, например, одна из первых женщин была принята в Московский университет и прославила свое имя изобретением стрептоцида.

 

Портрет бабушки Шуры. 2005 г. Портрет бабушки Шуры. 2005 г.

 

А вот откуда такой мощный живописный талант у матушки Татьяны, не знает никто. Воистину, дар Божий. Раз и навсегда влюбившись в Русский Север, она щедро делится этой любовью со своим зрителем. Что ни картина – то откровение, столько в ней щемящего трепетного чувства к суровой северной земле и ее удивительным людям – поморам, сохранившим, по мнению художницы, лучшие черты русского национального характера: искренность, дружелюбие, чистоту помыслов и духовность.

 

Русский север Русский север

 

Неудивительно, что работы матушки Татьяны так высоко ценятся в нашей стране и за рубежом. Ее картины регулярно выставляются на престижных выставках. Многие полотна находятся в частных коллекциях России, Англии, Германии, Дании, Австрии, США. Но есть такие, с которыми матушка никогда не расстанется – просто потому, что храма, деревни или замечательного человека, запечатленного на картине, уже больше не существует. «Русь уходящая» – так можно назвать цикл работ, который особенно дорог художнице.

Но и сегодняшний день, с его приметами возрождающейся духовности интересен Татьяне. И как знать, может быть, именно строящиеся храмы, призванные объединить в своих стенах лучшие, здоровые силы общества, вдохновят художницу на создание нового талантливого цикла. Возможно, он будет называться так: «Русь, которая вернулась».

 

Людмила Дианова

Фото Елизаветы Мелентьевой

Поделиться в социальных сетях:



24 Jul 2014